ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА




22.01.2013

для студентов 5 курса

по специальности  051301 «Общая медицина»

 

 

Курс – 5

Семестры —  IX- X

Лекций – 30

Практические занятия —  240 часов

Самостоятельная работа – 135 часов

Всего учебных часов – 270 часов

Государственный квалификационный экзамен – в X  семестре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

 

 

 

Программа государственного экзамена составлена на основании рабочей программы, разработанной  профессором, д.м.н. Турлановым К.М. и  Типовой программы по СНМП  специальности « Общая медицина», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Казахстан (2011 г.)

 

 

Программа обсуждена  на  КОПе  кафедр терапевтического профиля

 

«___22 ____»  мая  2011  г., протокол №7

 

Председатель, ________________________д.м.н., доцент Исина З.Б.

 

 

Утверждена на МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

 

«_23__»___06___________2011

 

Председатель, ________________________д.м.н., профессор Есенжанова  Г.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа государственного экзамена  студентов 5 курса ОМ

 

      Согласно (ГОСО 2006) Государственный экзамен   у студентов  5 курса  по специальности «Общая медицина» проводится в два этапа:

  1. Первый Этап – комплексное тестирование
  2. Второй этап ОСКЭ

 

Первый этап – интегрированный экзамен  в виде комплексного тестирования, куда входят 7 профильных дисциплин по специальности ОМ.

1.Внутренние болезни

2.Хирургические болезни

3. Детские болезни

4.Неврология и психиатрия

5.Акушерство и гинекология

6. Амбулаторно-поликлиническая терапия

7.Скорая и неотложная медицинская помощь

 

В тестовый центр представлены тестовые задания в количестве 300 по каждой дисциплине,  всего их  2100 заданий.  Каждому студенту будет предложено ответить на 100 тестов. Согласно модели образования в КазНМУ  на компетентно-ориентированный подход обучения из 5 компетенции на тестах оцениваются 2 компетенции (95% знание и 5% правовая компетенция).

Дисциплины Количество часов по дисциплине Количество тестов

Уровень сложности

I

II

III

1.Внутренние болезни 405 часов 300 ( из них 15 тестов по правовой компетенции) 20% 60% 20%
2. Скорая и неотложная медицинская помощь  405 часов 300 (из них 15 тестов по правовой компетенции) 20% 60% 20%

 

 

     Второй этап- для  реализации оценки сформированных практических навыков  вторым этапом государственного экзамена является сдача объективного структурированного экзамена (ОСКЭ) по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи. Прием второго этапа экзамена будет проводится в Центре практических навыков. Согласно компетентно- ориентированному подходу обучения в КазНМУ, второй этап оценивается  по двум видам компетенции: практический навык и коммуникативный навык.

 

Этапы  практических  навыков  (ОСКЭ) и баллы по каждому этапу

Наименование этапа Баллы Макс балл по этапу Время в мин
2 неудовл 3

удовл4

хор5

отл1Сердечно-легочная реанимация0-4950-7475-8990-1001007 мин2Зондовое промывание желудка0-4950-7475-8990-1001007  мин3Коникотомия 0-4950-7475-8990-1001007 мин4Купирование анафилактического шока0-4950-7475-8990-1001007 мин5Решение ситуационных задач0-4950-7475-8990-1001007 мин

 

В конце государственного экзамена  баллы полученные за 1 и 2 этапы суммируются, выставляется средний балл в соответствии с оценками балльно-рейтинговой буквенной системы.        

Балльно-рейтинговая  система

 

Количество баллов

% -ное содержание

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент

баллов

Оценка по традиционной системе

90-100

95-100 A 4,0

Отлично

 

90-94 A 3,67

 

75-89

85-89 B+ 3,33

хорошо

 

80-84 B 3,0

 

 

75-79 B-

2,67

 

50-74

70-74 C+ 2,33

Удовлетворительно

 

65-69 C 2,0

 

 

60-64 C 1,67

 

 

55-59 D+ 1,33

 

 

50-54 D 1,0

 

 

0-49 F 0

Неудовлетворительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

этап 1  « СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ»

 

 

Условие ситуации

Мужчина 60 лет внезапно на улице потерял сознание. Случайными прохожими была вызвана бригада скорой медицинской помощи. Прибывшая через 4 минуты  бригада СМП обнаружила больного в крайне тяжелом состоянии, без сознания, отсутствует пульс на сонной артерии и дыхание.  Необходимо провести сердечно-легочную реанимацию.

