СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ «ШКОЛЫ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ» В КАЗНМУ им.С.Д.АСФЕНДИЯРОВА




09.10.2013

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ «ШКОЛЫ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»

В КАЗНМУ им.С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

 

 

НАМЕРЕНИЯ

На базе Школы общественного здравоохранения им.Х.Досмухамедова Казахского Национального медицинского университета им.С.Д.Асфендиярова будет создана «Школа креативного мышления»,  деятельность которой будет способствовать  развитию солидарности и согласованности действий по улучшению  климата в университете и созданию пула  креативномысляшей обучающейся молодежи и ППС. Будет также создан клуб креативных личностей (студенты, магистранты, докторанты, ППС) для генерирования новых идей, поиска новых решений.

 

МИССИЯ И ВИДЕНИЕ

Миссия
Наша миссия – развивать лидеров и способствовать развитию интеллектуального потенциала нации.

Видение

Формирование образованного, креативно и критически мыслящего, развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству, через совершенствование педагогического образования, внедрение креативного подхода в педагогическую практику.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Во многих странах мира интенсивно разрабатываются инновационные образовательные технологии, соответствующие современной модели образования. За доминанту инновационно-организованного образовательного процесса принимается развитие креативной личности в самом широком смысле, включая ее когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную, ценностную составляющие.

Процесс развития креативности – это долговременный, непрерывный процесс, важнейшим этапом которого является период получения образования. Очевидно и то, что современное массовое образование пока не в состоянии обеспечить условия для реализации креативности личности в процессе обучения и воспитания. Привычная образовательная модель продолжает транслировать знания, формировать умения и навыки и контролировать их усвоение. Существующая система образования не развивает целенаправленно свойства мышления и компетенции, адекватные требованиям современного мира. Более продуктивным решением является ориентация на креативный подход образования, которое в идеале должно выявлять, поддерживать и развивать творческий потенциал каждой личности. Поэтому необходимо совершенствовать педагогическое образование с привлечением учителей к внедрению креативного подхода в педагогическую практику.

Понятие «креативность» появилось к началу 50-х годов 20 века  благодаря Джо Гилфорду  —  профессору многих американских университетов.  Гилфорд занимался исследованиями интеллекта  в части памяти, мышления, концентрации внимания, творчества и темперамента. Джо Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

1) способность к обнаружению и постановке проблем

2) способность к генерированию большого числа идей

3) способность к продуцированию разнообразных идей — гибкость

4) способность отвечать на раздражители нестандартно — оригинальность

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали

6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу

Креативные люди всегда находят выход из любой ситуации, они сейчас очень востребованы на рынке труда, они свободны в своем творчестве и профессии. Слово «креативность» образовано от слова «создавать» — создавать образы, новое видение, новые идеи. Это не только творчество, но и технологии, открытия, идеи. В современном, динамично изменяющемся мире, человеку необходимы три составляющих мышления, чтобы быть продуктивным. Это — креативность, системность, критичность.

Функционально современный человек должен уметь:

  • Быстро обучаться (приобретать новые компетенции)
  • Работать с большими массивами плохо организованной (и зачастую недостоверной) информации
  • Решать творческие (не имеющие известных алгоритмов решения) задачи
  • Работать в группе

Во многих развитых странах мира в последние десятилетия постоянным спросом пользуются услуги компаний, которые проводят корпоративные тренинги и семинары по развитию творческих способностей и креативности персонала фирм, используя креативные техники (mindmapping, brainstorming, problem solving и др.)

Представленная проблема актуальна практически для всех образовательных систем в мире. Весьма жесткую оценку дает американской системе образования Т. Питерс: «Для нашей школы характерно плохо скрываемое стремление подавить креативность. Она учит тому, «что есть», и совсем не умеет учить тому, «что может быть». Видный ирландский политик Майкл Д. Хиггинс, возглавлявший в свое время Министерство культуры, считает, что «корни креативного общества следует искать в общем образовании. Нынешнее поколение молодых людей – это в большей степени поколение узких специалистов, нежели творцов будущего. Следует так изменить методы обучения, чтобы студенты стремились не только «знать как» («know how»), но и «знать, почему и зачем» («know why»). Такие оценки вынуждают развитые страны мира предпринимать серьезные меры по изменению образовательных стратегий.

