О перспективах развития КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова: введение кредитно-модульной системы обучения (выступление перед зав.кафедрами 3 апреля 2012 г.)




04.04.2012

Уважаемые преподаватели, студенты, интерны, магистранты, докторанты!

Стратегическая цель КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова – стать лидером в подготовке конкурентоспособных специалистов международного уровня. Перспективными направлениями деятельности университета является вхождение в единое европейское образовательное пространство, международное признание образовательных программ по ведущим специальностям медицины и фармации.

У нас уже разработана и внедряется компетенция ориентированное медицинское образование, реализуются активные и интерактивные методы обучения, разработаны системы оценки профессиональной компетенции обучающихся и преподавателей, осуществляется академическая мобильность и программа визитинг — профессоров. С 2011 года наш университет переходит на кредитную систему обучения. Первыми начали переход факультеты фармации и стоматологии. В целом внедрение идет успешно, наработан первый опыт.

Через 5 месяцев весь университет должен жить и работать по — новому. С 1 сентября в нашем университете планируется полный переход на кредитно-модульное обучение. Кредитно — модульная система имеет ряд преимуществ:

  1. Солидарная ответственность за качество обучения. В старой линейной системе отношения строились как «учитель-ученик», образование ХХ века осуществлялось под строгим управлением преподавателя: студенты были крайне зависимы от преподавателя, лекции были как инструкции. Студенты являются в этой системе пассивными слушателями (слушай, запомни, вспомни, воспроизведи), образовательная программа основана на раздельном изучении предметов, студентам трудно интегрировать знания по отдельным предметам, так как изучение их растянуто по времени.

В ХХI веке произошли глобальные изменения в мире, для новой рыночной экономики нужны другие специалисты, имеющие высокую конкурентоспособность и в этой связи подготовка их строится на абсолютно новой платформе.

Парадигма нового обучения – интерактивное преподавание – интерактивное обучение (дискуссионная педагогика). Студенты должны быть активными обучающимися, а не просто пассивными потребителями готовых знаний. Преподаватели должны трансформироваться от снабженцев информации (менторов) к помощникам процесса обучения, управлять и создавать благоприятную среду обучения студентов. Они должны обладать новыми педагогическими знаниями и навыками. Должна сформироваться так называемая лучшая преподавательская практика. Компетенция — ориентированная модель обучения. Это очень кропотливая, разъяснительная и серьезная работа. Студент не пустой сосуд, он должен думать, анализировать, применять имеющиеся знания, синтезировать, критиковать. Главная задача преподавателя – активизировать вышеприведенные качества студентов. Таким образом, ответственность за качество обучения в равной степени ложится и на студента и на преподавателя.

  1. Доверие студенту. До 30% времени, которое отводится «Самостоятельную работу студента с преподавателем» должно быть переведено в «Самостоятельную работу студента». Студенты сами должны быть заинтересованы в самостоятельном поиске информации, саморазвитии. Это новшество требует от студента изменения отношения к подготовке занятий. Например, американский студент на встречу с преподавателем идет, прочитав по теме не менее 150 стр. необходимой литературы. Для этого у нас сегодня созданы все необходимые условия: библиотека на 1,5 млн. книг, свободная зона беспроводного интернета, центры практических и коммуникативных навыков, компьютерные классы и т.п. Небольшая часть до 5-10% времени может оставаться на «Самостоятельную работу студента с преподавателем». При этом студенты должны через интернет подготовить неясные для себя вопросы и во время встречи с преподавателем получить консультацию. Увеличение самостоятельности студентов должна быть усилена контролем освоения знании. Занятия должны быть намного интенсивнее. При этом используется весь арсенал педагогических приемов (интерактив, самопрезентации, анкетирования и т.д.)
  2. Стимулы для преподавателя. Лучшие преподаватели, избранные студентами, должны получать стимулы к работе 10-15% надбавки к зарплате. победитель конкурса «Лучший преподаватель КазНМУ поощряется премией в 1 млн. тенге. Лучшие преподаватели имеют право выбрать в группу себе самых лучших студентов.

Не избранные студентами ППС должны пройти переобучение в школе педагогического мастерства им. проф. Насыбуллиной Х.С. и использованы по усмотрению кафедры на других работах или переаттестованы.

Поскольку «Самостоятельная работа студента» составляет до 30-50%, следовательно, педагогическая нагрузка должна уменьшиться, оставляя преподавателю время для саморазвития, возможности заняться наукой и методической работой. Сегодня только до 30-40% ППС владеют интерактивными методами обучения, а интенсификация учебного процесса требует их использования до 90% педагогами.

  1. Создание необходимых условий. В течение оставшихся 5 месяцев нам необходимо серьезно пересмотреть методическую работу и организационную базу обучения, усилить работу по информатизации вуза, поднять уровень ППС и самосознания студентов. Либерализация самостоятельной работы студентов должна быть сбалансирована более жесткими требованиями.

Нужно избавиться от балласта в виде равнодушных и инертных студентов и ППС, продумать и обеспечить академическую мобильность ( до 5% студентов должны иметь возможность обучаться в университетах — партнерах как зарубежных, так и отечественных), число иностранных профессоров довести до 5-10% от ППС, развивать двухдипломное образование. Предстоит дальнейшее укрепление материально-технической базы университета.

Уважаемые коллеги и студенты!

Если мы хотим войти в мировое образовательное пространство нам нужно реализовать намеченные направления, изменить нашу жизнь и приблизить ее к мировым тенденциям, изменить прежде всего свое отношение к образованию. Оставшееся время до начала нового учебного года должно быть использовано очень эффективно и плодотворно.

Уверен, что совместно мы добьемся поставленных целей и станем вузом — лидером в области медицинского образования!

 

 

С уважением,

ректор КазНМУ                                  А.Аканов