 

Оснащение: муляжи для проведения сердечно-легочной реанимации, кушетка, воздуховод, мешок Амбу, дефибриллятор, гель для смазки электродов, марлевые прокладки и салфетки.

 

Проведите сердечно-легочную реанимацию комментируя свои действия.

 

Критерии бальной оценки действий экзаменуемого при пошаговом выполнении практических навыков

Критерии оценки Полный ответ Неполный ответ Неправильный ответ
  1. 1.       
Оценивает показания к проведению сердечно-легочной реанимации: отсутствие сознания, пульса на сонных артериях, остановка дыхания.

Укладывает больного спиной на твердую поверхность. Грудную клетку освобождает от одежды.105,00

  1. 2.       

Проводит санацию верхних дыхательных путей (пальцем, катетером, любым отсасывающим устройством). Обеспечивает проходимость верхних дыхательных путей при помощи воздуховода. Применяет тройной прием Сафара:

 

а) запрокидывает голову больного

б) открывает больному рот

в) выдвигает вперед и вверх нижнюю челюсть так, чтобы нижние резцы были выше верхних10,05,00

  1. 3.       

Применяет ИВЛ по способу «рот в рот», «рот в нос», с помощью мешка Амбу. На рот (или нос) больного накладывает марлевую салфетку. Вдувания производит при зажатом носе (рте). Мешок Амбу накладывает плотно на рот и нос. Каждое вдувание занимает 1 секунду (при более длительном форсированном вдувании воздух может попасть в желудок). Вдувание производит резко и до тех пор, пока грудная клетка пациента не начнет заметно подниматься. Частота дыхательных движений составляет 10 в минуту. Оценивает адекватность искусственного дыхания по периодическому расширению грудной клетки и пассивному выдыханию воздуха.10,05,00

  1. 4.       

Нащупывает конец грудины и располагает руки на 2 пальца выше мечевидного отростка (нижняя треть грудины). Одну кисть наклады­вает основанием ладони на грудину, другую поверх неё. Руки полностью вы­прямляет в локтевых суставах. Использует не силу рук, а массу туловища и силу мышц спины. Угол между грудиной и плечевыми суставами врача — 90 градусов. Первое нажатие на грудную клетку про­водит плавно, с целью определить ее эластичность.10,05,00

  1. 5.       

Прогибает грудную клетку на глубину не менее 5 см, продолжительностью 0,5 с, частотой не менее 100 в 1 мин. (одно нажатие на один счет). Надавливает на нижнюю треть грудины достаточно сильно, затем руки на мгновение задерживает в этом положении и быстро отпускает. Время надавливания и отпускания длится менее 1 с, интервал между компрессиями – 0,5-1,0 с. Не  отрывает ладони от груди па­циента.

 

У подростков ЗМС производит основанием одной кисти (запястьем) с частой 100 в 1 мин и амплитудой движений грудины около 5 см.

Оптимальное соотношение од­новременного проведения ИВЛ и не­прямого массажа сердца как для одного, так и для двух реаниматоров 30:2 осуществляется с паузой на проведение ИВЛ.10,05,00

  1. 6.       

При выявлении на кардиомониторе/дефибрилляторе фибрилляции желудочков/желудочковой тахикардии без пульса проводит дефибрилляцию.

 

Включает дефибриллятор в сеть и устанавливает необходимую мощность разряда (200, 300, 360 ДЖ).  Смазывает электроды дефибриллятора специальным гелем или накладывает на кожу пациента смоченные марлевые прокладки.10,05,00

  1. 7.       

Электроды дефибриллятора прикладывает на кожу пациента (один в области верхушки сердца, второй под правой ключицей).  Контролирует ритм сердца на экране дефибриллятора. Нажимает кнопку «заряд» на электроде дефибриллятора и предупреждает окружающих, чтобы все отошли от больного.10,05,00

  1. 8.       

