Конституция — основа стабильности и процветания Казахстана




16.05.2011

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ

«Мы, народ Казахстана…» — в этой фразе, открывающей нашу Конституцию, сосредоточена вся глубина исторической преемственности многих поколений, которые стремились к возрождению государства, построению нового справедливого общества. Государство — это не только территория, единство граждан, институты власти, но и Конституция, сосредотачивающая на своих страницах опыт предыдущих поколении и надежды на лучшее будущее.

В течение относительно короткого периода в суверенном Казахстане ушли в историю два Основных Закона. Первый достался нам в наследство от советского времени, второй, принятый в 1993 году, был своеобразным компромиссом, другого определения не найти, между прошлым и будущим. С самого начала было понятно, что век его недолог. Кардинальные изменения в экономике, политике, сознании людей осуществлялись настолько быстро, что стала понятной необходимость принятия новой Конституции.

Более двухсот лет назад, когда закладывались основы современной демократии, Т.Джефферсон, который не был сторонником частых изменений в законах и конституциях, писал, “что законы и человеческие институты должны идти рука об руку с прогрессом человеческого разума”.

Для разработки новой Конституции был задействован весь потенциал отечественной юридической науки, привлечены специалисты всех других смежных обществоведческих отраслей, эксперты-практики. Параллельно велось целенаправленное изучение конституций других государств. И, наконец, на общенародном референдуме была принята Конституция, пятилетие которой мы в эти дни отмечаем.

Хотел бы подчеркнуть не вызывающий никаких сомнений легитимный характер действующей ныне Конституции. Референдуму предшествовало широкое обсуждение проекта, в ходе которого граждане внесли около 30 тысяч предложений.

Специально созданный возглавляемый мною экспертно-консультативный совет скрупулезно изучил каждое предложение, 1100 поправок были учтены при доработке текста. В соответствии с предложениями граждан из 99 статей проекта Конституции 55 претерпели существенные изменения.

Почти 90 процентов принявших участие в референдуме, а это свыше семи миллионов граждан, обладающих правом участвовать в нем, высказалось за принятие нового Основного Закона. Таким образом, с полным основанием можно сказать, что его автором является народ Казахстана. Как гласит казахская народная поговорка, “Коптiн аузы киелi” — “Уста народа священны”.

Реализованное народом суверенное право делает Конституцию неприкосновенной и придает ей не только высшую юридическую, но и духовно-нравственную силу, становясь основой воспитания казахстанского патриотизма.

Задачи, которые мы поставили перед собой на том этапе конституционного строительства, были чрезвычайно сложны, многообразны и ответственны. Во-первых, нужно было всемерно укреплять вновь созданную государственность, всю систему государственной власти и управления. Во-вторых, решать неотложные проблемы кардинального реформирования экономики, вывода ее из глубочайшего кризиса. В-третьих, выстраивать внешнюю политику. В-четвертых, обеспечивать внутриполитическую стабильность. И, наконец, нужно было решать совокупность задач, связанных с утверждением общепринятых в цивилизованном мире прав и свобод граждан, развитием демократических институтов.

Сейчас, по прошествии пяти лет, можно определенно сказать, что все задачи, которые мы перед собой ставили, нам удалось реализовать.

… Народ Казахстана, проголосовав за Конституцию, окончательно закрепил объективно сложившуюся к тому времени президентскую форму правления. Этот выбор не случаен. Он обусловлен предыдущей историей и сегодняшними реалиями, необходимостью сильной и консолидированной системы власти, не подверженной никаким колебаниям, связанным с какими-либо социально-экономическими кризисами или разногласиями между различными ветвями власти.

В рамках президентской формы правления статус главы государства позволяет ему находиться “над ситуацией” и в силу этого обеспечивать в условиях Казахстана согласованное функционирование органов государственной власти, создавать наиболее благоприятные предпосылки для успешного и необратимого реформирования общества. Кроме того, для полиэтничного и многоконфессионального общества, в котором к тому же происходит сильная социальная дифференциация, жизненно важно наличие в лице Президента гаранта гражданского мира, общественной стабильности и межнационального согласия. Это же является эффективным средством повышения ответственности власти перед учредившим ее народом.

Нам удалось решить непростую конституционную задачу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Создан механизм, обеспечивающий, с одной стороны, их тесное сотрудничество, а с другой — взаимное сдерживание, недопущение вмешательства в установленную Конституцией и законами компетенцию друг друга. Причем было важно не допустить, чтобы принцип разделения властей создал другую крайность — “разделенную власть”, что, наоборот, вызывало бы обострение, противостояние ветвей власти и противоборство отдельных личностей во власти.

