Муляж для инфекции




17.01.2012

Наталия Цой
Тонкости врачебного дела студенты-медики теперь будут отрабатывать на специальных тренажерах. В Казахстане появился Центр практических навыков, аналогов которому нет ни в нашей республике, ни в странах СНГ

Центр практических навыков имени Касена Кожаханова при КазНМУ имени Асфендиярова преобразовался из ранее существующего симуляционного центра. Это была общая программа для всех медицинских университетов и академий, инициированная Минздравом в 2007 году. Тогда же был принят и новый государственный стандарт образования, приближенный к западным и европейским стандартам. И, согласно этому стандарту, большое внимание уделяется именно развитию практических навыков студентов.
“По этой программе для всех государственных медицинских вузов Казахстана было закуплено определенное оборудование: фантомы, муляжи, высокотехнологичные симуляторы для того, чтобы обучать студентов не только знаниям, но и практическим навыкам, — рассказывает исполняющая обязанности директора центра Зауреш Исина. — Студенты должны пройти через такие симуляционные центры, чтобы еще во время учебы отработать навыки, отвечающие за безопасность жизни пациента”.
Сегодня функции центра значительно расширились. Если раньше он был направлен на подготовку врачей общей медицины, то теперь в его рамках будет Центр практических навыков по специальностям “Стоматология”, “Фармация”, по медико-профилактическому делу, коммуникациям.
Что касается последнего, то это очень важно, потому что умение разговаривать с пациентом — это 50-70 процентов успеха. Если в результате беседы с пациентом у больного возникло доверие к врачу, то это говорит о том, что он уйдет удовлетворенным.
“Не секрет, что сейчас очень многие жалуются на грубость и равнодушие медиков, поэтому мы должны  учить наших студентов коммуникативным навыкам, причем на профессиональном уровне”, — говорит Зауреш Бримтаевна.
Согласно программе образования, бакалавры должны обучиться первичным навыкам неотложной помощи, у интернов этот список гораздо шире, а резидент уже должен владеть полным объемом медицинских манипуляций. Тут необходимо пояснить, что по новому стандарту в Казахстане трехуровневое образование. Первое — додипломное, которое условно, так как в классификаторе такого нет, называется бакалавр медицины.
Учатся по специальности “Общая медицина” 5 лет. После завершения студент может уйти в теоретическую медицину, пойти в магистратуру по общественному здравоохранению и работать помощником не на врачебной должности. То есть права клинической практики он не получает.
Если же он решил стать практикующим врачом, то он идет в интернатуру по специальности “Общая медицина”, которая реализуется в 6 направлениях: хирургия, терапия, общеврачебная практика, акушерство и гинекология, педиатрия, гигиена и эпидемиология. Обучение там длится два года.
Для получения более узкой специализации ему необходимо идти в резидентуру, где существует 43 направления. Время учебы варьируется от 2 до 5 лет.
Еще одно нововведение — Центр независимой оценки знаний студентов. На его базе ежегодно будет проходить проверка практических умений выпускников. Здесь студенты будут демонстрировать полученные за время обучения практические навыки и умения выполнения лечебных и диагностических манипуляций, приемов сердечно-легочной реанимации, владения медицинским инструментарием.
“В данном случае очень важно отделить оценку от обучения, — поясняет исполняющая обязанности директора центра. — То есть если раньше знания оценивали те же преподаватели, что и обучали, то теперь к работе комиссии будут привлекаться практикующие врачи, представители врачебных ассоциаций. Экзамены будут проходить по типу объективного, структурированного клинического экзамена. Это предполагает имитацию врачебной палаты или лаборатории, наличие симуляционного пациента, который обучен, как себя вести, как отвечать на вопросы, какую болезнь имитировать.
Обследование будет проходить один на один, а оценщики будут наблюдать за экзаменуемым через видеокамеры.
На сегодняшний день приобретены медицинские муляжи для тренинга внутривенных инъекций, обучения катетеризации мочевого пузыря, фантомы и тренажеры для обучения зондированию желудка, интубации и другое учебное оборудование для отработки практических навыков по основам ухода за взрослыми больными, новорожденными и детьми, сложные симуляторы для отработки навыков ведения пациентов в критических ситуациях, а также приобретения опыта работы в команде. В данном случае речь идет обо всех медицинских направлениях: акушерству и гинекологии, урологии, маммалогии и так далее. Всего около 500 наименований.
Как сообщили сотрудники центра, сейчас ведется разработка еще одного очень важного документа — паспорта практических навыков, в котором описано, каким объемом этих самых навыков должен обладать студент. Базовые, на которых строится дальнейшая медицинская практика, заключаются в умении разговаривать с пациентом, получать информацию, выслушивать жалобы, собирать полный анамнез, правильно использовать при этом все органы чувств — зрение, слух, обоняние. Далее —  по нарастающей, согласно выбранной специализации.

Источник: http://www.np.kz/index.php?newsid=9093