Новое время — Новая экономика




16.05.2011

Новое время — Новая экономика

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ

Президент Республики Казахстан

Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев является почетным профессором ряда зарубежных и отечественных университетов и к нему очень часто поступают предложения выступить с лекциями о достигнутых успехах, опыте реформирования и стратегии развития Казахстана. Но в связи с загруженностью рабочего графика Президента, выступить перед студенческой аудиторией не всегда удается. Поэтому сегодня мы публикуем одну из лекций Президента Республики Казахстан доктора экономических наук, профессора, академика Национальной Академии наук Н.А.Назарбаева «Новое время- новая экономика»

1. Точка отсчета

У нас за плечами 13 лет государственной независимости. Это было непростое время поиска ответов на глобальные вызовы истории и новой экономики. Возникла необходимость безотлагательно и в кратчайшие сроки решить триединую задачу: создать независимое государство, осуществить переход от плановой экономики к рыночной и от тоталитаризма к демократии. Мы не могли себе позволить постепенное развитие и упрочение экономических и демократических преобразований в течение десятилетий, и уж тем более столетий, как многие ведущие мировые державы. История нам диктовала иные условия, и мы их выдержали, поскольку у нас были высокие устремления, воля к победе и, главное, поддержка начатых реформ всеми казахстанцами.

И сегодня, вспоминая прошедшие годы и анализируя наши усилия и достижения, можно с уверенностью сказать: мы выбрали стратегически правильный путь. Реформы – экономические, правовые и социально-политические – как бы трудно они порой не проходили, дали ожидаемый результат: экономика страны и демократические процессы динамично развиваются. Казахстан по праву считается региональным лидером, и стремится занять достойное место в числе 50 государств с наиболее конкурентоспособной экономикой.

Разумеется, мы не можем сказать, что уже создали безупречную экономическую модель и построили идеальное общество. Это означало бы консервацию и стагнацию системы. Да и реформы не являлись для нас самоцелью. Мы проводили их, желая лучшей судьбы своим современникам, и обеспечивая будущность последующих поколений казахстанцев.

Наша стратегическая цель закреплена Конституцией страны: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». И, надо сказать, мы последовательны в достижении своей цели.

Ко мне часто обращаются с вопросами, связанными с опытом преобразований в Казахстане. Думаю, ответ на них должен быть комплексным и системным.

Конец прошлого столетия стал временем одного из самых масштабных изменений в истории человечества: основы двухполюсного мира были разрушены. Казалось, нам не избежать и экономического коллапса, если не принять соответствующих мер. Мы готовы были к либерализации экономики, но у нас не оказалось команды рыночников.

Казахстан сделал ответственный выбор и изначально определил социальную ориентацию экономики, основанную на конкуренции, развитии разнообразных форм собственности.

Однако провозгласить цель и перевести страну в качественно иное состояние – это не равнозначные задачи. Формирование самонастраивающегося и социально ориентированного рыночного механизма для страны, где целые поколения были адаптированы к совершенно иным условиям жизнедеятельности, исторически само по себе предполагает разрешение неординарной, масштабной проблемы, состоящей из целого комплекса сложных задач по системной трансформации.

Оценивая главные итоги прошедших преобразований, несомненно, следует признать: мы смогли запустить механизм рынка и создать ситуацию, когда спрос и предложение регулируют цены, определяют движение товарных потоков, природу конкуренции, инвестиционные потоки.

Значительный экономический успех доказывает правильность выбранной нами экономической модели развития. Это наглядно демонстрирует динамика изменения реального ВВП. Так, в 2003 году рост ВВП по сравнению с 1991 годом составил 106,3 процентов, но главное – по этому показателю мы вплотную приблизились к психологически важному рубежу докризисного 1990 году, а по итогам 2004 года преодолеем этот рубеж.

Экономика СССР была выстроена так, что каждой республике отводилась своя роль и стратегия развития без учета реальных потребностей. На Украине сосредоточилось технологическое производство, в Белоруссии – машиностроение, Узбекистан производил хлопок. Казахстану отводилась роль аграрно-сырьевого придатка. Это было предопределено его огромными природными ресурсами.

Наша страна располагает примерно 8 процентами мировых запасов железной руды, порядка 25 процентов мировых запасов урана. По разведенным запасам нефти Казахстан занимает 12 место в мире и по прогнозам в 2015 году войдет в первую десятку стран по объемам добычи нефти.

Казахстан давно известен как угледобывающая страна. Запасы угля в республике составляют 35,8 миллиардов тонн. Это 3,6 процентов от общемировых запасов. Среди стран СНГ по запасам и добыче угля Казахстан занимает третье место, после России и Украины.

В задачу нашей республики входила добыча природных ресурсов, большая часть из которых вывозилась. Из Казахстана уходили 70 процентов добываемой нефти, 55 – железной руды, 46 – черных металлов, 28 – угля.

 

Наша промышленность не выпускала достаточно продукции с высокой добавленной стоимостью, в ней не было 4 и 5 переделов. Имея в земле все виды ресурсов, мы не производили конечной продукции.

 

Сельское хозяйство носило экстенсивный и затратный характер. Мы имели неэффективное животноводство без необходимой селекции и на дорогостоящем фураже. Огромные посевные площади при крайне низкой урожайности позволяли покрывать потребности страны в зерне, но с экономической точки зрения не оправдывали себя.

Казахстанское село ежегодно централизованно дотировалось из союзного центра для закупа удобрений, гербицидов, сельхозмашин, финансирования уборки, перевозки и переработки хлеба, мяса и молока на сумму около 4 миллиардов рублей в ценах 1985 года.

О самостоятельности экономики Казахстана и говорить не приходилось. 80 процентов всех крупных предприятий были в союзном подчинении. За республикой оставалось только право распоряжения пищевой и легкой промышленностью.

В начале 90-х годов «политика шла впереди экономики», но время расставило все по своим местам. Вслед за некоторой эйфорией от обретения суверенитета новым государствам пришлось строить самостоятельные экономические системы. Переход к рынку был предопределен, однако выбор модели трансформации был самым тяжелым вопросом, стоявшим на повестке дня.

Как отмечает лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглиц, “с такой же поспешностью, с какой данные страны провозгласили отказ от коммунизма, западные советники выступили со своими “безошибочными” рецептами быстрого перехода к рыночной экономике” . Тогда мы поняли, насколько далеки теоретические изыски некоторых иностранных советчиков от реальности.

Разрыв экономических связей, во многом искусственных, повлек в первые годы негативную цепную реакцию. Предприятия останавливались или работали на склад, так как продукция не находила сбыта. Десятки тысяч людей оказались без работы и средств к существованию.

Перестали выплачиваться дотации и субсидии, на которых держалось сельское хозяйство. Колхозы и совхозы, ориентированные на централизованный плановый закуп, в одночасье потеряли все. Как следствие этих негативных процессов, в бюджет не поступали налоги. Не было средств на зарплату и пенсии. Казна оказалась пустой, финансовые резервы исчерпаны.

К 1991 году социально-экономическая ситуация в Казахстане значительно ухудшилась. ВВП снизился на 12 процентов. На рынке нарастал товарный голод. Скрытая в прежние годы инфляция была готова вырваться наружу.

В той ситуации нам приходилось решать одновременно две важнейшие задачи. Необходимо было не только преодолеть этот кризис, но и начать строить свою самостоятельную экономическую систему.

