ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ОРТОДОНТИИ

25 Sep 2013

УДК 616.31-08-039.71

 

С.К. Шарипова, Р. И. Агапова, К. Битик, Е.В. Будянская, В.М. Новиков, Ч.Э. Шарипов, П.У.Эйбова

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

Модуль пропедевтики стоматологии детского возраста и ортодонтии

 

Детскому врачу стоматологу ортодонту  необходимо знать содержание проводимых профилактических мероприятий по возрастным группам, эпидемиологию заболеваний, организацию диспансерного наблюдения, рекомендации МЗ РК    по нозологическим формам заболеваний  в ортодонтии, протоколы  Международной классификации болезней -10 (МКБ-10).

Ключевые слова: врач-ортодонт, эпидемиология, профилактика, диспансеризация, классификация МКБ-10.

 

Изучение распространенности зубочелюстных аномалий и их отдельных нозологических форм в разные периоды формировании прикуса имеет важное значение при решении вопросов: расчета необходимого количества врачей-ортодонтов, организации сети ортодонтических отделений и кабинетов, планирования врачебно-профилактических мероприятий [3,5,6]

Получение научно обоснованных  и сопоставимых показателей распространенности  зубочелюстных аномалий  может быть достигнуто при строгом соблюдении  принципов: возрастной группировки обследуемых контингентов, одинаковом  методическом подходе к оценке морфологического и функционального  состояния  функций зубочелюстно-лицевой системы, зубов, зубных  дуг,  прикуса, с учётом этнических особенностей  строения лица и отдельных его частей, обоснованном  применении классификаций для структурирования диагноза.

Первичная профилактика  — это система государственных, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер,  включает определение этиологии морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстно-лицевой области, сочетающихся с ними общих нарушений организма, применение методов их профилактики и устранения. [2,3,9]

После завершения ортодонтического или комплексного лечения (логопедическое обучение; лечебная гимнастика; хирургические стоматологические мероприятия – вестибулопластика, френулопластика , удаление сверхкомплектных зубов, а также отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, обнажение коронок ретенированных зубов и др.; терапевтические стоматологические мероприятия — лечения зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта; помощь специалистов других профилей медицины — оториноларингологов, ортопедов, невропатологов, психологов, педиаторов, врачей подростковых кабинетов и др.) приступают к мерам вторичной профилактики  — диспансеризация пациентов у врача ортодонта.

Задачами вторичной профилактики являются: выявление рецидива и осложнений, ранее устраненных зубочелюстных аномалий, а также вновь развившейся патологии, обусловленной функциональными нарушениями в зубочелюстно-лицевой области, вредными привычками, кариозным разрушением и ранней потерей отдельных зубов, давлением ретенированных зубов на корни соседних, заболеваниями пародонта и височно-нижнечелюстных суставов. [2,4,6,10,11,12,13]

Диспансеризация ортодонтических больных должна осуществляться органами здравоохранения методом внедрения групповой профилактики отдельных групп населения поэтапно реализовывая перспективный план комплексной профилактики стоматологических заболеваний у детей. [2,4,6,10]

На современном этапе развития ортодонтии  по рекомендации МЗ РК   необходимо знать нозологические формы заболеваний и  разрабатываемые протоколы  по Международной классификации-10 (МКБ-10) для систематизации диагностики  и вхождения в международную практику. [1,7,12,16,17]

Классификация МКБ-10

K00 Нарушения развития и прорезывания зубов

  • K00.0 Адентия
  • K00.1 Сверхкомплектные зубы
  • K00.2 Аномалия размеров и формы зубов
  • K00.3 Крапчатые зубы
  • K00.4 Нарушения формирования зубов
  • K00.5 Наследственные нарушения структуры зуба, не

классифицированные в других рубриках

  • K00.6 Нарушения прорезывания зубов
  • K00.7 Синдром прорезывания зубов
  • K00.8 Другие нарушения развития зубов
  • K00.9 Нарушение развития зубов неуточненное