Хотел бы подчеркнуть, что за прошедшее время у нас не возникало правительственных или парламентских кризисов. Стабильность власти обеспечила планомерность, поэтапность проведения реформ, преемственность политики каждой из ветвей власти. И, как следствие, сохранялась политическая стабильность в обществе.

Аксиомой для нас стало, что источником государственной власти является единый народ Казахстана, поэтому по своей сути, целенаправленности действий власть должна быть сильной и слаженной во имя служения его интересам. Это соответствует мировым тенденциям.

Не случайно в новейшей мировой практике все более ощутимой становится новая модель построения властных отношений. Провозглашаемый в актах Совета Европы принцип субсидиарности означает взаимодополнение и взаимозаменяемость властей на межгосударственном, государственном, региональном и локальном уровнях. Таковы, например, положения Хартии местного самоуправления и проекта Хартии регионального управления. Поэтому в своем государственном строительстве мы стремимся создавать механизмы, отражающие новые концепции.

Конституция 1995 года придала новый импульс экономическим реформам, обеспечила создание законодательной базы и законодательного поля деятельности Правительства, которые соответствовали и соответствуют требованиям рыночных отношений. Так, Конституция гарантирует равную защиту как государственной, так и частной собственности. Исключительно важно для нашей страны конституционное закрепление возможности отнесения земли в частную собственность.

Безо всяких преувеличений можно сказать, что к сегодняшнему дню нам удалось достичь довольно неплохих результатов. Среди главных достижений — макроэкономическая стабилизация, полное подавление инфляции, создание эффективной финансово-кредитной системы, нормализация отношений собственности, поэтапно и успешно проведенная приватизация. Особо можно отметить доверие инвесторов. Казахстан имеет на сегодня одни из лучших показателей по привлечению иностранного капитала в национальную экономику. Начался устойчивый рост промышленного производства, реанимируется сельское хозяйство. Настойчиво и планомерно проводится социальная реформа.

Сегодня у нас есть основания сказать, что наша Конституция и законы не просто работают на человека, но и активизируют его творческую, созидательную энергию, стимулируют предпринимательскую инициативу.

В новой Конституции четко сформулированы и реально гарантированы конституционные права и свободы граждан. Закрепление в Основном Законе положения о ценности человека, его прав и свобод обусловлено стремлением защитить каждого гражданина. Это стремление является органичным для Казахстана, где, как известно, в ходе так называемой добровольной коллективизации были загублены миллионы казахов, расстреляны и репрессированы многие десятки тысяч людей разных национальностей, депортированы в массовом порядке целые народы…

Удалось уйти от пустого, не обеспеченного реальными возможностями их декларирования. Исчезает практика обеспечения всех и каждого “маленькой, уравненной” зарплатой, неоправданного государственного патернализма в вопросах здравоохранения и образования, которые были тормозом на пути продвижения в этих сферах новых рыночных отношений.

Иными словами, Конституция формулирует сущность и содержание конституционных прав, свобод и обязанностей граждан в соответствии с принципами современной рыночной экономики, которые ставят возможности удовлетворения многообразных интересов личности в зависимость от ее конкретного вклада (результата) в процессе своей трудовой деятельности. При этом государством гарантируется необходимый минимум бесплатных социальных услуг.

С принятием действующего ныне Основного Закона в Казахстане формируется качественно новое правовое пространство, предусматривающее все условия для самореализации граждан, открывается простор для дальнейшей демократизации общества. Экономическая свобода, идеологическое и политическое многообразие, равенство всех перед законом являются основными приоритетами правового развития Казахстана. В то же время Конституция объявляет недопустимыми злоупотребления демократическими институтами, запрещая действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. В этом особенно проявляется охранительная функция Основного Закона, направленная на обеспечение конституционной законности, стабильности и правопорядка в обществе.

Задачу государственных органов и должностных лиц мы видим в том, чтобы до конца реализовать мощный социальный потенциал, заложенный в Конституции.

По-новому интерпретируется действующей Конституцией известная доктрина Шарля-Луи Монтескье о разделении властей, придавая этой концепции не безусловный, а ориентирующий характер. Выполняя единые функции государства, его органы должны взаимодействовать, дополнять друг друга. Нет и не может быть монопольных ветвей власти, жесткого их разделения, иначе теряется значение сдержек и противовесов. Власть едина, есть лишь разделение функций и полномочий по ее осуществлению.

Вопреки досужим рассуждениям можно со всей ответственностью заявить, что кажущаяся “строгость” нашей Конституции, позволяющая выстраивать четкую систему государственного управления, никак не препятствует, а, наоборот, поощряет развитие демократических институтов. На это были направлены и внесенные в 1998 году поправки в Основной Закон. Это можно отнести как к демократизации существующих институтов власти — расширение полномочий Парламента, выборность некоторых категорий руководителей, в том числе региональных — так и к деятельности политических партий и движений, более активному включению в жизнь страны общественных объединений граждан.

