Уважаемые студенты!




06.09.2012

Вот и наступил новый учебный год. Первокурсникам предстоит впервые познать азы постижения медицинской науки и выстроить свое отношение к учебе так, чтобы было легко в период сессии и «рубежек» (как говорил генералиссимус Суворов, — «тяжело в учении, легко в бою»). Пятикурсникам придется наверстать упущенное за предыдущие 4 года обучения, так как им в мае-июне 2013 года придется подвергнуться жесткой конкурентной интеллектуальной борьбе за гранты в  Магистратуре и Интернатуре, куда попадут далеко не все бакалавры ВУЗа.  А уже самые лучшие по успеваемости, из поступивших на Интернатуру КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, смогут претендовать на престижную в медицинской среде специализацию, как хирургия, детская хирургия, педиатрия.  Хочу пожелать Вам всем — в добрый путь к знаниям, к достижению новых высот в обретении медицинского образования!!!

Однако помимо учебы у многих, особенно у представителей старших курсов, будет находиться свободное время для отдыха, раздумий. Кто-то, под воздействием совместно проживающих или обучающихся студентов решит  праздно проводить большую часть своего «свободного» времени в «интересных местах» нашей южной столицы, а кое-кто – начнет личный поиск своего духовного начала.

Если говорить в отношении первых (т.е. «праздно намеренных»), то здесь все ясно. Это люди, практически пропавшие для общества индивидуумы, потому что леность породит в них самих массу негативных человеческих качеств и сделает их  трутнями. Желая красиво жить за чужой счет, они наверняка станут обманывать родителей, выпрашивая деньги на гулянки и т.н. «разводы», либо попадут в какую-нибудь криминальную историю, итог которой будет закономерно плачевным. Полагаю, что об этой категории не стоит дальше вести речь, ибо они недостойны нашего драгоценного времени и внимания.

Более интересна, на мой взгляд, вторая категория студентов (т.е. уверовавших в одну из монотеистических религий). На их тернистом пути, в случае попадания под влияние идеологов нетрадиционных течений и сект, предстоит преодоление многочисленных сомнений, в том числе связанных со смыслом бытия — в целом и необходимостью дальнейшей учебы — в частности.  Эти ребята и девочки ничем не отличаются от усидчивых и целеустремленных в получении знаний отличников и, в основном, они хорошие, аккуратные, благонравные, честные, порядочные люди или стремящиеся стать таковыми.

Однако я не зря упомянул об идеологах нетрадиционных верований, т.к. зачастую, как свидетельствует практика, отдельные из так называемых их духовных наставников, не владеющих глубокими знаниями в религии, сбивает студентов с истинного пути – к получению знаний (будь то в медицине или – в вероисповедании). Субъективное мнение именно таких идеологов, сопряженное с догматическим мышлением, ставит  светское   у ч е н и е    и     н а у к у   в  разряд  нелегитимных, возвращая тем самым в темное средневековье.

Именно поэтому всех студентов, находящихся в духовном поиске, прошу заново перечитать следующие мысли великого казахского поэта и философа Абая Кунанбаева, оставленные потомкам в своих «Словах назидания» («Қара сөз»). Надеюсь, что нижеследующие трактаты особо должны заинтересовать студентов первых курсов, т.к. чтение трудов великого Абая —  обогатит их кругозор, а повторное чтение – заставит переосмыслить ценности.

 

 С наилучшими пожеланиями! Помощник ректора КазНМУ М.Куанышев

 

 

Абай Кунанбаев, «Слова назидания» («Қара сөз»).

 

«Дети мои, утешение сердца моего! Вот написал несколько слов о человеческих деяниях и завещаю написанное вам, как память. Прочтите со вниманием, вникните в суть этих слов, и ваши сердца преисполнятся любовью. Любовь человека неотделима от его разума, человечности, знаний. Исходной, изначальной причиной этих свойств являются те совершенства, которые даются человеку от рождения — крепкое здоровье, прекрасная внешность, все остальное зависит от благородства отца и матери, от мудрых наставников и добрых друзей. Устремленность и понятливость порождаются любовью. А разум, человечность и знания будят в человеке интерес к науке.

