СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА
по дисциплине «Основы сестринского дела»
комплексного тестирования в магистратуру
(вступает в силу с 2020 года)
1. Цель составления: Определение способности продолжать обучение в организациях реализующих программы послевузовского образования Республики Казахстан.
2. Задачи: оценка уровня подготовки поступающего для обучения по группе образовательных программ 7М101 «Здравоохранение» по направлению «Сестринское дело».
М141 – Сестринское дело
шифр группа образовательных программ
3. Содержание теста:
№ | Содержание темы | Уровень трудности | Количество заданий |
1 | Философия сестринского дела. Основные понятия сестринского дела. Профессиональная этика и деонтология. | А | 1 |
2 | Понятие о ВБИ, инфекционный процесс. Инфекционный контроль, профилактика ВБИ. Дезинфекция: виды, способы. Предстерилизационная обработка. Стерилизация: виды, способы, средства | С | 1 |
3 | Биомеханика тела. Транспортировка пациентов. Устройства и основные функции приемного отделения, санитарная обработка пациента (полная, частичная), санобработка при выявлении педикулеза. Антропометрия, введение медицинской документации. Методика измерения пульса, АД, ЧДД, температуры тела и контроль диуреза. | А, С | 1, 1 |
4 | Личная гигиена пациента. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями, волосистой части головы, уход за кожей пациента, техника проведения туалета: ног, половых органов и анального отверстия. | А | 1 |
5 | Организация лечебного питания в медицинских организации. Кормление тяжелобольных. Искуственная кормление пациентов. Смена нательного и постельного белья пациенту. Обеспечения подкладным судном, калоприемник, мочеприемником (обеззораживание выделений). | В, С | 1, 1 |
6 | Забор материалов для лабораторных исследований мочи, мокроты, кала. Клинические исследования крови. Нормы показателей анализа крови и мочи. Взятия маска из зева и носа. | А | 1 |
7 | Набор лекарственных средств из ампулы и флаконов. Разведение и расчет антибиотиков и сроки хранения приготовленных растворов. Расчет дозы инсулина. Набор инсулина в шприц. | А | 1 |
8 | Место постановки, техника выполнения внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций, внутривенных капельных вливани.Забор крови из вены. | В, С | 1, 1 |
9 | Промывания желудка: оснащение, техника проведения, возможные осложнения. Методика проведения исследования желудочного содержимого (фракционное зондирование). Исследование дуоденального содержимого, зондовый и беззондовый методы. | А | 1 |
10 | Катетеризация мочевого пузыря: оснащение, методика проведения, осложнения, показания и противопоказания. | А, С | 1, 1 |
11 | Понятие о рентгенологичесоком методе исследования. Показания и противопоказаня. Подготовка пациента к бронхографии, флюрографии, коронарографии, ангиографии, холецистографии, урографии, ирригографии, исследования желудка и кишечника, компьютерная и магниторезонансная томография. Участие медицинской сестры в проведении исследовании. | А, В | 1, 1 |
12 | Терминальные состояния. Техника проведения базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР). Критерии эффективности. | В | 1 |
13 | Типы, структура и организация работы медицинских организаций. Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организациях. Медицинские отходы: классы, хранение, транспортировка и утилизация. | С | 1 |
14 | Лечебно-охранительный режим медицинских организаций. Режим активности пациента. Положение пациента в постели. | В | 1 |
15 | Простейшие физиотерапевтические процедуры: понятие, виды, принципы воздействия, лечебный эффект. | В | 1 |
