Центра мониторинга анализа качества образования и научного сопровождения реформы медицинского образования (МАКОиНСРМО)
Центр Мониторинга анализа качества образования и научного сопровождения реформы медицинского образования (МАКО и НСРМО), является структурным подразделением КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, создан приказом ректора на основании решения Ученого совета (протокол № 1 от 23.09.2010) и имеет статус научно-педагогического. Центр МАКО и НСРМО подчиняется непосредственно ректору.
С 2010 по 2011 г.г. руководителем Центра МАКО и НСРМО КазНМУ являлась кандидат педагогических наукАбироваМейрамкульАйтбаевна.
С 2011 по настоящее время директором Центра МАКО и НСРМО является доктор медицинских наук, ассоциированный профессор, врач высшей категории Сарсенбаева Сауле Сергазиевна.
Центр МАКО и НСРМО включает «Группу по аккредитации и рейтингу»:
- КаржаубаеваАрайлымМухамедхановна, старший методист
- КилыбаевТалгат, эксперт по аккредитации и рейтингу
- Юсупов Рустам Рахимович, эксперт по аккредитации и рейтингу (0,5ст.)
и группу «Мониторинга образовательного процесса»:
- УмароваМакпал, старший методист
- КаржаубаеваАрайлымМухамедхановна, методист (0,5ст.)
- АуесбековаМакпалКосылбековна, методист
Адрес Центра МАКО и НСРМО
КазНМУ, INTROIII, тел. 338 70 56, e-mail: [email protected]
график работы 9.00-18.00, перерыв на обед 13.00-14.00
выходные дни – суббота, воскресенье
Стратегическим направлением деятельности Центра является определение четкой траектории поэтапного совершенствования форм управления образовательным процессом и развития образовательной деятельности Университета с целью повышения конкурентоспособности образовательных услуг и формирование высококомпетентного конкурентоспособного на внешнем и внутреннем рынках труда специалиста медицинского профиля.
Свою деятельность Центра МАКО и НСРМО осуществляет по следующим ключевым направлениям:
1) мониторинг качества высшего медицинского образования в университете и разработка рекомендаций по улучшению;
2) научное сопровождение образовательного процесса через разработку стратегии и рекомендаций по развитию Модели медицинского образования в КазНМУ, изучение технологии образовательного процесса в вузах мира;
3) профессиональное сотрудничество с организациями образования, международными ассоциациямипутем научных публикаций,участия в конференциях,проектной деятельности.
Задачами Центра МАКОиНСРМО являются:
- Определение уровня удовлетворенности обучающихся образовательными программами по всем специальностям;
- Анализ соответствия формируемых компетенций у обучающихся по уровням обучения (бакалавриат, интернатура, резидентура, магистратура, PhD докторантура);
- Мониторинг реализации основных параметров Болонского процесса и международного опыта в области высшего медицинского образования в образовательный процесс Университета;
- Анализ качества образовательных программ Университета и разработка рекомендаций по их усовершенствованию;
- Сравнительная оценка технологий образовательного процесса в рейтинговых вузах мира и Казахстана;
- Разработка рекомендаций по развитию медицинского образования в Университете и медицинских вузах Казахстана.
Группа по аккредитации и рейтингу осуществляет следующие задачи:
— проведение процедуры прохождения международной аккредитаций образовательных программ;
— подготовка Университета к участию в национальных и международных рейтингах;
— разработка стратегии вхождения Университета в мировой рейтинг университетов ТОП-700.
Сарсенбаева С.С.
Директор Центра МАКО и НСРМО
Доктор медицинских наук
Ассоциированный профессор
Врач высшей категории
тел. 338 70 56 , iPECS.7515
e-mail: [email protected]
Каржаубаева А.М.
Старший методист Центра МАКО и НСРМО
тел. 338 70 56 , iPECS.7517
e-mail: [email protected]
Килыбаев Т.Б.
Эксперт по аккредитации и рейтингу
тел. 338 70 56
e-mail: [email protected]
Умарова М.А.
Старший методист Центра МАКО и НСРМО
тел. 338 70 56 , iPECS.7516
e-mail: [email protected]
Ауесбекова М.К.
