25 Sep 2013
УДК 616.31-08-039.71
С.К. Шарипова, Р. И. Агапова, К. Битик, Е.В. Будянская, В.М. Новиков, Ч.Э. Шарипов, П.У.Эйбова
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
Модуль пропедевтики стоматологии детского возраста и ортодонтии
Детскому врачу стоматологу ортодонту необходимо знать содержание проводимых профилактических мероприятий по возрастным группам, эпидемиологию заболеваний, организацию диспансерного наблюдения, рекомендации МЗ РК по нозологическим формам заболеваний в ортодонтии, протоколы Международной классификации болезней -10 (МКБ-10).
Ключевые слова: врач-ортодонт, эпидемиология, профилактика, диспансеризация, классификация МКБ-10.
Изучение распространенности зубочелюстных аномалий и их отдельных нозологических форм в разные периоды формировании прикуса имеет важное значение при решении вопросов: расчета необходимого количества врачей-ортодонтов, организации сети ортодонтических отделений и кабинетов, планирования врачебно-профилактических мероприятий [3,5,6]
Получение научно обоснованных и сопоставимых показателей распространенности зубочелюстных аномалий может быть достигнуто при строгом соблюдении принципов: возрастной группировки обследуемых контингентов, одинаковом методическом подходе к оценке морфологического и функционального состояния функций зубочелюстно-лицевой системы, зубов, зубных дуг, прикуса, с учётом этнических особенностей строения лица и отдельных его частей, обоснованном применении классификаций для структурирования диагноза.
Первичная профилактика — это система государственных, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, включает определение этиологии морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстно-лицевой области, сочетающихся с ними общих нарушений организма, применение методов их профилактики и устранения. [2,3,9]
После завершения ортодонтического или комплексного лечения (логопедическое обучение; лечебная гимнастика; хирургические стоматологические мероприятия – вестибулопластика, френулопластика , удаление сверхкомплектных зубов, а также отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, обнажение коронок ретенированных зубов и др.; терапевтические стоматологические мероприятия — лечения зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта; помощь специалистов других профилей медицины — оториноларингологов, ортопедов, невропатологов, психологов, педиаторов, врачей подростковых кабинетов и др.) приступают к мерам вторичной профилактики — диспансеризация пациентов у врача ортодонта.
Задачами вторичной профилактики являются: выявление рецидива и осложнений, ранее устраненных зубочелюстных аномалий, а также вновь развившейся патологии, обусловленной функциональными нарушениями в зубочелюстно-лицевой области, вредными привычками, кариозным разрушением и ранней потерей отдельных зубов, давлением ретенированных зубов на корни соседних, заболеваниями пародонта и височно-нижнечелюстных суставов. [2,4,6,10,11,12,13]
Диспансеризация ортодонтических больных должна осуществляться органами здравоохранения методом внедрения групповой профилактики отдельных групп населения поэтапно реализовывая перспективный план комплексной профилактики стоматологических заболеваний у детей. [2,4,6,10]
На современном этапе развития ортодонтии по рекомендации МЗ РК необходимо знать нозологические формы заболеваний и разрабатываемые протоколы по Международной классификации-10 (МКБ-10) для систематизации диагностики и вхождения в международную практику. [1,7,12,16,17]
Классификация МКБ-10
K00 Нарушения развития и прорезывания зубов
- K00.0 Адентия
- K00.1 Сверхкомплектные зубы
- K00.2 Аномалия размеров и формы зубов
- K00.3 Крапчатые зубы
- K00.4 Нарушения формирования зубов
- K00.5 Наследственные нарушения структуры зуба, не
классифицированные в других рубриках
- K00.6 Нарушения прорезывания зубов
- K00.7 Синдром прорезывания зубов
- K00.8 Другие нарушения развития зубов
- K00.9 Нарушение развития зубов неуточненное