После звукового сигнала о том, что заряд набран,  плотно прижимает электроды к коже больного и нажимает одновременно кнопки «разряд» на электродах дефибриллятора. Контролирует ритм сердца на экране дефибриллятора.10,05,00

  1. 9.       

Оценивает эффективность проведенных мероприятий по сердечно-легочной реанимации: появление пульса на сонной артерии, дыхания, сознания, порозовение кожных покровов.10,05,00

  1. 10.   

Быстро и здраво оценил ситуацию сохраняя спокойствие. Комментировал свои действия при  осмотре и проведении СЛР10,05,00

 

 

Максимальная сумма балл по этапу-100                                  

Время, отведенное на задание – 7 мин

этап 2  « ЗОНДОВОЕ промывание желудка»

 

 

Условие ситуации

Вы на вызове: мужчина 55 лет с жалобами на чувство тяжести в эпигастральной области, тошноту, рвоту давно съеденной пищей, из анамнеза – язва желудка, осложненная субкомпенсированным стенозом привратника.

Выполните зондовое промывание желудка комментируя свои действия.

 

Оснащение

Наименование

Предназначение

  1. Волонтер или муляж
  2. Вода для промывания 2-3 л, стерильный вазелин (глицерин), фартук из медицинской клеенки, 1% дикаин.
  3. Набор перчаток, желудочный зонд, шпатель, воронка или шприц Жане, марлевые салфетки.
  4. Таз для промывных вод

Проведение  зондового промывания желудка у взрослого пациента

 

Критерии бальной оценки действий экзаменуемого при пошаговом выполнении практических навыков

Критерии оценки шагов

Баллы

Выполнил

в полной мере

Выполнил не в полной мере или нарушил времен

ной лимит

Не вы

пол

нил

1

Экзаменуемый правильно подобрал необходимые инструменты:

—          желудочный зонд,

—          шпатель,

—          воронка или шприц Жане,

—          таз для промывных вод,

—          марлевые салфетки,

—          фартук из медицинской клеенки,

—          стерильный вазелин (глицерин)

—          1% дикаин

—                    раствор для промывания 2-3л, комнатной температуры.

10

5

0

2

Вымыл руки, надел маску, халат, фартук, перчатки. Назвал возможные положения пациента при проведении манипуляции:

 

— сидя

— лежа на левом боку (если больной без сознания)

Продемонстрировал положение пациента сидя, для этого усадил, наклонив голову и туловище немного вперед.

10

5

0

3

Измерил длину зонда, на которую он должен быть введен. От  губ до мочки уха и далее вниз по передней брюшной стенке так, чтобы верхнее отверстие на зонде находилось ниже мечевидного отростка грудины.

10

5

0

4

Кончик зонда смазал вазелином, обезболил вспрыскиванием 1% дикаином ротоглотку.

 

Назвал пути введения желудочного зонда и продемонстрировал один из них:

через рот: ввел зонд в полость рта паци­ента и направил его кзади до прохождения кончика в пищевод. Продвигал зонд по средней линии языка медленно и равномерно до отмеренной метки,  отмеченной полоской лейкопластыря.

через нос:наклонил голову пациента в противоположную сторону, затем осторожно ввел зонд в ноздрю.

10

5

0

5

Продвинул зонд в носоглотку по задней стенке, при этом пациент должен совершать глотательные движения (глоток воды). Сразу, после того как зонд проглочен, убедился, что пациент может свободно дышать, а затем мягко продвинул зонд до отмеченной длины.

 

Отметил, что выделение жидкости через зонд подтверждает правильное местонахождении зонда в желуд­ке. Сопротивление при введении, рвота,  кашель и другие  признаки гипоксии свиде­тельствуют об ошибочном попадании зонда в трахею. В этих случаях зонд немедленно извлекается и вводится снова через 1-2 мин.

10

5

0

6

Присоединил к зонду воронку или шприц Жане без поршня. Опустил воронку ниже уровня желудка (чуть наклонив воронку) до появления желудочного содержимого.

