Ученый Совет




31.08.2012

31 августа 2012 в 15.00 в Зале Славы состоится внеочередное заседание Ученого Совета Университета.

На повестке дня следующие вопросы:

  1. 1.     Повышение роли и стимулирование ППС КазНМУ через интегрированную оценку деятельности по основным функциям

Докладчик: проректор по УВР Тулебаев К.А.

Как было озвучено ректором на «Августовских чтениях» в КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова разрабатываются  KPI (Key Performance Indicators) — ключевые показатели эффективности  деятельности преподавателя, по функциям и уровням которого, каждый преподаватель  будет систематически оцениваться по этой системе, и формировать свой рейтинг.

Ключевые показатели эффективности позволяют оценить эффективность выполняемых действий. Их можно применять как для оценки работы всего Университета, так и ее отдельных подразделений и конкретных работников. С помощью системы KPI можно не только контролировать и оценивать эффективность выполняемых действий, но и построить эффективную систему оплаты труда.

Кроме того, применение KPI  (Key Performance Indicators) — ключевые показатели эффективности  деятельности преподавателя даёт Университету возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии.

Проект решения:

  1. Разработать Положение « Об оценке деятельности ППС КазНМУ» в срок до ноября месяца 2012 года.
  2. Разработать и утвердить критерии по оценке деятельности ППС КазНМУ в срок до ноября месяца 2012 года.

 

  1. 2.     Концепция  развития  тьюторства в КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова

          Докладчик: проректор по УВР  Тулебаев К.А.

 

ПРОЕКТ

  1. I.                  Введение

В условиях реализации в КазНМУ компетентностно-ориентированной Модели медицинского образования  возникла острая необходимость в организации Службы  тьюторства, так как одной из ключевых компетенций является саморазвитие и самосовершенствование обучающегося.

Тьютор способствует практической реализации в университете  индивидуального образовательного сопровождения  студента,  направленного  на формирование  гармонично развитой  личности в процессе обучения в вузе.  Несмотря на то, что сферы применения тьюторства разнообразны, все они подчиняются общим базовым принципам – открытости, непрерывности и  индивидуализации. Студенты, обучающиеся с тьюторским сопровождением, быстрее адаптируются к постоянно меняющимся условиям жизни, с первого курса демонстрируют стабильные результаты обучения, творческий подход к практической и научно-исследовательской деятельности, а также активно участвуют в жизни  вуза.   В целом, тьютор – это преподаватель-консультант, наставник, куратор, помогающий студенту в организации его образования и личностного развития.

Данная Концепция является  документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи в области развития тьюторства в соответствии  со стратегическим планом развития Университета.

Концепция основана на  принципах образовательной политики Казахстана, определенных Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан “Об образовании”, Законом Республики Казахстан “О науке”, Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2011-2012 годы, Государственной программой развития здравоохранения РК «Саламатты Қазахстан» на 2011-2015гг., Декларацией Всемирной конференции по высшему образованию, рекомендациями Совещания министров образования европейских стран в Болонье.

  1. II.               Цель:

Содействие становлению студента как гармонично развитой личности в процессе  обучения в Университете.

  1. III.           Принципы работы тьютора:
  2. студент ориентированность
  3. индивидуальность
  4. системность
  5. партнерство
  6. гибкость
  7. открытость
    1. IV.           Основные направления деятельнсоти  тьютора:
    2. Учебная
    3. Содействие  развитию личности студента

               V.1  Основные функции тьютора в учебном процессе:  

1)    контроль  посещаемости  студента;

2)    контроль  успеваемости студента;

3)    контроль  выполнения студентами своих индивидуальных учебных планов;

4)    контроль  своевременного выполнения СРС по дисциплинам;

5)    содействие студентам в выборе образовательных траекторий;

6)    содействие в участии студентов в научно-исследовательской деятельности.

              V.2  Основные функции тьютора в  развитии личности студента:

1)    содействие культурно-духовному развитию студента;

2)    формирование у студента  активной гражданской позиции;

3)    содействие укреплению здоровья студента.

