Основные направления деятельности:
- образовательные: реализация кредитной системы образования (КСО) и ее теоретико-методологическое и организационное обеспечение на кафедрах базовых дисциплин; координация деятельности кафедр в рамках реализации образовательных программ.
- профессиональные: развитие профессиональных, научно-педагогических и личных компетенций ППС.
- научные: проблемы качества жизни и долголетия, глобальное здравоохранение.
Задачи:
- дальнейшее систематическое совершенствование образовательных программ, направленных на овладение студентами основных компетенций, в том числе по междисциплинарному принципу;
- участие в разработке модели образовательных программ дисциплин для каждого курса и специальности, их систематическая оценка, обеспечивающая выявление и рассмотрение возникающих проблем, с последующей разработкой предупреждающих и корректирующих мероприятий;
- координация научно-исследовательской деятельности кафедр по собственным и комплексным (междисциплинарным) научным программам;
- реализация программы обучение через научные исследования на основе собственного опыта кафедры и современных мировых научных технологий;
- систематическое совершенствование уровня педагогического и профессионального мастерства ППС кафедр; анализ эффективности деятельности ППС с целью определения их рейтинга.
- формирование учебно-методического сопровождения дисциплин;
- участие в обеспечении академической мобильности ППС;
- мониторинг внедрения инноваций в учебный процесс на кафедрах;
Кадровый состав Департамента.
2011-2013 гг.
-директор департамента – Юсупов Р.Р.
-методист – Торегельдиева А.Б.
C 01.10. 2013 и по настоящее время
-директор департамента – Мустафина К.К.
-методист – Торегельдиева А.Б.
8 кафедр и 3 модуля:
- Кафедра биологической химии. Зав. кафедрой профессор Шарипов К.О.
- Кафедра молекулярной биологии и генетики. Зав. кафедрой профессор Куандыков Е.У.
- Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии. Зав. кафедрой профессор Рамазанова Б.А.
- Кафедра нормальной физиологии. Зав. кафедрой доцент Рыспекова Ш.О.
- Модуль нормальной физиологии. Зав. модулем доцент Рослякова Е.М.
- Кафедра общей иммунологии. Зав. кафедрой профессор Шортанбаев А.А.
- Кафедра патофизиологии. Зав. кафедрой доцент Балабекова М.К.
- Модуль патофизиологии. Зав. модулем Толепбергенова М.Ж.
- Кафедра физического воспитания и здоровья. Зав. кафедрой доцент Фадеева О.Ю.
- Кафедра химии. Зав. кафедрой профессор Алиев Н.У.
- Модуль валеологии. Зав. модулем доцент Айхожаева М.Т.
На кафедрах учебного департамента обучение ведется по 7 специальностям на уровне бакалавриата: «Общая медицина», «Стоматология», «Общественное здравоохранение», «Фармация», «Технология фармпроизводства», «Медико-профилактическое дело», «Сестринское дело». Подготовку бакалавров медицины осуществляет опытный профессорско-преподавательский состав.
В СОСТАВЕ ППС ДЕПАРТАМЕНТА ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ КАК:
- Сатпаева Ханиса Канышевна – профессор, представитель Золотого Фонда Университета. Основоположник валеологии в РК и курса валеологии в КазНМУ. Автор учебника по физиологии для медицинских и педагогических ВУЗов на государственном языке «Адам физиологиясы». За создание учебника награждена медалью имени А.Байтурсынова. Обладатель ордена «Трудового Красного Знамени», медалей: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», им. И.П.Павлова и «К 10-летию независимости РК», «Знак почета», «Заслуженный деятель науки Казахстана»; значков «Отличник высшей школы СССР», «Отличник здравоохранения СССР»; звания «Почетный профессор КазНМУ». 1 сентября 2012 года в КазНМУ состоялось торжественное открытие центра «Наук о жизни» имени Х. К. Сатпаевой.
- Котова Альбина Леоновна. –профессор. Имеет 400 публикаций, 4 монографии, 10 учебно-методических пособия, 11 рацпредложений., 4 изобретения. Основоположник «Школы микробиологов» в Казахстане, за что была награждена значком «Авицена». Руководитель 48 кандидатских и 10 докторских диссертаций. Обладатель медали «Шапагат», звания «Отличник здравоохранения СССР и КазССР».
