РЕЗОЛЮЦИЯ V-ой научно-практической конференции с международным участием «Модель медицинского образования КазНМУ: достижения и перспективы»




04.06.2015

РЕЗОЛЮЦИЯ

V-ой научно-практической конференции  с международным участием

«Модель медицинского образования КазНМУ: достижения и перспективы»

 

          28-29 мая 2015 года в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова проведена пятая юбилейная научно-практическая конференция «Модель медицинского образования КазНМУ: достижения и перспективы».

           Цель проведения конференции: проведение объективного анализа достижений, оценка эффективности механизмов повышения  качества образования  в  Университете за прошедшие пять  лет с целью определения новых направлений реализации Модели медицинского образования КазНМУ с учетом мировых тенденций, а также обсуждение основных путей совершенствования профессионального и личностного роста обучающихся и преподавателей.

          Задачи конференции:

— анализ роли Модели медицинского образования в формировании профессиональных компетенций выпускника, включая вопросы формирования клинического мышления;

— оценка роли преподавателя в реализации Модели медицинского образования;

— анализ механизмов развития и повышения качества образовательного процесса;

-определение перспектив совершенствования и дальнейшего развития Модели медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.

Обоснование проведения конференции.

В своем «Плане Нации – 100 шагов современное государство для всех» (май 2015г.) Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев определил конкретные шаги по реализации институциональных реформ, которые позволят Казахстану «…войти в число 30-ти развитых государств мира в новых исторических условиях. «100 конкретных шагов» придадут нашей стране такой запас прочности, который позволит уверенно пройти сложный период испытаний, не сбиться с пути реализации Стратегии-2050 и укрепить казахстанскую государственность».

Глава Государства обозначил четкое видение развития страны и определил несколько ключевых векторов долгосрочного развития Казахстана, одним из которых является развитие образования, подготовка высококвалифицированных конкурентноспособных кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора. Общей целью  образовательных реформ  в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической  среде.

          КазНМУ пошел по пути создания Модели медицинского образования, которая успешно реализуется с 2009 года и полностью внедрена на уровне бакалавриата. Прошедшие 5 лет стали вкладом в 85-летнюю историю нашего Университета. Настоящая конференция призвана подвести итоги и анализ достижений, а также поставить новые цели и пути развития.

          В работе конференции приняли участие Омирбаев С.М. — директор Независимого Казахстанского Агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), Хандиллаева Б.М. — главный эксперт Департамента развития медицинской науки и образования Республиканского центра развития здравоохранения (РЦРЗ),  Алшанов Р.А.-президент Ассоциации вузов РК; представители вузов и колледжей страны: Садуакасова Ф.Д.-главный научный сотрудник департамента науки, международных отношений и подготовки профессиональных медицинских кадров Казахстанско-российского медицинского университета (КРМУ), Каленова Б.С. – начальник департамента внутреннего аудита КазНТУ им.К.Сатпаева, Досыбаев Б.К. – начальник отдела интернатуры Южно-Казахстанской фармацевтической академии, Кулсариева А.Т.— проректор по учебной работе КазНПУ им.Абая, Кулембекова Л.А. и Кусаинова А.Е. (Казахстанско-Российский медицинский университет), Тульбасова Б.К. и Кадырбаева Б.А. (КазНПУ им.Абая),  Аманов Т.И., Цой М.В., Маштахова С. (Алматинский медицинский колледж); представители медицинских организаций и научных центров: Кидирмагамбетов И.Л. начальник Военно-клинического госпиталя МО РК, Шарипова М.Н.-заместитель директора РГП «Научный центр педиатрии и детской хирургии»,  Ташенова Г.Т.-заместитель директора по науке «Научный центр педиатрии и детской хирургии», Турсынмуратова Б.Е.-главный врач Илийской районной больницы,  Алиев А.А.— Городская детская больница г. Ташкент, Узбекистан, преподаватели и сотрудники университета; Аванесов В.С. (Россия) -почетный профессор КазНМУ; визитинг-профессора КазНМУ: Евтушенко Е.Н. (Украина), Мейманалиев Т.С.  (Кыргызстан), Джеймс Эндрю (Канада), Кудайбергенова Т.А. (Кыргызстан), Чайковская В.В. (Украина), Конрад Юшкевич (США), Сидоренко О.В. (Австрия), Тернинко И.И. (Украина) преподаватели и студенты КазНМУ.