K01 Ретенированные и импактные зубы

  • K01.0 Ретенированные зубы
  • K01.1 Импактные зубы

K03 Другие болезни твердых тканей зубов

  • K03.0 Повышенное стирание зубов
  • K03.1 Сошлифование зубов
  • K03.2 Эрозия зубов
  • K03.3 Патологическая резорбция зубов
  • K03.4 Гиперцементоз
  • K03.5 Анкилоз зубов
  • K03.6 Отложения наросты на зубах
  • K03.7 Изменение цвета твердых тканей зубов после прорезывания
  • K03.8 Другие уточненные болезни твердых тканей зубов

K03.9 Болезнь твердых тканей зубов неуточненная

K07 Челюстно-лицевые аномалии [включая аномалии прикуса]

  • K07.0 Основные аномалии размеров челюстей
  • K07.1 Аномалии челюстно-черепных соотношений
  • K07.2 Аномалии соотношений зубных дуг
  • K07.3 Аномалии положения зубов
  • K07.4 Аномалия прикуса неуточненная
  • K07.5 Челюстно-лицевые аномалии функционального происхождения
  • K07.6 Болезни височно-челюстного сустава
  • K07.8 Другие челюстно-лицевые аномалии
  • K07.9 Челюстно-лицевая аномалия неуточненная

K08 Другие изменения зубов и их опорного аппарата

  • K08.0 Эксфолиация зубов вследствие системных нарушений
  • K08.1 Потеря зубов вследствие несчастного случая, удаления или локальной периодонтальной болезни
  • K08.2 Атрофия беззубого альвеолярного края
  • K08.3 Задержка зубного корня [ретенционный корень]
  • K08.8 Другие уточненные изменения зубов и их опорного аппарата
  • K08.9 Изменения зубов и их опорного аппарата неуточненное

K10 Другие болезни челюстей

K10.0 Нарушения развития челюстей[1,7,12,16,17]

 

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

В задачи профилактических и лечебных мероприятий в ортодонтии входят положительное воздействие на общее состояние беременной, эмбриона, плода, родившегося ребенка, а также организационные и лечебные мероприятия, обеспечивающие выявление и устранение зубочелюстно-лицевых аномалий у детей, подростков и взрослых. Для выполнения основных задач профилактики и лечения зубочелюстно-лицевых аномалий у детей и подростков выделено 8 периодов формирования зубочелюстной системы с учетом ее физиологических, морфологических и функциональных изменений.

I период — внутриутробное развитие эмбриона и плода (формирование тканей и органов в зубочелюстно-лицевой системе).

— Рациональный режим труда и отдыха беременных.

— Сбалансированное питание беременных.

— Регулярная гигиена и санация полости рта у беременных с использованием средств гигиены специального назначения.

— Пользование одеждой, не стесняющей развития плода у беременной.

— Выявление особенностей положения плода.

— Санитарное просвещение по вопросам причин развития зубочелюстных аномалий и деформаций, их проявлений и способам профилактики.

— Выявление зубочелюстных и других аномалий у родственников жены, мужа, в том числе макро- и микрогнатии, макродонтии, адентии, сверхкомплектных зубов, диастемы, укороченной уздечки языка, врожденной расщелины в челюстно-лицевой области и других врожденных пороков развития.

— Рассечение укороченной уздечки языка.

— Выявление врожденной расщелины в челюстно-лицевой области, синдрома Робина, ангидротической эктодермальной дисплазии и другой патологии, разъяснение особенностей ухода за младенцами и взятие их на диспансерный учет врачом-ортодонтом.

— Исправление формы верхней челюсти при врожденной сквозной одно- или двусторонней расщелине верхней губы, челюсти, неба (в возрасте 2-3 мес.). Применение повязок на верхнюю губу с тягой, оказывающей давление на чрезмерно развитый участок челюсти.

— Рациональный режим и сбалансированное питание матери и ребенка.

II период — от рождения до 6 мес. (до прорезывания первых молочных зубов).

— Правильное искусственное вскармливание ребенка: правильная его укладка при кормлении; предотвращение давления горлышка бутылки на альвеолярный отросток; регулирование усилий ребенка при сосании за счет сжатия пальцами материнской груди, правильного подбора отверстия в соске; длины соски и степени ее введения в полость рта; наблюдение за регулярностью глотания.

Выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение показаний к их удалению.

— Применение по показаниям нагубных повязок и внеротовой тяги.

III период — от 6 мес. до 3 лет (формирование молочного прикуса).

— Массаж альвеолярного отростка при затрудненном прорезывании молочных зубов.

— Наблюдение за последовательностью прорезывания молочных зубов и их установлением в зубную дугу.

— Пластика укороченной уздечки языка.

— Применение лечебных сосок и стандартных вестибулярных пластинок, оказывающих давление на чрезмерно развитый участок челюсти.

— Задерживание роста челюсти с помощью пращи, повязки и внеротовой эластичной тяги.

— Борьба с вредными привычками сосания пальцев и другими (накистевые, налоктевые повязки).

— Выявление привычной неправильной позы, нарушенной осанки, плоскостопия, направление на консультацию к врачу-ортопеду.

— Нормализация: смыкания губ, носового дыхания, расположения нижней челюсти (с помощью лечебной гимнастики и вестибулярных пластинок).

— Протезирование при врожденном дефекте неба после велопластики и стимулирование роста верхней челюсти по краям расщелины.

— Выявление детей с выраженными зубочелюстными аномалиями и деформациями и направление их к врачу ортодонту для оказания специализированной помощи и принятия их на диспансерный учет.

IV период — от 3 до 6 лет (период сформированного молочного прикуса).

— Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка.

— Комплексы лечебно-гимнастических упражнений для нормализации смыкания губ, расположения нижней челюсти и языка в покое и во время функций. Применение вестибулярных пластинок и других профилактических аппаратов.

— Борьба с вялым жеванием, отказом от употребления относительно жесткой пищи, обучение правильному глотанию.

— Обучение правильному произношению отдельных звуков речи («р», «л», шипящих и др.).

— Плановая санация и гигиена полости рта с использованием средств специального назначения.

— Выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов.

— Замещение отсутствующих зубов с помощью пластиночных протезов при множественной или полной их адентии или потере.

— Наблюдение за глубиной резцового перекрытия и формой зубных дуг.

— Применение специальных ортодонтических аппаратов с 4 до 6 лет для устранения вертикальных и сагиттальных аномалий прикуса.

V период — от 6 до 9 лет (начальный период сменного прикуса).

— Выявление больных с зубочелюстными аномалиями, направление их на ортодонтическое лечение.

— Плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения.

— Наблюдение за последовательностью прорезывания первых постоянных моляров, резцов и массаж альвеолярного отростка.

— Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных зубов (чаще клыков).

— Пластическая операция для укороченной или неправильно прикрепленной уздечке языка.

— Перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением ее основания в области межальвеолярной перегородки.

— Удаление задержавшихся молочных резцов, прорезавшихся сверхкомплектных зубов, обнажение коронок резцов при их затрудненном прорезывании или ретенции.

— Замещение путем прорезывания по показаниям рано потерянных молочных зубов, ретенированных и отсутствующих в результате адентии. Направление больных с ангидротической эктодермальной дисплазией на консультацию к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу.

— Выявление нарушений осанки, плоскостопия и направление больных на консультацию к ортопеду.

— Борьба с вредными привычками сосания и прикусывания пальцев, губ, щек, языка, различных предметов, с привычной неправильной позой.

— Направление больных с ротовым дыханием на консультацию к оториноларингологу. Удаление аденоидов и небных миндалин по ортодонтическим показаниям при резко выраженных нарушениях прикуса, нормализации носового дыхания с помощью вестибулярных пластинок и других приспособлений.

— Применение комплексов лечебной гимнастики для нормализации носового дыхания, глотания, осанки.

— Обучение у логопеда правильному произношению отдельных звуковых фонем.

— Нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции при ее привычном смещении.

— Применение верхненагубной, подбородочной, поднижнечелюстной пращи и внеротовой тяги для задерживания роста одной из челюстей в период прорезывания первых постоянных моляров и резцов.