10

5

0

7

Налил 500 мл воды в воронку для промывания. Медленно поднимая воронку вверх, следил за поступлением  из нее жидкости в желудок  (вода должна опуститься до устья воронки). Быстро, но плавно опустил воронку ниже исходного уровня и вылил содержимое желудка в таз.

10

5

0

8

Повторил промывание желудка до «чистых вод». Отметил, что количество введенной и выделенной жидкости должно быть примерно равным или не менее 2-3 литров.

10

5

0

9

Отсоединил воронку, аккуратно, быстрым движением удалил зонд с помощью салфетки.

10

5

0

10

Быстро и здраво оценил ситуацию сохраняя спокойствие. Комментировал свои действия при  осмотре и проведении промывание желудка

10

5

0

 

Максимальная сумма балл по этапу-100                               

Время, отведенное на задание – 7 мин

 

 

ЭТАП 3 «КОНИКОТОМИЯ»

Условие ситуации

Ребенок 2-х лет без сознания. Дыхательные движения отсутствуют. Зрачки расширены, на свет не реагируют.  Диффузный цианоз лица, шеи. Набухшие шейные вены, судорожное подергивание нижних конечностей.  Пульс редкий, аритмичный, пальпирует только на сонной артерии. Только что ребенок разговаривал, смеялся, ел колбасу. Внезапно поперхнулся, закашлял, попытался вдохнуть, не смог, сразу потерял сознание. Попытки удалить инородное тело пальцем, применение приема Геймлиха, потряхивание вниз головой эффекта не дали. Срочно выполните коникотомию комментируя свои действия

Оснащение: коникотом, муляж

Критерии бальной оценки действий экзаменуемого при пошаговом выполнении практических навыков

Критерии оценки

Полный ответ Неполный ответ Неправильный
1 Шею больного преразгибают за счет подкладывания подушки под плечи 10 5 0
2 Щитовидный хрящ фиксируют левой рукой. Указательным пальцем нащупывают щель между нижним краем щитовидного и верхним краем перстневидного хрящей 10 5 0
3 Гортань фиксируют натяжением кожи между большим и указательным пальцами левой руки 10 5 0
4 Между хрящами производят поперечный разрез кожи шириной 1,2 см 20 10 0
5 Рану расширяют и следующим разрезом в  пальпируемой области рассекают перстнещитовидную связку (ширина разреза 1,0-1,5 см). Разрез расширяют зажимом 20 10 0
6 Вводят трахеальную  трубку диаметром 4-7 мм. Проверяют ее положение вдохом и надежно фиксируют. 20 10 0
7 Быстро и здраво оценил ситуацию сохраняя спокойствие. Комментировал свои действия при  осмотре и проведении коникотомии 10 5 0

Максимальная сумма балл по этапу-100                                  

Время, отведенное на задание – 7 мин

 

 

ЭТАП 4  «АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК»

Условие ситуации

      Больной 29 лет. На приеме у стоматолога, после введения лидокаина, стал жаловаться на головокружение, тошноту, резкую слабость. Лицо стало отекать, появился бронхоспазм. До приезда скорой помощи врач стоматолог ввел больному адреналин 0,18% 0,5 мл п/к. Сознание спутанное, на вопросы отвечает с трудом, односложно. Кожные покровы бледные, влажные, черты лица заострены. Одышка экспираторного характера, ЧДД 28 в 1 минуту.  В легких сухие свистящие хрипы по всем полям  слышимые на расстоянии. Сердечные тоны приглушены. ЧСС 120 в 1 минуту.  АД 60/0 мм рт ст. Больному необходимо провести купирование анафилактического шока.