K01 Ретенированные и импактные зубы
- K01.0 Ретенированные зубы
- K01.1 Импактные зубы
K03 Другие болезни твердых тканей зубов
- K03.0 Повышенное стирание зубов
- K03.1 Сошлифование зубов
- K03.2 Эрозия зубов
- K03.3 Патологическая резорбция зубов
- K03.4 Гиперцементоз
- K03.5 Анкилоз зубов
- K03.6 Отложения наросты на зубах
- K03.7 Изменение цвета твердых тканей зубов после прорезывания
- K03.8 Другие уточненные болезни твердых тканей зубов
K03.9 Болезнь твердых тканей зубов неуточненная
K07 Челюстно-лицевые аномалии [включая аномалии прикуса]
- K07.0 Основные аномалии размеров челюстей
- K07.1 Аномалии челюстно-черепных соотношений
- K07.2 Аномалии соотношений зубных дуг
- K07.3 Аномалии положения зубов
- K07.4 Аномалия прикуса неуточненная
- K07.5 Челюстно-лицевые аномалии функционального происхождения
- K07.6 Болезни височно-челюстного сустава
- K07.8 Другие челюстно-лицевые аномалии
- K07.9 Челюстно-лицевая аномалия неуточненная
K08 Другие изменения зубов и их опорного аппарата
- K08.0 Эксфолиация зубов вследствие системных нарушений
- K08.1 Потеря зубов вследствие несчастного случая, удаления или локальной периодонтальной болезни
- K08.2 Атрофия беззубого альвеолярного края
- K08.3 Задержка зубного корня [ретенционный корень]
- K08.8 Другие уточненные изменения зубов и их опорного аппарата
- K08.9 Изменения зубов и их опорного аппарата неуточненное
K10 Другие болезни челюстей
K10.0 Нарушения развития челюстей[1,7,12,16,17]
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ
В задачи профилактических и лечебных мероприятий в ортодонтии входят положительное воздействие на общее состояние беременной, эмбриона, плода, родившегося ребенка, а также организационные и лечебные мероприятия, обеспечивающие выявление и устранение зубочелюстно-лицевых аномалий у детей, подростков и взрослых. Для выполнения основных задач профилактики и лечения зубочелюстно-лицевых аномалий у детей и подростков выделено 8 периодов формирования зубочелюстной системы с учетом ее физиологических, морфологических и функциональных изменений.
I период — внутриутробное развитие эмбриона и плода (формирование тканей и органов в зубочелюстно-лицевой системе).
— Рациональный режим труда и отдыха беременных.
— Сбалансированное питание беременных.
— Регулярная гигиена и санация полости рта у беременных с использованием средств гигиены специального назначения.
— Пользование одеждой, не стесняющей развития плода у беременной.
— Выявление особенностей положения плода.
— Санитарное просвещение по вопросам причин развития зубочелюстных аномалий и деформаций, их проявлений и способам профилактики.
— Выявление зубочелюстных и других аномалий у родственников жены, мужа, в том числе макро- и микрогнатии, макродонтии, адентии, сверхкомплектных зубов, диастемы, укороченной уздечки языка, врожденной расщелины в челюстно-лицевой области и других врожденных пороков развития.
— Рассечение укороченной уздечки языка.
— Выявление врожденной расщелины в челюстно-лицевой области, синдрома Робина, ангидротической эктодермальной дисплазии и другой патологии, разъяснение особенностей ухода за младенцами и взятие их на диспансерный учет врачом-ортодонтом.
— Исправление формы верхней челюсти при врожденной сквозной одно- или двусторонней расщелине верхней губы, челюсти, неба (в возрасте 2-3 мес.). Применение повязок на верхнюю губу с тягой, оказывающей давление на чрезмерно развитый участок челюсти.
— Рациональный режим и сбалансированное питание матери и ребенка.
II период — от рождения до 6 мес. (до прорезывания первых молочных зубов).
— Правильное искусственное вскармливание ребенка: правильная его укладка при кормлении; предотвращение давления горлышка бутылки на альвеолярный отросток; регулирование усилий ребенка при сосании за счет сжатия пальцами материнской груди, правильного подбора отверстия в соске; длины соски и степени ее введения в полость рта; наблюдение за регулярностью глотания.
Выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение показаний к их удалению.
— Применение по показаниям нагубных повязок и внеротовой тяги.
III период — от 6 мес. до 3 лет (формирование молочного прикуса).
— Массаж альвеолярного отростка при затрудненном прорезывании молочных зубов.
— Наблюдение за последовательностью прорезывания молочных зубов и их установлением в зубную дугу.
— Пластика укороченной уздечки языка.
— Применение лечебных сосок и стандартных вестибулярных пластинок, оказывающих давление на чрезмерно развитый участок челюсти.
— Задерживание роста челюсти с помощью пращи, повязки и внеротовой эластичной тяги.
— Борьба с вредными привычками сосания пальцев и другими (накистевые, налоктевые повязки).
— Выявление привычной неправильной позы, нарушенной осанки, плоскостопия, направление на консультацию к врачу-ортопеду.
— Нормализация: смыкания губ, носового дыхания, расположения нижней челюсти (с помощью лечебной гимнастики и вестибулярных пластинок).
— Протезирование при врожденном дефекте неба после велопластики и стимулирование роста верхней челюсти по краям расщелины.
— Выявление детей с выраженными зубочелюстными аномалиями и деформациями и направление их к врачу ортодонту для оказания специализированной помощи и принятия их на диспансерный учет.
IV период — от 3 до 6 лет (период сформированного молочного прикуса).
— Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка.
— Комплексы лечебно-гимнастических упражнений для нормализации смыкания губ, расположения нижней челюсти и языка в покое и во время функций. Применение вестибулярных пластинок и других профилактических аппаратов.
— Борьба с вялым жеванием, отказом от употребления относительно жесткой пищи, обучение правильному глотанию.
— Обучение правильному произношению отдельных звуков речи («р», «л», шипящих и др.).
— Плановая санация и гигиена полости рта с использованием средств специального назначения.
— Выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов.
— Замещение отсутствующих зубов с помощью пластиночных протезов при множественной или полной их адентии или потере.
— Наблюдение за глубиной резцового перекрытия и формой зубных дуг.
— Применение специальных ортодонтических аппаратов с 4 до 6 лет для устранения вертикальных и сагиттальных аномалий прикуса.
V период — от 6 до 9 лет (начальный период сменного прикуса).
— Выявление больных с зубочелюстными аномалиями, направление их на ортодонтическое лечение.
— Плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения.
— Наблюдение за последовательностью прорезывания первых постоянных моляров, резцов и массаж альвеолярного отростка.
— Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных зубов (чаще клыков).
— Пластическая операция для укороченной или неправильно прикрепленной уздечке языка.
— Перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением ее основания в области межальвеолярной перегородки.
— Удаление задержавшихся молочных резцов, прорезавшихся сверхкомплектных зубов, обнажение коронок резцов при их затрудненном прорезывании или ретенции.
— Замещение путем прорезывания по показаниям рано потерянных молочных зубов, ретенированных и отсутствующих в результате адентии. Направление больных с ангидротической эктодермальной дисплазией на консультацию к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу.
— Выявление нарушений осанки, плоскостопия и направление больных на консультацию к ортопеду.
— Борьба с вредными привычками сосания и прикусывания пальцев, губ, щек, языка, различных предметов, с привычной неправильной позой.
— Направление больных с ротовым дыханием на консультацию к оториноларингологу. Удаление аденоидов и небных миндалин по ортодонтическим показаниям при резко выраженных нарушениях прикуса, нормализации носового дыхания с помощью вестибулярных пластинок и других приспособлений.
— Применение комплексов лечебной гимнастики для нормализации носового дыхания, глотания, осанки.
— Обучение у логопеда правильному произношению отдельных звуковых фонем.
— Нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции при ее привычном смещении.
— Применение верхненагубной, подбородочной, поднижнечелюстной пращи и внеротовой тяги для задерживания роста одной из челюстей в период прорезывания первых постоянных моляров и резцов.
