ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ИМЕНИ ДЖУЛИЕТ ДРАПЕР
Центр коммуникативных навыков им. Д.Драпер существует с 2010 года, решением ученого совета в 2012 г. центру присвоено имя Джулиет Драпер Казахского национального медицинского университета им С.Д. Асфендиярова.
Основной целью деятельности Центра является последовательное формирование коммуникативной компетенции в условиях до-дипломного, дипломного и последипломного образования, а также оценка коммуникативной компетентности выпускника.
В рамках академической деятельности основной миссией ЦКН является — совершенствование коммуникативной компетентности преподавателя, специалиста медицинских организаций, профессионального овладения теорией и практикой коммуникативных навыков, активизация системного подхода в понимании психотерапевтической структуры межличностного взаимодействия, адекватное применение знаний и навыков коммуникации, приобретение опыта организации эффективного профессионального взаимодействия.
В рамках образовательной деятельности ЦКН, основными целями и задачами является — Формирование оценки коммуникативной компетентности выпускника путём интеграции и развития коммуникативных навыков в образовательном процессе.
Важно: Внедрение и соблюдение системности оценки коммуникативной компетентности выпускника, осуществляемой при сохранении последовательности структуры развития коммуникативных навыков от базовых к специализированным, адекватное применение знаний и отработка навыков коммуникации в рамках образовательной программы обучающегося и повышения качества предоставляемых услуг.
Специалисты Центра участвовали в реализации 3 государственно-важных проектах ММОН Республики Казахстан, являясь участниками рабочей группы:
Образовательный экспертный проект «Дополнительная иммунизация в КЗ», курируемый ВОЗ, а также ММОН РК; Образовательный и экспертный проект «Модернизация медицинского образования и науки РК», в частности «Развитие медицинской этики и коммуникативных навыков среди преподавателей клинических кафедр, врачей, психологов, социальных работников…
Региональный проект mhGAP-IG по ликвидации пробелов в области психического здоровья курируемый ВОЗ, а также ММОН РК. Специалисты Центра участвуют в реализации проекта «Развитие компетенций преподавателя КазНМУ».
Основное направление Центра развивать коммуникативную компетентность среди административно управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава клинических и теоретических кафедр:
С 2015 года в рамках реализации проекта «Модернизация медицинского образования и науки РК» курирует, организует и проводит обучение по программе «Развитие медицинской этики и коммуникативных навыков среди преподавателей клинических кафедр.
С 2016 года, интегрируя международный опыт системы оценки коммуникативной компетентности выпускника, Центр ведёт подготовку стандартизированного пациента и участвует в реализации ГА и ИГА с оценкой коммуникативных навыков студентов и интернов КазНМУ.
Тренера ежегодно проводят обучение по развитию коммуникативной компетентности как одной из ключевых компетенций преподавателя и специалиста медика.
НАША ЛИТЕРАТУРА
Достижения развития коммуникативной компетентности в КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова
На протяжении многих лет интерес к проблеме профессиональной и коммуникативной компетентности врача возрастает. Это характеризуется пониманием множественности этиологических компонентов (биологических, психологических и социальных) проблемы заболевания, а также уровнем оказания медицинских услуг потребителю.
Коммуникативная компетентность врача рассматривается как искусство общения с пациентом и родственниками пациента, так и с коллегами и формируется у обучающихся, получая первый опыт общения в качестве пациента, а уже после, осуществляя профессиональную деятельность в рамках врачебной практики, или в качестве преподавателя.
В процессе обучения формируется умение выстраивать доверительные отношения, получая необходимую (важную) информацию, дифференцируя и резюмируя, возрастает понимание принципов коммуникации и приводит к ответственности достижения совместных решений. Вышесказанное позволяет повышать уровень коммуникативной компетентности специалиста медицинского и немедицинского профиля.