— Выявление детей с зубочелюстными аномалиями и направление их для лечения к врачу ортодонту — применение ортодонтических аппаратов для исправления положения зубов, формы зубных рядов, нарушений их смыкания.

— Выявление индивидуальной макродентии, мезиального сдвига боковых зубов и обусловленных ими аномалий прикуса. Определение ортодонтических показаний к последовательному удалению отдельных зубов или их групп. Определение последовательности проведения комплексов профилактических и лечебных мероприятий.

— Определение показаний к удалению разрушенных первых постоянных моляров или резцов при резко выраженных зубочелюстных аномалиях.

— Восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров или резцов путем протезирования после их травмы или кариозного разрушения.

— Предупреждение деформации верхней челюсти после уранопластики.

VI период — от 9 до 12 лет (конечный период сменного прикуса).

— Выявление больных с зубочелюстными аномалиями и их направление на консультацию к врачу-ортодонту.

— Плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения.

— Удаление молочных зубов при хроническом гранулирующем периодонте, а также задержавшихся молочных моляров и клыков.

— Выявление индивидуальной макродентии, мезиального сдвига боковых зубов, резко выраженных аномалий прикуса и определение ортодонтических показаний к удалению отдельных зубов. Продолжение последовательного удаления отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, начатого в V периоде.

— Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных клыков и моляров.

— Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка.

— Перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением основания уздечки в области межальвеолярной перегородки.

— Удаление прорезавшихся или ретенированных сверхкомплектных зубов, одонтом, обнажение коронок ретенированных премоляров и клыков.

— Определение ортодонтических показаний к удалению разрушенных первых постоянных моляров или отдельных резцов при резко выраженных зубочелюстных аномалиях до прорезывания постоянных клыков и вторых моляров.

— Замещение отсутствующих зубов, в том числе при адентии, путем протезирования. Направление больных с ангидротической эктодермальной дисплазией на консультацию и лечение к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу.

— Выявление нарушений осанки, плоскостопия, кривошеи и направление больных к ортопеду.

— Борьба с вредными привычками сосания пальцев, губ, щек, языка, различных предметов, с привычками прикусывания, неправильной позы, в том числе во время сна.

— Лечебная ортодонтическая гимнастика для нормализации смыкания губ, носового дыхания, осанки.

— Обучение правильному глотанию, произношению отдельных звуков речи.

— Нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции при ее привычном смещении.

— Применение верхнегубной, подбородочной, поднижнечелюстной и внеротовой тяги для задерживания роста одной из челюстей в период прорезывания вторых постоянных моляров.

— Наблюдение за последовательностью прорезывания премоляров, выявление адентии вторых премоляров и решение вопроса о сохранении или удалении задержавшихся молочных моляров.

— Наблюдение за последовательностью прорезывания вторых постоянных моляров и массаж в их области.

— Наблюдение за последовательностью прорезывания постоянных клыков, совпадением средней линии между верхними и нижними центральными резцами и срединной плоскостью лица. Выявление ретенции постоянных клыков и первых премоляров или их адентии.

— Удаление при резко выраженных аномалиях прикуса увеличенных аденоидов, небных миндалин.

— Активное ортодонтическое лечение с учетом нозологических разновидностей зубочелюстных аномалий.

VII период — от 12 до 15 лет (период постоянного прикуса).

— Выявление больных с зубочелюстными аномалиями и их направление на консультацию к стоматологу-ортодонту.

— Плановая санация полости рта и регулярное соблюдение правил гигиены с использованием средств специального назначения.

— Выявление индивидуальной макродентии при тесном расположении передних зубов и аномалиях прикуса и определение ортодонтических показаний к удалению отдельных зубов или их групп на верхней, нижней или обеих челюстях. Продолжение последовательного удаления отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, начатого в V и VI периодах формирования прикуса.

— Избирательное пришлифовывание бугров отдельных зубов.

— Удаление прорезавшихся или ретенированных сверхкомплектных зубов, одонтом, кист.