методист Центра МАКО и НСРМО
тел. 338 70 56
e-mail: [email protected]
Цели и задачи Центра МАКОиНСРМО
В 2011-2012 уч.году в Центре МАКО и НСРМО разработана стратегия мониторинга образовательного процесса, включающая 4-ре направления:
1)всесторонняя оценка реализации Модели медицинского образования КазНМУ;
2)определение уровня удовлетворенности студентов и интернов обучением в университете;
3)выяснение мнения работодателей о качестве подготовки выпускников КазНМУ;
4)оценка эффективности реализации инновационных направлений деятельности университета: программа визитинга, академическая мобильность магистрантов, кредитная система обучения, Школа педагогического мастерства.
Процессы институциональных исследований, проводимых Центром МАКО и НСРМО, состоят из:
- Регулярные исследования с целью улучшения качества образовательного процесса в университете*
№ |
Темы исследований |
Контингент респондентов |
Сроки проведения |
1 | Ожидаемые преобразования в учебном процессе в КазНМУ в новом учебном году | преподаватели |
обучающиесяежегодно,
сентябрь2Определение уровня удовлетворенности обучающихся получаемым образованием в университете (качество учебных и административных услуг)обучающиеся (фокус группы, студенты, интерны)2 раза в год,
декабрь/май3Оценка качества реализации Модели медицинского образования КазНМУпреподаватели
обучающиесяежегодно,
январь4Определение уровня подготовки выпускника в КазНМУработодателиежегодно,
март-апрель5Предложения по совершенствованию организации учебного процесса в университетепреподаватели
обучающиеся
администрацияежегодно,
май
- Исследования по заказу различных подразделений университета (ректор, учебные департаменты, ДУМР, деканаты), темы которых формируются в течение учебного года.
№ |
Темы исследований |
Заказчик |
Контингент респондентов |
1 | Методы обучения, применяемые преподавателями вуза | Проректор по УВР, ДУМР | преподаватели |
2 | Оценка эффективности внедрения кредитно-модульной системы обучения | ДУМР | преподаватели |
обучающиеся3Анализ мнения респондентов по деятельности отдельных структурных подразделений университетаМеждународный отдел
Управление по человеческим ресурсам 4Анализ результатов внедрения в учебный процесс новых технологий и методов обученияДУМР, Учебные департаменты, деканатыпреподаватели
обучающиеся5Инициативные мониторинговые исследованияЦентр МАКО и НСРМО 6Голосование обучающихсяon-lineЦентр МАКО и НСРМО
- Разработка стратегии развития образования в КазНМУ и рекомендаций по совершенствованию учебного процесса (стратегии, концепции, планы реализации, положения об организации работы).
- Информирование сотрудников КазНМУ, заинтересованной общественности о результатах институциональных исследований в форме публикации результатов аналитических исследований на сайте КазНМУ, газете «Шипагер», докладов на конференциях и совещаниях.
- Профессиональное сотрудничество с учебными заведениями РК и мира (научные публикации, участие в конференциях).
- Реализация информационного проекта «Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова» (издание серии книг, посвященных компетентностно-ориентированной модели медицинского образования).
За 2010-2012 г.г. проведено 24 мониторинга образовательного процесса, 6 из которых рассмотрены на Ученом Совете. Для проведения социологического исследования в 2012 г. Центром МАКО и НСРМО привлечены агентства «DAMUResearchGroup» и ОФ Транспаренси Казахстан, давших научно-обоснованную оценку востребованности и конкурентоспособности выпускников КазНМУ на рынке труда по мнению работодателей, а так же коррупционной ситуации в вузе.
В течение 2-х лет Центр МАКО и НСРМО совместно с ДУМР выигрывал конкурсы на выполнение образовательных проектов по внутривузовскому гранту:
- грант 2011 г. «Разработка и внедрение образовательных программ, основанных на формировании компетенций выпускника медицинского вуза».
- грант 2012 г. «Болонский процесс в КазНМУимени С.Д.Асфендиярова как условие гарантии качества образования».