  1. VI.            Механизмы реализации развития тьюторства
  2. Разработка положения;
  3. Определение  оптимального количества студентов  на одного тьютора, с учетом  курса обучения студента.
  4. Разработка требований, предъявляемых к тьюторам.
  5. Поддержка  и обучение тьюторов.
    1. Реализация тьюторского сопровождения  и  практики тьюторства.
  6. Выбор оптимальных  тьюторских  технологий.
  7. Разработка системы стимулирования тьюторов  за конечный результат.
    1. VII.          Ожидаемые результаты.
    2. Изменение отношения «студент-преподаватель»

 

Проект решения

  1. Утвердить Концепцию развития тьюторства
  2. Разработать  положение о   тьюторе.
  3. Разработать план реализации Концепции.
  4. Разработать систему материального стимулирования тьюторов.

Ответственные: проректор по УВР К.А.Тулебаев, проректор по экономическим вопросам Айнабекова П.Д.,директор ДУМР  М.А.Абирова, директор ЦМАКО и НСРМО  С.С.Сарсенбаева, начальник  управления развития социально-культурной  компетенции студентов М.Т.Султанова

Срок исполнения:  сентябрь 2012 г.

  1. 3.     Резолюция Августовской конференции «Итоги 2011-2012 учебного года. Задачи и перспективы развития»

      Докладчик: директор ДУМР Абирова М.А.

Проект

 

Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям: оптимизация образовательных учреждений, модернизация учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и доступности образовательных услуг.

Президент Н.  Назарбаев «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», 2012 г.

 

Проводимая третий год Августовская конференция  стала  одной из традиций Казахского национального медицинского университета. На августовской конференции, с учетом достигнутых показатей прошедшего учебного года, определяются  задачи, стоящие перед профессорско-преподавательским составом университета, в свете реализации Государственной  программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и Концепции развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы.

Стратегической целью КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова является создание эффективной модели конкурентноспособного национального инновационного университета, представляющего на рынке медицинских услуг высококачественное медицинское образование, современные научные исследования по актуальным проблемам здравоохранения, внедряемые в практическое здравоохранение. При этом приоритетом  остаются инновационные преобразования в образовательном процессе в рамках выполнения принципов Болонского процесса, расширение международного сотрудничества, интенсификация и повышение продуктивности университетской науки и практики.

27-29 августа 2012 года в КазНМУ была проведена конференция «Итоги 2011-2012 учебного года. Задачи и перспективы развития». В работе конференции приняли участие 940 сотрудников университета, председатель Наблюдательного совета КазНМУ академик Шарманов Т.Ш., член Наблюдательного совета Сейдуманов С.Т., Мейманалиев Т.С. — министр здравоохранения Кыргызской Республики 1999-2002гг., Падайга Ж. — министр здравоохранения Литвы 2004-2006гг., Измухамбетов Т.А. — министр здравоохранения Казахской ССР 1987-1990 гг., Комаров Ю.М. – заслуженный деятель науки РФ.

В первый день работы конференции на пленарном заседании в выступлениях ректора и проректоров были подведены основные итоги 2011-2012 учебного года, а также с учетом особенностей 2012-2013 учебного года определены приоритеты развития университета на новый учебный год

На секционных заседаниях, проводенных Учебными департаментами, были коллегиально обсуждены конкретные задачи, стоящие перед коллективами кафедр на предстоящий год в контексте поставленных на пленарном заседании задач, а также намечены пути их реализации .

Во второй день конференции было проведено 15 семинаров для преподавателей, на которых рассматривались практические вопросы организации и определение задач по различным видам деятельности преподавателей университета на 2012-2013 учебный год, опыт использования передовых образовательных технологий, научных достижений, опыта клинической деятельности, развития международного сотрудничества.

На круглом столе с участием ректора университета, проректоров, заведующих кафедр, директоров Учебных департаментов, руководителей структурных подразделений была принята резолюция конференции, определяющая задачи и перспективы развития университета.