— Обнажение коронок ретенированных премоляров, клыков, вторых моляров.

— Восстановление разрушенных постоянных зубов путем протезирования.

— Замещение зубов после их потери и при множественной первичной адентии путем зубочелюстного протезирования.

— Направление больных с ангидротической эктодермальной дисплазией на консультацию и лечение к педиатру, терапевту, дерматологу, окулисту, невропатологу.

— Выявление нарушенной осанки, плоскостопия, кривошеи, направление больных к ортопеду.

— Выявление нарушений пищеварительной системы и направление больных к ортопеду.

— Определение нарушений оссификации скелета и направление больных к эндокринологу.

— Борьба с вредными привычками сосания, прикусывания, неправильной позы и лечебная ортодонтическая гимнастика для нормализации смыкания губ, носового дыхания, осанки в сочетании с комплексами ортодонтических и других лечебных мероприятий, направленных на нормализацию прикуса. Применение гипноза для борьбы с вредными привычками.

— Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка.

— Выявление заболеваний пародонта и направление больных в пародонтологическое отделение.

— Активное ортодонтическое и комплексное лечение съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами.

VIII период — от 15 лет до 21 года (завершение формирования постоянного прикуса).

— Санация и соблюдение правил гигиены полости рта с использованием средств специального назначения.

— Выявление зубочелюстных аномалий и деформаций, направление больных в ортодонтические отделения для лечения подростков, взрослых, в стационары для хирургического исправления резко выраженных аномалий прикуса.

— Своевременное зубочелюстное протезирование, восстановление высоты прикуса, избирательное пришлифовывание бугров отдельных зубов, выравнивание окклюзии.

— Пластика укороченной уздечки языка.

— Наблюдение за последовательностью протезирования и установлением в зубные ряды третьих моляров, после ортодонтического лечения сагиттальных аномалий прикуса или удаления их зачатков на чрезмерно развитой челюсти.

— Ортодонтическое и комплексное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий.

— Выявление возможности передачи по наследству врожденной расщелины в челюстно-лицевой области, ангидротической эктодермальной дисплазии и других нарушений. [10,14,15,]

Ведущая роль должна принадлежать врачу-ортодонту!

Врач стоматолог-ортодонт (руководитель программы) осуществляет руководство, при необходимости обучает средний медицинский персонал — медицинских сестер и зубных техников-ортодонтов.

Врач-стоматолог в женской консультации проводит лечебно-профилактические мероприятия у беременных, дает рекомендации по гигиеническому воспитанию детей различного возраста.

Врач стоматолог-ортодонт выявляет микропризнаки нарушений развития зубочелюстной системы, разрабатывает комплексные планы профилактических и лечебных мероприятий, осуществляет лечение и последующее наблюдение за пациентом в процессе диспансеризации.

Медицинские сестры ортодонтического кабинета после предварительного обучения могут выполнять некоторые мероприятия (стоматологическое просвещение; обучение правилам ухода за полостью рта при пользовании съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами и др.).

Помимо этого в программе должен быть задействован и другой персонал:

Педагоги-логопеды обучают правильной артикуляции языка с окружающими органами и тканями и чистоте произнесения звуков речи, осуществляют борьбу с вредными привычками сосания и др.

Врачи-оториноларингологи выявляют ЛОР патологию, назначают консервативные или хирургические мероприятия в первую очередь для нормализации носового дыхания.

Врачи по лечебной физкультуре — обучают правильному дыханию, глотанию, гимнастическим упражнениям для нормализации осанки; проводят индивидуальные и групповые занятия.

Зубные техники ортодонты готовят современные конструкции ортодонтических устройств, регулярно повышают свой профессиональный уровень.