Тогда времени на раскачку не давалось. Не было и отечественных профессионалов, хорошо знающих мировую экономическую систему. Отсутствовал опыт реформирования и необходимая законодательная база. Не существовало и самой программы преобразований. А переход надо было осуществлять в кратчайшие сроки. Поэтому мы шли вперед, оперативно принимая стратегические решения. Конечно, мы старались учесть опыт других стран, но как оказалось, ни одна из них не совершала форсированный переход к рынку в условиях, аналогичных нашим.

2. Макроэкономическая стабилизация

Переход к рыночной экономике подразумевает определенное согласование следующих компонентов: спроса и предложения; доходов и расходов; денежной массы, оборотных средств и инвестиционных ресурсов. Этого можно было добиться только путем разгосударствления и проведения приватизации, т.е. введения института частной собственности.

Государственная экономическая политика должна была включать денежно-кредитную, налогово-бюджетную, ценовую и антимонопольную, инвестиционную, технологическую политику. Это требовало создания двухуровневой банковской системы, накопления золотовалютного резерва, формирования и развития новых финансовых и государственных институтов, таких как фондовая биржа, налоговые, таможенные и другие органы.

Ключевая задача на первом этапе состояла в замене командно-административных методов управления. В ином случае с возникшими проблемами просто не справились. А они были налицо.

Производство потребительских товаров стало минимальным. Пустые прилавки отражали несоответствие спроса и предложения. Началась всеобщая гонка за прибылью только за счет роста цен.

Оказавшись в условиях товарного дефицита, нарастающей гиперинфляции, в первую очередь мы провозгласили либерализацию цен, ставшей решительным шагом к рынку. Надо было запускать классическую схему: спрос рождает предложение. Но люди встретили эту меру болезненно, поскольку цены резко взлетели.

В советской экономике цены устанавливались не с учетом спроса и предложения, а по политическим и идеологическим мотивам. Поэтому она всегда была дефицитной и инфляционной. Причем методами плановой экономики невозможно решить проблему избыточных денег, не обеспеченных товарами и услугами. Постепенный переход от фиксированных цен к свободным был обречен на провал, так как единственным выходом из этой ситуации является превращение скрытой инфляции в открытую, и борьба с ней классическими методами не помогла.

Однако достаточно быстро произошло насыщение рынка потребительскими товарами, исчезли очереди, была отменена карточная система. Люди стали организовывать свой бизнес, в определенной степени начала высвобождаться предпринимательская инициатива. Это стало первым результатом экономики спроса и предложения.

Но положение осложнялось тем, что при остановившемся производстве и разорванных связях мы жили в единой рублевой зоне. Здесь негативные тенденции определялись бессистемной эмиссией денег, проводившейся Москвой. Из России в Казахстан вагонами сбрасывались старые рубли, что служило благодатной почвой для инфляции.

Мы стояли перед дилеммой – либо сжать денежную массу, либо установить жесткий государственный контроль за ценами. Второй вариант казался более привычным со старых времен, но изначально противоречил логике реформ.

 

Мы избрали свой путь, который предполагал введение национальной валюты. Казахстан последними из стран бывшего Союза пошел на это, так как более других был экономически связан с Россией. Но кредит нашего терпения исчерпался. И с 15 ноября 1993 года мы обрели важнейший атрибут экономической независимости – национальную валюту тенге. Недавно мы торжественно отмечали 10 лет этого события, ставшего важнейшим достижением, открывшим простор для дальнейших масштабных преобразований. Это позволило нам уже в 1994 году сбить гиперинфляцию, а в 1995 – обуздать инфляционный процесс, доведя его уровень до двузначной величины.

 

Непосредственно после обретения независимости на первый план вышли и вопросы создания самостоятельной бюджетной, налоговой и таможенной систем. По сути, пришлось их выстраивать с нуля. На первом этапе требовалось создать адекватную нормативно-правовую базу.

Слом старой системы в первые годы привел к очень большим диспропорциям государственного бюджета, так как размер социальных гарантий превышал реальные экономические возможности. К примеру, дефицит бюджета в 1991 году превышал 20 процентов.

Теоретически снижения дефицита бюджета можно добиться за счет резкого увеличения налогов с предприятий и столь же резкого сокращения социальных программ. Однако бесконечно усиливать налоговое бремя было нецелесообразно, так как это могло привести к спаду деловой активности и уходу экономики в тень. Да у предприятий и не было достаточных средств, чтобы платить высокие налоги.

Казахстан первым из стран СНГ провел налоговую реформу. Уже в 1995 году вышел Указ Президента, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Согласно ему, количество налогов было сокращено более чем в 3 раза. Деятельность налоговой службы приобрела принципиально иной характер. Налоги стали рассматриваться не только как метод пополнения госбюджета, но и как инструмент стимулирования инвестиционно-производственной деятельности.

Теперь с началом периода экономической стабилизации в налоговой системе мы перенесли акцент со сферы производства на сферу обращения. В 2002 году снизили ставку НДС до 16 процентов, социальный налог – с 26 до 21 процентов. Начиная с 1 января 2004 года, ставка НДС уменьшилась до 15 процентов, а при исчислении социального налога действует регрессивная ставка – от 20 до 7 процентов.

В Казахстане создана принципиально новая и современная двухуровневая банковская система, которую все международные финансовые организации называют лучшей в СНГ. Национальный банк стал независимым. Это резко повысило эффективность денежно-кредитной политики государства. Импульс для развития получили банки второго уровня. В свою очередь, реформы в банковской сфере подкреплялись активными усилиями по формированию рынка ценных бумаг.

Реформирование бюджетной системы началось с принятием в 1996 году Закона «О бюджетной системе». Правительство страны отказалось от практики привлечения кредитов Национального банка для покрытия дефицита бюджета и перешло к использованию неинфляционных источников финансирования. Все эти меры вкупе с жестким ограничением государственных расходов стали основой для макроэкономической стабилизации.

Отдельно хочу остановиться на вопросах, связанных с разгосударствлением, приватизацией, а также инвестиционной политикой. Сокращение денежной массы и подавление инфляции имели и оборотную сторону. Начали останавливаться предприятия. Обострился кризис неплатежей. Основой взаиморасчетов стал бартер. Все, что было сделано за эти годы, оказалось под угрозой.

Элементарная логика подсказывала, что реальный переход к рынку невозможен без приватизации государственной собственности. Этот шаг важен не только с точки зрения создания субъектов рынка, но и с позиции формирования у населения психологии собственника.

Поэтому мы пошли на масштабную приватизацию. Сегодня можно выделить 4 этапа в ее проведении. Первые три связаны со спецификой разгосударствления и приватизации, четвертый этап характеризуется акцентом на совершенствование управлением государственной собственностью.

Мы начали с малой приватизации. В ходе первого этапа в 1991-1992 годах было приватизировано около 5000 объектов, в числе которых более 470 совхозов, переданных в коллективную собственность.

Второй этап проводился на основе «Национальной программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК на 1993-1995 годы».

Важнейшим шагом этого этапа стали единая система управления и приватизации государственной собственности. Тогда же был дан старт развитию малого и среднего бизнеса. Началось преобразование бывшей советской торговой системы, включая оптовое звено.

Оптово-розничные, торговые и автотранспортные объединения, перед проведением малой приватизации сегментировались с целью создания самостоятельных юридических лиц. Благодаря этому в сфере услуг, включая магазины, рестораны, аптечную сеть, автозаправочные станции, возникла конкурентная среда.

