СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ «ШКОЛЫ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»
В КАЗНМУ им.С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
НАМЕРЕНИЯ
На базе Школы общественного здравоохранения им.Х.Досмухамедова Казахского Национального медицинского университета им.С.Д.Асфендиярова будет создана «Школа креативного мышления», деятельность которой будет способствовать развитию солидарности и согласованности действий по улучшению климата в университете и созданию пула креативномысляшей обучающейся молодежи и ППС. Будет также создан клуб креативных личностей (студенты, магистранты, докторанты, ППС) для генерирования новых идей, поиска новых решений.
МИССИЯ И ВИДЕНИЕ
Миссия
Наша миссия – развивать лидеров и способствовать развитию интеллектуального потенциала нации.
Видение
Формирование образованного, креативно и критически мыслящего, развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству, через совершенствование педагогического образования, внедрение креативного подхода в педагогическую практику.
АКТУАЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Во многих странах мира интенсивно разрабатываются инновационные образовательные технологии, соответствующие современной модели образования. За доминанту инновационно-организованного образовательного процесса принимается развитие креативной личности в самом широком смысле, включая ее когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную, ценностную составляющие.
Процесс развития креативности – это долговременный, непрерывный процесс, важнейшим этапом которого является период получения образования. Очевидно и то, что современное массовое образование пока не в состоянии обеспечить условия для реализации креативности личности в процессе обучения и воспитания. Привычная образовательная модель продолжает транслировать знания, формировать умения и навыки и контролировать их усвоение. Существующая система образования не развивает целенаправленно свойства мышления и компетенции, адекватные требованиям современного мира. Более продуктивным решением является ориентация на креативный подход образования, которое в идеале должно выявлять, поддерживать и развивать творческий потенциал каждой личности. Поэтому необходимо совершенствовать педагогическое образование с привлечением учителей к внедрению креативного подхода в педагогическую практику.
Понятие «креативность» появилось к началу 50-х годов 20 века благодаря Джо Гилфорду — профессору многих американских университетов. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, концентрации внимания, творчества и темперамента. Джо Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
1) способность к обнаружению и постановке проблем
2) способность к генерированию большого числа идей
3) способность к продуцированию разнообразных идей — гибкость
4) способность отвечать на раздражители нестандартно — оригинальность
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали
6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу
Креативные люди всегда находят выход из любой ситуации, они сейчас очень востребованы на рынке труда, они свободны в своем творчестве и профессии. Слово «креативность» образовано от слова «создавать» — создавать образы, новое видение, новые идеи. Это не только творчество, но и технологии, открытия, идеи. В современном, динамично изменяющемся мире, человеку необходимы три составляющих мышления, чтобы быть продуктивным. Это — креативность, системность, критичность.
Функционально современный человек должен уметь:
- Быстро обучаться (приобретать новые компетенции)
- Работать с большими массивами плохо организованной (и зачастую недостоверной) информации
- Решать творческие (не имеющие известных алгоритмов решения) задачи
- Работать в группе
Во многих развитых странах мира в последние десятилетия постоянным спросом пользуются услуги компаний, которые проводят корпоративные тренинги и семинары по развитию творческих способностей и креативности персонала фирм, используя креативные техники (mindmapping, brainstorming, problem solving и др.)
Представленная проблема актуальна практически для всех образовательных систем в мире. Весьма жесткую оценку дает американской системе образования Т. Питерс: «Для нашей школы характерно плохо скрываемое стремление подавить креативность. Она учит тому, «что есть», и совсем не умеет учить тому, «что может быть». Видный ирландский политик Майкл Д. Хиггинс, возглавлявший в свое время Министерство культуры, считает, что «корни креативного общества следует искать в общем образовании. Нынешнее поколение молодых людей – это в большей степени поколение узких специалистов, нежели творцов будущего. Следует так изменить методы обучения, чтобы студенты стремились не только «знать как» («know how»), но и «знать, почему и зачем» («know why»). Такие оценки вынуждают развитые страны мира предпринимать серьезные меры по изменению образовательных стратегий.