- Плешкова Светлана Михайловна– профессор, академик Академии профилактической медицины РК, заслуженный деятель науки РК, стипендиат государственной премии РК для ученых и специалистов.
- Рамазанова Бахыт Аманулловна – профессор. Имеет 140 научных публикаций, 2 монографии, 1 учебник, 4 патента. Обладатель звания «Лучший преподаватель 2012 года» (МОН РК). Имеет медаль «Гиппократа».
- Шортанбаев Алихан Абжанович — профессор, академик РАЕН, член-корреспондент Академии образования РК, Президент Казахстанской ассоциации иммунологов, аллергологов и иммунореабилитологов, член Правления научного общества «Интерастма-СНГ», член Российской Академии естественных наук.
- Нурмухамбетов Адильман Нурмухамбетович — доктор медицинских наук, профессор, член Европейского общества лимфологов, член координационного совета по морфологическим дисциплинам РФ. Основоположник экологической патофизиологии в Казахстане.
- Куандыков Есенгельды Усербаевич – профессор, организатор первой в медицинских вузах РК кафедры медицинской биологии и генетики в ЮКГМА. Автор более 75 научных трудов, 7 учебников и русско-казахского словаря основных генетических и биологических терминов. Первый визитинг-профессор, выехавший для обмена опытом, в США, Нью-Йоркский университет.
- Шарипов Камалиддин Орынбаевич — профессор. Имеет 110 научных публикаций, 4 предпатента РК, 1 инновационный патент РК. В настоящее время работает над открытием сателитного центра Института Микроэлементов ЮНЕСКО в Казахстане на базе КазНМУ.
- Алиев Нысанали Ужетбаевич — профессор, действительный член Нью-Йоркской АН США. Автор более 460 научных публикаций и учебно-методических работ, в том числе 4 учебных пособий и более 20 методических указаний на французском языке, более 150 авторских свидетельств СССР, предпатентов, патентов и инновационных патентов РК.
Общая численность ППС согласно штатному расписанию составляет 138 человек, из них с учеными степенями и званиями 77 (56,0%). Число ППС, ведущих занятия на государственном языке — 87,6%. Общая численность ППС, ведущих обучение на английском языке составляет 15 человек.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
- Учебники, пособия, словари:
- «Молекулярная биология и медицинская генетика» (на казахском и русском языках).
Автор: проф. Куандыков Е.У.
- «Клиникалык микробиология»
Автор: Рамазанова Б.А., Кудайбергенулы К.
- «Иммунология» (на казахском языке).
Автор: Шайкенов Т.Е.
- «Общая иммунология» (на казахском и русском языках)
Автор: Шортанбаев А.А., Кожанова С.В.
- «Клиническая иммунология и аллергология» (на русском языке).
Автор: Белозеров Е.С., Шортанбаев А.А.
- Словарь-справочник по иммунологии
Автор: Шортанбаев А.А., Кожанова С.В.
- Профессор кафедры молекулярной биологии и генетики Куандыков Е.У. посетил Нью-Йорский университет (США) в качестве визитинг-профессора.
- «Лучший преподаватель года» МОН РК – Рамазанова Б.А.
4. По результатам KPI 2012-2013 уч.года:
-Топовые профессора: Куандыков Е.У., Шортанбаев А.А.
-Топовый доцент –Альмухамбетова С.К.
5. Кафедра нормальной физиологии признана лучшей в номинации «Лучший научный студенческий кружок» (2012-2013 уч. год)
6. 32 тьютора надбавка по результатам ранжирования:
— 19 чел –100%
— 13 чел – 50%
7. По результатам KPI 1-го периода 2013 – 2014 учебного года департамент занял 3 место.
Учебно-методическая деятельность:
- Создание образовательных программ на основе компетентностно-ориентированного подхода в обучении.
- 2. Реализация комплексных программ в обучении.
- Формирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося путем создания элективных дисциплин и проведения ярмарки элективов.
- Формирование заявки на приобретение и издание учебной и учебно-методической литературы.
5. Реализация программы 3-хязычия КазНМУ.
6. Мониторинг проведения 2-хэтапного итогового контроля знаний студентов.
7. Внедрение инноваций в учебный процесс.
8. Методическое обеспечение УПП.
Кафедры департамента в достаточном объеме имеют учебно-методическую литературу на казахском и русском языках, включающую электронные пособия, учебники и обучающие программы.