Работники детских учреждений (воспитатели ДДУ, учителя школ, работники детских домов, домов ребенка, интернатов) — проводят контроль чистки зубов, выявляют вредные привычки у детей и принимают меры по их устранению, следят за рациональным питанием детей, за правильной осанкой школьников, сидящих за партами. Непременным условием эффективности выполнения региональной программы является активное участие в ней родителей, которые должны контролировать ежедневную чистку зубов, осуществлять борьбу с вредными привычками сосания пальцев, различных предметов, следить за осанкой детей, 1 раз в год посещать врача ортодонта для выявления зубочелюстных аномалий. [8,9,17]

 

 

СПИСОК литература

1       Приказ МЗ РК №473 от 10.10.2006г. «Об утверждении Инструкции по разработке и совершенствованию клинических руководств и протоколов диагностики и лечения  заболеваний».

2       Алдашева М.А. Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний у детей: Учебное пособие. – Алматы, 2004 – 143с.

3       Виноградова Т. Ф.   Стоматология   детского возраста: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1987 – 526с.

4       Виноградова Т. Ф.   Диспансеризация детей у стоматолога: (Б-ка практ. врача. Важнейшие вопросы стоматологии ).  – М.: Медицина 1988 г – 256с.

5       Мирзабеков О.М. Основы организации стоматологической помощи Республики Казахстан на современном этапе. — Алматы 2002 – 86с.

6       Ортодонтия: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов / под ред. В.И. Куцевляка. – Харьков: ХГМУ, 2005. – 464с. —  Рус. яз.

7       Периодические протоколы профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний на амбулаторно-поликлиническом приёме. 2006 г.

8       Персии Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение  зубочелюстных        аномалий. Москва. Медицина. 2004- 360с.

9       Персии Л.С. Ортодонтия. Современные методы диагностики зубочелюстно-лицевых  аномалий. Руководство для врачей. – Москва. Медицина. 2007 – 252с.

10    Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие / Ю.Л. Образцов, С.Н. Ларионов. – СПб. : Спец Лит, 2007 — 160с.

11    Ральфа Е., Мак-Дональда. Дэвида Р. Эйвери перевод с английского проф.Т.Ф. Виноградовой.    Стоматология детей и подростков. МИА Москва 2003 – 766с.

12    Сабитова К.Е.  Проект клинического протокола диагностики и лечения пульпита. Проблемы стоматологии № 1-2(43-44) 2009.

13    Уильям Р. Профит. Современная ортодонтия.  Москва.:   Медпресс-информ. 2006. первод с английского Под редакцией члена -корреспондента РАМН. Профессор Л.С. Персина – 520с.

14    Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, миофункциональное нарушение челюстно-лицевой  области  и  их комплексное лечение. МИА Москва. 2006 – 402с.

15    http://vse-zabolevaniya.ru/bolezni-stomatologii-detskoj/zubnye-anomalii.html

16    Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)

17    Шарипова С.К. Формирование новых подходов к оценке ортодонтического лечения пациентов зубочелюстно-лицевыми аномалиями. Проблемы стоматологии № 3-4(45-46) 2009.

 

 

 

 

С.К. Шарипова, Р. И. Агапова, К. Битик, Е.В. Будянская, В.М. Новиков, Ч.Э. Шарипов, П.У.Эйбова

Ортодонтиядағы профилактика сұрақтары

 

Түйін: Балалар тіс дәрігері-ортодонт жас топтарына жүргізілетін профилактикалық шаралардың мазмұнын, ҚР ДМ ортодонтологиядағы аурулардың нозологиялық түрлерін, Халықаралық жіктеме-10 (ХАЖ-10) білуі тиіс.

Түйінді сөздер: дәрігер-ортодонт, эпидемиология,профилактика, диспансеризация, ХАЖ-10 жіктемесі.

 

 

S.K. Sharipova, R.I. Agapov, K.Bitik, E.V. Budyanskaya, V.M. Novikov, CH.E.  Sharipov, P.U. Eybova

Prevention issues in orthodontics

Resume: Pediatric orthodontist need to know the content of preventive measures by age, disease epidemiology, organization of dispensary check-up,  recommendations of the Ministry of Health of Kazakhstan on nosologic forms of diseases in orthodontics,  protocols of International Classification of Diseases 10 (ICD-10).

Keywords: orthodontist, epidemiology, prevention, clinical examination, classification ICD-10.

 

ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ОРТОДОНТИИ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