В течение своей деятельности Центр МАКО и НСРМО на обсуждение Ученого Совета КазНМУ вынесено ряд предложений по совершенствованию организации образовательного процесса, в т.ч. несколько концептуальных: в соответствии с Моделью медицинского образования КазНМУ:
1) Система оценки компетенций бакалавра, в соответствии с Моделью медицинского образования КазНМУ (утверждены Ученым Советом КазНМУ, протокол № 2 от 27.09.2011 г.).
2) Концепция формирования правовой компетенции обучающихся в соответствии новой Моделью медицинского образования КазНМУ (утверждены Ученым Советом КазНМУ, протокол № 3 от 25.10.2011 г.).
3) Внесение изменений в Положения о директоре учебного департамента, учебном департаменте, комитете образовательных программ (утверждены Ученым Советом № 4 от 29.11.2011 г.).
4) Рекомендации по процентному соотношению традиционных и активных (интерактивных) методов преподавания по уровням обучения на факультетах КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова (утверждены Ученым Советом № 4 от 29.11.2011 г.).
5) Концепция «Новые подходы формирования штатной структуры КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова» (утверждены Ученым Советом № 5 от 27.12.2011 г.).
6) Результаты определения индекса удовлетворенности интернов качеством обучения в КазНМУ и рекомендации по улучшению качества образования (утверждены Ученым Советом № 6 от 24.01.2012 г.).
7) Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова в интернатуре (совместно с деканатом интернатуры, утверждены Ученым Советом № 6 от 24.01.2012 г.).
8) Вступление КазНМУ в международные Ассоциации (утверждены Ученым Советом № 7 от 28.02.2012 г.).
9) Разработка предложения о формировании и деятельности группы «talkingheads» в КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова (утверждено Ученым Советом № 9 от 24.042012г.).
По инициативе Центра МАКО и НСРМО КазНМУ с 2011 г. стал институциональным членом 5-ти международных ассоциаций — Ассоциации медицинского образования в Европе (AMEE), Европейской Ассоциации Университетов (EUA), Европейской ассоциации стоматологического образования (ADEE), Сибирский консорциум дистанционного образования «Сибирский открытый Университет», Евразийской Ассоциации университетов (МГУ им. М.В.Ломоносова), что влияет на репутацию и рейтинговые показатели вуза.
Центром МАКО и НСРМО поддерживается связь с Ассоциациями путем выступлений на форумах (Малайзия, Эстония, Россия), публикациях, перепиской.
В течение двух лет Центром МАКО и НСРМО проводится реализация информационного проекта «Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова». Издано 13 книг, посвященных, компетентностно-ориентированной модели медицинского образования.
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: компетенции (2010 г.) (отдельные книги на каз. и русс.языках)
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: образовательные программы бакалавриата (2010 г.) (отдельные книги на каз. и русс.языках)
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: методы и формы обучения (2010 г.) (отдельные книги на каз. и русс.языках)
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: методы оценки компетенций (2010 г.) (отдельные книги на каз. и русс.языках)
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: предварительные итоги, проблемы, перспективы (к майской конференции на русс.языке, 2011 г.)
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: практические навыки выпускника (книга на русс. языках, 2011 г.).
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: реализация модели медицинского образования КазНМУ. Методыи формы обучения (книга на каз. и русс языке, 2011г.)
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: стратегия формирования правовой компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов (книга на каз. и русс языках, 2011 г.)
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: оценка компетенций по уровням обучения (базовое медицинское образование –бакалавриат) (книга на каз. и русс языках, 2011 г.)
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: компетентностно-ориентированные образовательные программы в интернатуре (книга на русс.яз., 2011 г.)
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: глазами будущих медиков (книга на каз., русс и англ. языках 2012 г.)
Еще 2 книги серии изданы под методическим руководством Центра МАКО и НСРМО Центром коммуникативных навыков и учебным департаментом фармации:
- Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: коммуникативные навыки (русс.яз., 2011 г.)
13. Модель медицинского образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова: глазами будущих студентов: современное состояние и перспективы развития фармацевтического образования (русс.яз., 2011г.).