Медико-профилактическое дело

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА
по дисциплине «Биостатистика»
для комплексного тестирования в магистратуру
(вступает в силу с 2020 года)

1. Цель составления: определение способности продолжать обучение в организациях, реализующих программы послевузовского образования Республики Казахстан.
2. Задачи: оценка уровня подготовки поступающего для обучения по группе образовательных программ 7М101 «Здравоохранение» по направлениям «Биомедицина», «Общественное здравоохранение», «Медицина», «Медико-профилактическое дело».
М140 – Общественное здравоохранение
М143 – Биомедицина
М144 – Медицина
М145 – Медико-профилактическое дело
шифр группа образовательных программ

3. Содержание теста:

Содержание темы Уровень трудности Количество заданий
1 Типы данных. Популяция и выборка. Измерение центральной тенденции: среднее и медиана выборки. Измерение вариабельности (изменчивости) данных: стандартное отклонение (дисперсия), размах, квартили. Нормальное распределение. z-показатели для распределений. Визуализация данных: графическое представление непрерывных данных. А, В, С 1, 2, 1
2 Статистические гипотезы. Виды гипотез. Ошибки допускаемые при проверке статистических гипотез. А, В, С 1, 1, 1
3 Парный t- тест. Метод доверительного интервала. Вычисление и интерпретация t-статистики и значения р (p-value). Непарный t критерий Стьюдента. Метод доверительного интервала: 95% ДИ для разности средних из двух независимых популяций. Вычисление и интерпретация t-статистики и значения р (p-value). А, В, С 2, 3, 2
4 Непараметрический критерий Манна- Уитни. Ранжирование вариант. Общая сумма рангов. Условия применения критерия Манна- Уитни. Непараметрический аналог парного критерия Стьюдента. Критерий Уилкоксона. Ранжирование разности. Условия применения критерия Уилкоксона. А, В, С 1, 2, 1
5 Сравнение среднего значения признака среди более двух независимых групп: однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) А, В, С 1, 1, 1
6 Сравнение пропорций в двух независимых популяциях: критерий Хи- квадрат Пирсона. А, В, С 1, 1, 1
7 Линейная корреляция. Выборочный коэффициент корреляции Пирсона. Проверка гипотезы о значимости коэффициента корреляции. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена А, В, С 1, 1, 1
8 Анализ динамических рядов. Основные показатели динамического ряда. Методы выравнивания динамического ряда. Определение индексов сезонности. А, В, С 1, 1, 1
Количество заданий одного варианта теста 30

 

4. Описание содержания заданий:
Биостатистика — самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистические методы — это совокупность приемов обработки материалов массовых наблюдений, к которым относятся: группировка, сводка, получение показателей, их статистический анализ.
5. Среднее время выполнение задания:
Продолжительность выполнения одного задания — 2 минуты.
Общее время теста составляет 60 минут
6. Количество заданий в одной версии теста:
В одном варианте теста — 30 заданий.
Распределение тестовых заданий по уровню сложности:
— легкий (А) — 9 заданий (30%);
— средний (В) — 12 заданий (40%);
— сложный (С) — 9 заданий (30%).
7. Форма задания:
Тестовые задания представлены в закрытой форме, что требует выбора одного правильного ответа из пяти предложенных.
8. Оценка выполнения задания:
При выборе правильного ответа претенденту присуждается 1 (один) балл, в остальных случаях – 0 (ноль) баллов.
9. Список обязательной литературы:
1. Петри, А. Наглядная медицинская статистика: учеб.пособие. — 2-е изд., перераб. И доп. — М: ГЭОТАР — Медиа, 2010.
2. Койчубеков Б.К. Биостатистика: учебное пособие. -Эверо, 2014.
3. Койчубеков Б.К. Биостатистикаға кіріспе курсы: оқу құралы .-Эверо, 2014.
4. Раманқұлова А.А. Биостатистика. — Ак-Нур, 2013.
Список рекомендуемой литературы:
1. Биостатистика в примерах и задачах: учебно-методическое пособие /Б.К.Койчубеков и др. — Алматы: Эверо, 2012.
2. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Под редакцией чл.-корр. РАМН, профессора В.З.Кучеренко. Учебное пособие. М.: «ГЭОТАР — Медиа», 2011.
3. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: руководство к практическим занятиям: учебное пособие/ под ред В.И. Покровского, Н.И. Брико. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 496 с.
4. Методы научных исследований в медицине и здравоохранении/ Элизабет Де Пой, Лаура Н. Гитлин; пер. с англ. Под ред. В.В. Власова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 432 с.:ил.
5. Биостатистика / В.Ф. Москаленко [и др. – 2017 год].