Университет успешно выполнил практически все поставленные в начале прошлого учебного года задачи:

ü Модель медицинского образования доказала свою состоятельность.

ü Болонский процесс  трансформировался из теории в практику.

ü Состоялся первый выпуск бакалавров.

ü Наши студенты  в целом удовлетворены  качеством обучения в университете.

ü Выпускники КазНМУ востребованы и конкурентоспособны.

ü Автоматизированная  информационная система вуза  стала реальностью

ü Университет стал одним из лучших  инновационных вузов страны.

ü Через международные ассоциации, программы визитинга, проектную деятельность  мы  вышли в зарубежное образовательное пространство.

ü Появилась реальная возможность иметь свою собственную Университетскую клинику.

ü Изменился внешний облик вуза,  произошла модернизация материально-технической базы.

ü Значительно улучшились условия работы преподавателей и учебы студентов.

Казахский национальный медицинский университет является полноправным участником международного образовательного пространства, членом авторитетных международных организаций: Международной ассоциации  медицинского образования (АМЕЕ), Европейской ассоциации Университетов (EUA), Европейской ассоциации стоматологического образования (ADEE).  

В  2012г.  СМК  нашего университета признана лучшей среди университетских СМК всего Каспийского региона и лучшей среди организаций Казахстана, сертифицированных SGS Group по стандарту 9001.

В 2011 г. КазНМУ  в Webometrics Ranking of World Universities  занимал 3297 место, опережая все вузы Казахстана, в июле 2012 г. КазНМУ поднялся  на 2346 место.

В целом глобальная задача 2012-2013 учебного года – поднять качество медицинского образования на международный уровень и получить подтверждение успехов в виде: в мировом рейтинге QS войти в число 700 лучших из 2200 университетов мира, в рейтинге Webometriсs  — в число лучших 1000 университетов мира.

Повышение качества подготовки специалистов:

  1. Продолжить совершенствование Модели медицинского образования КазНМУ на всех уровнях обучения  как соответствующую основным направлениям Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы и  отвечающую требованиям Болонской конвенции.
  2. Реализация образовательных программ, построенных на основе Модели медицинского образования КазНМУ, на уровне интернатуры с целью совершенствования качества подготовки медицинских специалистов, основанного на преемственности всех уровней медицинского образования.
  3. Внедрение кредитно-модульной технологии на специальностях бакалавриата «Общая медицина» и «Стоматология» и совершенствование на специальностях «Фармация», «Менеджмент», «Общественное здравоохранение», «Медико-профилактическое дело», «Сестринское дело».
  4. По рекомендации Департамента развития человеческих ресурсов и Управления медицинского образования и науки МЗ РК с целью  создания максимальных условий для овладения студентами практическими навыками во время нахождения в клинике определить продолжительность одного академического часа практических занятий по профилирующим (клиническим) дисциплинам специальности «Общая медицина» и «Стоматология»  — 100 минут
  5. 5.  Обеспечить более тесную связь между  научными исследованиями, практической   медицинской деятельностью и обучением путем привлечения к проведению занятий   практических врачей, организации учебного процесса на клинических базах, лабораториях. Не менее 30%- студентов третьего курса,  50% —  5 курса,  100% студентов 6 и 7 курсов должны быть вовлечены в науку.

8.  Развитие полиязычного образования согласно  Программе 3-язычного обучения. Создание Центра языковой подготовки.

9.  Расширение информатизации как фактора организации и контроля образовательного процесса, развитие научных исследований, развитие электронных ресурсов библиотеки.

10. Сформировать  конкурентные преимущества высшей медицинской школы за счет  профильности образования в разных медицинских вузах.

  1. Разработать основные этапы экспертизы профессиональных компетенций выпускников.
  2. Обеспечить независимый контроль качества образования.
  3. Повысить результативность работы с визитинг-профессорами (заключение договоров, реализация академической мобильности и т.д.).
  4. Самостоятельную работу  считать одним из основных видов деятельности

обучающихся всех уровней.

