Фармация

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА
по дисциплине «Фармацевтическая химия и фармакогнозия»
для комплексного тестирования в магистратуру
(вступает в силу с 2020 года)

1.Цель составления: определение способности продолжать обучение в организациях реализующих программы послевузовского образования Республики Казахстан
2.Задачи: оценка уровня подготовки поступающего для обучения по группе образовательных программ 7М101 «Здравоохранение» по направлению «Фармация».
М142 – Фармация
Шифр наименование группы образовательных программ

3. Содержание теста:

Содержание темы Уровень трудности Количество заданий
1 Стероидные соединения — как лекарственные средства: гестагены, андрогены, анаболики и эстрогены. Требования к качеству и методы анализа. А 1
2 Сложные эфиры n-аминобензойной кислоты как местноанестезирующие средства. Общие и частные методы идентификации. Требования к качеству и методы анализа. А 1
3 Производные фенилалкиламинов и оксифенилал-киламинов (дофамин, алкалоиды, катехоламины и их синтетические аналоги). Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства. Испыта-ние на отсутствие оксосоединений. Проблемы стабильности и идентификации и пути ее решения. В 1
4 Сульфаниламиды. Предпосылки создания сульфаниламидных препаратов. Выбор химических и физико-химических методов. С 1
5 Производные пиразола. Значение исследований в группе пиразолона для получения лекарственных веществ направленного действия. методы синтеза производных пиразолона и пиразо-лидиндиона. Общие и частные реакции. Требования к качеству и методы анализа. В 1
6 Производные пиридин-3-карбоновой и пиридин-4-карбоновой (изоникотиновой) кислот, пиридин-метанола. методы получения, свойства, требования к качеству и методы анализа. А 1
7 Производные бензилизохинолина и фенантрен-изохинолина (морфинана и апорфина).   Взаимосвязь химической структуры с фармакологическим действием. Требования к качеству и методы анализа. условия хранения и правила отпуска. В 1
8 Производные пиримидин-2,4,6–триона (барбитуровой кислоты). методы синтеза. Общие и частные методы анализа кислотных и солевых форм. В 1
9 Производные пурина. Общие методы анализа основанные на реакциях окисления и гидролитического расщепления пиримидинового и имидазольного циклов. Требования к качеству и методы анализа. С 1
10 Производные 1,4- бензодиазепина как лекарственные средства направленного действия. Влияние заместителей на фармакологическую активность. Схема синтеза, свойства, требования к качеству и методы анализа. С 1
11 Лекарственные растения и сырье содержащие полисахариды А 1
12 Лекарственные растения и сырье содержащие витамины А 1
13 Лекарственные растения и сырье содержащие терпеноиды С 1
14 Лекарственные растения и сырье содержащие алкалоиды С 1
15 Лекарственные растения и сырье содержащие сердечные гликозиды С 1
16 Лекарственные растения и сырье содержащие сапонины С 1
17 Лекарственные растения и сырье содержащие фенольные соединения и их гликозиды В 1
18 Лекарственные растения и сырье содержащие антраценпроизводные и их гликозиды В 1
19 Лекарственные растения и сырье содержащие флавоноиды С 1
20 Лекарственные растения и сырье содержащие дубильные вещества В 1
Количество заданий 20

 