Оснащение: муляж, перчатки, тонометр, раствор адреналина 1,0, преднизолон, физиологический раствор 250,0, полиглюкин 400,0,  ингалятор кислорода, система для в/венного введения растворов,  шприц 10 мл.,  эуфиллин 2,4% — 10,0

 

Критерии бальной оценки действий экзаменуемого при пошаговом выполнении практических навыков

 

Критерии оценки

Полный ответНеполный ответНеправильный ответ1.Укладывает больного в положение Тренделенбурга с приподнятым ножным концом на 20о. Определяет состояние по гемодинамическим показания: измеряет АД, ЧСС, ЧДД, пульс.10,05,002.Моет руки. Одевает перчатки. Вводит адреналин 0,18% 0,5 мл п/к. При отсутствии эффекта повторно вводит адреналин каждые 5-10 минут  под контролем АД. При достижении АД 90/60 мм рт ст налаживает в/в доступ.20,010,003.Обеспечил дачу кислородно-возушной смеси одним из имеющимся аппаратом, находящимся на оснащении бригады скорой помощи.5,02,504.Проверяет целостность, срок годности, гомогенность раствора и системы. Собирает систему для внутривенного капельного введения. Вводит  инфузионный раствора. 0,9%  натрия хлорида до 1000 мл в/в струйно.10,0505.Проверяет целостность упаковки, срок годности периферического катетера. Производит в/в доступ, подключает систему, фиксирует катетер с помощью лейкопластыря.10,05,006.Последующие инъекции  проводит только в/в через систему. Преднизолон 90-150 мг, димедрол 1% -1,0. При сохранении бронхообструктивного синдрома ввести в/в эуфиллин 2,4%-10,0 мл на 10,0 мл изотонического раствора 0,9 % натрия хлорида.20,010,007.При отсутствии эффекта при АД ниже 90/60 мм рт ст., через 10-15 минут подключает высокомолекулярный коллоидный раствор (полиглюкин,) 1-4 мл/кг/мин.10,05,008.Во время выполнения манипуляций контролирует вербальный контакт с пациентом. Регулярно оценивает состояние пациента по изменению кожных покровов, ЧДД, ЧСС, пульсу, уровню АД.5,02,50 Быстро и здраво оценил ситуацию сохраняя спокойствие. Комментировал свои действия при  осмотре и проведении внутривенных инфузий.10,05,00

 

 

 

 

 

Этап 5 «Клиническая ситуация»

Критерии бальной оценки действий экзаменуемого  при пошаговом выполнении практических навыков

 

Критерии оценки шагов

Оценка в баллах

1

Правильно оценил результаты обьективного исследования, изложенные в клинической задаче,

правильно выделил ведущий синдром .

25

20

15

0

2

Правильно поставил предварительный диагноз

25

20

15

0

3

Правильно оказал неотложную помощь в зависимости от клинической ситуации, правильно выбрал группу и дозу препаратов,  путь их введения

25

20

15

0

4

Правильно выбрал тактику ведения больного (транспортировка, госпитализация, актив в поликлинику)

25

20

15

0

 

Максимальная сумма балл по этапу-100                                  

 

Время, отведенное на задание – 7 мин

 

При решении ситуационных задач должен уметь установить предварительный диагноз и оказать неотложную помощь при следующих заболеваниях и состояниях:

  1. Неотложные состояния  при поражении ЦНС: Нейротоксикоз.  Нейроинфекции, судороги, ОНМК, Кома
  2. Неотложные состояния в кадиологии: Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Кардиогенный шок
  3. Неотложные состояния в пульмонологии: ОДН, Ларингоспазм, бронхоспазм, легочное кровотечение, обструкция ВДП, астматический статус
  4. Неотложные состояния при аллергических состояниях и инфекционных заболеваниях: Лекарственная аллергия. Анафилаксия. Ангионевротический отек, крапивница, гипертермия, особоопасная инфекция, ПИТ, ИТШ
  5. Неотложные состояния в травматологии: ЗЧМТ, раны, повреждение (глаза, ЛОР органов, верхних и нижних конечностей, позвоночника, .открытые переломы костей и открытые повреждения суставов), шок, политравма
  6. Неотложные состояния в акушерстве-гинекологии: внематочная беременность, внебольничные роды, перекрут ножки кисты яичника, пельвиоперитонит, маточное кровотечение
  7. Неотложные состояния в хирургии: аппендицит, инвагинация кишечника, ущемленная паховая грыжа, закрытая травма живота, желудочное кровотечение
  8. Неотложные состояния при несчастных случаях: утопление, удушение, электротравма, отморожения, солнечный и тепловой удар, отравления, укусы

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Основная литература:     

 

  1. Руководство по скорой медицинской помощи + CD/ под ред. БагненкоС.Ф., Верткина А.Л.,
  2. Мирошниченко А.Г., Хубутия М.Ш. – М., 2008, 816с.
  3. жедел медициналық жәрдем.  Турланов К.М., Калкабаева с.А. , 2011, Алматы, 438с.

