Лев Николаевич Гумилёв и проблема Степной Цивилизации




13.11.2012

Бейсембина Р.И., к.и.н., доц.

Модуля истории Казахстана, политологии

Кожабаева Мадина,  студентка 1-го курса ОМ,  034 гр.

В течение длительного времени в Европе и России господствовала теория евроцентризма. Высокомерное и пренебрежительное отношение к роли тюрков  в истории человечества продолжает иметь место и поныне. Выдающийся ученый востоковед Л.Н.Гумилев писал, что проводимые археологические раскопки в Южной Сибири, Средней Азии опровергают это мнение и   он однозначно пришел к выводу о существовании кочевой цивилизации народов Евразии, которая за  3000 лет прошла творческую эволюцию. Л.Н.Гумилев в своих работах доказывал, что кочевники внесли свой  вклад в развитие всемирной цивилизации. Он писал: « нереально думать, что в кочевом обществе невозможен технический прогресс. Кочевники…изобрели такие вещи, которые ныне вошли в обиход человека как нечто само по себе подразумевающееся. Первое усовершенствование одежды – штаны – сделано еще в глубокой  древности. Стремя,…первая кочевая повозка…изогнутая сабля, и наконец, круглая юрта, в те времена считалась наиболее совершенным видом жилища».     Одновременно за Л.Н.Гумилевым академик АН СССР А.П.Окладников открыл по материалам археологических раскопок цивилизацию тюркских народов Сибири. «Древняя тюркская Сибирь, — писал А.П. Окладников, — оказалась теснее связанной с Западом, чем с Востоком. Ее  культура намного богаче и ярче, чем можно было полагать ранее».

Великий  Дж.Неру более резко выразил свою позицию по этому вопросу: «Взглянем как следует на Европу и Азию. Открыв атлас, ты увидишь маленькую Европу, примыкающую к великому Азиатскому континенту…. В течение длительных периодов, на протяжении значительных отрезков времени доминировала Азия. Ее народы, наступая волна за волной, завоевывали Европу. Они опустошали  Европу – они цивилизовывали  Европу. Европа долгое время была  чем то  вроде колонии для Азии, многие народы современной Европы ведут свое происхождение  от этих захватчиков из Азии.  Следует помнить, что именно Азия дала великих идейных вождей… основателей главных религий. Христос, Мухаммед, великие китайские философы Конфуций и Лао-цзы – можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Ази…», — писал он.

Безусловным достоинством  трудов Гумилева является признание не последней роли тюркских государств  в фомировании культуры и  этногенеза русских. Он писал: « Пора прекратить рассматривать древние народы Сибири  и Центральной Азии как соседей Китая и Ирана… Истоки  настоящего и даже будущего таятся в в недрах прошлого, а ведь древние тюрки – предки многих народов Советского Союза».

Интерес к тюркам был обусловлен тем, что оказавшись на пересечении четырех сторон света в Срединной Азии, они сыграли роль посредника между Востоком и Западом. Вместе с тем, они сумели сохранить свой неповторимый жизненный уклад и непохожесть кочевой культуры.

Колыбелью тюркского мира является Тюркское государство. История тюркских народов для большинства российских исследователей ассоциируется с мрачной эпохой «монголо-татарского ига.».  Совсем по- другому смотрят на эту историческую ситуацию историки Евразийской школы. Эта школа сформировалась в среде русской эмиграции  в 20-х гг. ХХ в. Общая схема евразийской идеи сводится к исторической преемственности великих континентальных держав – Тюркского каганата, Монгольской и Российской  империй,  СССР. При такой трактовке Россия выступала в качестве наследницы объединительной миссии предыдущих «сверхдержав» Евразии.

На этнографической карте Евразии  сегодня ясно обозначено соседство двух мощных этнических массивов – славянского и тюркского. Именно это соседство в немалой степени  определяют и диктуют  реалии федеративного устройства России,  и ее политику в отношении крупнейших государств «ближнего зарубежья» — Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Азербайджана.

Противники о причастности кочевников к цивилизации полагают, «варвары не способны создать устойчивые, длительные социальные и политические институты».

Создание   устойчивых, длительных политических институтов доказывается всей историей  древних и средневековых государственных  образований на территории Казахстана (Западно-Тюркский, Тюргешский, карлукский и др. и, наконец, Казахское ханство).

Казахское ханство в течение столетий, как все государства существовало в системе постоянного взаимодействия кочевой , оседло-земледельческой и городской культуры, в системе смешанной, а не  чисто кочевой цивилизации.

Одним из существенных признаков цивилизации является письменность. Великий тюрколог Л.Н.Гумилев пишет, что китайский посол Кан тай,  совершивший поездку в Фунан (совр. Кампучия) записал «… у кампучийцев, есть книги, они хранят их в хранилищах архивов. Их письменность похожа на письменность хунну. Если у хуннов не было бы письменности, то с чем бы сравнивал китайский посол Кан тай фунанскую письменность?.»

Степная цивилизация создала богатейшее искусство звериного стиля, древнейший центр метуллургии. Она дала миру систему государственного управления на громадной территории империи. «Кочевая цивилизация дала миру, — с гордостью  и восхищением писал Ч.Ч.Валиханов, — архитектуру погребальных обрядов, выдающиеся памятники с руническими надписями, богатейший эпос, не уступающий творениям Гомера».

Тюркские племена  приобщились к великим религиям того времени — буддизму, манихейству,  христианству, исламу, широко освоили достижения иных цивилизаций. В условиях кочевого и полукочевого быта была создана новая своеобразная и самобытная культура, занявшая достойное место в мировой культуре того времени.

Л.Н.Гумилев – личность планетарного мышления. Своими научными исследованиями и открытиями  о кочевниках Великой  Степи он внес огромный  вклад в мировую сокровищницу человеческой мысли.