КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова – первый среди всех медицинских вузов страны в Национальном рейтинге образовательных программ




09.07.2013

КазНМУ имени С. Асфендиярова в национальном рейтинге образовательных программ медицинских вузов страны занял  первое место  по всем пяти образовательным программам здравоохранения – общей медицине, стоматологии, фармации, общественному здравоохранению и сестринскому делу!

070713reiting

рейтинг

Оценка образовательных программ казахстанских университетов как ответ на потребности различных целевых аудиторий

Р. Сейдахметова, директор Центра Болонского процесса и академической мобильности МОН РК

Развитие казахстанской экономики за годы независимости неразрывно связано с повышением качества образования и подготовки специалистов. Как отмечает Глава государства Н. А. Назарбаев, для решения ключевых задач индустриально-инновационного прогресса в Казахстане необходимо создать совершенно новую конкурентоспособную систему образования, способную стать интеллектуальным плацдармом в технологическое будущее нашей страны. Ведь качественное знание – это крепкий фундамент инновационной экономики.

На сегодня перед казахстанскими вузами стоит основная задача – предоставление качественного образования, соответствующего потребностям рынка труда. Так, одним из дейст­венных инструментов обеспечения качества стало участие отечественных вузов в национальном и мировых рейтингах, поскольку рейтинговая оценка роли университетов как агентов рынков квалифицированного труда очень важна как обществу, так и потребителям. Более того, ежегодные рейтинги используются вузами при трудоустройстве выпускников, получении образовательных грантов.

В условиях глобализации каждый вуз стремится быть конкурентоспособным. Даже самые престижные университеты мира не позволяют себе почивать на лаврах и останавливаться на достигнутом. Наоборот, чем успешнее вуз, тем больше он прилагает усилий для того, чтобы подтвердить свое высокое звание.

Казахстанская практика рейтингового мониторинга, осуществляемая Центром Болонского процесса и академической мобильности МОН РК, связана с ранжированием образовательных программ казахстанских вузов. Сегодня академическое ранжирование вузов по специальностям бакалавриата приобретает огромное значение для оценивания качества образовательной деятельности университета. Именно национальный рейтинг вузов, реализующих наиболее качественные образовательные программы, поможет ответить на запрос абитуриентов о выборе места для обучения.

Ранжирование вузов по образовательным программам бакалавриата в 2013 году проводилось по пяти критериям:

1) высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей (20%);

2) достаточность ресурсов (15%);

3) академическая мобильность (20%);

4) конкурентоспособность выпускников (20%);

5) научная деятельность (25%).

На основе опыта проведения Рейтинга-2012 были внесены небольшие изменения в методику текущего года. Так, критерий «Международное сотрудничество» заменен на критерий «Академическая мобильность», учитывающий программу мобильности как казахстанских преподавателей и студентов, так и иностранных. Такое нововведение служит стимулом к развитию программы академической мобильности.

Поскольку национальный рейтинг университетов способствует развитию и модернизации казахстанских вузов, их переводу на инновационный путь, то эксперты центра в методологии оценивания вузов по специальностям бакалавриата особо выделили еще и такой показатель, как наличие публикаций с результатами научных исследований в высоко цитируемых журналах.

Использованная в 2013 году методика ранжирования ставила задачу составления рейтинга вузов по отдельным специальностям бакалавриата, поэтому классические (многопрофильные), технические, экономические и другие вузы были поставлены в одинаковые условия. При этом объективные данные вузов подтверждались информацией из других источников. К примеру, научные статьи преподавателей вуза, опубликованные в журналах с импакт-фактором не ниже 0.25, могли быть уточнены по научным базам или электронным копиям. Помимо этого, данные, представленные вузами, уточнялись в Единой системе управления высшим образованием МОН РК. В предложенной методике предпочтение отдавалось оценке результатов перед оценкой исходных ресурсов. Максимальный рейтинговый балл, который мог набрать вуз по пяти критериям для определенной специальности бакалавриата, был равен 1 000.

В Рейтинге-2013 приняли участие 69 вузов по 108 образовательным программам и 11 направлениям. Однако по сравнению с 2012 годом количество вузов, участвующих в рейтинге текущего года, сократилось. Важно отметить, что большинство частных университетов не принимает участие в ранжировании образовательных программ, поскольку не может составить должной конкуренции ведущим отечественным вузам.

По результатам рейтинга в топ-группу вошли 43 вуза, из них 9 национальных, 19 государственных, 1 международный, 11 акционированных, 3 частных.

Безусловно, наиболее привлекательные образовательные программы для потребителей услуг представлены нацио­нальными и государственными вузами. Так, по направлению «образование» ведущие позиции занимают КазНПУ им. Абая, КазГосЖенПУ, ПГПИ; «естественные науки» – ЕНУ им. Л. Гумилева, КазНУ им. аль-Фараби, ЮКГУ им. М. Ауэзова, КарГУ­ им. Е. Букетова; «технические науки и технологии» – КазНТУ им. К. Сатпаева, КарГТУ, ВКГТУ им. Д. Серикбаева; «сельскохозяйственные науки» – КазНАУ, КаТУ им. С. Сейфуллина; ЗКАТУ им. Жангир-хана; «экономика и бизнес» – КИМЭП и КазЭУ им. Т. Рыскулова; «здравоохранение» – КазНМУ им. С. Асфендиярова, МУА, ЗКГМУ им. М. Оспанова.

Таким образом, результаты академического ранжирования по образовательным программам бакалавриата 2013 года показали, что казахстанские вузы проявили достаточно высокую заинтересованность во внешней оценке качества образовательных услуг. Все это свидетельствует о том, что оценка образовательных программ казахстанских университетов служит ответом на потребности различных целевых аудиторий.