          Всего в конференции приняли участие более 300 человек.

          Приветственным словом конференцию открыл академик Национальной академии наук РК, президент Казахской академии питания и Национального центра здорового питания, председатель Наблюдательного Совета, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель РК Шарманов Т.Ш.

          Ректор А. Аканов в своем выступлении напомнил приоритетные задачи, стоявшие перед Университетом: разработка и оптимизация сквозных  трехуровневых образовательных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям;  кадровое обеспечение образовательного процесса; совершенствование образовательных технологий; интеграция образования, науки и клиники; совершенствование менеджмента образовательного процесса; повышение солидарной ответственности студентов,  ППС  и работодателей за конечные результаты обучения; интернационализация  медицинского и фармацевтического образования; совершенствование организационно-управленческого блока; развитие научного потенциала ППС; совершенствование студенческой науки. В соответствии с ними он представил достижения и перспективные направления в реализации Модели медицинского образования КазНМУ: признание сайта Университета одним из лучших в рейтинге сайтов «Webometrics»; открытие филиалов КазНМУ  в  г.Талдыкоргане и г.Кызылорде, а также Центров ПМСП и сахарного диабета; создание собственного  коечного фонда в университетских клиниках на 500 мест; усиление материально-технической базы – охват зоной wi-fi всех корпусов университета, обеспеченность образовательного процесса 4500 персональными компьютерами и ноутбуками в соотношении 1:2, что превышает нормативные показатели, выдача более 1000 нетбуков лучшим студентам; проведение учебных занятий 482 зарубежными профессорами; эффективное внедрение системы ключевых показателей деятельности ППС (KПД), программы «Таланты на службе Университета» и ежегодной премии «Лучший преподаватель КазНМУ»; в 2014 году —  91 публикация в  журналах с  импакт-фактором и  более 200 студентов обучились за рубежом по программе академической мобильности; на организованных курсах английского языка прошли обучение более 300 преподавателей и др. С своем докладе ректор отразил основные моменты проведенных за прошедшие пять лет  более 40 социологических опросов среди студентов и преподавателей.  Перспективным направлением развития  медицинского образования в КазНМУ является поэтапная трансформация  по опыту модели Назарбаев Университет.

          В своем докладе на тему: «Современные тренды высшего образования в контексте Ереванского коммюнике-2015» Омирбаев С.М. — директор Независимого Казахстанского Агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) озвучил принципы Болонской декларации, трансформирующиеся под воздействием процессов глобализации и актуализации тенденций Европейского пространства высшего образования. При этом новые измерения предусматривают пересмотр постулатов Болонского процесса.

           Президент Ассоциации высших учебных заведений Казахстана, доктор экономических наук, профессор Алшанов Р.А. отметил огромный вклад профессорско-преподавательского состава КазНМУ в учебно-методическую работу и от имени Ассоциации вузов РК вручил медали им. А. Байтурсынова сотрудникам университета: золотые медали ректору КазНМУ, доктору медицинских наук, профессору Аканову А.А., проректору по научной работе и инновациям,  доктору медицинских наук, профессору Рамазановой Б.А., серебряные медали доктору медицинских наук, профессору Кенесариеву У.И., доктору медицинских наук, профессору Ракишевой А.С., доктору медицинских наук, профессору Шортанбаеву А.А. и бронзовые медали доктору медицинских наук, профессору Хабижанову Б.Х. и доктору медицинских наук, профессору Джумашеву У.К.

Первый день конференции был посвящен теме: «Модель КазНМУ — конкурентоспособный выпускник». Были заслушаны доклады  М.Абировой, директора Департамента учебно-методической работы КазНМУ (ДУМР), визитинг-профессора КазНМУ, доктора фармацевтических наук Евтушенко Е.Н. (Украина), начальника отдела учебного процесса Казахского Государственного Женского педагогического университета (КазГосЖенПУ), кандидата педагогических наук Ашкеевой Н.Н., директора Центра коммуникативных навыков им.Д.Драппер КазНМУ (ЦКН), профессора М.Асимова, доктора медицинских наук, профессора кафедры «ПМСП» КазНМУ Бегимбетовой Р.С., в которых представлены достижения университета, затронуты вопросы и перспективы дальнейшего развития Модели КазНМУ в аспекте  образовательной политики и модернизации высшего образования Казахстана.