Мы понимали, что основным субъектом рыночной экономики является собственник, использующий прогрессивные и эффективные методы маркетинга и менеджмента. Горький урок купонной приватизации заключается в том, что собственность нельзя просто делить и раздавать. Новый собственник должен быть способен привлечь капиталы и технологии.

Третий этап начался в декабре 1995 года с Указа, имеющего силу закона, «О приватизации» и продолжался вплоть до 1999 года. С этого момента она осуществлялась только за денежные средства.

Мы оправдано полагали, что иностранные компании принесут с собой столь необходимые инвестиции, передовой опыт управления. В результате наши предприятия получили новый импульс для своего развития. Открылись новые рабочие места. Люди стали получать стабильную заработную плату.

После 1999 года на первый план вышли вопросы совершенствования управления государственным имуществом. Поэтому на нынешнем четвертом этапе мы начали применять новые подходы к распределению полномочий между государственными органами по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью.

Началась оптимизация республиканских государственных и коммунальных государственных предприятий. Через национальные компании сохранено влияние и доля государства в стратегически важных секторах экономики, определяющих экономическую безопасность страны. В нефтегазовом секторе – это «КазМунайГаз», в энергетике — «КЕГОК», в телекоммуникации – «Казахтелеком», на железной дороге – «Казахстан темир жолы».

Сегодня мы подошли к реформированию и этих сфер. Начата программа реструктуризации железнодорожной отрасли. Поставлена задача демонополизации электроэнергетической и телекоммуникационной сфер.

При всех своих издержках практически завершившийся процесс приватизации привел к созданию базовых условий для реальной конкуренции. В настоящее время около 85 процентов объема промышленной продукции республики производится в частном секторе.

Экономические реформы хорошо прослеживаются в структуре ВВП. Так, за период с 1991 по 2003 годы доля производства товаров сократилась на 23 пункта, составив 43 процента, соответственно возросла доля производства услуг – с 37,2 до 52,3 процентов. Такое изменение структуры ВВП соответствует современным общемировым тенденциям. В Казахстане доля услуг в структуре ВВП одна из самых высоких среди государств Содружества (в среднем по СНГ 44 процента). В развитых странах мира доля услуг составляет порядка 60-73 процентов, в частности, в Японии – 66 процентов, в Великобритании и Германии – 71 процент.

В период становления экономической системы приоритетный характер получила инвестиционная политика. Основным направлением стала ориентация на привлечение иностранных инвестиций, что требовало создания благоприятного инвестиционного климата. В Казахстане были созданы институциональные и нормативно-правовые предпосылки для активизации привлечения финансовых ресурсов в экономику страны. Так, появились специализированный уполномоченный орган и Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Приняты законы об инвестициях, заключен ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения.

Еще в 1997 году был утвержден перечень приоритетных секторов для привлечения инвестиций. Это обрабатывающая промышленность, объекты новой столицы страны, социальная сфера и туризм, сельское хозяйство.

В итоге на текущий момент по объемам освоенных прямых иностранных инвестиций на душу населения – Казахстан безусловный лидер среди стран СНГ. Казахстану первому присвоен кредитный рейтинг инвестиционного уровня. Источник: Агентство РК по статистике.

Столь высокий показатель инвестиционной привлекательности был обусловлен тем, что мы открыли путь иностранцам к освоению минеральных ресурсов, в том числе в нефтегазовой отрасли. В условиях нехватки финансовых средств, износа основных фондов, сам Казахстан не мог полноценно осваивать огромные месторождения.

В первое время вопрос привлечения иностранных инвестиций осложнялся тем, что деловой мир Запада не имел представления о перспективности и надежности Казахстана как экономического партнера. Приход в 1993 году корпорации «Шеврон» и заключение с ней соглашения по уникальному Тенгизскому месторождению послужило своеобразным сигналом для других транснациональных корпораций.

С этого началось активный приход инвесторов в нефтегазовую отрасль. Сегодня в Казахстане работают все крупнейшие нефтяные компании мира. Среди них «Эксон Мобил», «Шелл», «Эни», «Шеврон Тексако», «Тоталь», «Бритиш петролеум», «Лукойл», Китайская национальная нефтяная корпорация. Их присутствие на казахстанском рынке подтверждает как высокую инвестиционную привлекательность страны, так и стабильность законодательства в области защиты интересов и прав инвесторов.

С открытием крупнейшего за последние 30 лет месторождения Кашаган, запасы которого оцениваются в 10 миллиардов баррелей, Казахстан вышел на одно из ведущих мест в мире по разведанным запасам нефти.

Наша стратегия освоения нефтяных запасов страны не исчерпывалась одной лишь добычей углеводородов. Не менее важным было создать инфраструктуру для их транспортировки на мировые рынки. В советское время Казахстан, с его ориентацией на внутренний рынок, таких трубопроводов не имел. Первым за годы независимости и успешно реализованным проектом стал Каспийский трубопроводный консорциум. С вводом в действие КТК мы начали осуществлять последовательную политику по диверсификации маршрутов транспортировки. Прошлый год стал прорывным в переговорном процессе по Каспию. Стратегическое партнерство с Россией сейчас находит практическое воплощение в крупных совместных проектах на шельфе. Начинается строительство трубопровода в направлении Китая.

Трудно переоценить роль нефтяного фактора в экономическом развитии нашей страны. Действительно, по сравнению с 1985 годом мы сумели увеличить объем добычи углеводородного сырья на 225,4 процента, тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза, а Россия только начинает восстанавливать уровень периода восьмидесятых. Источник: BP Statistical Review of World Energy; Статкомитет СНГ; сетевой ресурс — www.refine.com.ru/pageid-512-2.html

Действительно, благодаря нефти мы смогли ускорить процесс трансформации экономической системы. Но на достижение нынешней динамики развития повлияло не только повышение мировых цен на энергоносители. Это – результат экономических преобразований.

Сегодня лишь четверть государственного бюджета формируется за счет нефтяных доходов.

Прямые инвестиции подняли эффективность черной и цветной металлургии. Корпорации «Самсунг» и «Казахмыс» вложили в развитие отрасли 1 833,5 млн. долларов. Это позволило уже к 2000 году превысить уровень 1990 года на 9% по выпуску рафинированной меди. В настоящее время объемы производства меди превышают лучшие показатели прошлых лет. Испат Кармет вложил в развитие производства более 500 млн.долларов. Карметкомбинат прошел этап мощной индустриализации с выпуском металлического листа с покрытием металлами и полимерами.

Казхром и Казалюминий стали высокоэффективными производствами благодаря инвестициям в размере 537,2 млн.долларов. Это же можно сказать о работе свинцово-цинковой отрасли.

Именно эти отрасли сегодня одни из основных наполнителей бюджета страны.

В дальнейшем бюджет все больше будет пополняться за счет выпуска готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, поступлений от малого и среднего бизнеса и развития обрабатывающих отраслей.

Сами по себе реформы в экономике могли дать эффект только при условии изменения отношения к собственности со стороны рядовых граждан, что и произошло в период приватизации жилья. Наделение собственностью привело к изменению менталитета населения. Упование на государство, патерналистская психология стали уходить в прошлое. Теперь ответственность за собственное жилье перешла к самим гражданам.

Появилась необходимость в дальнейших преобразованиях жилищно-коммунального хозяйства. Вместо казенных ЖЭКов ставка была сделана на самоорганизацию населения в лице кооперативов собственников квартир.