Правительство Великобритании ставит перед своей системой образования «амбициозную, но выполнимую задачу превращения страны в мировой центр креативности. На основе успешно опробованных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей учащихся и студентов, планируется сформировать основу стратегии креативности в образовании, где большое внимание будет уделяться личностному развитию молодых людей для подготовки их к жизни в новом столетии. В различных регионах Великобритании существуют проекты, которые финансируются правительством и патронируются созданным в 1998 г. Национальным консультативным комитетом по креативному образованию. Среди них такие инициативы, как: «Творческое партнерство» в Англии, «Креативное партнерство молодежи» в Северной Ирландии, «Творчество имеет значение», «Учить и учиться будущему» в Шотландии и др. Значительная часть таких проектов связана с совершенствованием педагогического образования и привлечением учителей к внедрению креативного подхода в педагогическую практику. В университетах реализуются:

  • специально разработанные модули по креативному образованию в Лидском университете (The Fryer creative education programmes);
  • курсы по креативности в Открытом университете, которые изначально были разработаны для образовательных программ МВА, но теперь могут включаться также в учебные планы подготовки учителей (MA in education, MA in open and distance education);
  • блок, связанный с изучением креативности и ее развитием в процессе обучения, включен в аспирантские программы Университета Дарема.

Кроме этого, существуют проекты, направленные на развитие сотрудничества учебных заведений с различными организациями для поддержки учителей и развития творческого потенциала учащихся и студентов («Театральная инициатива», «Будущее = творчество», «CAPE UK»).

В США существует свое видение стратегии развития креативности в образовании, ключевым направлением которого является расширение преподавания искусств и гуманитарных наук на всех образовательных уровнях.

Стратегия креативности в образовании Японии основана на культивировании того стиля познания, который сложился в Японии на протяжении тысячелетий и для которого характерны раннее включение в познавательную деятельность, созерцательность, использование интуиции, образного мышления, эмпирического опыта. Еще одна особенность японского образования, способствующая непрерывному творческому развитию личности, — это культ учебы, который сохраняется всю жизнь и выражается в интенсивных внутрифирменных программах обучения, в обучении дома и в повседневной жизни. В условиях строгой регламентации образовательного процесса, присущей японской системе образования и предусматривающей контроль министерства за содержанием образования, а также за формами и методами обучения, немногие учебные заведения страны имеют учебные планы, разработанные целенаправленно для развития креативности учащихся. Что касается школ, то это в основном образовательные учреждения, прикрепленные к университетам, в которых ведутся исследования креативного развития (Университет Шицуока работает с двумя начальными и тремя средними школами). Более широко образовательные программы по развитию креативности распространены на уровне среднего и высшего (в т.ч. педагогического) профессионального образования. Более чем в пятидесяти технологических школах постоянно организуются творческие курсы и конкурсы по изобретениям в области робототехники, использования солнечной энергии, компьютерного программирования и др. В университетах Тойо, Мусаши и Шицуока образовательные программы подготовки учителей расширены за счет включения в них специальных курсов, посвященных теории креативности и методике ее развития. В целом же в Японии сосуществуют два подхода к креативному образованию: один из них ориентирован на североамериканскую научную школу креативности и сфокусирован на стимулировании способности к изобретательству и открытию, другой базируется на традиционной для Японии философии познания.

Таким образом, образовательным учреждениям отводится основная роль в реализации креативного подхода в педагогической практике, поскольку развитие воображения, целеустремленности, индивидуальности обучаемых будет мотивировать их к образовательной деятельности. При этом креативность и результаты обучения не противопоставляются, а рассматриваются как две стороны одной медали – креативность воспринимается как путь к достижению очередной ступени в освоении знаний.

Создание «Школы креативного мышления» в КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова будет направлено на внедрение и развития технологий обучения, способствующих формированию креативного мышления у студентов и преподавателей, что даст возможность генерированию новых идей и поиску новых решений в научно и практической деятельности университета.

 

ЦЕЛЬ: развитие искусства креативного мышления у студентов и ППС

 

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить теории и методы развития креативности, мировой опыт
  2. Подготовить группу сертифицированных тренеров из числа ППС по вопросам развития креативности (с приглашением визитинг-профессора)
  3. Создать обучающий центр по развитию креативности
  4. Проводить обучающие семинары для студентов и ППС по развитию навыков креативного мышления
  5. Создать критическую массу креативных личностей
  6. Создать клуб креативных личностей (студенты, магистранты, докторанты, ППС) для генерирования новых идей, поиска новых решений

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

  1. Формирование генерации (критической массы) студентов и  ППС с навыками и методами креативного мышления (КМ)
  2. Создание «точки роста по КМ» и масштабирование/каскадирование  данного процесса на территорию РК, СНГ и дальнего зарубежья
  3. Создание «Альянса школ КМ» в РК и на международном  пространстве
  4. Повышение рейтинга КазНМУ на международной арене за счет создание инновационных продуктов
  5. Создание синергетического эффекта в медицинской отрасли и всей страны в целом и повышение страновой конкуренции РК

 

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

предусматривает осуществление следующих эта­пов:

  • сформировать у студентов основы для развития креативного мышления, что будет содействовать переходу от преимущественного индуктивного (школьного) стиля мышления к преимущественно дедуктивному и абдуктивному (вузовскому)
  • переориентировать методики преподавания дисциплин с преимущест­венного присвоения студентами знаний на преимущественную их творче­скую выработку и использование

Приоритет самостоятельного обучения.