2. Руководство                   по          скорой       медицинской           помощи.          Под          ред.

  1. В.М.Михайловича, 2007, 808.

Тактика ведения и скорая  медицинская помощь при неотложных состояниях: Руководство для врачей./Под редакцией Верткина А.Л. Астана: РГКП «Дирекция административных зданий Администрации Президента и Правительства Республики Казахстан» УДП РК, 2004.-392с.

Неотложные состояния. Диагностика,  лечение. Чазов Е.И. М., Медицина, 2007г.

  1. Дифференциальная диагностика и лечение внутренних болезней: Руководство для врачей. – В 4 томах/ Под общей редакцией Комарова Ф.И.. – Изд. 3-е, обновленное и дополненное. — М.: Медицина, 2003-2004.
  2. Карпов О.И., А.А. Зайцев, М.В. Пчелинцев, А.В. Амелин. Фармакотерапия внутренних болезней. — СПб.: ООО «ЭЛБИ-СПб», 2002. – 192 с.
  3. Мартов В.Ю., Окороков А.Н. Лекарственные средства в практике врача. – 2006. – 960 с.
  4. Болезни сердца: Руководство для врачей/ Под ред. Оганова Р.Г., Фоминой И. Г. – М.: Литтерра, 2007. – 1328 с.
  5. Шевченко Н. М. Кардиология. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – 540 с.
  6. Сыркин А. Л. Инфаркт миокарда. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. – 466 с.
  7. Барсуков А.В., С. Б. Шустов. Артериальная гипертензия: клиническое профилирование и выбор терапии. — СПб.: ООО «ЭЛБИ-СПб», 2004. –     255 с.
  8. Бокарев Н.Н. Артериальные гипертонии и их лечение. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2005. – 168 с.
  9. Кушаковский М.С. Аритмии сердца. Нарушение сердечного ритма и проводимости: Руководство для врачей. – СПб: ФОЛИАНТ, 2004. – 672 с.
  10. Орлов В.Н.  Руководство по электрокардиографии. – М.: Медицина, 2006. — 560 с.
  11. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардиография: Учебное пособие. – 7-е изд. – М.: МЕДпрессинформ, 2005. – 320 с.
  12. Чазов Е.И. Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний. — М. : Литтерра, 2005. – 972 с.
  13. Насонова В.А., Астапенко А.Г. Клиническая ревматология: Руководство для врачей.– М.: Медицина, 1998.- 673 с.
  14. Тюрин В.П. Инфекционные эндокардиты.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.- 224с.
  15. Белоусов А.С. и др. Диагностика, дифференциальная диагностика и лечение болезней органов пищеварения / А.С.Белоусов, В.Д.Водолагин, В.П.Жаков.- М.: Медицина, 2002.- 424с.
  16. Григорьев П.Я., Яковенко А.В. Справочное руководство по гастроэнтерологии. – М.: МИА, 2003. – 469 с.
  17. Подымова С.Д. Болезни печени: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2005.
  18. Логинов А.С., Парфенов А.И. Болезни кишечника: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2000.
  19. Воробьев А.И. Руководство по гематологии. – В 3-х томах. Изд. 2-е, обновленное и дополненное. — М.: Нью-Диамед, 2001-2005.
  20. Тареева И.Е. Нефрология: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2000.- 687 с.
  21. Потемкин В.В. Эндокринология: Учебник. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 1999.
  22. Балаболкин М.И. Диабетология: Учебник. – М.: Медицина, 2000.