4. Описание содержания заданий: Фармацевтическая химия включает общие химические законы и исследования способов получения, строения, физических и химических свойств, взаимосвязи химического строения с фармакологической активностью и методы анализа лекарственных средств.
Программа включает вопросы регламентирующие качество лекарственных средств с применением общих фармакопейных приемов и методов исследования и стандартизации лекарственных средств, а также физико-химических методов анализа лекарственных средств.
Фармакогнозия – фармацевтическая наука, изучающая лекарственные растения, лекарственное растительное сырье и некоторые продукты первичной переработки растительного и животного происхождения.
Учитывая возросшие требования практической фармации к фармакогностической подготовке фармацевта, в программе расширен круг вопросов, связанных с заготовкой, анализом и стандартизацией лекарственного сырья на основе рационального использования природных ресурсов лекарственных растений в соответствии с требованиями фармакопеи стран ближнего и дальнего зарубежья.
5.Среднее время выполнение задания:
Продолжительность выполнения одного задания – 2,5 минуты.
Общее время теста составляет 50 минут
6. Количество заданий:
Общее количество — 20 заданий.
Распределение тестовых заданий по уровню сложности:
— легкий (A) – 5 заданий (25%);
— средний (B) — 7 заданий (35%);
— сложный (C) – 8 заданий (40%).
7. Форма задания:
Тестовые задания представлены в закрытой форме, с выбором одного или нескольких правильных ответов.
8. Оценка выполнения задания:
Выбор всех правильных ответов оценивается в 2 (два) балла, за одну допущенную ошибку присуждается 1 (один) балл, за допущенные 2 (два) и более ошибки – 0 (ноль) баллов.
9. Список рекомендуемой литературы:
основная:
на русском языке:
1. Арыстанова Т.А. Фармацевтическая химия, учебник, том I: — Алматы: «Эверо», 2015.-572 с.
2. Арыстанова Т.А. Фармацевтическая химия, учебник, том II:- Алматы: «Эверо», 2015.-640с.
3. Государственная фармакопея Республики Казахстан.-Алматы:«Жибек жолы», 2008.-Том 1.- 592с.
4. Государственная фармакопея Республики Казахстан.- Алматы:«Жибек жолы», 2009.-Том 2.- 804с.
5. Государственная фармакопея Республики Казахстан.-Алматы:«Жибек жолы», 2014.-Том 3.-729с.
6. Контроль качества и стандартизация лекарственных средств: методическое пособие / под ред. Раменской Г. В., Ордабаевой С. К.-М: I МГМУ; — Шымкент: ЮКГФА, 2015. — 285 с.
7. Ордабаева С.К. Анализ лекарственных препаратов, производных ароматических соединений: учебное пособие.-Шымкент: «Әлем», 2012.-250 с.
8. Раменская Г.В. Фармацевтическая химия: учебник.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-467 с.
9. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии под редакцией Г.В. Раменской.-М.: Пилот, 2016.-352 с.
10. Халиуллин, Ф. А. Инфракрасная спектроскопия в фармацевтическом анализе: учебное пособие / — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 160 с
11. В.Н.Ковалев, В.С.Кисличенко, И. Журавель и т.д. Учебник «Фарма-когнозия», Украина, Издательство «НФАУ», 2013 г.
12. Watson, David G. Pharmaceutical analysis: a textboor for pharmacy students and pharmaceutical chemists / David G. Watson. — 4th ed. — Philadelphia: Elsevier, 2017. — 459 p.
13. Муравьева Д.А., Самылина И.А., Яковлев Г.П. Фармакогнозия, М., «Медицина», 2013, 652с.
14. Практикум по фармакогнозии (под редакцией В.Н.Ковалева). Харьков, 2014, 512 стр.
15. Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения (учебное пособие), СП-б, «СпецЛит», 2013, 844с.
16. Практикум по фармакогнозии: Учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Ковалев, Н.В. Попова, В.С. Кисличенко и др.: Под общ. ред. В.Н. Ковалева. – Харьков: Изд-во НФаУ: Золотые страницы: МТК – книга, 2013. – 512 с.: 615 ил.: 24 с.
17. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии (под ред. И.А.Самылиной и А.А.Сорокиной), Москва, 2010, «МИА», 672с.
18. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии. Анализ фасованной продукции (под ред. И.А.Самылиной), Москва, 2010, «МИА», 286с.
19. Самылина И.А., Сорокина А.А. Атлас лекарственных растений и сырья. М., «Авторская академия», 2010, 218с.
20. А.А.Сорокина, И.А.Самылина Фармакогнозия. Понятия и термины. Москва, «МИА», 2010, 84с.
21. Государственная фармакопея Республики Казахстан. Т.1. – Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с.
22. Саякова Г.М., Датхаев У.М., Кисличенко В.С./ «Фармакогнозия». Учебник Москва Издательство «Литтера» 2019 г.350 с.
на казахском языке:
1. Арыстанова Т.Ә. Фармацевтиқалық химия: оқулық.т.1-Алматы: «Әверо», 2017.-604 б.
2. Арыстанова Т.Ә. Фармацевтиқалық химия: оқулық.т.2-Алматы: «Әверо», 2017.-544б.
3. Қазақстан Республикасының Мемлекеттік фармакопеясы.-Алматы: «Жібек жолы», 2008.-1 Т.-592б.
4. Қазақстан Республикасының Мемлекеттік фармакопеясы.-Алматы: «Жібек жолы», 2009.-2 Т.-804б.
5. Қазақстан Республикасының Мемлекеттік фармакопеясы.-Алматы: «Жібек жолы», 2014.-3 Т.-709б.
6. Краснов, Е. А. Фармациялық химия сұрақтар мен жауаптар түрінде : оқу құралы = Фармацевтическая химия в вопросах и ответах: учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 704 с
7. Ордабаева С.К., Қарақұлова А.Ш. Глицирризин қышқылы тундыларының дәрілік препараттарының бірыңғайланған сапасын бақылау әдістемелерін жасау: ғылыми-әдістемелік нұсқау.-Шымкент: «Әлем».- 2013.-92 б.
8. Махатов Б.Қ., Патсаев Ә.Қ., Орынбасарова К.К., Қадишаева Ж.А. Фармакогнозия, оқулық. – 2016.- 492 б.
9. Орынбасарова К.К. Дәрілік өсімдік шикізаттарын фармакогностикалық талдау: Оқу құралы \Шымкент, 2016. – 320 б.
дополнительная:
1. Арыстанова Т.А., Арыстанов Ж.М. Инновационные технологии в фармацевтическом образовании: обучение и контроль. Учебно-методическое пособие. – Шымкент, 2012.- 175с.
2. Краснов, Е. А. Фармацевтическая химия в вопросах и ответах: учебное пособие. — М.: «Литтерра», 2016. — 352 с.
3. Ордабаева С.К., Надирова С.Н. Унифицированные методики хроматографичсекого анализа лекарственных форм метронидазола: научно-методические рекомендации.-Шымкент: «Әлем», 2015. – 84 с.
4. Турсубекова, Б. И. Бейорганикалық дәрілік заттарды талдау: оқу құралы.- Алматы: «Эверо», 2016. — 120 с.
5. English for the pharmaceutical industry: textbook / M. Bucheler [and etc.]. — New York: Oxford University Press, 2014. — 96 p. +эл. опт. диск (CD-ROM).
6. Cairns, D. Essentials of pharmaceutical chemistry: textbook / D. Cairns. — 4th ed. — London: [s. n.], 2013. — 308 p
7. Georgiyants V.A., Bezugly P.O., Burian G.O., Abu Sharkh A.I., Taran K.A. Pharmaceutical chemistry. Lectures for Endlish-speaking students:Ph24 the study guide for students of higher schools – Kharkiv: NUPh; Original, 2013. – 527 p.
8. Тоқсанбаева, Ж. С. Дәрілік ресурстану: оқу құралы / Ж.С. Тоқсанбаева, Ә. Қ. Патсаев, Т.С. Серікбаева. — Алматы: Эверо, 2015. — 112 бет.
9. 9.Токсанбаева, Ж. С. Лекарственное ресурсоведение: учебное пособие — Алматы: Эверо, 2015. — 116 с