Правительство Великобритании ставит перед своей системой образования «амбициозную, но выполнимую задачу превращения страны в мировой центр креативности. На основе успешно опробованных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей учащихся и студентов, планируется сформировать основу стратегии креативности в образовании, где большое внимание будет уделяться личностному развитию молодых людей для подготовки их к жизни в новом столетии. В различных регионах Великобритании существуют проекты, которые финансируются правительством и патронируются созданным в 1998 г. Национальным консультативным комитетом по креативному образованию. Среди них такие инициативы, как: «Творческое партнерство» в Англии, «Креативное партнерство молодежи» в Северной Ирландии, «Творчество имеет значение», «Учить и учиться будущему» в Шотландии и др. Значительная часть таких проектов связана с совершенствованием педагогического образования и привлечением учителей к внедрению креативного подхода в педагогическую практику. В университетах реализуются:
- специально разработанные модули по креативному образованию в Лидском университете (The Fryer creative education programmes);
- курсы по креативности в Открытом университете, которые изначально были разработаны для образовательных программ МВА, но теперь могут включаться также в учебные планы подготовки учителей (MA in education, MA in open and distance education);
- блок, связанный с изучением креативности и ее развитием в процессе обучения, включен в аспирантские программы Университета Дарема.
Кроме этого, существуют проекты, направленные на развитие сотрудничества учебных заведений с различными организациями для поддержки учителей и развития творческого потенциала учащихся и студентов («Театральная инициатива», «Будущее = творчество», «CAPE UK»).
В США существует свое видение стратегии развития креативности в образовании, ключевым направлением которого является расширение преподавания искусств и гуманитарных наук на всех образовательных уровнях.
Стратегия креативности в образовании Японии основана на культивировании того стиля познания, который сложился в Японии на протяжении тысячелетий и для которого характерны раннее включение в познавательную деятельность, созерцательность, использование интуиции, образного мышления, эмпирического опыта. Еще одна особенность японского образования, способствующая непрерывному творческому развитию личности, — это культ учебы, который сохраняется всю жизнь и выражается в интенсивных внутрифирменных программах обучения, в обучении дома и в повседневной жизни. В условиях строгой регламентации образовательного процесса, присущей японской системе образования и предусматривающей контроль министерства за содержанием образования, а также за формами и методами обучения, немногие учебные заведения страны имеют учебные планы, разработанные целенаправленно для развития креативности учащихся. Что касается школ, то это в основном образовательные учреждения, прикрепленные к университетам, в которых ведутся исследования креативного развития (Университет Шицуока работает с двумя начальными и тремя средними школами). Более широко образовательные программы по развитию креативности распространены на уровне среднего и высшего (в т.ч. педагогического) профессионального образования. Более чем в пятидесяти технологических школах постоянно организуются творческие курсы и конкурсы по изобретениям в области робототехники, использования солнечной энергии, компьютерного программирования и др. В университетах Тойо, Мусаши и Шицуока образовательные программы подготовки учителей расширены за счет включения в них специальных курсов, посвященных теории креативности и методике ее развития. В целом же в Японии сосуществуют два подхода к креативному образованию: один из них ориентирован на североамериканскую научную школу креативности и сфокусирован на стимулировании способности к изобретательству и открытию, другой базируется на традиционной для Японии философии познания.
Таким образом, образовательным учреждениям отводится основная роль в реализации креативного подхода в педагогической практике, поскольку развитие воображения, целеустремленности, индивидуальности обучаемых будет мотивировать их к образовательной деятельности. При этом креативность и результаты обучения не противопоставляются, а рассматриваются как две стороны одной медали – креативность воспринимается как путь к достижению очередной ступени в освоении знаний.
Создание «Школы креативного мышления» в КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова будет направлено на внедрение и развития технологий обучения, способствующих формированию креативного мышления у студентов и преподавателей, что даст возможность генерированию новых идей и поиску новых решений в научно и практической деятельности университета.
ЦЕЛЬ: развитие искусства креативного мышления у студентов и ППС
ЗАДАЧИ:
- Изучить теории и методы развития креативности, мировой опыт
- Подготовить группу сертифицированных тренеров из числа ППС по вопросам развития креативности (с приглашением визитинг-профессора)
- Создать обучающий центр по развитию креативности
- Проводить обучающие семинары для студентов и ППС по развитию навыков креативного мышления
- Создать критическую массу креативных личностей
- Создать клуб креативных личностей (студенты, магистранты, докторанты, ППС) для генерирования новых идей, поиска новых решений
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
- Формирование генерации (критической массы) студентов и ППС с навыками и методами креативного мышления (КМ)
- Создание «точки роста по КМ» и масштабирование/каскадирование данного процесса на территорию РК, СНГ и дальнего зарубежья
- Создание «Альянса школ КМ» в РК и на международном пространстве
- Повышение рейтинга КазНМУ на международной арене за счет создание инновационных продуктов
- Создание синергетического эффекта в медицинской отрасли и всей страны в целом и повышение страновой конкуренции РК
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
предусматривает осуществление следующих этапов:
- сформировать у студентов основы для развития креативного мышления, что будет содействовать переходу от преимущественного индуктивного (школьного) стиля мышления к преимущественно дедуктивному и абдуктивному (вузовскому)
- переориентировать методики преподавания дисциплин с преимущественного присвоения студентами знаний на преимущественную их творческую выработку и использование
Приоритет самостоятельного обучения.