 

Дополнительная литература:

  1. Сумин С.А. Неотложные состояния. -4-ое издание. –М. –МИА. -2005. – 752с
  2. 2.Руководство по электрокардиографии-Орлов В.Н., М., Медицина, 2003г.
  3. 3.Неотложная терапия острых отравлений и эндотоксикозов. Под ред. Е.Лужникова. 2001.– 304 с.
  4. 4.Электрокардиограмма: анализ и интерпретация. Струтынский. М.:2007-222с.
  5. 5.Электрокардиография. Мурашко В.В.М.:2006-320с.
  6. 6.Этюды критической медицины. Зильбер А.П. Медицина критических состояний: общие проблемы. Книга 1. Петрозаводск, 2005г.
  7. Болезни щитовидной железы: Пер. с англ./ Под ред. Л.И.Бравернана. – М.: Медицина, 2000.
  8. Избранные лекции по клинической ревматологии: Учебное пособие/ Под. Ред. В.А.Насоновой, Н.В.Бунчука. – М.: Медицина, 2001.
  9. Пинский С.Б., Калинин А.П., Белобородов В.А. Диагностика заболеваний щитовидной железы. – М.: Медицина, 2005.
  10. Фомина И.Г. Неотложная терапия в кардиологии: Справочник. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2002.
  11. Адлер Г. Болезнь Крона и язвенный колит: Пер. с нем. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
  12. Крыжановский С.А., Вититнова М.Б. Современные лекарственные средства: Более 10000 наименований. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
  13. Миокардиты и кардиомиопатии: Учебное пособие/ А.А.Востокова, Е.Б. Королева, И.С.Петелиева, К.В.Мазаев: Под ред. О.П.Алексеевой/ ВМИ ФСБ РФ. – Нижний Новгород: изд-во НГМА, 2004.
  14. Парфенов А.И. Энтерология. – М.: Триада, 2002.
  15. Руководство по нефрологии: Пер. с англ./ Под ред. Дж.А.Витворт, Дж.А.Лоренса. – М.: Медицина, 2000.
  16. Ипатова М.А. Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов/ Астраханский колледж вычислительной техники. – MPP.AeroWave.ru. – 2004.
  17. Антибактериальная терапия. Практическое руководство/ Под ред. Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова. – М., 2000. – 192 с.
  18. Аллилуев И.Г. Боль в грудной клетке: Диагностика и лечение: Руководство для врачей и студентов.- М.: Эко-Трендз, 2000.- 144с.
  19. Харрисон Т.Р. Внутренние болезни.- В 10 томах (пер. с англ.). — 1992-1997. – 3109 с.
  20. А.Л. Сыркин. Клиническая диагностика заболеваний сердца (кардиолог у постели больного). – М.: Медицина, 2004. – 448 с.
  21. Бокарёв И.Н. Желудочная и кишечнная диспепсия. – М.: Практическая медицина, 2007. – 172 с.
  22. Комаров Ф. И. Руководство по внутренним болезням для врача общей практики: От симптома и синдрома — к диагнозу и лечению. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 872 с.
  23. Баркаган З.С. Основы нарушений гемостаза. — Москва.- 1999.
  24. Григорьев П.Я. Клиническая гастроэнтерология. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2004. – 768 с.
  25. Сигидин Я. А., Гусева Н. Г., Иванова М. М. Диффузные болезни соединительной ткани. — М.: Медицина, 2004. – 640 с.
  26. Клиническая ревматология/ Под ред. Мазурова В.И. – СПб.: ФОЛИАНТ, 2005. – 520 с.
  27. Насонов Е. Л. Ревматология. Клинические рекомендации. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. – 288 с.
  28. Гусева Н.К. Болезни системы крови. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 488 с.
  29. Волкова М.А. Клиническая онкогематология: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 2001. – 576 с.
  30. Алексеев Н.А. Геморрагические диатезы и тромбофилии. – М.: Медицина, 2004. – 608 с.
  31. Дмитриев В. В. Практическая коагулология. — Мн : Бел. Наука, 2004. – 544 с.
  32. Рэфтэри Эндрю Т., Эрик Лим. Дифференциальный диагноз. — М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 512 с.
  33. Общая врачебная практика: диагностическое значение лабораторных исследований: Учебн. пособ. / Под ред Вялова С.С, Васиной Т.А. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 160 с.
  34. Шилов Е.М. Нефрология : учебное пособие для послевузовского образования. — ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 688 с.
  35. Белоконь Н.А., Подзолков В.П. Врожденные пороки сердца. — М.: Медицина, 1991. – 352 с.

