СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ПО БЛОКУ «АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ

25 Sep 2014

УДК 616-08-039.57:378.144/.146-057.875

 

Е.Т. ДАДАМБАЕВ, И.З. МАМБЕТОВА, Ж.О. САРБАСОВА, А. ЗУЛХАЖЫ, К.Е. ИБРАЕВА, А.Т. НУРКАСЫМОВА,

А.Ч. АБИРОВА, М.З. АЖАХМЕТОВА

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова,

кафедра амбулаторно-поликлинической педиатрии

 

 

Применение тестов наряду с другими формами контроля дает преподавателю информацию о степени усвоения обучающимися учебного материала. Использование данных о результатах контроля дает возможность строить обучение, ориентируясь на эти результаты, что позволяет повысить его эффективность.

Ключевые слова: тестовые задания, врач общей практики, поликлиника, матрица.

 

Курс амбулаторно-поликлинической педиатрии преподается студентам общемедицинского факультета на ІV- V курсах, врачам-интернам на VІ, VІІ курсах.

Одним из необходимых моментов успешной работы преподавателя является соблюдение принципа индивидуального подхода к обучению. С этой целью проводится непрерывное поиски новых форм и методов обучения, использование  достижений современной техники, и инновационной технологии.

Одним из направлений является индивидуализация обучения и повышение уровня обратной связи при одновременном сокращении затрат времени на проверку, является внедрение тестового контроля.

До настоящего времени тестовый контроль в системе медицинского образования практически по разному использовался и тестовые задания по разному составлялись.

Целью предлагаемых рекомендаций является изложение основных принципов подготовки заданий в тестовой форме по контролю качественной оценки структуры и уровня знаний, умений студентов по разделу «Амбулаторно-поликлиническая педиатрия». Работа при подготовке, формулировка заданий по одной из тестовых форм, апробация в группе со студентами и составление  матрицы.

В наших работах задания в тестовой форме составлены в трех классических формах (открытые, закрытые тесты и  последовательность действий) [1]. Ряд заданий составлены в расширенных закрытых формах (ситуационные тесты или фасетные задания) с вариантами замены рекомендуемы нами [2].

Эта форма дает возможность каждому студенту получить индивидуальное задание.

Задания в тестовой форме рассчитаны на студентов  ІV курса педиатрического факультета медицинского института для итогового контроля знаний по окончанию цикла «Детская поликлиника».

 

Инструкция по использованию заданий в тестовой форме:

 

Предлагаются примеры заданий в их классических формах:

І. Открытая форма тестового задания:

Студент должен конструировать ответ.

Например: Учением о детских болезнях называется……………………….

Инструкция: вместо точек поставить правильный ответ.

В данном случае правильный ответ – «педиатрия».

Или: первая вакцинация АКДС проводится ребенку в……..месяца.

Ответ: в 3 месяца.

 

ІІ. Закрытая форма задания:

Задание дается не в форме вопроса,  а в виде утверждения. Вместе с правильным ответом даются альтернативные. Студент находит правильные ответы и нажимает на клавиши с номерами всех правильных ответов. Но перед этим надо написать инструкцию к данному заданию.

Например:

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть 1, 2, 3 и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов

ВПЕРВЫЕ ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА ОТКРЫЛАСЬ В:

  1. Америке
  2. России
  3. Англии
  4. Франции
  5. Китае

Правильный ответ (4).

Эту классическую закрытую форму задания можно расширить и сделать несколько

правильных ответов. Но перед этим надо написать инструкцию к данному заданию.

Например:

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть 1, 2, 3 и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов

ПРИ ОСТРОМ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТЕ С НЕФРИТИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ ВЫЯВЛЯЮТСЯ В ОСНОВНОМ СИМПТОМЫ:

  1. бактериурия
  2. гематурия
  3. гипотония
  4. изостенурия
  5. глюкозурия
  6. гипертония
  7. брадикардия
  8. артралгия

В данном примере правильными ответами могут быть только ответы под номерами 2,4,6.

Расширенные закрытые формы задания более информативны при множественных и разноправильных ответах к тестовому заданию. При этом альтернативные или неправильные варианты ответов, так называемые дистракторы, должны быть правдоподобными, а не пустыми («жвачка»). Вместе с этим, в задании не должно быть направленности на правильный ответ.

Третья форма тестового задания на соответствие в настоящее время не применяют.

 

Четвертая форма тестового задания – это установление правильной последовательности действия.

Например: Установить последовательность проведения специфической гипосенсибилизации

 

учет результатов в/к пробы

 

приготовление специфического аллергена в различных разведениях

п/к введение специфического аллергена в разведениях І:1000

 

п/к введение специфического аллергена в разведениях І:100

 

п/к введение специфического аллергена в разведениях І:100000

 

отмена специального аллергена при  диспансерном наблюдении

п/к введение специфического аллергена в разведениях І:10000

 

В этой форме задания последовательность действий устанавливается с помощью цифр, проставляемых в прямоугольнике.