В работе конференции с докладами  активное участие принимали обучающиеся университета — студенты факультетов «Общая медицина», «Фармация», «Общественное здравоохранение»: Нурмурадова Ф., Адилова А., Есмуратова М. Студенты поделились своим взглядом на процессы, происходящие в университете и выступили с конкретными предложениями по реализации Модели и кредитной системы обучения в КазНМУ.

Второй день конференции был посвящен вопросам роль преподавателя в реализации Модели медицинского образования. С ключевым докладом выступил проректор по УВР, профессор К.Тулебаев, который осветил вопросы совершенствования менеджмента образовательного процесса. Почетный профессор КазНМУ В.С. Аванесов, опираясь на многолетний опыт работы в университете предложил методы повышения педагогической квалификации ППС КазНМУ. В контексте с ключевым докладом выступила Э.Ж. Битанова, которая отразила роль инновационных образовательных структур (УД, КОП) в модернизации системы управления образовательным процессом. Б.С. Турдалиева провела анализ деятельности независимой экспертной комиссии, как инструмента качества обучения. Современные теории обучения и компетентностно-ориентированное медицинское образования на примере модуля «ВИЧ-инфекция и инфекционный контроль» с воем докладе изложила Ж.С. Нугманова.  Вопросы  реализации различных механизмов и инструментов  мотивации ППС (ключевые показатели деятельности и проект самоуправления) были отражены в докладах директора школы педагогического мастерства им. Х. Насыбуллиной Р.Юсупова и начальника Управления развитием человеческих ресурсов А. Карибаевой.

          В рамках конференции 29  кафедрами и модулями были подготовлены 13 постерных докладов на тему: «Вопросы формирования клинического мышления» и 28  докладов размещены в WEB-сессии на тему: «Механизмы развития и повышения качества образовательного процесса». Доклад вице-министра образования и науки РК  Т.О. Балыкбаева на тему: «Модернизация системы высшего образования Казахстана» явился ключевым докладом WEB-сессии.

          В представленных докладах рассматривались вопросы формирования клинического мышления, интенсификации технологий учебного процесса в условиях кредитной системы обучения, самоуправления кафедр, внедрения совместных образовательных программ,  преподавания элективных дисциплин, применения дистанционных технологий обучения, профилизации обучения, обучения трехязычия, интерактивных методов обучения и т.д.

          По итогам проведенной конференции было принято решение продолжить совершенствование Модели медицинского образования КазНМУ и поставлены следующие задачи дальнейшего совершенствования образовательного процесса:

— Получение международного признания, путем вхождения  в мировой рейтинг университетов QS WUR и сохранение ведущей позиции в рейтинге сайтов «WEBOMETRICS»;

—  Реализация Модели КазНМУ на всех уровнях обучения;

— Разработка сквозных  трехуровневых и интегрированных образовательных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям по вертикали;

— Дальнейшее развитие программы «Обучение через исследование»;

— Развитие дуального образования в совместной интеграции с филиалами КазНМУ;

— Формирование пула полиязычных  преподавателей;

— Разработка плана поэтапного перехода обучения на английский язык;

— Совершенствование менеджмента образовательного процесса путем  реализации проекта по самоуправлению структурных подразделений КазНМУ;

— Формирование подходов и механизмов развития правовой компетенции у обучающихся на всех уровнях подготовки;

— Дальнейшая реализация «Модели формирования личностного роста выпускника КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова»;

— Разработка и поэтапное внедрение Модели компетенций ППС;

  Конференция была завершена проведением ежегодного Весеннего бала  на Площади Гиппократа  КазНМУ.

Проект решения:

  1. Принять Резолюцию V Майской конференции «Модель медицинского образования КазНМУ: достижения и перспективы».
  2. Разработать План реализации резолюции V Майской конференции «Модель медицинского образования КазНМУ: достижения и перспективы».

Ответственные исполнители: ДУМР, директора УД, КОП, руководители стуруктурных подразделений.

Сроки:  до 25 июня 2015 года.