3. Закрепление успеха и создание условий для экономического роста

Общество нуждалось в стратегическом программном документе, в котором содержались четкие цели и пути их достижения. Они были сформулированы в Стратегии развития страны «Казахстан-2030».

С этого момента реформы перешли на системный уровень. Приоритеты реформ сместились в сторону институциональных преобразований. Были намечены пути расширения экспортного потенциала и увеличения внешних инвестиционных ресурсов.

Этот процесс не прекращался даже в тот момент, когда Казахстан встретился с очередным вызовом – азиатским финансовым кризисом 1997-1998 гг. Практически до последнего мы пытались искусственно сдерживать курс тенге, чтобы не допустить обвального снижения уровня жизни населения. Казахстан вновь оказался перед опасностью повального закрытия предприятий и лавинообразного роста безработицы.

Этот кризис стал для нас уроком. В будущем Казахстану предстояло испытание высокими ценами на нефть. Мы понимали, что нефтедолларами надо уметь правильно распорядиться, направляя их на развитие обрабатывающих отраслей и создание современной конкурентоспособной экономики. Это позволило бы уменьшить зависимость от колебания мировых цен на энергоносители.

Казахстан первым среди стран СНГ пошел на создание Национального фонда для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.

Однако нельзя воспринимать его только как метод страховки только на случай потрясений и кризисов. Его суть глубже. Он появился как выражение нашей ответственности перед будущими поколениями и позволил избежать искушения направить сверхприбыли на решение сиюминутных проблем. Сегодня в Национальном фонде аккумулировано 4,7 млрд. долларов или 631,8 млрд. тенге, которые вложены в высоколиквидные финансовые инструменты, приносящие республике стабильные доходы.

Предприняты меры для повышения доверия к банковской системе. Впервые на постсоветском пространстве создана коллективная система гарантирования вкладов физических лиц. Это позволило привлечь лежавшие мертвым грузом средства граждан к финансированию реального сектора.

Значительный толчок развитию страны дал перенос столицы в Астану. Необходимо было создать центр экономико-политического притяжения в географическом центре страны для более эффективного управления государством и сглаживания диспропорций регионального развития.

Кроме геополитических преимуществ, перенос столицы дал огромный мультипликативный эффект для экономики страны. Цепная реакция строительного бума охватила все областные центры, которые сегодня буквально преобразились. Это привело к созданию тысяч новых рабочих мест, развитию смежных производств. В короткие сроки город значительно преобразился, стал подлинным политическим центром государства.

За тринадцать лет в рыночные отношения были вовлечены все сферы. Исключением не стало и село, но реформы там шли с запозданием.

Мы передали в коллективную собственность, а затем провели приватизацию всех государственных сельхозпредприятий. Был выбран трудный, но стратегически правильный путь, который вел к созданию системы рыночных отношений на селе.

Появился класс фермеров, прочно ориентированных на рынок. Забыты времена «битв за урожай». Последние три года в рабочем ритме Казахстан выращивает миллиард пудов зерновых. При этом на уборочно-посевную кампанию затрачивается почти в 10 раз меньше горюче-смазочных материалов, чем в советское время.

Однако земельный вопрос в целом оставался нерешенным.

Для комплексного разрешения проблем аграрного сектора и сельчан 2003-2005 годы были объявлены Годами села. С принятием Государственной агропродовольственной программы на 2003-2005 годы мы задействовали институциональные механизмы, создающие основу эффективного функционирования аграрного сектора.

Достаточно тяжело принимался Земельный Кодекс. Это неслучайно. Земля является основой государства. Сегодня на селе живет 43 процента казахстанцев. У каждого из них свое отношение к земле. Отсюда и полярность мнений по этому вопросу.

Но рынок не терпит таких коллизий. Зачастую забывают, что аграрный сектор – это крупнейший потребитель продукции предприятий химической, машиностроительной, нефтяной промышленности и сферы услуг. Все эти сферы почти полностью втянуты в рынок. Но то же самое сказать об агарном секторе пока нельзя, поскольку земли сельхозназначения еще не втянуты в рыночные отношения.

Как мы можем говорить об уважении к частной собственности, когда нет бережного отношения к земле. Уважать ее будет только тот, кто ею владеет. Решить эту проблему можно в том случае, если передать землю частникам. Причем не на словах, а на деле.

Мы знаем, что значит истощение земли, оскудение земельных фондов. Земля, наряду с природными богатствами и недвижимостью, является одним из китов, на которых держится экономика. Если они выведены из оборота, невозможны обоснованное определение производственных издержек и цен, рыночной стоимости активов, устойчивое денежное обращение, широкое привлечение иностранных инвестиций, развитие ипотечного кредита.

Осознание этого позволило нам принять важнейший для агропромышленного комплекса, да и для всей страны Земельный кодекс.

Частная собственность на землю и воспитание на этой основе нового класса работников – основа для поступательного роста в аграрном секторе.

Теперь в сельское хозяйство должны прийти инвестиции, новые технологии и эффективный менеджмент. У земли должен появиться чуткий и заботливый хозяин. А собственники и инвесторы могут реально преобразить село.

Главные задачи самого важного периода реформ по кардинальному изменению системы экономических, производственных отношений решены. Процесс либерализации казахстанской экономики необратим. Речь идет теперь о наполнении реальным содержанием и корректировкой законодательной, нормативно-правовой базы, разработанной и апробированной за эти годы, дальнейшем развитии ее потенциала.

При переходе к рынку государственное вмешательство в экономику резко ограничилось. По истечении определенного времени стало очевидным, где идет самостоятельный свободный рост, а где без серьезной поддержки, без непосредственного участия государства не обойтись.

Одним из ведущих факторов рыночной экономики является динамичное увеличение доли негосударственного сектора. Так, по данным статистики на 1 полугодие 2004 года из 194,8 тысяч зарегистрированных юридических лиц порядка 192,7 тысяч приходится на частный сектор. Это составляет 98 процентов от общего числа, в обрабатывающей сфере эта доля составляет 98%; в сельском хозяйстве и лесоводстве – 97,5 процентов.

Реальным участником большинства экономических процессов стал частный собственник, активную роль выполняет и само население. Его широкое участие во всех социально возможных формах и сферах рыночных отношений создало особое рыночное поведение, которое заставляет собственнику чутко реагировать не только на запросы, но даже и на капризы покупателей. Мы имеем дело с формированием феномена массового предпринимательского духа – питательной среды становления нового менеджмента.

Особенно стоит выделить развитие малого предпринимательства. Именно его развитие, в первую очередь, дает основание считать, что современное рыночное хозяйство все более превращается в открытую саморазвивающуюся систему, приобретающую способность к саморегуляции. Очевидно, что модернизация экономических отношений продолжается, и будет совершенствоваться.

Еще одной важнейшей задачей стало создание новой реальной экономики, способной интегрироваться в мирохозяйственные связи. Во весь рост поднялась весьма болезненная проблема структурного преобразования экономики.

Прежняя ее структура была деформированной, сохранялась низкая конкурентоспособность большинства изделий обрабатывающей промышленности. Тормозом служила и гипертрофированная монополизация многих производств, негативно сказавшихся на их мобильности, качестве выпускаемой продукции и эффективности производства, его рентабельности.