Поскольку становление опыта профессионально-творческого мышления как глубинного личностного качества возможно только в процессе самостоятельной творческой деятельности, то при организации образовательного процесса основной упор должен делаться на самостоятельную работу учащихся (как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время), направленную на выполнение заданий, адекватных целям и задачам конкретного этапа.
Принцип совместной деятельности педагога и учащихся.
Для эффективного развития креативности и реализации творческого потенциала учащихся необходима соответствующая психологическая атмосфера в коллективе, созданию которой способствует сотворчество педагога и обучающихся.
Принцип опоры на опыт обучающихся, согласно которому жизненный опыт учащихся должен использоваться окружающими в качестве источника обучения и самообучения. Студент приходит в вуз с определенным социальным и бытовым опытом, опытом обучения (учения) и, отчасти, профессиональным опытом, который может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому, с одной стороны, следует учитывать все позитивные его моменты, а с другой, нейтрализовать негативные проявления. Отсюда вытекает следующий принцип.
Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательных программ в соответствии с конкретными профессиональными требованиями при учете личностных особенностей, опыта и уровня подготовленности учащегося. Данный принцип нашел свое отражение, в частности, при определении уровня сформированности опыта профессионально-творческого мышления каждого обучающегося и дифференцированном построении дальнейшего процесса (в виде выбора методов, форм, механизмов педагогического воздействия и содержания заданий).
Принцип элективности обучения предполагает реализацию студентами предусмотренных академических свобод. Он, в частности, может быть реализован как предоставление студентам определенной свободы в выборе направления учебно-познавательной и научно-практической деятельности (задания для самостоятельной работы на выбор); средств и методов выполнения заданий; источников необходимой дополнительной информации и т.п.
Принцип развития познавательных потребностей, согласно которому а) результаты обучения оцениваются по реальному уровню сформированности тех или иных качеств личности, ее знаний, умений и навыков; б) образовательный процесс направлен на формирование у учащихся адекватной познавательной мотивации учебной деятельности.
Процесс формирования творческого мышления должен строиться в форме проблемного обучения, предусматривающего постоянную постановку и разрешение учебных, научных и профессиональных проблем, что обусловливает включение таких механизмов, как: вопрос и самовопрос, обеспечивающие критическую оценку собственных знаний, умений, навыков; рефлексию как результат анализа собственных знаний, умений и возможностей.
Необходимость разрешения противоречия между наличием проблемы и невозможностью ее разрешения при данных конкретных условиях рождает потребность в дополнительной информации и, следовательно, воздействует на мотивационную сферу личности учащихся, формируя познавательные потребности. Задаче формирования опыта творческого мышления студентов возможно подчинить все организационные формы обучения. Лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся во внеаудиторное время должны строиться по принципу проблемности.
Проблемная лекция пробуждает у студентов интерес к изучаемым вопросам, стимулирует активность и самостоятельность в поиске дополнительной информации, моделирует противоречия реальной профессиональной деятельности; знания слушателями приобретаются как бы самостоятельно в процессе разрешения проблемы.
Разновидностями проблемной лекции являются: лекция — пресс конференция, лекция — провокация, лекция — диалог.
Практические и семинарские занятия проблемного характера могут проводиться:
— в форме дискуссий по отдельным вопросам темы;
— «профессиональных боев», что требует изучения дополнительного материала;
— в форме защиты рефератов, что активизирует внимание всех студентов и способствует развитию доказательности мышления;
— как решение конкретных профессиональных ситуационных задач (научных проблем), в ходе которого развиваются умения формулировать и разрешать проблемы, применять на практике теоретические знания;
— в форме деловых игр. Деловые игры являются своеобразным активным методом подготовки кадров, так как эта подготовка включает в себя в определенной форме исследование, тренинг и обучение. При этом осуществляется воздействие на потребностно-мотивационную сферу личности учащихся, развиваются рефлексивные способности, формируется целостное профессиональное сознание, повышается уровень уверенности в себе.
Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных специально организованных условиях с применением необходимых механизмов, форм и методов организации занятий. Формы и методы организации занятий используются в комплексе и зависят от задач конкретного этапа формирования.
Ответственные исполнители:
Турдалиева Б.С., зав.кафедрой «Политика и управление здравоохранением», д.м.н.
Байсугурова В.Ю., главный специалист ШОЗ
Аимбетова Г.Е., доцент кафедры «Политика и управление здравоохранением», к.м.н.