18 Mar 2013
УДК [61:616.1/.4:001]-057.875
Б.Ш. Тукешева, С.А. Краснова
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
В данной статье описан опыт применения компетентного подхода для оценки знаний студентов 4 и 5 курса по дисциплине «Внутренние болезни» по специальности «общая медицина» с помощью пяти компетенций («знания», «практические навыки», «коммуникативные навыки», «правовые компетенции или адвокат здоровья», «самосовершенство – СРС») на кафедре внутренних болезней №1.
Ключевые слова: компетенция, знание, практические навыки, право, коммуникативность, самосовершенствование.
Высшее образование за последние годы стало одним из главных государственных приоритетов во всем мире, в том числе в Республике Казахстан. В связи со вступлением нашего университета в Болонский процесс, произошли преобразования в медицинском и фармацевтическом образовании.
Методы оценки знаний и навыков обучающихся проводятся по компетенциям согласно:
– ГОСО РК 5.03.06-2006 «Система образования Республики Казахстан. Контроль знаний в высших учебных заведениях» от 26.08.2006 г.
– Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся от 18 марта 2008 года,
– Приказа МОН РК № 125, с изменениями от 13 апреля 2010 года,
– Приказа МОН РК № 168, зарегистрированного в Министерстве юстиции РК от 17 мая 2010 г. № 6236.
Внедренным новым ГОСО 2006 предусмотрена оценка конечных результатов обучения студентов с помощью пяти компетенций («знания», «практические навыки», «коммуникативные навыки», «правовые компетенции или адвокат здоровья», «самосовершенство – СРС»). Согласно введенным изменениям в педагогике на смену традиционной методики 5-бальной оценки приходит дифференцированная 12-бальная оценка знаний, гарантирующая конечный результат – качество образования.
На нашей кафедре третий год, причем первый год по кредитной системе, обучаются студенты 4 курса (каз.яз, рус.яз) по специальности «общая медицина» по дисциплине «Внутренние болезни», на которую отведено 405 часов, из них лекции – 30 часов, практические занятия – 120 часов, самостоятельная работа студентов – 135 часов, СРСП – 120 часов, профессиональная практика (помощник врача-ординатора) – 36 часов. Занятия цикловые.
Дисциплина «Внутренние болезни» на 4 курсе состоит из 9 кредитов (10 блоков-кардиология, гастроэнтерология, гематология, нефрология, ревматология, пульмонология, инфекционные болезни, фтизиатрия, эндокринология, дерматовенерология). Все эти кредиты распределены по восьми кафедрам и модулям.
На кафедре внутренних болезней №1 проводятся занятия по трем кредитам («Кардиология», «Гастроэнтерология», «Гематология». После окончания обучения по всем блокам, студенты сдают интегрированный экзамен, состоящий из тестирования и ОСКЭ.
На нашей кафедре второй год обучаются студенты 5 курса (каз.яз, рус.яз) по элективным дисциплинам «Введение в кардиологию» и «Введение в гастроэнтерологию», в 2012-2013 учебном году элективные дисциплины стали интегрированными с кафедрой нутрициологии и курсом физиотерапии и лечебной физкультуры. На каждую элективную дисциплину было отведено по 90 часов, из них практические занятия – 60 часов, самостоятельная работа студентов – 30 часов, в 2012-2013 году – 3 кредита (135 часов).
С начала 2011-2012 учебного года на кафедре внедрен компетентный подход оценки знаний с помощью пяти компетенций, которые подробно описаны в рабочей программе и в силлабусе. Баллы за все компетенции фиксируются в учебном журнале на страницах с номерами, определенными ДУМР КазНМУ.
- Когнитивные компетенции. У студента на кафедре формируются знания по:
- этиологии и патогенезу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний;
- классификации, клиники, течению, осложнениям и прогнозу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний;
- современным методам клинико-лабораторных и инструментальных исследований;
- современным принципам лечения распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний.
Данная компетенция фиксируется в учебном журнале ежедневно в виде одного интегрированного балла, причем этот балл складывается из нескольких:
– оценка исходного уровня знаний по тестам (20) в письменном виде, с последующей оценкой ответов, которые корригируются;
– обсуждение темы занятия (устный опрос);
– освоение практических навыков – курация тематических больных (сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни, физикальные данные, обоснование клинического диагноза, основные принципы лечения);
– участие в обходах (рисунок 1);
– разбор тематических больных.
Рисунок 1 – Компетенции «знания» (на обходе доцента)
Критерии оценки описаны в силлабусе и используются каждым преподавателем.