Экономика Казахстана нуждалась в значительных, масштабных ресурсах для финансовой поддержки госбюджета и крупных предприятий. Курс на развертывание внешних связей и широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций позволил не только поднять экспортоориентированные отрасли, увеличить добычу сырья, но и одновременно пополнить валютные запасы, укрепить тенге, усилить его конвертируемость. Тем самым повысилась привлекательность внутреннего рынка, притягательного для импортных товаров, для зарубежных инвесторов, были созданы условия для стабилизации экономики.

Соединить интересы зарубежных инвесторов и нашего государства задача нелегкая, главным образом они совпадают по наиболее привлекательным отраслям промышленности.

В результате целенаправленных мер удалось создать благоприятный климат по привлечению иностранных капиталовложений. В такие отрасли как добыча сырой нефти и попутного газа, черная и цветная металлургия прямые иностранные инвестиции в 2003 году составили более 2,7 млрд.долларов.

Вследствие роста инвестиций в основной капитал удалось переломить негативную тенденцию старения фондов. Коэффициент обновления в нефтегазодобыче достиг 10,9 процента, в добыче металлургических руд, металлургии — 6,6 процента. Доля топливной отрасли, цветной и черной металлургии стала доминирующей.

Привлечение иностранных инвесторов, в том числе и крупнейших в мире компаний, решило ряд важных задач:

1. По привлечению масштабных инвестиций, объем которых за период с 1993 по 2003 годы составил 25,8 миллиардов долларов, в расчете на душу населения Казахстан занимает 1 место в СНГ.

2. Менеджмент мирового уровня позволил в короткий срок возродить крупнейшие предприятия, деятельность которых находилась в состоянии спада.

3. Был обеспечен выход на мировой рынок и активная интеграция в мирохозяйственные связи.

4. От старой экономики к новой: определение пути

В стратегических задачах государства на ближайшее десятилетие указывается на необходимость максимального использования традиционных преимуществ республики в экономике, имея в виду запасы природных богатств и минерально-сырьевых ресурсов.

Как известно, Казахстан, обладает мировым первенством, как по абсолютным запасам, так и по добыче некоторых из них, в том числе в расчете на душу населения. Республика на сегодня занимает по запасам вольфрамовых, ванадиевых руд – первое место в мире, хромосодержащих руд – второе (23 процента), марганцевых руд – третье место. На Казахстан приходится 25 процентов мировых запасов урана, 19 — свинца, 13 — цинка, 10 процентов — меди и железа.

Казахстан способен и должен сохранить свои сильные позиции в мировом минерально-сырьевом комплексе, восстановив и укрепив традиционно развитое геологическое, горное дело, обеспечив развитие современных технологий по переработке руд и выплавке металлов.

Следует отметить, что в мире отношение к сырьевой составляющей национальной экономики не является негативным. Из 200 крупнейших мировых компаний к сырьевому сектору относятся 90, на долю которых приходится более 80 процентов общего объема реализованной продукции всех участников рейтинга. В число лидеров мировых производителей минерального сырья входят такие крупные страны мира как США, Австралия, ЮАР, Канада, Китай и Россия.

Как отмечают эксперты, торговля природными ресурсами, отнюдь не свидетельство отсталости государства или некомпетентности его правительства. Высокий уровень экономического развития в большинстве сырьевых стран достигнут за счет интенсификации добычи и переработки собственных природных ресурсов. Опыт ряда ведущих минерально-сырьевых государств, таких как Канада и Австралия, свидетельствуют о значительном воздействии данного потенциала на объем производства ВВП.

В Казахстане минерально-сырьевой комплекс наиболее быстро адаптировался к требованиям мирового рынка, и это видно по структуре экспорта.

Приведенные данные свидетельствуют о лидирующих позициях сырья и полуфабрикатов в рейтинге казахстанского экспорта. И, несмотря на мировую конъюнктуру, когда колебания цен отражаются на сумме продаж, этот рынок продолжает оставаться достаточно устойчивым. Очевидно, что, преследуя вполне благородные цели по совершенствованию структуры производства и экспорта, республика не должна терять своих позиций на мировом минерально-сырьевом рынке.

Большие надежды возлагались на участие иностранных инвестиций в экономической реконструкции. Отчасти они оправдались, что привело к росту добывающих отраслей, общему подъему экономики. Тем не менее, необходимо обеспечить согласованное, сопряженное, взаимосвязанное развитие отраслей экспортоориентированных и работающих на внутренний рынок.

Экономическая политика Казахстана оказалась в довольно непростых условиях, находясь между внешнеэкономической деятельностью, вынужденной подчиняться требованиям процесса глобализации, и ориентацией на внутренний рынок, на отечественного производителя, необходимостью проведения политики национального протекционизма. И если внешняя ориентация обернулась динамичным развитием сырьевых отраслей, что способствовало созданию возможностей для других сфер, то доля перерабатывающей и обрабатывающей сфер остается недостаточно высокой и нужны серьезные усилия по их подъему.

Изменившаяся ситуация в экономике страны (экономический рост, увеличение накоплений и сбережений, улучшение инвестиционного климата) значительно актуализируют проблему структурных перемен. Известно, что стремление многих стран совершенствовать структуру экономики, особенно промышленности, встречает немало препятствий.

Международная конкуренция в условиях глобализации становится не только всепроникающей, но и агрессивной. Даже в США рушатся крупнейшие транснациональные корпорации с многомиллиардными оборотами, не выдерживая нарастающего соперничества.

Появление новых зон роста одновременно означает усиление борьбы за рынки сбыта, обострение и появление новых витков конкуренции. Но мир не только проигрывает, но и выигрывает, хотя и не безболезненно, за счет быстрого внедрения новых технологий, роста объемов торговли и формирования новой экономики. В конечном счете, в выигрыше потребитель, приобретающий качественный и относительно дешевый товар.

Новая экономика в широком смысле – это экономика высоких технологий, наукоемкая, пронизанная инновациями во всех отраслях и сегментах. Переход от сырьевой и индустриальной экономики к этому качественно иному явлению, базирующемуся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях стал одной из наиболее важных тенденций мирового хозяйства.

В развитых странах происходит сдвиг от экономики товаропроизводящей к экономике, основанной на производстве и применении знаний. На долю новых технологий, оборудования, содержащих новые знания в них приходится до 70-85 процентов прироста ВВП. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2 триллиона 300 миллиардов долларов (доля США – 39 процентов, Японии — 30, Германии — 16). Семь наиболее развитых стран обладают 46 из 50 макротехнологий, удерживают 80 процентов рынка новых технологий.

США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 миллиардов долларов, Германия – 530, Япония – 400 миллиардов долларов. Главным фактором победы в этой бесконечной гонке за экономическое пространство стали инновации и в целом образование.

Опыт ряда развивающихся стран свидетельствует, что, несмотря на жесткую конкуренцию, новые рыночные экономики могут найти свою нишу в динамично развивающемся мировом хозяйстве. Примером тому являются нНовые индустриальные страны как первой волны (Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Сингапур), так и второй (Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины), которые по показателям своего роста опередили некоторые развитые государства.

Пример интеграции развивающихся стран в новую экономику представляет Индия, в промышленности которой занято более 280 тыс. человек. В 2000 г. доход от экспорта программных продуктов превысил 4 миллиарда долларов, а к 2008 г. он должен возрасти до 50 миллиардов.

Казахстан, стремящийся к прогрессивным изменениям в этом сверхтесном экономическом мире также должен занять свою нишу. Очевидно, никто не уступит ее добровольно и «без боя».