— Выявление детей с зубочелюстными аномалиями и направление их для лечения к врачу ортодонту — применение ортодонтических аппаратов для исправления положения зубов, формы зубных рядов, нарушений их смыкания.
— Выявление индивидуальной макродентии, мезиального сдвига боковых зубов и обусловленных ими аномалий прикуса. Определение ортодонтических показаний к последовательному удалению отдельных зубов или их групп. Определение последовательности проведения комплексов профилактических и лечебных мероприятий.
— Определение показаний к удалению разрушенных первых постоянных моляров или резцов при резко выраженных зубочелюстных аномалиях.
— Восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров или резцов путем протезирования после их травмы или кариозного разрушения.
— Предупреждение деформации верхней челюсти после уранопластики.
VI период — от 9 до 12 лет (конечный период сменного прикуса).
— Выявление больных с зубочелюстными аномалиями и их направление на консультацию к врачу-ортодонту.
— Плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения.
— Удаление молочных зубов при хроническом гранулирующем периодонте, а также задержавшихся молочных моляров и клыков.
— Выявление индивидуальной макродентии, мезиального сдвига боковых зубов, резко выраженных аномалий прикуса и определение ортодонтических показаний к удалению отдельных зубов. Продолжение последовательного удаления отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, начатого в V периоде.
— Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных клыков и моляров.
— Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка.
— Перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением основания уздечки в области межальвеолярной перегородки.
— Удаление прорезавшихся или ретенированных сверхкомплектных зубов, одонтом, обнажение коронок ретенированных премоляров и клыков.
— Определение ортодонтических показаний к удалению разрушенных первых постоянных моляров или отдельных резцов при резко выраженных зубочелюстных аномалиях до прорезывания постоянных клыков и вторых моляров.
— Замещение отсутствующих зубов, в том числе при адентии, путем протезирования. Направление больных с ангидротической эктодермальной дисплазией на консультацию и лечение к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу.
— Выявление нарушений осанки, плоскостопия, кривошеи и направление больных к ортопеду.
— Борьба с вредными привычками сосания пальцев, губ, щек, языка, различных предметов, с привычками прикусывания, неправильной позы, в том числе во время сна.
— Лечебная ортодонтическая гимнастика для нормализации смыкания губ, носового дыхания, осанки.
— Обучение правильному глотанию, произношению отдельных звуков речи.
— Нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции при ее привычном смещении.
— Применение верхнегубной, подбородочной, поднижнечелюстной и внеротовой тяги для задерживания роста одной из челюстей в период прорезывания вторых постоянных моляров.
— Наблюдение за последовательностью прорезывания премоляров, выявление адентии вторых премоляров и решение вопроса о сохранении или удалении задержавшихся молочных моляров.
— Наблюдение за последовательностью прорезывания вторых постоянных моляров и массаж в их области.
— Наблюдение за последовательностью прорезывания постоянных клыков, совпадением средней линии между верхними и нижними центральными резцами и срединной плоскостью лица. Выявление ретенции постоянных клыков и первых премоляров или их адентии.
— Удаление при резко выраженных аномалиях прикуса увеличенных аденоидов, небных миндалин.
— Активное ортодонтическое лечение с учетом нозологических разновидностей зубочелюстных аномалий.
VII период — от 12 до 15 лет (период постоянного прикуса).
— Выявление больных с зубочелюстными аномалиями и их направление на консультацию к стоматологу-ортодонту.
— Плановая санация полости рта и регулярное соблюдение правил гигиены с использованием средств специального назначения.
— Выявление индивидуальной макродентии при тесном расположении передних зубов и аномалиях прикуса и определение ортодонтических показаний к удалению отдельных зубов или их групп на верхней, нижней или обеих челюстях. Продолжение последовательного удаления отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, начатого в V и VI периодах формирования прикуса.
— Избирательное пришлифовывание бугров отдельных зубов.