- Операциональные компетенции. У студента на кафедре формируются практические навыки:
– по кредиту «Кардиология»:
- правильно собрать жалобы и анамнез у больного;
- применить объективные методы обследования при заболеваниях сердечно – сосудистой системы;
- выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях сердечно – сосудистой системы;
- составить план лечения и реабилитации больного при заболеваниях сердечно – сосудистой системы;
- оценить общее состояние, телосложение, состояние кожных покровов, слизистых, мышечной и костно – суставной систем;
- провести осмотр, пальпацию области сердца и сосудов, с определением проекции клапанной сердца на переднюю поверхность грудной клетки;
- выполнить перкуссию сердца с определением границ относительной и абсолютной сердечной тупости (Рис. 2);
- аускультативно определить характер тонов сердца, их соотношение в каждой выслушиваемой точке, состояние клапанов сердца (рис. 3);
- правильно по шагам измерить артериальное давление;
- правильно дать характеристику пульсу на периферических артериях;
- уметь интерпретировать ЭКГ, ЭхоКГ, лабораторные анализы, данные инструментальных методов исследования.
–
Рисунок 2 – Компетенции «практические навыки» (курация тематического больного)
– по кредиту «Гастроэнтерология»:
- правильно собрать жалобы и анамнез у больного;
- применить объективные методы обследования при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;
- выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;
- составить план лечения и реабилитации больного при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию живота;
- выполнить пальпацию и перкуссию печени;
- выполнить пальпацию и перкуссию селезенки;
- определить проекцию для проведения пальпации и перкуссии поджелудочной железы;
- уметь интерпретировать УЗИ органов брюшной полости, лабораторные анализы, данные инструментальных методов исследования.
– по кредиту «Гематология»:
- правильно собрать жалобы и анамнез у больного;
- применить объективные методы обследования при заболеваниях системы кроветворения;
- выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях системы кроветворения;
- составить план лечения больного при заболеваниях системы кроветворения;
- провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию живота;
- выполнить пальпацию и перкуссию печени;
- выполнить пальпацию и перкуссию селезенки;
- выполнить пальпацию периферических лимфатических узлов;
- уметь интерпретировать гемограмму и миелограмму.
Рисунок 3 – Компетенции «практические навыки» (тренинг в центре практических навыков)
Данная компетенция отрабатывается ежедневно при физикальном осмотре пациента, а оценивается и фиксируется в учебном журнале во время коллоквиума в часы СРСП в виде одного балла за один практический навык.
3. Аксиологические компетенции. У студента на кафедре формируются коммуникативные навыки:
- правильно познакомиться с пациентом;
- собрать анамнез у пациента (рис. 4);
- установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
- умение работать в команде.
Рисунок 4 – Коммуникативные навыки у студентов (сбор анамнеза)
При оценке данной компетенции мы используем оценочный лист («Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендирова – коммуникативные навыки выпускника» Под редакцией А.А. Аканова, О.М. Мирзабекова, К.А.Тулебаева, М.А. Абировой, З.Б. Исиной, М.А. Асимова. 2011).
ФИО студента _________________________________________ №гр. _______
№ | Навык | Балл | Макс.балл |
1. |
Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения |
10 |
|
2. |
Навык снятия эмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения опроса, клинического обследования и лечения |
10 |
|
3. |
Навык прогнозирования |
8 |
|
4. |
Навык безоценочного отношения к проблемным пациентам |
10 |
|
5. |
Навык общения и взаимодействия врача хирурга с проблемным пациентом |
10 |
|
6. |
Умение устанавливать контакты с проблемными пациентами |
10 |
|
7. |
Умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли |
10 |
|
8. |
Навык комментирования своих действий |
10 |
|
9. |
Умение работать в интенсивном режиме |
10 |
|
10 |
Навык совместного решения проблемы |
12 |
|
ИТОГО: |
100 |
Коммуникативные компетенции отрабатываются на каждом занятии. Оценочный лист заполняется по окончанию трех кредитов в часы СРСП и баллы отражается в учебном журнале.
- У студента на кафедре формируются правовые компетенции (адвокат здоровья) путем изучения:
- кодекса здоровья РК (рисунок 5)
- основных приказов МЗ РК и Мин.Обр. РК
- основных положений организации службы гастроэнтерологии и кардиологии и здравоохранения в целом.
Рисунок 5 – «Адвокат здоровья» знакомство с кодексом здоровья РК
Данная компетенция оценивается во время коллоквиума с помощью контрольного вопроса и фиксируется в учебном журнале.