 

Методические материалы кафедры объединены в учебно-методические  комплексы (УМК). УМК включают: силлабус, лекционный комплекс, методические указания для практических занятий, для СРСП и СРС, блоки информации, наглядные пособия (ЭКГ, рисунки, схемы, таблицы), комплекты программированного контроля, ситуационные задачи с эталонами ответов. Указанные выше материалы по 40 темам объединены в 8  блоков:

1.  блок «Неотложные состояния  при поражении ЦНС»                        5 тем

2.  блок «Неотложные состояния в кардиологии —                                     5 тем

3.  блок «Неотложные состояния в пульмонологии:» —                            5   тем

4. блок «Неотложные состояния при аллергических состояниях и инфекционных заболеваниях:  —                                                                                                       5 тем

5. блок «Неотложные состояния в травматологии» —                                5  тем

6. блок « Неотложные состояния в акушерстве-гинекологии» —              5    тем

7.  блок « Неотложные состояния при несчастных случаях                      5 тем

8.блок  «Неотложные состояния в хирургии»                                           5 тем

 

 

 В качестве обучающих пособий изданы сотрудниками кафедры:

 

  1. 1.Учебник «Жедел медициналық жәрдем» Турланов К.М., Калкабаева С.А., переизд  2011г. 456с
  2. 2.Учебно-методическое пособие: «Организация службы скорой и неотложной медицинской помощи». Турланов К.М., Ложкин А.А., Дюсембаев Б.К., Воднев В.П. 2004г.-54с.
  3. 3.Учебно-методическое пособие «Неотложные состояния в кардиологии». Турланов К.М., Дюсембаев Б.К., Воднев В.П.,  Ишмухаметова Э.Ф. 2004.
  4. 4.»Острый коронарный синдром» Воднев В.П. учебно-методическое пособие. Алматы, 2005г, -60с.
  5. 5.Острый живот на этапе первичной медико-санитарной помощи». Бедельбаева Г.Г. Алматы,  2007  — 90c.
  6. Методические рекомендации для студентов и врачей «Методы исследования центральной гемодинамики матери и плода у беременных с артериальной гипертензией» Копбаева А.Т., Турланов К.М., Дощанова А.М. 2004г.-24с.
  7. «Неотложная травматология и комбустиология в условиях работы скорой медицинской  помощи». Шкуренкова Л.П.. Алматы 2005-51с.
  8. Методические рекомендации «Лечение больных бронхиальной астмой с позиций доказательной медицины»  Муминов Т.А., Семенова Р.И., Зарубекова Н.З., Салимова С.С., Шацких В.В. 2006г.-16с.
  9. Методические рекомендации «Клиническая и фармако-экономическая эффективность антитромболитической терапии при инфаркте миокарда без зубца Q». Альмухамбетов М.К 2006г. -35с.
  10. Учебно-методическое пособие «Балаларда жіті тыныс  жетіспеушілігі. Ауруханаға дейінгі кезеңде жедел медициналық жәрдем» на государственном  языке. Турланов К.М., Альмухамбетова Э.Ф., Ахметова Г.Д. 2008г.-64с.
  11. Учебно-методическое пособие «Острая дыхательная  недостаточность у детей. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» Ишмухаметова Э.Ф. 2008г.-64с. Методические рекомендации «Лечение больных бронхиальной астмой с позиций доказательной медицины»
  12. «Современные подходы к лечению артериальной гипертензии и гипертонических кризов на догоспитальном этапе» Турланов К.М., Воднев В.П., Мухамбетьярова С.А 2011г. -53с.
  13. .«Артериалды гипертензия мен гипертониялық криздерді ауруханаға дейінгі кезеңде заманауи тұрғыда  емдеу»  Турланов К.М., Воднев В.П.,Ахметова Г.Ж. 2011г. -53б.

 

 

 

 

Директор Учебного департамента

внутренних болезней, к.м.н., доцент                                            Жангелова Ш.Б.