Проводится реализация комплексных программ в обучении. Преподавание на 3 курсе ведется по модульному принципу, т.е. обучение идет по органам и системам. Таким образом, кафедры преподают общие направления дисциплины, а частные вопросы вынесены на модульное обучение, что позволяет сформировать у обучающегося комплексное представление о функционировании органов и систем в норме и патологии.
Сотрудниками кафедр за истекший период написано и опубликовано 8 учебников и учебно-методических пособий на казахском и русском языках. Из них 6 учебников утверждены МОН РК.
В каталог элективных дисциплин входит 5 наименований элективных курсов для студентов, обучающихся по специальности «Общая медицина» и 1 курс для специальности «Сестринское дело».
На кафедрах департамента в рамках Модели медицинского образования КазНМУ поэтапно реализуется программа 3-хязычного обучения.
- на 1 и 2 курсах специальности «Общая медицина» 2 группы студентов обучаются на английском языке. УМКД составлены на казахском, русском и английском языках. По остальным специальностям УМКД составлены на казахском и русском языках.
- В рамках реализации принципа «от простого к сложному» языковая компетенция формируется путем составления в УМКД глоссария на казахском, русском и английском языках на каждое занятие.
- На начальном этапе программы, который предусматривает билингвальное обучение, внедряется проведение перекрестных занятий в группах на языке отличном от языка обучения студента. Помимо этого несколько слайдов лекционного материала предоставляются студентам на казахском, русском и английском языках.
- 1 элективный курс проводится на английском языке.
Итоговый контроль знаний студентов проводится в 2 этапа: тестирование (оценка знаний и правовой компетенции) и оценка практических навыков и коммуникативной компетенции путем приема практических навыков, решения ситуационных задач с использованием чек-листов. При составлении тестовых заданий учитывается профилизация специальности обучающихся (в среднем около 15% тестовых заданий являются профильными).
На кафедрах департамента повсеместно внедряются инновационные технологии. Всего кафедрами получено 52 акта внедрения в учебный процесс инновационных методов обучения.
Особое внимание уделяется обучению через исследование (около 5% практических занятий проводится на базе НИИ им. Б. Атчабарова).
Для проведения УПП помимо использования имеющегося оборудования на кафедре и НОЛ Университета, заключаются договора с организациями города (лаборатория «IN VIVO»).
Информационно-техническое обеспечение:
На кафедрах организованы компьютерные классы, подключенные к сети интеренета. Оснащение кабинетов состоит из компьютеров для студентов, проекторов, экранов и интерактивных досок для демонстрации учебных материалов. ППС кафедр обеспечен нетбуками или ноутбуками.
С переходом на кредитную систему обучения уделяется большое внимание самостоятельной работе студентов (СРС) и СРСП. Разработаны критерии оценки СРС. Вопросы СРС включены в задания рубежных и итогового контроля знаний.
На кафедрах департамента проводится НИРС:
- работа в студенческих кружках;
- участие в исследованиях, проводимых кафедрой;
- исследовательская работа, проводимая по индивидуальному плану;
- участие в научно-теоретических конференциях, выступления с докладами и сообщениями по материалам собственных исследований, издание результатов исследований.
На кафедрах в рамках наставничества проводятся методические семинары для молодых преподавателей.
Научная работа:
На кафедрах департамента:
-всего выполняется НТП – 9. Из них:
-по заказу МОН РК – 1
МЗ РК – 4
-по гранту КазНМУ — 4
Все программы отражают научное направление деятельности департамента.
За истекший период сотрудниками кафедр опубликовано 130 статей в изданиях, рекомендованных МОН РК и рецензируемых изданиях. В их числе 2 статьи опубликованы в журналах с импакт-фактором 7,049 и 4,85.
Материальное обеспечение:
Все кафедры имеют достаточный аудиторный фонд, который оснащен необходимым учебно-методическим материалом, наглядными пособиями. Состояние учебных комнат и других помещений на кафедрах удовлетворительное. Имеются лаборантские комнаты и учебные лаборатории.
Перспективы своего развития департамент видит в следующих направлениях:
- Проведение обучения через исследование.
- Проведение комплексных междисциплинарных НИРС.
- Создание научных межкафедральных школ по актуальным медицинским проблемам.