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА
по дисциплине «Гигиена и эпидемиология»
комплексного тестирования в магистратуру
(вступает в силу с 2020 года)

1. Цель составления: определение способности продолжать обучение в организациях реализующих программы послевузовского образования Республики Казахстан.
2. Задачи: оценка уровня подготовки поступающего для обучения по группе образовательных программ 7М101 «Здравоохранение» по направлению «Медико-профилактическое дело».
М145 – Медико-профилактическое дело
шифр группа образовательных программ

3. Содержание теста:

Содержание темы Уровень трудности Количество заданий
1 Основные положения, принципы и концепции эпидемиологии. А 1
2 Эпиднадзор за инфекционными болезнями В 1
3 Расследование вспышки А 1
4 Эпидемиология и надзор за неинфекционными болезнями. В 1
5 Использование эпидемиологических методов для решения диагностических, этиологических, прогностических и терапевтических вопросов. В 1
6 Организация и проведение текущего санитарного надзора. Основы физиологии и психологии труда. Общая гигиена труда. В 1
7 Промышленная токсикология. Частная гигиена труда. Основы рационального питания. Качество и безопасность пищевых продуктов. В 1
8 Пищевые отравления. Организация санитарно-эпидемиологического контроля за пищевыми предприятиями. А 2
9 Гигиена детей и подростков и ее развитие. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. В 1
10 Методы изучения и оценки питания детей и подростков. Гигиена образовательной деятельности детей и подростков, методика изучения работоспособности учащихся. С 3
11 Двигательная активность и гигиена физического воспитания детей. Гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся. С 3
12 Гигиена среды развития, воспитания и обучения детей. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за детскими учреждениями. А 1
13 Гигиена воды и водоснабжения. Санитарная охрана водных объектов. В 1
14 Охрана почвы и санитарная очистка населенных мест. Санитарная охрана атмосферного воздуха. А 1
15 Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиена планировки населенных мест. В 1
Количество заданий одного варианта теста 20

 

4. Описание содержания заданий:
Эпидемиология изучает закономерности, причинно-следственные связи развития инфекционных и неинфекционных заболеваний, методы и измерение ассоциаций, и внедрение результатов исследований в общественное здравоохранение. Гигиена – раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий санитарные нормы и правила, напрвленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни; медицинская, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.
5.Среднее время выполнение задания:
Продолжительность выполнения одного задания – 2,5 минуты.
Общее время теста составляет 50 минут
6. Количество заданий в одной версии теста:
В одном варианте теста — 20 заданий.
Распределение тестовых заданий по уровню сложности:
— легкий (A) – 6 заданий (30%);
— средний (B) – 8 заданий (40%);
— сложный (C) – 6 заданий (30%).
7. Форма задания:
Тестовые задания представлены в закрытой форме, что требует выбора одного правильного ответа из пяти предложенных.
8. Оценка выполнения задания:
Выбор всех правильных ответов оценивается в 2 (два) балла, за одну допущенную ошибку присуждается 1 (один) балл, за допущенные 2 (два) и более ошибки – 0 (ноль) баллов.
9. Список рекомендуемой литературы:
1. Зуева Л.П., Яфаеев Р.Х. Эпидемиология: Учебник-СПб: ООО «Изд.ФОЛИАНТ»,2005.-752с.
2. С. Амиреев., Ж.Бекшин, Т.Муминов и др. Стандартные определения случаев и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. Практическое руководство, 1том . 2-е изд. дополненное.Алматы, 2014.- 638с.+81с.вкл.цв.
3. Р.Дикер. Принципы эпидемиологии. Издание второе. Офис эпидемиологических программ СДС, США, 1998. – 457 стр.
4. Неменко Б.А. Гигиена детей и подростков: Учебник. – Алматы,2007. – 344 с.
5. Королев А.А. Гигиена питания: учебник Изд. Центр Академия, 2006, 528 с.
6. Гигиена труда: учебник. Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф.Кириллова М.: ГЭОТАР-Медиа-2008. – 592 с.
7. Неменко Б.А., Кенесариев У.И. Н50 Коммунальная гигиена. Учебник. Алматы: НИЦ «Ғылым»,2003.-464с.
8. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа-2010. – 480 с.

 

Биостатистика

Гигиена және эпидемиология