Центр работает над формированием и развитием коммуникативных навыков с 2010года, а с 2015 года в рамках реализации проекта «Модернизация медицинского образования и науки РК»
Основное направление Центра развивать коммуникативную компетентность среди административно управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава клинических и теоретических кафедр, а также способствовать формированию оценки коммуникативных навыков студента выпускника КазНМУ.
Тренера ежегодно проводят обучение по развитию коммуникативной компетентности как одной из ключевых компетенций преподавателя и специалиста медика.
Уровень коммуникативной компетентности преподавателя влияет на эффективность всего образовательного процесса, решая глобальные проблемы всего комплекса поставленных задач ММОН РК в частности качества определения удовлетворенности предоставления образовательных и медицинских услуг населению.
Для планирования процесса развития коммуникативной компетентности установлены уровни и требования к необходимым знаниям и достаточным для достижения соответствующего результата.
Специалистами Центра, входящими в рабочую группу по созданию «Модели компетенций преподавателя КазНМУ», являющимися тренерами — экспертами по коммуникативным навыкам, разработаны и реализуются внутренние программы, повышающие коммуникативную компетентность преподавателя: «Базовые коммуникативные навыки в обучающем и образовательном процессе», «Тренер эксперт по коммуникативным навыкам», «Стандартизированный пациент в системе медицинского образования», «Коммуникативные навыки как способ управления в конфликте», авторами которых являются: профессор доктор медицины Асимов Марат Абубакриевич; кандидат психологических и педагогических наук Купеев Аян Рыспаевич, магистр медицины Дощанов Даурен Хизатович, специалист психологии и педагогики Мизонова Светлана Николаевна.
С 2019 года проводится стресс-менеджмент: «Коммуникативные навыки в управлении стрессом».
Благодарные слушатели обучения
Участие в качестве экспертов в проектах, семинарах, обучении
Коммуникативная компетентность в формировании личности врача рассматривается в комплексе когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей и способствует качественному контакту как с пациентами и его близкими, так и при передаче профессиональных знаний умений и навыков коммуникации.
В рамках обеспечения повышения качества медицинских услуг реализуется потребность всего казахстанского сообщества в развитии медицинской этики и коммуникативных навыков медицинских работников (Дорожная карта ММОН РК на 2016-2019гг., подписанная Биртановым Е.А.)
В рамках развития коммуникативной компетенции изучается опыт преподавателей, отечественных (Асимов М. А., Багиярова Ф. А., Марданова Ш. С., Мадалиева С. Х., Дощанов Д. Х., Сарсенова Л. К.) и зарубежных специалистов (Д. Драпер, М. Бубера, М. Бахтина, Х.Г. Гадамера и К.Ясперса, Р. Ригельман, А. Гарбер, К. Решке…)
Обучение у международных и отечественных специалистов
Начиная с 2015 года, и по сегодняшний 2019-2020 учебный год значимость деятельности центра подкрепляется участием в проекте «Модернизация медицинского образования и науки Республики Казахстан 2020-2030», а также реализацией Дорожной карты ММОН Республики Казахстан на тему: «Развитие медицинской этики и коммуникативных навыков» для преподавателей клинических кафедр, врачей, всех медицинских и не медицинских работников. Специалисты центра, получив квалификацию тренеров, продолжают изучать, и сами участвовать в разработке программ непрерывного обучения коммуникативным навыкам в течение до и последипломной подготовки специалистов всех профилей.
Специалисты центра участвуют в подготовке и проведении Итоговой государственной аттестации с оценкой коммуникативных навыков — студентов, интернов, докторантов, решая поставленную задачу формирование итоговой оценки коммуникативной компетентности выпускника КазНМУ.
Для проведения итоговой аттестации с оценкой практических и коммуникативных навыков обучающихся были привлечены клинические преподаватели эксперты
Благодарим ППС клинических кафедр за участие в реализации ИГА с оценкой коммуникативных и практических навыков выпускника КазНМУ
Благодарим волонтеров, участвующих в качестве стандартизированного пациента в экзаменации выпускника КазНМУ
Исполнитель: Светлана Николаевна Мизонова 2019г.