16 | Основные группы лекарственных средств. Выписка, раздача, хранения. Правила хранения и учета наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. Сублингвальный, трансбукальный, ректальный способы введения лекарственных средств. Наружное применение лекартсвенных средств: лекарственные формы, методика проведения. | В, С | 1, 1 |
17 | Организация работы процедурного кабинета. Обработка рук медсестры на гигиеническом уровне. Надевание и снятие стерильных перчаток. Требования к личной гигиене и спецодежды медсестры. Барьеры личной защиты. Меры предосторожности и тактика медсестры при работе с кровью и др. биологическими жидкостями. | В | 1 |
18 | Внутривенное капельное вливание — показание, противопоказание, лекарственные средства, скорость введения. Постинъекционные осложнения. Особенности введения магния сульфата, хлористого кальция, гепарина, масляных растворов, сердечных гликозидов. | В, С | 1, 1 |
19 | Введение в сестринский процесс. Этапы сестринского процесса. Сущность, цели и задачи сестринского процесса. Документация сестринского процесса: сестринская история болезни по системам. | А | 1 |
20 | Понятие о лихорадке. Периоды и особенности ухода в каждом периоде. Физиологические отправления. | В | 1 |
21 | Понятие о эндоскопическом методе исследования. Показания и противопоказаня. Подготовка пациента к ФГДС, бронхоскопии, хромоцистоскопии, колоноскопии, ректороманоскопии, цистоскопии, торакоскопии, лапароскопии. Ультразвуковое исследования. | В | 1 |
22 | Понятие «клизма». Виды, цели, показания и противопоказания. | В, С | 1, 1 |
Количество заданий одного варианта теста | 30 |
4. Описание содержания заданий:
Значение дисциплины состоит в обеспечении вклада в интегральную систему формирования специалиста, в создании устойчивого стереотипа профессиональной деятельности на всех ступенях и этапах организации медицинской помощи. Объектом изучения дисциплины являются все виды и условия профессиональной деятельности, которые осуществляются медицинским работником по общему уходу за пациентом и направлены на обеспечение положительного эффекта диагностического и лечебного процесса.
5.Среднее время выполнение задания:
Продолжительность выполнения одного задания — 2 минуты.
Общее время теста составляет 60 минут
6. Количество заданий в одной версии теста:
В одном варианте теста — 30 заданий.
Распределение тестовых заданий по уровню сложности:
— легкий (A) — 9 заданий (30%);
— средний (B) — 12 заданий (40%);
— сложный (C) — 9 заданий (30%).
7. Форма задания:
Тестовые задания представлены в закрытой форме, что требует выбора одного правильного ответа из пяти предложенных.
8. Оценка выполнения задания:
При выборе правильного ответа претенденту присуждается 1 (один) балл, в остальных случаях – 0 (ноль) баллов.
9. Список рекомендуемой литературы:
Основная литература
На русском языке:
1. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». — М. : ГЭОТАР — Медиа, 2009. — 512 с.
2. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела: практикум / Т. П. Обуховец; под ред. Б. В. Кабарухин. — Ростов н/Д : Феникс, 2014. — 603 с.
3. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела: практикум / Т. П. Обуховец; под ред. Б. В. Кабарухин. — Ростов н/Д : Феникс, 2017. — 687 с.
На казахсском языке:
1. Адилова, Л. М. Мейіргердің манипуляциялық әрекетінің алгоритмдері: оқу құралы = Алгоритмы сестринских манипуляций : учебное пособие. — М. : «Литтерра», 2016. — 248 бет с.
2. Кабиева С.Н. Клиникаға кіріспе: оқулық, том I./ С. М. Кабиева, А.Т. Туймебаева, Г.Л. Алишева. — Алматы: Эверо, 2015. – 287 б.
3. Мухина, С. А. «Мейірбикелік іс негіздері» пәнінен практикалық басшылық : медициналық училищелер мен колледждерге арналған оқу құралы.- М. : ГЭОТАР — Медиа, 2014. — 496 бет. с.
4. Морозова, Г. И. Медбикелік іс негіздері М. : ГЭОТАР — Медиа, 2014. — 256 б.
5. Мұратбекова , С. Қ. Мейірбике ісінің негіздері: оқулық / С. Қ. Мұратбекова . — Алматы : Фолиант, 2007. — 604 бет.