Условия вступления республики в новый класс взаимоотношений достаточно жестки и всемерно защищены. Если на сырьевом рынке ее участие приветствуется, импорт сырья в развитые страны освобожден от пошлин, то на рынке готовой продукции сохраняются барьеры из высоких пошлин, действуют мощные транснациональные корпорации с развитой инфраструктурой, в том числе в области исследований, разработок и внедрения новой продукции.

Представляется, что Казахстану следует весьма серьезно и ответственно подойти к реализации своей новой индустриально-инновационной программы. Прежде всего, необходимо после весьма тщательного анализа объединить интеллектуальный, научно-образовательный, инженерный, производственный потенциал, значительные накопленные финансовые ресурсы с целью формирования высоко конкурентного производства.

Страна должна обладать жесткими приоритетами структурных преобразований, особенно теми, которые наиболее реальны и доступны.

В Казахстане есть сферы, попадающие под категорию новой экономики. Это — цветная металлургия, урановая промышленность.

Республика обладает рядом уникальных технологий, признанных во всем мире. О том, что этот потенциал все еще сохраняет свою значимость, свидетельствуют намерения Китая закупить у Казахстана технологию по переработке сульфидных свинцовых концентратов. Известно, что на данную технологию получены патенты от 14 стран и построены заводы в ФРГ, Италии, Канаде, Боливии.

Лидером в освоении новых материалов стали предприятия «Казатомпрома», где на основе новых и новейших технологий освоены и находятся на этой стадии такие изделия как порошки из природного урана, урановые таблетки, оксидная керамика, бериллиевая бронза.

Применение новых технологий по подземному выщелачиванию урана позволило увеличить его производство до 3 700 тонн и обеспечить республике 3 место в мировом урановом рейтинге.

Приоритетным направлением индустриально-инновационного развития может стать создание в Казахстане мощной отрасли высококачественных сталей и специальных сплавов. Как показывает анализ, в мире, несмотря на появление новых материалов, растут потребности во всех новых видах высокопрочной, нержавеющей, подшипниковой, легированной и др. видах сталей, создаются все новые виды специальных сплавов. Несмотря на возникающие время от времени трудности со сбытом, рынок стали не сужается.

Динамика сталей и сплавов будет и далее развиваться. Казахстан, обладая всеми компонентами для их производства, может стать значительной фигурой на этом сегменте мирового рынка, но пока выступает лишь как поставщик для других стран. При тщательном расчете республика может, имея солидный ресурсный, производственный, кадровый потенциал и традиции, занять более достойное место в мировом стальном рейтинге, подняться на 10-15 пунктов вверх.

В республике есть возможности увеличения выпуска специальных сплавов на основе бериллия, рения, циркония, молибдена, кобальта, ванадия, вольфрама, бора. В целом развитие металлургии, производство специальных сплавов, высококачественных сталей и изделий из них может принести более 13-14 миллиардов долларов.

В отличие от других проектов, развитие данной отрасли опирается на действующие предприятия, имеющийся научно-технический потенциал, инженерные кадры и солидный задел новых технологий.

В условиях глобализации, интернационализации мировой экономики, растущей международной конкуренции найти свою нишу весьма важно. И если в отраслях добычи и переработки сырья Казахстан по многим позициям не имеет конкурентов, то совсем иное дело с продукцией высокой степени переработки. Опыт многих стран, в том числе и развивающихся, говорит о том, что при настойчивых усилиях можно найти свое место на мировом рынке.

Тем не менее, наши намерения по организации выпуска продукции высокой степени готовности встретят серьезные трудности, и без тщательной подготовки могут быть безуспешными, в том числе и достижения отечественной науки. В вузах и НИИ республики есть конкурентоспособные разработки и технологии, существенно улучшающих потребительские качества продукции. Разрабатывая стратегию прорыва на мировой рынок продукции высокой степени готовности, Казахстан должен максимально использовать свои очевидные преимущества.

Новая экономика республики должна опираться и на преимущества, которые открываются в результате ее активных усилий по реинтеграции в мировое хозяйство.

Возможности финансовой системы страны, развитие лизинговых, факторинговых схем создают условия для решения задач индустриально-инновационной стратегии. Новые институты развития, такие как инновационный, инвестиционный фонды, Компания по страхованию экспорта, Банк развития должны более тщательно учитывать действие этих факторов и оказывать им содействие.

Опыт ведущих сырьевых стран подтверждает очевидную истину высокой эффективности вложений средств в высокие пределы. При увеличении объема валового продукта минеральной промышленности Канады на 1 доллар, совокупный ВВП страны с учетом мультипликативного эффекта, вырастает в среднем на 9,3 доллара.

Увеличение численности занятых в минеральной промышленности этой страны на 2 тысячи человек приводит почти к стократному увеличению числа рабочих мест. Во многом это связано с тем, что в Канаде существенно развиты 4 и 5 пределы в тех сферах, где она является естественным монополистом, и чем она распоряжается достаточно эффективно.

Мощным импульсом в значительном ускорении инновационных процессов стало интенсивное развитие процессов новой экономики в узком, строгом смысле этого понятия, как информационной экономики или экономики информационной эпохи. Объемы и темпы внедрения информационных технологий во все сферы и масштабы их воздействия на экономику очень значительны.

Именно информационная составляющая стала катализатором новой экономики, придавая ей глобальный, всепроникающий характер. Ведущим фактором стало применение интернет-технологий. Особенно ощутимы темпы роста электронной торговли. Например, за последние годы в странах-членах ВТО ее объем, ежегодно увеличиваясь пятикратно, превысил 327 миллиардов долларов.

Несмотря на то, что за последние 10 лет прирост наукоемкой продукции составил 80 миллиардов долларов, объемы инвестиций в эту сферу растут. Недооценка этого фактора может привести к негативным результатам. Так, Япония в 1990-х годах утратила положение мирового экономического лидера из-за отставания в информационных технологиях. Этот бизнес, вызвав вначале из-за больших доходов настоящий бум, входит теперь в нормальное русло.

Казахстану, вступающему в этот процесс нужно учитывать опыт развитых стран и активно интегрироваться в него. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, если в 1998 году к интернету было подключено 885 абонентов, то в 2003 году – 184,9 тысяч – взрывной рост в 209 раз. Кроме того, с увеличением пользователей интернета, увеличился и его трафик. Так, если в 2001 году он измерялся 359,5 миллионами минут, то в 2002 году достиг 684,9 миллионов минут. Сейчас эти показатели значительно превышены.

Резко выросли объемы электронной почты. Эти возможности еще более возрастут. Так, уже действует казахстанская часть оптиковолоконной супермагистрали «Шанхай-Франкфурт» и ее ответвление через Уральск на Россию. Создается общереспубликанская оптоволоконная кольцевая сеть, позволяющая обеспечить высокоскоростной доступ к интернету всех регионов страны. По проекту НАТО «Виртуальный Шелковый путь» интенсивно формируется единая научно-образовательная сеть вузов и НИИ страны с льготным высокоскоростным доступом в интернет.

В Казахстане создаются основы «Электронного Правительства», действуют информационные системы налоговых, таможенных служб. Во многих компаниях, организациях, учебных заведениях внедрены внутренние локальные сети, что во многом повышает эффективность их деятельности. Действуют десятки предприятий, занимающихся разработками, внедрением информационных технологий, поставками, сборкой, изготовлением компьютерной техники («Алси», «Логиком», «Глотур», «Astel» и др). Создана первая в регионе универсальная электронная торговая площадка (биржа) «Туран-Азия» с выходом на мировые торговые площадки.

