Объективный Структурированный Клинический Экзамен (ОСКЭ) на стандартизированных пациентах и под контролем независимых экзаменаторов – прецедент экзаменационной методики не только для Казахстана, но и для стран СНГ




15.06.2012

С 14 по 29 мая 2012 года в Центре практических навыков КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова  впервые прошла Оценка клинических навыков (492 врача-интерна) по инновационной методике с использованием 12 стандартизированных пациентов и привлечением внешних экзаменаторов. Экзамен сопровождался видео- и аудио регистрацией и транслированием.

Проверка клинических навыков на специально подготовленных актерах, обученных играть роль пациентов с конкретными заболеваниями, позволяет оценить разностороннюю подготовленность современного врача. Так, в 12 станциях находились 12 стандартизированных пациентов с 12 различными диагнозами, такими как внебольничная правосторонняя нижнедолевая пневмония, закрытая черепно-мозговая травма, острый аппендицит и др. Врачам-интернам приходилось вести опрос – собирать жалобы, анамнез заболевания и жизни, а также проводить физикальное обследования с учетом предполагаемого заболевания. По окончанию врачебного приема отдельного пациента врачам-интернам предлагалось заполнить Лист первичного осмотра пациента, который в дальнейшем поступал к рассмотрению независимыми экспертами для выставления баллов в соответствующие пункты основного оценочного-листа.

В роли пациентов выступали профессиональные актеры с местных театров, а также студенты Академии искусств. У каждого актера был свой сценарий, по которому они должны были предварительно пройти обучение и так называемую стандартизацию, что исключало ошибочное развитие сценария заболевания. Кроме того у стандартизированных пациентов был свой чек-лист, согласно которому ими оценивался коммуникативный навык современного врача и его профессионализм.

Независимыми экзаменаторами выступили практикующие врачи первой и высшей категории центральных клиник города Алматы. Для экзаменаторов была выделена отдельная комната, где находилось 12 мониторов и 12 наушников, посредством которых они могли дистанционно оценивать интернов, не «соприкасаться» с ними, что, в свою очередь, позволяло исключить субъективное отношение экзаменатора к экзаменуемому. Подобно стандартизации актеров предварительно проводилась калибровка и экзаменаторов.

Проведение ОСКЭ со стандартизированными пациентами и независимой оценкой дал положительную обратную связь, как со стороны врачей-интернов, так и со стороны экзаменаторов, что было выявлено при анкетировании обеих сторон.