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА
по дисциплине «Управление и экономика фармации и технология лекарств» для комплексного тестирования в магистратуру
(вступает в силу с 2020 года)

1. Цель составления: определение способности продолжать обучение в организациях реализующих программы послевузовского образования Республики Казахстан.
2. Задачи: оценка уровня подготовки поступающего для обучения по группе образовательных программ 7М101 «Здравоохранение» по направлению «Фармация».
М142 – Фармация
Шифр наименование группы образовательных программ
3. Содержание теста:

Содержание темы Уровень трудности Количество заданий
1 Обращение лекарственных средств в РК. Организация управления фармацевтической деятельности в РК. Основные принципы организации лекарственного обеспечения населения. А 2
2 Надлежащие фармацевтические практики. Регистрация лекарственных средств в ЕвраЗЭС и РК. Лицензирование фармацевтической деятельности. А 1
3 Основные действующие приказы и нормативные акты, регулирующие деятельность фармацевтических организаций и качество лекарственных средств. А 1
4 Элементы организации и процессы управления в фармацевтических организациях (аптеки, аптечные пункты, киоски, фирмы оптово-розничной реализации) В 2
5 Введение в основы экономики фармации. Особенности экономики фармации и потребительского поведения на фармацевтическом рынке. В 1
6 Методы прогнозирования основных экономических показателей и экономический анализ. Основы ценообразования на лекарственные средства. В 2
7 Анализ и планирование валового дохода аптечной организации. Товарные запасы и их нормирование. В 2
8 Планирование показателей по труду и фонду заработной платы. Организация системы современного учета на фармацевтическом торговом предприятии. С 1
9 Учет основных средств аптечной организации. С 1
10 Учет движения товаров и других материальных ценностей С 2
11 Промышленная технология твердых лекарственных форм. Получение сложных порошков. Измельчение. Просеивание. Смешение. Таблетки. Изучение физико-химических и технологических свойств порошков и гранулята. А 2
12 Гранулы. Микродраже. Спансулы. Драже. Технологический процесс получения. Оценка качества. А 1
13 Методы получения таблеток. Тритурационные таблетки. Покрытие таблеток оболочками. Оценка качества таблеток. Фасовка и упаковка таблеток. В 2
14 Фармацевтические растворы. Капли. Сиропы. Алкоголиметрия. Спиртовые медицинские растворы. Определение концентрации, разведение, укрепление спирта. С 1
15 Экстракционные лекарственные препараты. Настойки. Экстракты. Способы их получения. Технологическая схема производства. В 2
16 Лекарственные препараты из сырья животного происхождения. Лекарственные препараты из сырья микробного происхождения. Классификация. Получение. Стандартизация. С 1
17 Желатиновые капсулы: мягкие и твердые. Получение и оценка качества капсул. Микрокапсулирование лекарственных веществ. Получение микрокапсул. Медицинские аэрозоли. Медицинские пены. С 1
18 Мягкие лекарственные формы. Технология мазей в фармацевтическом производстве. Оценка качества мазей в фармацевтическом производстве. Ректальные и вагинальные лекарственные формы. Промышленное производство суппозиториев. В

2

 

19 Стерильные и асептически приготовленные лекарственные формы для инъекций. Условия производства. Классы чистоты производственных помещений. Требования GMP. В 2
20 Глазные лекарственные формы. Особенности  производства. Оценка качества. Достижения фармацевтической технологии в создании новых лекарственных форм. Терапевтические системы. А 1
Количество заданий одного варианта теста 30

 