Высший представительный орган, как и все ветви власти, подчинен духу и букве Конституции, которая устанавливает и регулирует его компетенцию и основы законодательного процесса.

Многоступенчатость и строго регламентированная последовательность законодательных процедур являются дополнительной гарантией качества работы. Надо иметь в виду и то, что Парламент с четко обозначенными прерогативами способен избавить политическую систему страны от нестабильности, которая нередко сотрясает парламентские республики. Другими словами, казахстанский Парламент стал важным инструментом социального спокойствия и баланса политических сил.

Изменения и дополнения в Конституцию, принятые Парламентом осенью 1998 года, укрепили значимость, роль и место высшего представительного органа в системе государственной власти. Скорректированные конституционные нормы направлены на повышение эффективности деятельности законодательного органа страны, профессионализма его депутатов.

Четкое определение объемов законодательной компетенции Парламента создает все предпосылки для более эффективного функционирования законодательной власти, повышает действенность и качество законотворческой работы, ставит ее на строго конституционную основу. А это, в свою очередь, укрепляет режим конституционной законности в стране.

В цивилизованном обществе самыми сильными средствами влияния и контроля, которые находятся в руках парламента, являются принятие эффективных законов, утверждение государственного бюджета, одобрение или отклонение программы деятельности правительства, его подотчетность по этой программе парламенту, дача согласия на назначение премьер-министра, выражение вотума недоверия, заслушивание палатами парламента отчетов членов правительства и обращение к президенту об их освобождении. Все эти контрольные прерогативы закреплены за казахстанским Парламентом нашей Конституцией.

Более того, основные кадровые вопросы о назначении председателя Национального банка, Генерального прокурора, председателя КНБ, председателя и суден Верховного суда, председателя и членов Центральной избирательной комиссии, а также большинства состава Конституционного совета не могут быть решены никем без веского, решающего слова Парламента или его палат. Таким образом, конституционные полномочия Парламента Казахстана в современных условиях весьма внушительны.

В отличие от ранее действовавшей Конституция 1995 года ввела новые институты и нормы. Речь идет об учреждении двухпалатной структуры Парламента, Конституционного совета, определении иерархии источников действующего права, создании единой системы судов, нового порядка их формирования, обеспечивающего независимость судебной ветви власти.

Процесс формирования правового государства у нас только набирает силу, поэтому не менее важной задачей для нас является обеспечение эффективности правовой, в том числе судебной системы. Более того, эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Без эффективной экономики, совершенной правовой базы не может быть справедливого и честного суда. В свою очередь, экономику можно поднять, только установив рыночный правовой режим и утвердив жесткое исполнение государственным аппаратом, всеми гражданами и юридическими лицами Конституции и законов.

Без трепетного отношения к закону, без возвышения права и суда в Казахстане не будет эффективной экономики. В этой работе важно все: создать адекватную правовую базу; утвердить на вершине юридической пирамиды суд, стоящий на страже Конституции, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц; а также сформировать качественную судебную систему, которая подчиняется только закону, где быстро и неукоснительно исполняются судебные решения, действуют только компетентные и добросовестные работники.

Я убежден, что защищать гражданина в правовом государстве должен не президент, не руководитель региона — аким и не министр, а суд. Вся судебная и правоохранительная система должна исполнять свою главную цель — обеспечение и защиту конституционных прав и свобод граждан.

Прошедшие пять лет действия Конституции наглядно доказывают состоятельность, устойчивость, рыночную и демократическую сущность основных положений Главного Закона страны.

Сохраняя объективность и критически подходя к итогам деятельности за это время, надо сказать, что огромный созидательный потенциал, заложенный в Конституции, еще задействован слабо.

К сожалению, многие государственные органы и должностные лица, в том числе суды и правоохранительные органы, до сих пор не сделали всего необходимого для уяснения сути Конституции, а главное — исполнения ее положений всеми гражданами.

… Процесс государственного строительства непрерывен, он будет продолжаться столько, сколько будет существовать государство. Возможно, жизнь потребует от нас внесения каких-то корректив, в том числе конституционных. Но твердо ясно одно — в основе действующая ныне Конституция Республики Казахстан за истекшие пять лет доказала свою состоятельность и эффективность, ее главные положения актуальны и по сей день.

Основной Закон страны будет для нас и впредь основополагающим документом, регламентирующим наше продвижение к высоким целям — построению независимого, экономически развитого, интегрированного в мировое сообщество государства, в котором обеспечена благополучная и достойная жизнь его граждан.

 

30 августа 2000 года.