- У студента на кафедре развивается самосовершенствование: портфолио (индивидуальные образовательные достижения студента) оцениваются на каждом занятии следующими видами деятельности: курация больного, решение и составление ситуационных задач, составление алгоритмов диагностики и схем лечения, кроссвордов, презентация, написание реферата.
Данная компетенция фиксируется в учебном журнале ежедневно в виде одного балла по темам занятий (студент готовит один вариант СРС за все кредиты).
Рабочей программой предусмотрено во время занятий на кредитах «Кардиологии» и «Гастроэнтерологии» написание кураторского листа, для оценки которого разработаны критерии, прописанные в силвбусе.
Рубежный контроль складывается из суммы баллов за каждую компетенцию (один из практических навыков, коммуникативная компетенция, правовая компетенция, СРС) и коллоквиума (1 контрольный вопрос по одной из тем кредита.
Подсчет рейтинга проводится простым сложения баллов за все компетенциии высчитывается по формуле, описанной в силлабусе.
Таким образом, с 2011-2012 учебного года на кафедре внедрена и освоена компетентная оценка знаний студентов 4 и 5 курсов по специальности «общая медицина». Именно такая оценка знаний позволила дифференцированно подходить к каждому студенту, выставляя баллы, расширен диапазон за счет компетенций и 12-бальной системы.
Выводы:
- Оценка знаний студентов с помощью 5 компетенций позволяет определить всестороннее развитие и образованность студента,
- Оценка знаний студентов с помощью 5 компетенций позволяет дифференцированно подходить к каждому студенту.
Список литературы
1 Компетенции в образовании : опыт проектирования //Сб. науч. трудов под ред. А.В.Хуторского. – М.: 2007.
2 Антипова, В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова //Педагогика. – 2006. – №8. – С.57-62.
3 Блинов, Л.В. Социально-профессиональная компетентность личности – продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №1. – С.52-56.
4 Генике, Е.А. Профессиональная компетентность педагога/ Е.А. Генике. – М.:Сентябрь,2008.-176с. – (Биб-ка ж. «Директор школы». – 2008. – №5).
5 Дахин, А.Н. Моделирование образовательной компетентности/ А.Н. Дахин //Вестник педагогических инноваций. – 2007.-№1. – С.84-100.
6 Иванов, Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика. – 2007. – №6(12). – 32с.
7 Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/ Т.Е. Исаева // Педагогика. – 2006. – №9. – С.55-60.
8 Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога/ О.А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование. – 2008. – №4. – С.24-25.
9 Мясников, В.А. Компетенции и педагогические измерения/ В.А. Мясников, Н.Н. Найденова //Педдиагностика. – 2007.-№2. – С.42-49.
10 Пеняева, С.А. Рефлексивные составляющие компетентности и особенности их формирования у студентов в процессе обучения/ С.А. Пеняева //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – №1. – С.11-14.
11 Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист. – 2007. – №3. – С.2-5; №4. – С.11-16.
12 Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании. – 2008. – №3. – C.21-26.
Б.Ш. Тукешева, С.А. Краснова
№1 ішкі аурулар кафедрасында 4 және 5 курс студенттерінің «Ішкі аурулар» пәнінен «жалпы медицина» мамандығы бойынша білімін бағалауда құзырлығын қолдану тәжірибесі
Түйін: Бұл басылымда білімді бағалауда компетентті бетбұрысты қолдану тәжірбиесі сипатталған «Жалпы медицина» мамандығының «Ішкі аурулар пәні» бойынша 4 және 5 курс студенттеріне бес компетенцияның көмегімен («білім», «тәжірбиелік дағдылар», «коммуникативты дағдылар», «құқықтық компетенция немесе денсаулық адвокаты», «өзіндік жетілдіру – СӨЖ») №1 ішкі аурулар кафедрасында.
Түйінді сөздер: құзырлылық, білім, тәжірибелік дағдылар, құқықтық дағдылар, коммуникативтілік, өзін-өзі жетілдіру
B.Sh.Tukesheva, S.A.Krasnova
Experience of using a competent approach to assessing students 4 and 5 of the course for the subject “Internal Medicine” specialty “general medicine” at the department of internal diseases № 1
Resume: This article describes the experience of a competent approach to assess the 4th-5th courses students’ knowledge of the discipline “Internal Medicine”, specialty “General Medicine” with the help of five competencies (“knowledge”, “practical skills”, “communication skills”, “legal competence or a lawyer of health”, “cultivator – self-study student”) at the Department of Internal Medicine №1.
Keywords: competence, knowledge, skills, law, communication, self-perfection