Результаты мониторинга образовательного процесса, Центр МАКО и НСРМО.

Отчет по опросу интернов 2-го года обучения в 2014 г

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д. АСФЕНДИЯРОВА

 

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА,

ЦЕНТР МАКО и НСРМО

 

 

 

 

 

Руководителям  кафеДр и модулей ВМШ казнму

 

 

 

Отчет

  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ

 «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  НА КАФЕДРАХ ВМШ»

В 2013-2014 УЧ.ГОДУ

 

 

 

Алматы, 2014 г.

__________________________________________________________________________________ 

Цель исследования:  повышение качества подготовки  выпускников  КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.

Целями проводимого исследования являлись:

—         оценка мнения выпускников университета по методам обучения, применяемым на кафедрах интернатуры и резидентуры в текущем учебном году.

—         определение   уровня заинтересованности интернов.

  Объектом данного исследования выступали интерны разных направлений подготовки 2013-2014 учебного года. В анкетировании участвовали интерны 2-го года обучения КазНМУ. Количество  проанкетированных  интернов   – 415 (46% от общего числа 904).

  Сроки проведения мониторинга потребителей образовательных услуг:   май  2013-2014 уч. года. В анкете были использованы ключевые 13 вопросов (Приложение 1), определяющие степень вовлеченности студентов в процесс обучения на кафедрах.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Анкета начинается с легких вопросов. На первый вопрос «Можете ли Вы читать профессиональную литературу на английском языке?» больше половины (55%) ответили «да, со словарем», также позитивный ответ получили от студентов (14%), которые утверждаю, что «свободно владеют» английским. 23% респондентов не могут читать проф. литературу на данном иностранном языке. Всего 7% уклонились от ответа.

 

Следующий вопрос направлен на определение частоты процесса и выглядит так: «Как часто Вы читаете научную литературу?». Большинство (41%) интернов  «иногда» уделяют внимание чтению научной литературы. 29% читают ее не реже 1 раза в неделю.            Остальные 25% читают не реже 1 раза в месяц.

 

76% студентов имеют доступ к компьютерам на кафедре.

 

 

Постоянный доступ к библиотеке кафедры имеют 55% интернов, когда 23% из общего числа пользуются ресурсами библиотеки «иногда».

 

В симуляционных классах обучаются «постоянно» — 44%, «иногда» — 30%.   В сумме доступ в симуляционные классы имеют 74% интернов.

 

 

На практике чуть меньше половины (49%) интернов   курируют до 50 пациентов за  год. 9% респондентов работают в среднем с 610-900 больными в год, а 8% курируют от 50 до 100 больных в год. 7% студентов курируют  от 100 до 500 пациентов за год обучения в интернатуре. На данный вопрос не дали ответа 13% респондентов.

81% интернов   КазНМУ имели возможность обучаться в Центре практических навыков на медицинских симуляторах.  

 

87% респондентов выполняли задания по клиническим симуляциям во время обучения на кафедре.  

 

В клинических исследованиях на кафедре участвуют чуть больше половины (55%), в выполнение научного исследования на кафедре вовлечены также чуть больше половины (54%) студентов    

 

 

 

Следующий блок вопросов (11, 12, 13 вопросы) был направлен на выявление методов, применяемых в процессе обучения на кафедрах, на оценку таких методов со стороны студентов. На вопрос, «Какие методы  обучения из ниже перечисленных,  преподаватели данной кафедры применяют и как часто?» от 32 до 46% респондентов не дали вообще никакого ответа, что может с одной стороны рассцениваться как не желание отвечать, а с другой стороны как  не понимание анкетируемыми  сути интерактивных и активных методов обучения.

По мнению тех кто ответил на  данный вопрос,  следующие формы организации занятий являются наиболее эффективными: решение клинических задач и сценариев, дискуссии, мозговой штурм, учебные ролевые игры, деловые игры. Данные ответы варьируют  в районе 10-20%. Другие методы организации обучения имеют показатели ниже 10%, что показывает на их нечастое повторение при опросе и малую популярность среди студентов.  

Последний ситуационный вопрос был составлен для определения позитивного или негативного настроя респондентов. 87% ожидают отличного овладения знаниями и навыками после обучения на кафедрах.

 

Из комментариев студентов установлено, что интернов большего всего волнует материально-техническое оснащение кафедр, оснащение учебных комнат компьютерами и их количественное увеличение.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анкета разделена на три блока. Первый блок (с 1 по 5 вопросы) определяют уровень владения иностранным языком, доступ интернов к образовательным ресурсам.  Второй блок вопросов (с 6 по 10) направлен на выявление степени вовлеченности интернов  в процесс обучения на кафедрах и оценке методов обучения. В третьем блоке вопросов (с 11 по 13) студенты дали свои мнения, пожелания по методам обучения, применяемым на кафедрах ВМШ.

По первому блоку вопросов было выявлено, что больше 70% студентов имеют доступ к библиотеке кафедр, компьютерам и симуляционным классам во время обучения на кафедрах интернатуры. Лишь 14% опрошенных  как они сами считают «владеют английским языком свободно»,  больше половины (55%) умеют читать профессиональную литературу с помощью словаря, что так же является не совсем тем показателем, который ожидает университет от своих выпускников. К сожалению почти 31% опрошенных «редко» или «никогда» не читают научную литературу, что говорит о том, что или преподаватели не стимулирую и не призывают обучающихся к этому, или сама организация практического занятия не ведет к необходимости чтения научной литературы.  В симуляционных классах полноценно обучаются 74% интернов.