Дополнительная литература
На русском языке:
1. Адилова, Л. М. Мейіргердің манипуляциялық әрекетінің алгоритмдері: оқу құралы = Алгоритмы сестринских манипуляций : учебное пособие. — М. : «Литтерра», 2016. — 248 бет с.
2. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник для мед. училищ и колледжей / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательская группа «ГЭОТАР- Медиа», 2010. – 512.
3. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 мая 2017 года № 357 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения»;
4. Приказ Председателя Комитета государственного санитарно- эпидемиологического надзора МЗ РК от 23.04.2013г. № 111 « Методические рекомендации по обработке рук сотрудников медицинских организаций РК»;
5. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 октября 2012 года № 676 «Об утверждении стандартов аккредитации медицинских организаций» (с изменениями и дополнением от 5 июня 2018), Приложение 2, Глава 4: Лечение и уход за пациентом, Параграф 3: Лечение и уход за пациентом.
На казахсском языке:
1. Нурманова, М. Ш. «Мейірбике ісі негіздері» пәні бойынша мейірбикелік технологиялар стандарттарының жинағы: жинақ / М. Ш. Нурманова, Ж. Т. Матакова, Э. Т. Бейскулова ; Қарағанды : ЖК «Ақнұр», 2012. — 250 бет.
Электронные издания:
На русском языке:
1. Мухина, С. А. Теоретические основы сестринского дела [Электронный ресурс] : учебник для мед. училищ и колледжей / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. — 2-е изд., испр. и доп. — Электрон. текстовые дан. (38,1 МБ). — М. : Издательская группа «ГЭОТАР- Медиа», 2011. — 368 с. эл. опт. диск (CD-ROM) : ил.
2. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» [Электронный ресурс] : учебник для мед. училищ и колледжей / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. — 2-е изд., испр. и доп. — Электрон. текстовые дан. (39,3 МБ). — М. : Издательская группа «ГЭОТАР- Медиа», 2010. — 512 с. эл. опт. диск (CD-ROM) : ил.
3. Стандартные операционные процедуры: http://www.rcrz.kz/index.php/ru/glavnaya/22-informatsiya/1386-tipovye-pravila-standartnykh-operatsionnykh-protsedur-dlya-statsionarov
На казахсском языке:
1. «Мухина, С. А. Мейірбикелік іс негіздері пәніне практикалық басшылық [Электронный ресурс] : мед. училищелер мен колледждерге арналған оқу құралы. — Электрон. текстовые дан. ( 60,3Мб). — М. : ГЭОТАР — Медиа, 2017
2. Адилова, Л. М. Мейіргердің манипуляциялық әрекетінің алгоритмдері [Электронный ресурс] : оқу құралы = Алгоритмы сестринских манипуляций : увеб. пособие / Л. М. Адилова. — Электрон. текстовые дан. (39.5Мб). — М. : «Литтерра», 2016. — 248б. с.
На английском языке:
1. The Global Patient Safety Challenge – clean care is safer care. Information sheet 6: Glove use. World Health Organization, 2006.
2. World Health Organization et al. Do not harm: injection safety in the context of infection prevention. Washington, DC, John Snow Inc, 2005.
3. WHO guidelines on drawing blood: best practices in phlebotomy. World Health Organization, 2010.
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА
по дисциплине «Менеджмент в сестринском деле»
для комплексного тестирования в магистратуру
(вступает в силу с 2020 года)
1.Цель составления: определение способности продолжать обучение в организациях реализующих программы послевузовского образования Республики Казахстан.
2.Задачи: оценка уровня подготовки поступающего для обучения по группе образовательных программ 7М101 «Здравоохранение» по направлению «Сестринское дело».