Новая информационная экономика требует адекватного кадрового сопровождения. Здесь мы тоже проводим целенаправленную работу. Так, число обучающихся в вузах по специальности «Информационные системы» выросло с 1906 человек в 1999/2000 учебном году до 4423 в 2000/2001 учебном году, по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» – с 1390 человек до 7873 человек, соответственно.

В республике создается парк информационных технологий в поселке Алатау по аналогии с индийским Бангалором, где обосновалось 230 многонациональных компаний, а в лабораториях города работают 25 тысяч инженеров. Создание подобных парков может стать значительным источником поступлений. Достаточно сказать, что экспортируемая продукция индийского хайтека к 2005 году достигнет 50 миллиардов долларов.

В Казахстане создана правовая основа для ускорения процесса информатизации страны. Принят указ о формировании единого информационного пространства, программы формирования национальной информационной инфраструктуры.

В мае 2003 года приняты законы «Об информатизации», «Об электронном документе и электронной подписи». Принятие и применение законодательно электронной подписи открывает новые горизонты электронной торговли, объемы которой ежегодно растут.

Следует отметить, что наряду с действующими Законами «О науке», «Об инновациях» новые законодательные акты создают добротную платформу для прорыва в этой сфере.

Современная казахстанская информационная политика должна существенно усилить новую инновационно-технологическую экономику, создать новую индустриальную, с прогрессивной структурой, экономику. Интенсивное и эффективное взаимодействие всех сторон этого процесса, несомненно, даст желаемый результат.

Реформы, проведенные за тринадцать лет независимости, дали возможность для реализации ускоренного и качественного развития экономики. Главной ее составляющей является индустриально-инновационное развитие страны.

Можно сказать, что утвержденная Стратегия индустриально-инновационного развития является своего рода уникальным документом, который ставит амбициозные цели. В условиях постоянно изменяющейся мировой конъюнктуры это жизненно необходимый шаг. Достаточно сказать, что на фоне глобализации экономика Казахстана столкнулась с рядом проблем. К ним относятся: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, отсутствие действенной связи науки с производством, несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

Согласно утвержденной Стратегии индустриально-инновационного развития к 2015 году по сравнению с 2000 годом энергоемкость ВВП должна снизиться в 2 раза, а доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрасти более чем в 10 раз. Это уже означает наступление новой фазы в реформировании экономики страны.

Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления.

Отличительной особенностью стратегии является тот факт, что она нацелена на обеспечение устойчивого роста производства и экспорта продукции с собственными добавленными стоимостями и создание конкурентоспособной и диверсифицированной промышленности. Поэтому поставлена важнейшая задача – стимулировать создание наукоемких, высокотехнологических производств, установить более эффективную связку цикла «наука – производство – рынок», реального и финансового сектора. В связи с этим необходимо обеспечить рациональное, эффективное использование имеющегося потенциала, что, несомненно, должно сказаться на жизненном уровне населения, устойчивости развития республики.

Взятый нами курс на индустриализацию позволит развить те сектора экономики, которые сегодня определяют экономический потенциал страны (нефтегазовый и металлургические секторы), с упором на внедрение более высоких переделов, и формирование новых индустриальных кластеров. Так, у нас значительный потенциал развития в машиностроении, химии и нефтехимии, стройиндустрии и лёгкой промышленности. Перспективным направлением является переработка сельхозпродукции и формирование агроиндустриальных кластеров, в частности хлопкового и винодельческого в южном Казахстане.

В ходе процесса индустриализации наши усилия должны быть направлены также на формирование и дальнейшее развитие «точек» прорыва для создания качественно новой экономики, основанной на знаниях. Казахстан в перспективе должен стать сервисно-технологическим центром региона, ориентированным на производство высокотехнологичных товаров и услуг для обслуживания близлежащих быстрорастущих экономик.

Необходимы решительные и масштабные меры по переходу на качественно новый уровень развития экономики. Высокоразвитый финансовый сектор должен способствовать, стимулировать соединение высших банковских технологий поддержки инноваций с реальным сектором экономики.

Создающиеся благоприятные условия развития дают отечественным предпринимателям хорошие шансы прорыва на мировой рынок. Очевидно, что в условиях глобализации казахстанским компаниям все труднее выдерживать давление международной конкуренции.

При целенаправленной работе по реализации индустриально-инновационной политики, внедрению новых технологий, подготовке кадров можно обеспечить прорыв в сфере, где отечественное производство наиболее подготовлено для выполнения этих в принципе реальных задач. Здесь большие надежды возложены на созданные государственные институты развития, благодаря которым мы сможем финансировать проекты по диверсификации нашей экономики.

Наш потенциал сегодня — это ориентированные на экспорт финансовые, телекоммуникационные, транспортные, торговые и информационные услуги.

Одновременно с реализацией индустриальной политики мы пошли на укрепление аграрного сектора страны. Логика экономических преобразований в Казахстане требовала перехода на новое качество роста в сельскохозяйственной сфере, связанное с формированием рациональной структуры агробизнеса, необходимостью повышения конкурентоспособности, переходом к маркетинговой стратегии сельхозпроизводства, импортозамещению на внутреннем рынке.

Сейчас отрасль находится на пороге нового этапа, который должен обеспечить ее эффективное развитие в условиях открытой экономики и мировой системы торговли продуктами питания. Это становится особенно актуальным в свете предстоящего вступления в ВТО. Главной задачей для нас – исключить ущемления прав в международной торговле и обеспечение реального доступа на мировые рынки товаров и услуг, сохранив при этом продовольственную безопасность и возможность эффективного развития аграрного сектора страны.

Поэтому с учетом новых реалий и специфики функционирования сельскохозяйственного комплекса нами была разработана и принята Государственная агропродовольственная программа на 2003-2005 годы.

Уже сейчас можно констатировать, что мы достигли намеченных программой целей. Так, объем валовой продукции сельского хозяйства постепенно увеличивается. Если в 2002 году он составлял 559,2 млрд. тенге, то в 2003 году — 615,4 млрд. тенге и прогнозируется его дальнейшее увеличение.

Претерпела значительные изменения и валовая структура. В частности, в 2002 году продукция растениеводства и животноводства составляла 323,3 и 236 млрд. тенге, а в 2003 году 355,7 и 259,7 млрд. тенге соответственно.

Стабильно растет экспорт. Например, объем экспорта основных видов сельскохозпродукции в 2002 году составлял 446,5 млн. долларов, в 2003 году уже 683,1 млн. долларов.

Все это позволяет говорить о том, что к концу 2005 года в агропродовольственном комплексе страны будут созданы основы производства конкурентоспособной продукции, разработаны механизмы устойчивости системы продовольственной безопасности, сформированы сбалансированные рынки производства и реализации, расширены экспортные возможности.

Государство выполняет и социальные обязательства перед населением. Так, за счёт государственного бюджета осуществляется социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, лиц, потерявших кормильца и иных категорий населения — всего более 3,5 млн. человек (или 23,6 % всего населения). Расходы на социальное обеспечение в 2004 году в сравнении с 1999 годом увеличились более чем в полтора раза. Это позволило значительно увеличить доходы казахстанцев, о чём свидетельствует рост следующих индикаторов. С 1999 по 2004 годы минимальные размеры заработной платы увеличились в 2,5 раза (с 2605 до 6600 тенге); минимальные размеры пенсий — в 1,9 раза (с 3000 до 5800 тенге); средняя заработная плата — в 2 раза (с 11864 до 26048 тенге); средние размеры пенсий – в 2 раза (с 4104 до 8529 тенге); прожиточный минимум — в 1,5 раза (с 3394 до 5394 тенге); средний размер госсоцпособий – в 1,3 раза (с 3441 до 4670 тенге).