  1. Разработать регламент организации самостоятельной работы обучающихся в условиях кредитной системы обучения, включающий объем, формы, методы,  средства достижения результата в зависимости от уровня обучения.
  2. Создать оптимальные условия обучающимся для реализации самостоятельной работы.
  3. При составлении планов работ кафедры учесть требования стандартов аккредитации, критерии и показатели академического ранжирования.
  4. Участие в конкурсе «Алтын сапа».

Воспитательная работа

  1. Создание новых отношений в коллективе  будет основным приоритетом этого учебного года.
  2. Развитие тьюторства.

Развитие лечебно-диагностической работы в КазНМУ им.

С.Д. Асфендиярова:

  1. Обеспечить участие сотрудников университета в реализации программы «Аффелированные клиники г. Алматы».
  2. Обеспечить вовлечение преподавателей университета в выполнение  программ по  здравоохранению: преодоление эпидемии туберкулеза, помощь и лечение ВИЧ инфицированных и больных  СПИДом, профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, профилактика онкологических заболеваний, охрана материнства и детства.
  3. Обеспечение  продуктивного взаимного сотрудничества с практическим здравоохранением для повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи населению Республики Казахстан.
  4. Урегулирование правовых взаимоотношений между клиническими кафедрами и руководством лечебно-профилактическим учреждений, на базе которых располагаются кафедры.
  5.  Инновационная деятельность,  заключающаяся в теоретическом изучении и апробации с последующим внедрением в медицинскую практику нововведений. Расширение внедрений современных медицинских технологий для повышения эффективности и качества оказываемых медицинских услуг.

В  области  науки

  1.  Финансирование науки довести до 0,5 млрд.тенге или 4 млн. долл.США. При этом университет будет выделять до 1 млн. долл. или 150 млн. тенге из своих внутренних средств.
  2.  Число публикаций в рецензируемых журналах увеличить до 30 в год.

    Развитие человеческих ресурсов

  1. Определение основных функций преподавателя и разработка ключевых показателей эффективномти деятельности преподавателя (KPI) по уровням.
  2.  Развитие профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава путем создания      условий для непрерывного обучения, развитие стимулирующих механизмов при  оценке деятельности по конечному результату.
  3. Проводить дальнейшую политику по повышению престижа преподавательского труда, повышению его статуса в обществе, укреплению его материального положения, распространения системы правовых гарантий и социальных благ, создание системы экономической заинтересованности преподавателя в результатах своего труда с одновременным укреплением материально-технической базы учебных заведений.
  4. Проводить оценку результатов в целях развития, совершенствования, улучшения деятельности преподавателя с помощью эталонных моделей профессионального потенциала, профессионально-должностных и квалификационных требований, психологического и профессионального тестирования, метода экспертных оценок (например, взаимные оценки преподавателей). Необходима также система оценки мнений студентов о преподавателях.
  5. Демократизация всех сторон общественной жизни требует активного привлечения профессорско-преподавательского состава к управлению вузом и усиления его роли в процессе принятия управленческих решений на основе выборности и представительства в организационно-управленческих структурах вуза.

Интеграция в международное пространство

  1. Вхождение в мировой рейтинг университетов.
  2. Заключить договора  с университетами не менее чем из 50-60-ти стран мира, в том числе с 5-10 Университетами Тор-200 мировых рейтингов.
  3. Численность студентов-иностранцев довести до 10%.
  4. На каждом курсе, по возможности, нужно открыть 1-2 группы на английском языке.
  5. Привлечение иностранных преподавателей сроком на 1 год (не менее 10 человек).
    1. Реализация академической мобильности:  ежегодный объем мобильности обучающихся  должен составить  1000- 1200 человек, преподавателей 100-150 человек.
    2. Развитие студенческого международного сотрудничества, интенсифицировать работу Международной Ассоциации студентов-медиков

Дальнейшее улучшение условий труда, социальная поддержка преподавателя и студента

  1. Сотрудникам повысить  зарплату на 25-30%.
  2. Открытие фитнес-центра.
  3. Совместно с профсоюзом создать программу питания для ППС, находящихся на диспансерном учете.
  4. Программы обучения и переобучения для ППС будут финансово поддержаны  не менее чем на 50%, в том числе обучение английскому и казахскому языкам.
  5. Программа социальной поддержки студентов — на 30 млн. тенге в год (и льготы на обучение, и питание больных, 50% льготы на лекарства для диспансерных больных и т.д.).
  6. Развитие студенческого самоуправления вплоть до выборов из числа студентов заместителя декана по работе со студентами.