М141 – Сестринское дело
шифр группа образовательных программ
3. Содержание теста:
№ | Содержание темы | Уровень трудности | Количество заданий |
1. | Основы практического менеджмента. Система менеджмента организации. Сущность и аспекты менеджмента. Стратегическое управление и планирование. Миссия и цели организации. | А | 1 |
2. | Контроль и регулирование как предметная функция менеджмента. Социально-психологические функции менеджмента. Процессуальные функции менеджмента. | А, С | 1, 1 |
3. | Компетенция менеджера и его организационная среда. Профессиональные требования к менеджеру. Организационная среда менеджера. Методы и стили менеджмента. | А, С | 1, 1 |
4. | Модель формирования стиля руководства на предприятии. Методические приемы и инструменты практического менеджмента. Содержание инструментов практического менеджмента | В | 1 |
5. | Деловое общение и управленческие конфликты в медицинских организациях. | А, С | 1, 1 |
6. | Эффективность и конкурентноспосбность современных организаций. Человеческий фактор в управлении. | А | 1 |
7. | Оценка и подготовка кадров. Проблема кадров в управлении в системе здравоохранения. Оценка руководителей и управленческого персонала. Психологические аспекты введения в должность. | В, С | 1, 1 |
8. | Значение, принципы составления стандартов и клинических протоколов. | В, С | 1, 1 |
9. | Функции Комитета по контролю качества и оказания медицинских услуг в РК. | С | 1 |
10. | Производственные и хозяйственные ситуации в менеджменте. Меры антикризисного управления. Правила рассмотрения ситуации. Проблемная ситуация. Природа и причина возникновения конфликтов и пути их решения. | А, В | 1, 1 |
11. | Управление стрессом. Управление организационными изменениями. | В | 1 |
12. | Эволюция и современное направление развития менеджмента. Характеристика школы научного менеджмента. Основные характеристики школы человеческих отношений. | В | 1 |
13. |
Современные особенности функции планирования. Модель мотивации А.Маслоу. Теория мотивации Ф. Херцберга. Теория мотивации В. Врума. |
В | 1 |
14. |
Характеристики авторитарного стиля управления. Формирование лидерских качеств менеджеров. Модели поведения менеджеров в организациях рыночного типа. |
В | 1 |
Количество заданий одного варианта теста | 20 |
4. Описание содержания заданий:
Цель дисциплины: овладение знаниями о предмете, умениями и навыками в области теории и практики управления системы менеджмента качества, стандартизации, познание основных функций менеджмента, изучение организационных структур управления сестринскими кадрами и проблем, связанных с ними.
5.Среднее время выполнение задания:
Продолжительность выполнения одного задания– 2,5 минуты.
Общее время теста составляет 50 минут
6. Количество заданий в одной версии теста:
В одном варианте теста – 20 заданий.
Распределение тестовых заданий по уровню сложности:
— легкий (A) — 6 заданий (30%);
— средний (B) — 8 заданий (40%);
— сложный (C) — 6 заданий (30%).
7. Форма задания:
Тестовые задания представлены в закрытой форме, с выбором одного или нескольких правильных ответов
8. Оценка выполнения задания:
Выбор всех правильных ответов оценивается в 2 (два) балла, за одну допущенную ошибку присуждается 1 (один) балл, за допущенные 2 (два) и более ошибки – 0 (ноль) баллов.
9. Список рекомендуемой литературы:
1. Тасмаганбетова А.А., Сыздыкова К.Ш., Тулебаев Ж.С., Авгамбаева Н.Н. Административный процесс и менеджмент в сестринском деле: учеб. пособие / — Алматы : Эверо, 2012. — 306 с.
2. Хамзина Н. К. Менеджмент в сестринском деле: учеб. пособие 2-е изд. — Алматы: Эверо, 2015. — 196 с.
3. Сыздыкова К. Ш., Рыскулова А.Р., Тулебаев Ж.С. Менеджмент в здравоохранении: учебное пособие. – Алматы: «Акнур», 2015. – 236 с.
4. Сыздыкова К. Ш., Тулебаев Ж.С., Мусина Н.С. и др. Менеджмент в сестринском деле. Учебное пособие. «Акнур», — 2017. -228 с.