В целях обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ в ходе реформирования были установлены и в настоящее время используются государственные минимальные социальные стандарты: прожиточный минимум, минимальные размеры заработной платы и пенсий, стандарты условий и оплаты труда, нормативы предоставления социальных услуг и другие.

В результате реформирования в стране была создана смешанная накопительно-солидарная пенсионная система, которая на деле доказала свою эффективность. Более полутора миллионов состоявшихся пенсионеров обеспечиваются пенсионными выплатами на солидарной основе. Ежегодно проводится повышение пенсий и в последние годы номинальный рост пенсионных выплат опережал рост индекса потребительских цен.

Помимо индексации в 2003 году было осуществлено дифференцированное повышение пенсий. С первого июня были повышены пенсии более 1 млн. человек, втрое сократилось количество пенсионеров, получающих минимальный размер пенсии, а около 0,5 млн. человек стали получать максимальный размер пенсии. В результате на январь 2004 года минимальный размер пенсии составил 5800 тенге, а средний размер пенсии – 8335 тенге.

Успешно развивается накопительная пенсионная система – единственный вид обеспечения, основанный на принципах собственных сбережений. В настоящее время в одном государственном и 15 частных накопительных пенсионных фондах имеется 6,5 млн. индивидуальных счетов граждан, на которых аккумулировано 415,2 млрд. тенге пенсионных накоплений, в том числе 115,7 млрд. тенге начисленного инвестиционного дохода.

В результате реализации Закона «О государственной адресной социальной помощи» уменьшилась численность малообеспеченных граждан со среднедушевым доходом ниже черты бедности (с 10,2 процентов на начало 2002 года до 6,6 процентов (или 859,8 тыс. человек) на 1 января 2004 года).

Вместе с тем, сила нации заключается в способности заботиться о тех, кто по возрасту или состоянию здоровья не может работать и самостоятельно получать доходы. Во всем мире с экономическим ростом государство начинает уделять больше внимания вопросам социальной защиты. В этих целях разработана Программа дальнейшего углубления социальных реформ до 2007 года.

В ближайшие годы мы должны создать финансово устойчивую, экономически эффективную, социально справедливую трёхуровневую систему социального обеспечения с распределением ответственности между государством, работодателем и работником. Это мировая практика стран с лучшими системами социальной защиты.

Если говорить о задачах на среднесрочный период, то в первую очередь это обеспечение качественного роста образовательного и профессионального уровня казахстанцев. Мы выбрали конкурентоспособную модель экономики и взяли курс на индустриально-инновационное развитие страны. Это стратегия будущего. Подрастающему поколению надо дать качественное, на уровне мировых стандартов образование, не забывая при этом о повышении квалификации нынешних специалистов.

Выступая перед депутатами Парламента третьего созыва, я сформулировал ряд задач, которые нам еще предстоит решить в ближайшие 5 лет. Это и повышение статуса учителя, и обеспечение здоровья нации, и жилищная программа, основанная на общепризнанных эффективных рыночных механизмах (ипотечное кредитование, система стройсбережений), а также мерах государственного стимулирования роста предложения недорогого и доступного для населения жилья. Программа рассчитана на три года. За этот период мы должны построить около 12 миллионов квадратных метров жилья, а это значит, что 195 тысяч семей смогут приобрести новые квартиры.

Для социально защищаемых групп населения в эти годы необходимо построить 5 тысяч новых квартир.

Говоря о перспективах социального обеспечения необходимо не забывать и о развитии финансовой системы, являющейся кровеносной системой экономики.

Первое, что мы должны сделать в этом направлении – это обеспечить соответствие фондового рынка современным требованиям. Должны быть приняты меры по совершенствованию корпоративного управления и повышению прозрачности деятельности компаний.

Кроме того, я поручил Правительству выделить крупные государственные компании в отдельный блок и передать пакеты их акций в управление специальной государственной холдинговой компании. Думаю, будет правильным, если часть госпакета акций национальных компаний, которые войдут в этот холдинг, будут проданы на фондовом рынке. Эти ценные бумаги смогут купить пенсионные, инвестиционные фонды и брокерские компании. То есть акционерами смогут стать как институциональные, так и индивидуальные инвесторы.

В результате на рынке начнут обращаться долевые бумаги первоклассных эмитентов, появится институт независимых директоров в составах Советов директоров наших национальных компаний, что значительно улучшит качество корпоративного управления.

Сегодня наши банки вкладывают средства на рынках соседних стран, пенсионные фонды добились повышения лимитов в иностранные ценные бумаги, просят разрешить инвестировать в ценные бумаги стран ближнего зарубежья.

Управляющим активами пенсионных фондов необходимо помнить, что ответственность принятия решения о покупке тех или иных ценных бумаг лежит на них.

Поэтому не только банкам необходимо ужесточить требования по управлению рисками, но и пенсионным фондам. Также необходимо обеспечить полную прозрачность принятия решений по инвестированию пенсионных активов.

Необходимо также обеспечить развитие кредитных товариществ и микрокредитования. В республике работают 157 микрокредитных организаций, выдавших кредитов на сумму 2,8 миллиарда тенге. Одним из главных участников этой системы является Фонд поддержки малого предпринимательства.

Считаю, что необходимо разработать Государственную программу микрокредитования, которая должна определить основные направления развития кредитных услуг, а также создать эффективную систему мониторинга микрокредитования.

В ходе реформирования социального сектора страны мы не забывали и о главной составляющей любой нации – ее культуре и самобытности. Именно поэтому нами была принята государственная программа «Культурное наследие». Она направлена именно на то, чтобы наша историческая память, культура и духовность стали определяющими факторами кристаллизации ценностных установок в общенациональном масштабе, компонентами формирования национального и государственного самосознания, дальнейшей интеграции и самоидентификации общества. Отрадно видеть, что, несмотря на некоторую потерю ориентиров, связанную с общей мировоззренческой трансформацией, культура вновь начала обретать свою гуманистическую миссию.

В основу программы «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма» положены фундаментальные исследования, анализ и расчеты перспективных направлений социально-экономического развития исторических городов и других поселений казахстанского участка Шелкового пути и выработаны меры по сохранению памятников истории и культуры страны.

Причем от таких масштабных государственных программ, требующих немалой научной, кадровой, организационной, финансовой и другой подготовки, сиюминутных результатов ждать не стоит. Мы это понимаем, поэтому период ее действия не станем ограничивать только утвержденными годами. Это начало огромной работы по возрождению национальной культуры и ее интеграции в мировое культурное пространство. Ведь все национальное культурное наследие одновременно является частью мировой сокровищницы.

Казахстан четко определил свои долгосрочные и среднесрочные задачи. По ним имеется конкретный план действий, для выполнения которого требуется не только много и напряженно работать, но и сохранить консолидацию общества, сплоченность народа, стабильность и спокойствие. Я верю, что Казахстан действительно войдет в число эффективно развивающихся стран путем создания высоких стандартов жизни для своих граждан и сможет равноправно интегрироваться в мировое сообщество.