Ребенок по доброй воле не тянется с ранних лет к учебе. Приходится его принуждать или привлекать до тех пор, пока у него не возникнет жажда знаний. Ребенка, имеющего стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то, что он будет стремиться познать Бога, понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро, не поступаясь честью, и будет избегать зла. Иначе ему суждено пребывать в невежестве, в лучшем случае получит он весьма поверхностные знания. Развращенные сызмальства дети не могут иметь интереса к знаниям, религии, почтения к своим наставникам. Не получится из них полноценных людей, добросовестных мулл, истинных мусульман. Самое сложное — воспитать в них человечность…

Известно, что Наука — один из ликов Всевышнего, потому и любовь к Науке — признак человечности и искренности. Не достигнуть вершин Науки, занимаясь ею для стяжательства, достижения корыстных, низменных целей. Пусть богатство, всеобщее уважение и слава сами найдут человека, только тогда они смогут стать достойным украшением его. А преклонение перед ними принижает человека, независимо от того, добьется он успеха или нет.

Если ты обрел любовь к истине, желание учиться — найди в себе внимательный слух и искреннее прилежание. Исповедующие ислам прежде всего должны знать, в чем заключается истина имана, ибо иман — это не слепое поклонение. Скажем, поверили мы в Бога, в то, что слова Корана — изъявление его воли, что Мухаммед Мустафа, да будет благословенно его имя, является посланником его. Что нам дает такая вера? Ты веруешь в Бога ради него или ради своего спасения? Аллах велик и он не пострадает от твоего неверия. Если ты утверждаешь, что вера твоя необходима тебе самому, хорошо, значит, ты веруешь. Но если это — вера ради веры, пользы от нее тебе не будет. Твоя вера окажется поистине праведной, принесет пользу, когда ты сам этого жаждешь. Нужно знать, какими усилиями достигается осознанная, разумная вера…

Сила человека заключается в его разуме и знаниях. Могущество Всевышнего выражено в Науке и Милосердии. Хотя Милосердие не упоминается в числе восьми его ликов, оно поясняется смыслом следующих его имен: Всемилостивый, Милосердный, Сострадательный, Всепрощающий, Любящий, Защищающий, Покровительствующий, Благодетельный, Дарующий, Учтивый. Эти имена Аллаха подтверждают мои доводы…

И только те достойны звания ученого, кто стремится постичь Аллаха соразмерно своему рассудку, кто ищет первопричину всех явлений и предметов. Они добиваются истины, справедливости, блага в интересах человечества, для них не существует в жизни радости и удовольствия, помимо их труда. Не будь этих мыслителей, идущих верным путем, наступило бы всеземное крушение. Эти истинные ученые являются костяком всех человеческих творений, их умами приводится в порядок все, что есть на земле. Их деятельность направлена на земное благоденствие, как говорится: земная жизнь — есть возделанная нива для жизни загробной.

Не всякий ученый — мудрец, но всякий мудрец — ученый…

Ученые же мирских наук не знают основ религии, хотя они добиваются истины и сумели раскрыть для себя тайны вселенной и человеческого бытия. Из семи условий шариата они способны признать лишь Аллаха, не могут отличить сторонников Аллаха от его противников. Пусть они не являются нашими духовными пастырями, но они заслуживают нашу признательность, ибо, как сказано пророком в Хадисе, лучшими из людей считаются те, кто приносит пользу окружающим.

Эти люди не знают ни сна, ни покоя, ни развлечений, они находятся в неустанном поиске полезных для человечества открытий, они добыли электричество, подчинив человеку энергию молнии, научились держать связь друг с другом на огромных расстояниях, заставили огонь и воду выполнять колоссальную работу, непосильную тысячам людей, они совершенствуют человеческий разум, учат нас отличать добро от зла, несомненно, мы во многом обязаны им.

Красота мироздания облагораживает человеческий разум. Случается, что из-за нужды и нехватки человек теряет свой человеческий облик, звереет. Не иметь стремления к постижению мировой науки — признак невежества, что осуждается и Кораном…

Мы не стремимся овладеть знаниями в целях наживы. Напротив, используем богатства на пути к овладению знаниями. Искусство — вот подлинное, неиссякаемое богатство, учиться ему — самое благородное дело. Знания должны служить справедливости и отвечать требованиям закона Божьего. Человек обязан быть благодетельным и не только восхищаться благотворительностью других, но и самому неустанно творить добро…

Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние.

Невежество — то есть отсутствие знаний, без которых ничего нельзя добиться; отсутствие знаний равняет человека со скотом.

Леность — злейший враг искусства; бесталанность, безволие, бесстыдство, бедность — зачастую порождение лени.

Злодеяние — враг человечества; причиняя зло другим, человек отдаляется от людей, уподобляясь дикому зверю.

Противоядие от этих пороков — человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания…»

 

__________________________