Этнопедагогика казахского народа




31.10.2012

Термин «этнопедагогика» в педагогической литературе впервые применил Г.Н.Волков, определив ее как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. К.Д. Ушинский утверждал, что народная мудрость по силе наблюдательности, точности мысли, идейному содержанию настолько оригинальна, «что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Каждый народ богат своей многовековой культурой. И в этом богатстве самое сокровенное  народная мудрость, которую передавали из уст в уста. Казахский народ богат своими обычаями, традициями, поэтическим и музыкальным творчеством: айтысы, жырау, слова назидания. Что только не пережил народ, как бы ни был тернист его путь, все же он не растерял крупицами собранную многовековую культуру, народную мудрость. Вед недаром говориться «мен қазақпын мың өліп, мың тірілген…». Менталитет казахского народа основан на трилогии на  языке, памяти и культуре как воспевают в песнях «тілің кетсе күнің қоса кетерін, қалай ғана қайран елім білмедің». Народ особое внимание уделял воспитанию подрастающего поколения. С малых лет в них закладывалась чувство патриотизма, любовь к родине, уважение к старшим, опора младшим. Велика роль в воспитании бабушек (тому пример бабушка Абая — Зере), которые, балуя и любя внуков, рассказывали им  сказки, легенды, быль о батырах, биях, и тем самым зарождали в них чувство подражания, любовь к труду «еңбек- бәрін жеңбек», чувство сопереживания «күлме досқа, келер басқа», ответственности  «қолыңмен істегенді, мойныңмен көтер», нравственности «елдің ала жібін аттама». А дедушки требовали знания наизусть семь поколений дедов, «жеті атаға дейін қыз алыспайды», чтобы не испортилась кровь. Народ воспитывал детей, постепенно приучая к труду, чтобы в последующем подросшее поколение  позаботилась о старших.

Окружающая среда также влияла на формирование личности, поэтому детей учили  правильно выбирать друзей. Если появлялись плохие друзья, то старались от них уберечь.  И одним из важных моментов в воспитании является стремление каждого ребенка достижение поставленной цели. При допущении ошибок старшие строго указывали на них, но они же  и мягко направляли на верный путь.

Одним из первых в развитие этнопедагогики казахского народа  внес вклад Ы.Алтынсарин. Ему первому принадлежит развитие казахского литературного языка. Он доказывал пользу чтения, приобретения широких знаний:

«Кел, балалар окылық,

Оқығанды көңілге,

Ылыласпен тоқылық.

Оқысаңыз балалар,

Шамнан шырақ жағылар,

Тілегенің алдыңнан

Іздемей ақ табылар.

 

А. Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы.   Все произведения Абая посвящены будущему поколению казахского народа. Он  внес большой вклад в развитие казахской этнопедагогики. Абая старался воспитывать в  молодёжьи чувство мужественно переносить трудности и несчастья, не поддаваться искушениям, сочетать глубокомыслие, бодрость и оптимизм «…Талап, еңбек, терең ой, қанағат, рақым ойлап қой- бес асыл іс білсеңіз»….

В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центрально-азиатским Барсом… Это будет Казахстанский Барс с присущим ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым… Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой… Он будет мудр в воспитании потомства… заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».

Поэтому каждый должен стараться внести свой вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения.

магистрант по специальности «медицина» 1-го года Ауесханова А.Д,   

преподаватель кафедры коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей  и медицинской  психологии Кудайбергенова А.Ж.