4. Описание содержания заданий:
Управление и экономика фармации направлена на изучение основы анализа, прогнозирования экономических показателей деятельности аптечных организаций и современного учета в соответствии с требованиями законодательства к порядку его ведения.
Технология лекарств играет важную роль в формировании профессии фармацевта и обеспечении выпускников специальной технологической подготовкой. Дисциплина «Технология лекарств» изучает процессы производства лекарственных препаратов, включающих требования GMP к чистоте исходного сырья, условий экологии, инструкции и приказы, нормирующие технологию и качество продукции промышленного производства, основные концепции фармацевтической науки и практики на перспективу, необходимость приближения теоретических знаний, умений, навыков к современной практической фармации.
5.Среднее время выполнение задания:
Продолжительность выполнения одного задания — 2 минуты.
Общее время теста составляет 60 минут
6. Количество заданий в одной версии теста:
В одном варианте теста — 30 заданий.
Распределение тестовых заданий по уровню сложности:
— легкий (A) – 9 заданий (30%);
— средний (B) – 12 заданий (40%);
— сложный (C) – 9 заданий (30%).
7. Форма задания:
Тестовые задания представлены в закрытой форме, что требует выбора одного правильного ответа из пяти предложенных.
8. Оценка выполнения задания:
При выборе правильного ответа претенденту присуждается 1 (один) балл, в остальных случаях – 0 (ноль) баллов.
9. Список рекомендуемой литературы:
Основная:
1. Шертаева К.Д., Утегенова Г.И. Экономика фармации. Учебник. – Шымкент. — 2015. — 220 с.
2. Арыстанов Ж.М. Управление и экономика фармации – Алматы: Эверо, 2015г.
3. Управление и экономика фармации: Учебник /под ред. В.Л. Багировой. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2010. – 720 с.
4. Меньшутина Н.В., Мишина Ю.В., Алвес С.В. Инновационные технологии и оборудование фармацевтического производства. — Т.1. – М.: Издательство БИНОМ, 2016.- 328 с., ил.
5. Меньшутина Н.В., Мишина Ю.В., Алвес С.В., Гордиенко М.Г., Гусева Е.В., Троянкин А.Ю. Инновационные технологии и оборудование фармацевтического производства.-Т.2. – М.: Издательство БИНОМ, 2013.- 480 с., ил.
6. Чуешов В.И. и др. Промышленная технология лекарств.– Харьков.– 2002.– в 2-х томах: 1-й том 716 с., 2-й том 557 с.
7. Фармацевтическая технология: руководство к лабораторным занятиям./Быков В.А., Демина Н.Б., Скатков С.А., Анурова М.Н./– М.:ГЭОТАР – Медиа,2009.-304 с.
Дополнительная:
1. Стандарты бухгалтерского учета, методические рекомендации. Генеральный план счетов. Сборник документов. – Алматы: Раритет, 2010.
2. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
3. Управление и экономика фармации: в 4т. Т.2: Учет в аптечных организациях: оперативный, бухгалтерский, налоговый. Учебник для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Е.Е. Лоскутовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4. Управление и экономика фармации: В4 т. Т.3: Планирование в аптечных организациях. Учебник для студ. высш. учеб. Заведений /под ред. Е.Е. Лоскутовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
1. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. – том 1 – Алматы. – Издательский дом: «Жибек жолы».– 2008.– 592 с.
2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан.– том 2. – Алматы.– Издательский дом: «Жибек жолы».– 2009. – 792 с.
3. Государственная Фармакопея Республики Казахстан.– том 3. – Алматы.– Издательский дом: «Жибек жолы».– 2014. – 872 с.
5. Технология лекарственных форм. (Под ред. Кондратьевой Т.С.). – М.,Медицина.– 1991.–В 2-х томах.– 495 с.
На казахском языке
1. Шертаева К.Д., Утегенова Г.И. Фармация экономикасы: оқулық; ҚР әлеуметтік даму және денсаулық сақтау Министрлігі. ОҚМФА.-Шымкент: (б.и.), 2016.-211б.
2. Арыстанов Ж.М. Фармацияның басқарылуы және экономикасы – Алматы Эверо, 2013 ж.
3. Арыстанов Ж.М. Фармацияның басқарылуы және экономикасы – Алматы Эверо, 2012 ж.
4. Управление и экономика фармации: Учебник /под ред. В.Л. Багировой. – М.: ОАО Издательство «Медицина». — 2010. – 720 с.

 

Фармацевтикалық химия және фармакогнозия

Фармацияның басқарылуы және экономикасы және дәрілер технологиясы