 

Участники конференции   единодушно подтверждают целесообразность и необходимость проведения подобных мероприятий  с целью обмена опытом и координации усилий  в сфере улучшения качества образования в Университете.

Профессорско-преподавательский коллектив КазНМУ  продолжит  проводить последовательную и целенаправленную деятельность  по совершенствованию медицинского образования  на основе положений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы и Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы, а также  для закрепления и развития параметров Болонского процесса в Университете.

  Проект решения:

  1. Утвердить резолюцию Августовской конференции «Итоги 2011-2012 учебного года. Задачи и перспективы развития»
  2. Разработать План реализации резолюции.

Ответственные: проректор по учебно-воспитательной работе                      К.А.Тулебаев, проректор по научной работе и инновационным вопросам А.С.Каракушикова, проректор по клинической работе и общим вопросам О.М.Мырзабеков, директор департамента административно-кадровой работы К.К.Куракбаев,   директор ДУМР  М.А. Абирова.

Срок исполнения: до 15 сентября 2012 года.

4.  О необходимости создания Центра языковой подготовки в  КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова

Докладчик: директор ДУМР Абирова М.А.  

Проект

         Образование – важный фактор развития государства. Качество образования во многом определяется наличием «лингвистического капитала казахстанцев» (Н.А.Назарбаев).

В современных условиях глобализации и вхождения в международное образовательное пространство и рынок труда полиязычие стало основой для жизни и коммуникации в поликультурно – многоязычном социуме.

В связи с этим  назрела социальная потребность в создании в структуре вуза специального языкового центра, способного координировать  процесс подготовки полиязычных медицинских  кадров. Основанием для открытия такого центра, именуемого далее  «Центр языковой подготовки», являются следующие факторы:

· Приказ МОН РК по итогам Республиканского совещания «Полиязычное образование в Республике Казахстан:стратегия развития» (июнь, 2012) о включении КазНМУ в перечень вузов, в которых с 2012-2013 учебного года будут функционировать специальные  отделения (письмо № 03-3/2280 от 30.07.2012).

· В 2009 году была разработана «Программа трехъязычного обучения в КазНМУ» на основании закона «О языках в Республике Казахстан» (2006), закона РК «Об образовании» (2007), которая экспериментальным путем внедрялась на факультете «Общая медицина» с 1-го курса с 2009/10 учебного года. В интеграцию были включены дисциплины «Коммуникативные навыки (5 тем), «Введение в клинику»(5 тем). Данные темы изучались на втором языке. Так, студенты русскоязычного потока – на казахском языке, студенты  казахоязычного потока – на русском языке, а также по одной теме – на иностранных языках (английский, немецкий).

Экспериментальное обучение успешно осуществлялось языковыми кафедрами . Однако выборочное изучение отдельных тем (а не дисциплин), недостаточная координация предметного содержания интегрируемых дисциплин на трех языках, отсутствие тезаурусов и  коммуникативных учебников затрудняли процесс полиязычной подготовки студентов. Поэтому встает  вопрос о разработке общеконцептуального  базиса полиязычного образования для непрерывного, преемственного  и взаимосвязанного освоения языков триединства (казахского, русского, английского) в рамках модели медицинского образования Университета, что и будет составлять основное назначение Центра.