Правильный ответ:

 

1

в/к проба с различными аллергенами, выявление аллергена

 

2

учет результатов в/к пробы

3

приготовление специфического аллергена в различных разведениях

4

п/к введение специфического аллергена в разведениях І:100000

5

п/к введение специфического аллергена в разведениях І:10000

6

п/к ведение специфического аллергена в разведениях І:1000

7

п/к ведение специфического аллергена в разведениях І:100

8

отмена специфического аллергена, диспансерное наблюдение

 

Все  действия оцениваются в целом, дается 1 или 2 балла в зависимости от трудности и сложности задания. При составлении такого типа задания необходимо логически следить за тем, чтобы не было другого пути правильного решения этого задания.

Рекомендуемый пакет тестового контроля знаний студентов по поликлинической подготовке разработан по темам:

  1. Структура и организация работы детской поликлиники, обязанности участкового врача.
  2. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях детской поликлиники.
  3. Комплексная оценка состояния здоровья детей.
  4. Вскармливание детей раннего возраста.
  5. Иммунопрофилактика.
  6. Ранняя диагностика и профилактика фоновой патологии.
  7. Врачебный контроль при подготовке детей в ДДУ и школу.
  8. Документация участкового врача и оценка показателей деятельности поликлиники.
  9. Экспертиза временной нетрудоспособности по уходу за больными детьми.
  10. Диспансеризация детей.

 

Задания в тестовой форме, прошедшие апробацию во время текущего контроля и обучения носят название тестовых заданий. Тестовые задания рекомендуется подавать в Центр тестирования для проведения итогового контроля. После сдачи экзаменов тестологами вместе с программистами необходимо снимать матрицу и производить статистическую обработку. По полученным результатам необходимо произвести чистку заданий, т.е. исключить экстремальные задания (малоинформативные, слишком лёгкие или трудные).           Матрица позволяет выяснить не только уровень сложности тестовых заданий, но и структуру знаний. В матрице тестовые задания располагаются от легких к трудным.

При этом можно выявить несколько профилей структуры знаний. Правильный  профиль: на легкие задания дается правильный ответ, на трудные нет ответа. Профиль – нелогичный, когда студент дает правильные ответы на трудные задания и не знает легких. Здесь либо неудачные тесты, либо студент «заимствовал» ответы. И третий профиль – нет четкой структуры знаний. Студент что-то знает, что-то не знает. Два последних профиля указывают на дефект образования. Студент обязан дать ответы на все тестовые задания. Структура знаний не должна быть «дырявой». Правильную структуру должен получить каждый студент по каждой дисциплине. Тогда как высокий уровень знаний не для всякого студента по силам. Только после этого производится проверка надежности и валидности теста, затем он может быть использован для контроля знаний студентов. Лучше определить коэффициент надежности теста по Гудману. Понятие надежности тестов ассоциируется точностью.

Если все студенты имеют нелогичные или неструктурные профили – это значит, что такие знания им дают преподаватели.

После статистической обработки тестовых заданий, можно построить характеристику кривых заданий, что позволит иметь точный инструмент для объективной оценки структуры и измерения уровня знаний студентов. Оставшиеся тестовые задания после статистической обработки носят название тестов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1       Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М.: 1989.- 167 с.

2       Дадамбаев Е.Т., Вуйко Г.А. Сборник тестовых материалов по циклу «Детская поликлиника» / Учебно-методическое пособие. – Алма-ата: 1991. – 40с.

 

 

 

 

Е.Т.Дадамбаев, И.З.Мамбетова, Ж.О.Сарбасова, А.Зулхажы, К.Е.Ибраева,

А.Т.Нуркасымова, А.Ч.Абирова, М.З.Ажахметова

«АМБУЛАТОРЛЫҚ-ЕМХАНАЛЫҚ ПЕДИАТРИЯ» БЛОГЫ БОЙЫНША СТУДЕНТТЕРГЕ АРНАЛҒАН

ТЕСТІЛІК ТАПСЫРМАЛАР ҚҰРАСТЫРУ

 

Түйін:Бақылаудың басқа түрлерімен бірге тестлерді қолдану оқытушыға студенттердің оқу материалын қандай деңгейде түсінгендігі туралы ақпарат алуға мүмкіндік береді. Бақылау нәтижелерін есепке ала отырып, оқытуды ұйымдастыру, оның тиімділігін арттырады.

 Түйінді сөздер:тесттік тапсырмалар

 

 

 

Y.T.Dadambayev, I.Z.Mambetova, Zh.O.Sarbassova, A.Zulkhazhy, K.Y.Ibrayeva, A.T.Nurkasymova,

A.Ch.Abirova, M.Z.Azhahmetova

COMPILATION OF TEST ITEMS FOR STUDENTS ON “AMBULATORY-POLYCLINIC PEDIATRICS”

 

Resume: Use of this test material in combination with other methods of knowledge level testing helps a teacher to understand students’ current level of understanding of the study material. By making use of the test results data, teacher can reform his teaching methods, by concentrating on some topics more or less, varying the method of the delivery of information, and in a result making a more efficient study program.

Keywords: Test

News

All


Video


Gallery

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Useful databases

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


About the journal

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Indexed by

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

© 2021 KazNMU