— Удаление прорезавшихся или ретенированных сверхкомплектных зубов, одонтом, кист.
— Обнажение коронок ретенированных премоляров, клыков, вторых моляров.
— Восстановление разрушенных постоянных зубов путем протезирования.
— Замещение зубов после их потери и при множественной первичной адентии путем зубочелюстного протезирования.
— Направление больных с ангидротической эктодермальной дисплазией на консультацию и лечение к педиатру, терапевту, дерматологу, окулисту, невропатологу.
— Выявление нарушенной осанки, плоскостопия, кривошеи, направление больных к ортопеду.
— Выявление нарушений пищеварительной системы и направление больных к ортопеду.
— Определение нарушений оссификации скелета и направление больных к эндокринологу.
— Борьба с вредными привычками сосания, прикусывания, неправильной позы и лечебная ортодонтическая гимнастика для нормализации смыкания губ, носового дыхания, осанки в сочетании с комплексами ортодонтических и других лечебных мероприятий, направленных на нормализацию прикуса. Применение гипноза для борьбы с вредными привычками.
— Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка.
— Выявление заболеваний пародонта и направление больных в пародонтологическое отделение.
— Активное ортодонтическое и комплексное лечение съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами.
VIII период — от 15 лет до 21 года (завершение формирования постоянного прикуса).
— Санация и соблюдение правил гигиены полости рта с использованием средств специального назначения.
— Выявление зубочелюстных аномалий и деформаций, направление больных в ортодонтические отделения для лечения подростков, взрослых, в стационары для хирургического исправления резко выраженных аномалий прикуса.
— Своевременное зубочелюстное протезирование, восстановление высоты прикуса, избирательное пришлифовывание бугров отдельных зубов, выравнивание окклюзии.
— Пластика укороченной уздечки языка.
— Наблюдение за последовательностью протезирования и установлением в зубные ряды третьих моляров, после ортодонтического лечения сагиттальных аномалий прикуса или удаления их зачатков на чрезмерно развитой челюсти.
— Ортодонтическое и комплексное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий.
— Выявление возможности передачи по наследству врожденной расщелины в челюстно-лицевой области, ангидротической эктодермальной дисплазии и других нарушений. [10,14,15,]
Ведущая роль должна принадлежать врачу-ортодонту!
Врач стоматолог-ортодонт (руководитель программы) осуществляет руководство, при необходимости обучает средний медицинский персонал — медицинских сестер и зубных техников-ортодонтов.
Врач-стоматолог в женской консультации проводит лечебно-профилактические мероприятия у беременных, дает рекомендации по гигиеническому воспитанию детей различного возраста.
Врач стоматолог-ортодонт выявляет микропризнаки нарушений развития зубочелюстной системы, разрабатывает комплексные планы профилактических и лечебных мероприятий, осуществляет лечение и последующее наблюдение за пациентом в процессе диспансеризации.
Медицинские сестры ортодонтического кабинета после предварительного обучения могут выполнять некоторые мероприятия (стоматологическое просвещение; обучение правилам ухода за полостью рта при пользовании съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами и др.).
Помимо этого в программе должен быть задействован и другой персонал:
Педагоги-логопеды обучают правильной артикуляции языка с окружающими органами и тканями и чистоте произнесения звуков речи, осуществляют борьбу с вредными привычками сосания и др.
Врачи-оториноларингологи выявляют ЛОР патологию, назначают консервативные или хирургические мероприятия в первую очередь для нормализации носового дыхания.
Врачи по лечебной физкультуре — обучают правильному дыханию, глотанию, гимнастическим упражнениям для нормализации осанки; проводят индивидуальные и групповые занятия.
Зубные техники ортодонты готовят современные конструкции ортодонтических устройств, регулярно повышают свой профессиональный уровень.
Работники детских учреждений (воспитатели ДДУ, учителя школ, работники детских домов, домов ребенка, интернатов) — проводят контроль чистки зубов, выявляют вредные привычки у детей и принимают меры по их устранению, следят за рациональным питанием детей, за правильной осанкой школьников, сидящих за партами. Непременным условием эффективности выполнения региональной программы является активное участие в ней родителей, которые должны контролировать ежедневную чистку зубов, осуществлять борьбу с вредными привычками сосания пальцев, различных предметов, следить за осанкой детей, 1 раз в год посещать врача ортодонта для выявления зубочелюстных аномалий. [8,9,17]
СПИСОК литература
1 Приказ МЗ РК №473 от 10.10.2006г. «Об утверждении Инструкции по разработке и совершенствованию клинических руководств и протоколов диагностики и лечения заболеваний».
2 Алдашева М.А. Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний у детей: Учебное пособие. – Алматы, 2004 – 143с.
3 Виноградова Т. Ф. Стоматология детского возраста: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1987 – 526с.
4 Виноградова Т. Ф. Диспансеризация детей у стоматолога: (Б-ка практ. врача. Важнейшие вопросы стоматологии ). – М.: Медицина 1988 г – 256с.
5 Мирзабеков О.М. Основы организации стоматологической помощи Республики Казахстан на современном этапе. — Алматы 2002 – 86с.
6 Ортодонтия: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов / под ред. В.И. Куцевляка. – Харьков: ХГМУ, 2005. – 464с. — Рус. яз.
7 Периодические протоколы профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний на амбулаторно-поликлиническом приёме. 2006 г.
8 Персии Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий. Москва. Медицина. 2004- 360с.
9 Персии Л.С. Ортодонтия. Современные методы диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий. Руководство для врачей. – Москва. Медицина. 2007 – 252с.
10 Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие / Ю.Л. Образцов, С.Н. Ларионов. – СПб. : Спец Лит, 2007 — 160с.
11 Ральфа Е., Мак-Дональда. Дэвида Р. Эйвери перевод с английского проф.Т.Ф. Виноградовой. Стоматология детей и подростков. МИА Москва 2003 – 766с.
12 Сабитова К.Е. Проект клинического протокола диагностики и лечения пульпита. Проблемы стоматологии № 1-2(43-44) 2009.
13 Уильям Р. Профит. Современная ортодонтия. Москва.: Медпресс-информ. 2006. первод с английского Под редакцией члена -корреспондента РАМН. Профессор Л.С. Персина – 520с.
14 Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, миофункциональное нарушение челюстно-лицевой области и их комплексное лечение. МИА Москва. 2006 – 402с.
15 http://vse-zabolevaniya.ru/bolezni-stomatologii-detskoj/zubnye-anomalii.html
16 Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
17 Шарипова С.К. Формирование новых подходов к оценке ортодонтического лечения пациентов зубочелюстно-лицевыми аномалиями. Проблемы стоматологии № 3-4(45-46) 2009.
С.К. Шарипова, Р. И. Агапова, К. Битик, Е.В. Будянская, В.М. Новиков, Ч.Э. Шарипов, П.У.Эйбова
Ортодонтиядағы профилактика сұрақтары
Түйін: Балалар тіс дәрігері-ортодонт жас топтарына жүргізілетін профилактикалық шаралардың мазмұнын, ҚР ДМ ортодонтологиядағы аурулардың нозологиялық түрлерін, Халықаралық жіктеме-10 (ХАЖ-10) білуі тиіс.
Түйінді сөздер: дәрігер-ортодонт, эпидемиология,профилактика, диспансеризация, ХАЖ-10 жіктемесі.
S.K. Sharipova, R.I. Agapov, K.Bitik, E.V. Budyanskaya, V.M. Novikov, CH.E. Sharipov, P.U. Eybova
Prevention issues in orthodontics
Resume: Pediatric orthodontist need to know the content of preventive measures by age, disease epidemiology, organization of dispensary check-up, recommendations of the Ministry of Health of Kazakhstan on nosologic forms of diseases in orthodontics, protocols of International Classification of Diseases 10 (ICD-10).
Keywords: orthodontist, epidemiology, prevention, clinical examination, classification ICD-10.