·  Создание Центра языковой подготовки позволит поэтапно внедрять Национальный проект «Триединство языков» и координировать процесс  языкового обучения в университете, тем самым обеспечив систему централизованного управления полиязычным образованием по всем языкам триединства (казахский,русский,английский) , ступеням (бакалавриат, магистратура, докторантура) и производить междисциплинарную координацию языковых дисциплин с базовыми и спецдисциплинами;

· Центр на базе нормативно – правовой обеспеченности может обучать студентов – иностранцев по международным договорам РК и межправительственным соглашениям за счет средств  бюджетной системы РК или по договорам с физическими или юридическими лицами на всех ступенях обучения;обеспечить  качество языкового обучения на всех уровнях и возможность выбора языка студентами  при изучении базовых и профилирующих дисциплин.

· Центр позволит привлечь  профессорско-преподавательский  состав вуза по базовым и спецдисциплинам в процесс полиязычного образования путем

консультативной помощи ППС в организации занятий на языках триединства,в разработке учебных материалов полиязычного характера.

· Центр будет осуществлять координацию работы КОП по внедрению программы полиязычного образования  в учебный процесс; планировать внедрение инноваций в образовательный процесс (методы обучения, модели образовательной программы, формы контроля ключевых полиязычных компетенций обучающихся).

Таким образом, открытие Центра языковой подготовки позволит поднять на высокий уровень подготовку конкурентноспособных  полиязычных  медицинских специалистов, мобильных в мировом образовательном пространстве и рынке труда.

 

Проект решения:

  1. В структуре университета создать Центр языковой подготовки.

Ответственные: проректор по экономическим вопросам П.Д.Айнабекова,  директор департамента административно-кадровой работы К.К. Куракбаев,

Срок исполнения: сентябрь 2012 года.

  1. Разработать Положение о Центре языковой подготовки.

Ответственные: проректор по учебно-воспитательной работе К.А.Тулебаев, зав. кафедрой русского языка У.А. Жанпеисова.

  1. Разработать штатное расписание Центра языковой подготовки.

Ответственные:– проректор по экономическим вопросам П.Д. Айнабекова,

директор департамента административно-кадровой работы К.К. Куракбаев,     директор ДУМР Абирова М.А.

Срок исполнения: сентябрь  2012 года.

5.  О создании деканата иностранных студентов

Докладчик:   директор ДУМР Абирова М.А.

Приоритетной  задачей  2012-2013 учебного года – является повышение качества  медицинского образования и подтверждение достигнутого уровня в виде вхождения в мировом рейтинге QS в число 700 лучших из 2200 университетов мира, в рейтинге Webometriсs  — в число лучших 1000 университетов мира.

Одним из критериев оценки деятельности высшего учебного заведения в мировых рейтингах  является интернационализация образования, показателем которой наряду с развитием академической мобильности и  привлечением  зарубежных специалистов является обучение иностранных студентов.

Сейчас в университете учится около 200 студентов из 16 стран мира и  200 слушателей подготовительного отделения  из Афганистана.

Для того чтобы войти в мировой рейтинг перед КазНМУ стоит задача увеличить численность иностранных студентов до 10%, т.е. до 1000 человек.

Для организации и проведения работы по привлечению иностранных граждан для обучения в КазНМУ, разработки нормативно-правовой документации по социально-правовым  и учебным вопросам во время обучения иностранных студентов в университете, организации и контроля за учебным процессом иностранных студентов, проведения воспитательной и социально-правовой работы среди данного контингента обучающихся, необходимо создание отдельного структурного подразделения,  курирующего данные вопросы.

Таким образом, возникла необходимость создания Деканата иностранных студентов – структуры, которая будет содействовать привлечению иностранных граждан и курировать их во время обучения в КазНМУ.

 

Проект решения:

  1. В структуре университета создать Деканат иностранных студентов.

Ответственные: проректор по экономическим вопросам П.Д. Айнабекова,  директор департамента административно-кадровой работы К.К. Куракбаев,

Срок исполнения: сентябрь  2012 года.

  1. Разработать Положение о Деканате иностранных студентов.

Ответственные: проректор по УВР  К.К. Тулебаев,

  1.  Разработать штатное расписание Деканата иностранных студентов..

Ответственные: проректор по экономическим вопросам П.Д. Айнабекова,  директор департамента административно-кадровой работы К.К. Куракбаев,

Срок исполнения: сентябрь 2012 года.