Как показывают данные, в среднем 50% респондентов курируют около 50 больных в год или примерно до 5 пациентов в месяц, что так же является недостаточным для полноценного формирования практических навыков новой генерации выпускников национального медицинского вуза. Конечно есть показатели курации свыше 600 пациентов в год (примерно 12% опрошенных дали такие ответы), однако они так же сомнительны, так как обеспечить каждого интерна 60 пациентами в месяц не может ни одна кафедра университета, за исключением оперативных приёмов в период неблагополучной эпидобстановки  в поликлиниках или работе в составе бригады скорой помощи, так же такое возможно во время выездной практики. Поэтому ответы на вопрос о количестве курируемых пациентов невозможно трактовать однозначно. Тем не менее, в результате анкетирования получено общее представление об организации практической работы для интернов на кафедрах университетаБольшинство ответивших выпускников (57%)  КазНМУ обеспечены примерно 50-100 пациентами в год.

В Центре практических навыков больше 70% студентов занимаются на медицинских симуляторах и почти такое же количество студентов (83%) регулярно выполняют задания по клиническим симуляциям.

Немногим более 50% респондентов вовлечено в научные и клинические исследования (КИ), проводимые на кафедрах, в то время как от 30% до 32%  не участвуют в данном виде работы или  затруднились с ответом (примерно 15%), что так же является отрицательным результатом. В совокупности получается 45% респондентов. Этот  показатель может свидетельствовать о том, что на кафедрах ВМШ или отмечается не высокий уровень организации научной работы и клинических исследований, или преподаватели кафедр не заинтересованы в вовлечении обучающихся в НИР и КИ.

Интересные данные получились при определении частоты применения разнообразных методов обучения на занятиях. Около 30% респондентов заявили, что преподаватели применяют данные методы, тогда как  в среднем 42-43%  интернов не ответили (или не знают) с помощью каких методов их обучают. От 10 до 18% респондентов утверждают, что их преподаватели применяют  интерактивные и активные  методы постоянно.

По мнению студентов, такие формы организации занятий как решение клинических задач и сценариев, дискуссии, мозговой штурм, учебные ролевые игры, деловые игры являются наиболее эффективными и по ним задания и материалы легко усваиваются.

Особую важность для студентов-интернов занимают техническое оснащение аудиторий и нехватка компьютеров. Также респонденты отметили важность увеличения  количества часов на работу с пациентами.

Привести сравнительные данные опроса интернов прошлого и текущего учебного года нет возможности, так как в этом учебном году применялась новая анкета, согласованная с руководством постдипломной подготовки. Тем не менее, мы приводим сравнительные данные по некоторым вопросам, которые  отчасти совпадают и содержанию комментариев.

В сравнении с результатами анкетирования интернов в прошлом учебном году,  где качество полученного образования  в интернатуре, по мнению большинства (92%) опрошенных интернов терапевтов, педиатров, стоматологов и ВОП соответствует их ожиданиям.  В текущем учебном году так же большинство опрошенных выпускников университета (87%)  считают, что обучение на кафедрах ВМШ  позволило им овладеть достаточным уровнем знаний и навыков по специальности.  Как и прошлом учебном году, по-прежнему, злободневным  является качество овладения интернами ключевых компетенций.    По данным опроса в 2013 г., за период обучения в интернатуре в основном совершенствуются практическая и правовая компетенции, в меньшей мере развиваются знания и коммуникативные навыки. По данным опроса 2014 г. на кафедрах  одинаковое значение  уделяется преподаванию всех 5-ти составляющих компетентностной модели.  По-прежнему, интерны высоко оценивают роль выездной практики в формировании практических навыков, критического мышления, навыка принятия решения, самостоятельности и саморазвития.   80% опрошенных выпускников интернатуры 2013 г.   были  уверены в себе как будущем  враче. В текущем году уже 87% интернов высоко оценивают полученных знания и навыки.  Как видим из результатов исследования 2014 г. интернов волнует  практическая подготовка, которая  однозначно улучшилась (83%  респондентов обучается  в ЦПН и на симуляторах), но, как и в прошлом учебном году,  преподаватели кафедр интернатуры   много времени уделяют теоретической подготовке.

В результате социологического исследования определены проблемные вопросы организации обучения в интернатуре:

 Ситуации, требующие улучшения

  1. Свободный  доступ интернов  к  пациентам на кафедрах интернатуры и резидентуры
  2. Достаточное для освоения образовательной программы количество пациентов для интернов
  3. Вовлеченность обучающихся в научную работу и клинические исследования, проводимые  на кафедрах
  4. Понимание интернами  сути интерактивных и активных методов обучения
  5. Целевое применение данных методов обучения  со стороны преподавателей, направленное на ожидаемый конечный результат
  6. Формирование исследовательских навыков у интернов,  необходимости изучения научной литературы и применения её на практике
  7. Образовательные ресурсы кафедр (библиотека, компьютеры, компьютерные обучающие программы)

 

Группа исследователей Центра МАКОиНСРМО:

Директор    Сарсенбаева С.С.

Эксперт, магистр социологии   Килыбаев Т.Б.

Старший методист  Умарова М.А.

Методист  Ауезбекова М.

16.06.2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *