Детский врач – особый врач!В университете внедряется инновационный подход к подготовке детских врачей в рамках Болонского процесса.




04.04.2013

В университете внедряется инновационный подход к подготовке детских врачей в рамках Болонского процесса.

Есть такой факультет!

Немало дискуссий вызвало в медицинской среде и в целом в обществе реформирование подготовки педиатров. В медицинских вузах закрылись педиатрические факультеты и многие стали говорить о том, что это ведет к ухудшению ситуации в этой области медицины. Какие происходят изменения на самом деле, что в КазНМУ предпринимается для улучшения качества подготовки этих специалистов?

Начнем с того, что в университете в настоящее время действуют и педиатрический факультет, и учебный департамент педиатрии. Подготовка педиатров не упразднена – наоборот, усилены требования и увеличены сроки подготовки этих врачей.

— Новая модель подготовки медицинских кадров в настоящее время ведется, как известно, по пяти специальностям – общая медицина, стоматология, фармация, сестринское дело и общественное здравоохранение, — рассказывает декан педиатрического факультета доктор медицинских наук профессор Шайхслам Батырханов. – В этом перечне педиатрии нет, но на факультете «Общая медицина», начиная с абитуриентов, уже ведется отбор будущих педиатров, тех будущих врачей, кто интересуется этой специальностью. Ранний выбор нужен для последующего построения индивидуальной педиатрической траектории путем прохождения всех необходимых для будущего врача-педиатра дисциплин во время обучения в бакалавриате.

Кафедры будут работать с этими студентами на протяжении всего периода их обучения, для них составлены элективные курсы и будут вестись специальные занятия.

Шайхслам Килибаевич подчеркивает, что в целом для подготовки педиатра теперь предусматривается девять-десять лет. Этот не короткий, но гарантирующий качественную подготовку путь. Подготовка по клиническим специальностям осуществляется в рамках базового медицинского образования по специальности «Общая медицина» пять лет в бакалавриате. Затем два года в интернатуре и от двух до пяти лет в резидентуре. До 5 курса включительно студенты изучают одинаковый набор дисциплин для всех врачебных специальностей и получают звание «бакалавр медицины». Выпускнику, завершившему обучение по специальности «Общая медицина» (пять плюс два года), выдается диплом о высшем медицинском образовании с присвоением квалификации «врач». Он допускается к самостоятельной практической деятельности в качестве врача общей практики или врача гигиениста-эпидемиолога. А педиатром он может работать только после окончания резидентуры.

Сделать правильный выбор

Такую возможность дает новая система, и вот почему. На факультете не скрывают, что раньше конкурс для поступления на педиатрический факультет всегда был ниже, чем на лечебный. Это особая профессия, требующая призвания не просто лечить, а лечить именно ребенка, и не все сознательно выбирали эту специализацию. Многие оказывались на этом факультете только потому, что недобрали баллов на другой. Анализ результатов приема на педфак тех времен показывает, что около половины студентов попадали в педиатрию лишь потому, что не прошли на лечебный факультет, и их выбор был продиктован возможностью получения бесплатного образования, а не истинным желанием стать детским врачом. И естественно, после окончания вуза многие не работали педиатрами, чем и вызван дефицит этих специалистов,  говорит декан.

Теперь этот выбор становится более сознательным. Студент имеет возможность определить траекторию обучения еще на первых курсах и вместе с основными дисциплинами получать знания по педиатрии.  Организацией и разработкой учебных программ, внедрением инновационных методов обучения и мониторингом, а также формированием траектории обучения по педиатрии среди студентов «Общая медицина» будут заниматься учебный департамент педиатрии и педиатрический факультет.  В этом и заключается инновационный подход реализации реформы медобразования с учетом Болонского процесса в КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. Пока это единственный подобный факультет среди медицинских вузов страны.

— Роль деканата и учебного департамента педиатрии остается очень важной как в отборе студентов, так и в подготовке учебных, в том числе элективных программ, — говорит директор учебного департамента педиатрии доктор медицинских наук Адиль Каирбекович Катарбаев. — Да, теперь педиатр будет учиться девять лет: 5 – в бакалавриате, от двух до четырех, в зависимости от специализации, — в резидентуре. Только так можно дать настоящие знания и только при этом условии казахстанский диплом будет признан в европейских странах.

Все кафедры педиатрического профиля под руководством  ученых, профессоров,  продолжают трудиться для подготовки детских врачей, в том числе кафедра детской хирургии, возглавляемая академиком, выдающимся детским хирургом Камалом Саруаровичем Ормантаевым.

Главная черта — сострадание

Шайхслам Килибаевич вспоминает, когда учился в докторантуре в Институте педиатрии в Москве, их учителя, известные врачи, педагоги, ученые мировыми именами, такие, как М. Я. Студеникин, Л. М. Рошаль, В. К. Таточенко, всегда подчеркивали, что «педиатрия – это особая отрасль в медицине и педиатр – это особая медицинская профессия». Академик М.Я. Студеникин даже полушутя говорил: «Если сравнивать всех врачей с летчиками, то педиатры – космонавты». Это должен знать и понимать каждый будущий врач.

— Ребенок не может не вызывать сострадания, отзывчивости, ведь он так беззащитен, — размышляет Адиль Каирбекович. – У педиатра должны быть высокие личностные качества. В педиатрии много времени уделяется сбору жалоб, анамнеза. Мы, по сути, историю жизни спрашиваем, мы близко общаемся с мамой, папой, бабушками, дедушками и должны быть не просто педиатрами, но еще и психоаналитиками.

Адиль Катарбаев вспоминает, что учился у профессора А.П. Куперштейна и профессора Е.А. Огай, и они всегда говорили, что при приеме нужно тратить 40 процентов времени на сбор анамнеза и 60 процентов времени на осмотр ребенка и интерпретации  анализов. Практика показывает, что такой подход к работе остается более эффективным.

На факультете убеждены: поскольку Президент страны одной из важных проблем считает демографическую, то отсюда вытекает необходимость подготовки педиатров самого высокого профессионального уровня по всем направлениям этой отрасли. Это и неонотологи, педиатры, детские хирурги, невропатологи, кардиологи и другие специалисты. Всем им сначала нужно учиться около десяти и более лет, затем укрепляться в профессии, и потому должны быть более ощутимые стимулы, мотивация для молодых медиков, выбравших эту стезю. Может быть, это будут какие-то социальные пакеты поддержки в плане оплаты труда, жилья и дальнейшего обучения. В любом случае, именно от этих врачей зависит будущее здоровье нации.

Уже сегодня на факультете общей медицины 60 студентов выбрали направлению  педиатрия. С ними будет вестись индивидуальная работы, занятия по элективным программам, обеспечиваться практика в детских медицинских учреждениях, где находятся кафедры педиатрического профиля университета. С 2014 года все интерны согласно ГОСО в обязательном порядке будет проходить обучение в резидентуре по выбранным специальностям.

Словом, на факультете продолжают подготовку педиатров 21 века, сохраняя традиции предшествующих поколений и внедряя то новое, что несет в себе и Болонский процесс, и государственная программа реформирования медицинского образования в нашей стране.