25-26 мая 2012 г. в Казахском Национальном медицинском университете имени С.Д.Асфендиярова проводится ежегодная международная научно-практическая конференция «Опыт реализации модели медицинского образования КазНМУ».
Традиция проведения майской конференции связана с внедрением в университете Модели медицинского образования, основанной на компетентностно-ориентированном обучении и соблюдающей принципы Болонского процесса. Являясь с 2010 г. подписантом Болонской хартии университетов, КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова основной своей целью определяет повышение качества образования и подготовку конкурентоспособных и востребованных специалистов всех уровней.
Первая конференция была проведена в мае 2011 г. и знаменовала собой изменение философии медицинского образования. В течение года новая модель медицинского образования КазНМУ успешно реализовалась на уровне бакалавриата, в настоящее время разработана стратегия компетентностно-ориентированного обучения в интернатуре и магистратуре. Сохраняя лучшие традиции отечественного образования, в КазНМУ были предприняты реальные действия по адаптации своей системы подготовки кадров к европейской, т.е. стремление развивать непрерывность образования, стимулировать интеграцию науки, практики и образования и неустанно повышать его качество.
В течение года коллектив КазНМУ работал над стратегией создания новых подходов к организации учебного процесса, созданию инновационных образовательных программ, а так же провел ряд мероприятий и активных шагов по реализации принципов Болонского процесса:
КазНМУ одним из первых среди медицинских вузов осуществил переход на кредитную технологию обучения на факультетах фармации, общественного здравоохранения, медико-профилактического и сестринского дела;
реализовывается кластерный подход к управлению образовательным процессом;
разработаны и адаптированы в рамках действующего ГОСО с ориентацией на получение определенных компетенций на каждом этапе обучения, образовательные программы специальностей, образовательные траектории;
разработана система оценки профессиональной компетентности обучающихся; внедряется программа трехязычного обучения;
изменен подход к организации образовательного процесса: от передачи знаний к формированию профессиональных компетенций, что требует иного подхода к используемым методам обучения;
внедрены интерактивные средства обучения;
Внедряются принципы академической мобильности студентов, и реализуется программа визининг-профессоров.
В новом учебном году успевающие студенты 1-3-х курсов обеспечены нетбуками и свободным доступом в Wi-Fi.
Разработана стратегия формирования и оценки компетентности преподавателей КазНМУ. С сентября 2011 г. активно функционирует Школа педагога имени Х.С.Насыбуллиной, в которой повышают свою педагогическую квалификацию и проходят совершенствование преподаватели университета, а так же осваивают первые шаги педагогического мастерства стажеры-преподаватели.
С этого года в КазНМУ запущен проект «Молодой педагогический резерв». Университет единственный из медицинских вузов Казахстана и СНГ провел конкурсный набор 42-х стажеров-преподавателей, обучение которых проводится по индивидуальной программе.
Впервые в 2011-2012 уч.году проводился конкурс на звание «Лучший преподаватель КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова», с премиальным фондом 1 млн тенге.
В новом учебном году созданы новые подразделения: Институт стоматологии, Институт последипломного образования, Высшая медицинская школа, департаменты морфологии и Life science (науки Жизни). Открыт Центр практических навыков, включеющий 5 подразделений (коммуникативные навыки, медицинские симмуляции, стоматологические и фармацевтические навыки, независимой оценки знаний), который является моделью независимой оценки практических навыков.
Несмотря на эволюционые преобразования, в КазНМУ остается нерешенным ряд вопросов, связанных с гармоничным внедрением принципов Болонского процесса, а именно переход на кредитную систему обучения на факультетах общей медицины и стоматологии, реализация трансфера технологий обучения ведущих вузов, активное использование в образовательном процессе дистанционного обучения, реализация 3-х язычного обучения, что в конечном итоге позволит осуществить международную аккредитацию образовательных программ по медицине и фармации, и вывести Университет на ведущие позиции международного рейтинга.
В связи с этим работа конференции будет проводиться по ряду актуальных направлений:
- Модель медицинского образования КазНМУ: проблемы и перспективы реализации кредитно-модульной системы обучения
- Болонский процесс в вузе как условие гарантии качества образования
- Совершенствование менеджмента учебного процесса
- Интеграция образования, науки и практики
- Перспективы реализации модели медицинского образования КазНМУ на постдипломном уровне
- Проблемы формирования и развития компетенций преподавателя медицинского вуза
- Дистанционные технологии обучения в образовталеьном процессе вуза
Для обсуждения проблемных вопросов, разработки рекомендаций и принятия решений по ключевым направлениям, в работе конференции примут участие: Шарманов Т.Ш., академик, председатель наблюдательного совета КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова; Исмагулова С.С., заместитель директора департамента высшего и послевузовского образования МОН РК; Сыздыкова А.А, начальник управления медицинского образования и науки МЗ РК; руководители и представители ряда вузов Казахстана и Кыргызстана, национального центра аккредитации МОН РК, Высшей школы общественного здравоохранения, визитинг-профессора КазНМУ.
Участники конференции надеются, что конференция пройдет в конструктивном диалоге и позволит обосновать необходимость внедрения новых технологий в организации учебного процесса и методов обучения в медицинских вузах республики. Традиция проведение подобных мероприятий направлена на улучшение качества высшего образования и в частности, медицинского в Казахстане.