Поскольку становление опыта профессионально-творческого мышления как глубинного личностного качества возможно только в процессе самостоятельной творческой деятельности, то при организации образовательного процесса основной упор должен делаться на самостоятельную работу учащихся (как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время), направленную на выполнение заданий, адекватных целям и задачам конкретного этапа.

Принцип совместной деятельности педагога и учащихся.

Для эффективного развития креативности и реализации творческого потенциала учащихся необходима соответствующая психологическая атмосфера в коллективе, созданию которой способствует сотворчество педагога и обучающихся.

Принцип опоры на опыт обучающихся, согласно которому жизненный опыт учащихся должен использоваться окружающими в качестве источника обучения и самообучения. Студент приходит в вуз с определенным социальным и бытовым опытом, опытом обучения (учения) и, отчасти, профессиональным опытом, который может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому, с одной стороны, следует учитывать все позитивные его моменты, а с другой, нейтрализовать негативные проявления. Отсюда вытекает следующий принцип.

Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательных программ в соответствии с конкретными профессиональными требованиями при учете личностных особенностей, опыта и уровня подготовленности учащегося. Данный принцип нашел свое отражение, в частности, при определении уровня сформированности опыта профессионально-творческого мышления каждого обучающегося и дифференцированном построении дальнейшего процесса (в виде выбора методов, форм, механизмов педагогического воздействия и содержания заданий).

Принцип элективности обучения предполагает реализацию студентами предусмотренных академических свобод. Он, в частности, может быть реализован как предоставление студентам определенной свободы в выборе направления учебно-познавательной и научно-практической деятельности (задания для самостоятельной работы на выбор); средств и методов выполнения заданий; источников необходимой дополнительной информации и т.п.

Принцип развития познавательных потребностей, согласно которому а) результаты обучения оцениваются по реальному уровню сформированности тех или иных качеств личности, ее знаний, умений и навыков; б) образовательный процесс направлен на формирование у учащихся адекватной познавательной мотивации учебной деятельности.

Процесс формирования творческого мышления должен строиться в форме проблемного обучения, предусматривающего постоянную постановку и разрешение учебных, научных и профессиональных проблем, что обусловливает включение таких механизмов, как: вопрос и самовопрос, обеспечивающие критическую оценку собственных знаний, умений, навыков; рефлексию как результат анализа собственных знаний, умений и возможностей.

Необходимость разрешения противоречия между наличием проблемы и невозможностью ее разрешения при данных конкретных условиях рождает потребность в дополнительной информации и, следовательно, воздействует на мотивационную сферу личности учащихся, формируя познавательные потребности. Задаче формирования опыта творческого мышления студентов возможно подчинить все организационные формы обучения. Лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся во внеаудиторное время должны строиться по принципу проблемности.

Проблемная лекция пробуждает у студентов интерес к изучаемым вопросам, стимулирует активность и самостоятельность в поиске дополнительной информации, моделирует противоречия реальной профессиональной деятельности; знания слушателями приобретаются как бы самостоятельно в процессе разрешения проблемы.

Разновидностями проблемной лекции являются: лекция  — пресс конференция, лекция — провокация, лекция — диалог.

Практические и семинарские занятия проблемного характера могут проводиться:

— в форме дискуссий по отдельным вопросам темы;

— «профессиональных боев», что требует изучения дополнительного материала;

— в форме защиты рефератов, что активизирует внимание всех студентов и способствует развитию доказательности мышления;

— как решение конкретных профессиональных ситуационных задач (научных проблем), в ходе которого развиваются умения формулировать и разрешать проблемы, применять на практике теоретические знания;

— в форме деловых игр. Деловые игры являются своеобразным активным методом подготовки кадров, так как эта подготовка включает в себя в определенной форме исследование, тренинг и обучение. При этом осуществляется воздействие на потребностно-мотивационную сферу личности учащихся, развиваются рефлексивные способности, формируется целостное профессиональное сознание, повышается уровень уверенности в себе.

Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных специально организованных условиях с применением необходимых механизмов, форм и методов организации занятий. Формы и методы организации занятий используются в комплексе и зависят от задач конкретного этапа формирования.

 

Ответственные исполнители:

Турдалиева Б.С., зав.кафедрой «Политика и управление здравоохранением», д.м.н.

Байсугурова В.Ю., главный специалист ШОЗ

Аимбетова Г.Е., доцент кафедры «Политика и управление здравоохранением», к.м.н.

стратегия_ШК