Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова: предварительные итоги




24.05.2011

Есенжанова Г.М. – д.м.н., профессор, проректор по учебной и методической работе КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

Необходимость модернизации медицинского и фармацевтического образования в  Казахстане продиктована тем, что в условиях становления рыночных взаимоотношений требовалось новая система подготовки медицинских кадров — не только высококвалифицированных профессионалов, но  и конкурентоспособных,  востребованных на международном  рынке труда, способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям жизни специалистов нового поколения.

Процесс становления новой системы образования ориентирован на вхождение страны в мировое образовательное пространство и сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Сегодня во всём мире идёт осмысление того, каким должно быть медицинское образование, каковы его миссия, роль и место в укреплении здоровья населения.

Поиск оптимальной модели медицинского образования– процесс повсеместный, затрагивающий многие страны и вузы.

КазНМУ – один из тех вузов страны, который подписал Великую Хартию Университетов и в настоящее время идет по пути внедрения принципов Болонской декларации в образовательный процесс.

В КазНМУ впервые в системе медицинского образования Республики Казахстан сформулирована  рыночная идеология медицинского образования, в рамках которой разработана модель высшего медицинского образования, основанная на компетентностно-ориентриованном подходе в обучении.

Первым шагом создания качественно нового уровня медицинского образования в КазНМУ явилась разработка модели профессиональной компетентности выпускника в конце 2009 г. (решение Ученого совета от 24.11.2009 г.), включающая пять основных компетенций: знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовой компонент, непрерывное образование.

Знаниями и коммуникативными навыками студенты овладевают на уровне кафедр и в секции коммуникативных навыков. Практические навыки отрабатывают на кафедрах и в Центре практических навыков.Для освоения правового компонента в КазНМУ создан клуб «Школа адвоката». Компетенция «непрерывное образование» реализуется через самостоятельную работу студентов.

Основные положения модели изложены в 4 частях книги «Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова»: «Компетенции», «Образовательные программы», «Методы и формы обучения», «Методы оценки компетенций». В этой серии книг заложен новый алгоритм конкурентоспособного многоуровневого образования, интегрированного в мировое образовательное  пространство и удовлетворяющего потребностям личности и общества.

Сотрудниками КазНМУ разработаны компетенции выпускника по 10 направлениям подготовки  в рамках 6 специальностей:

  • Специальность «Общая медицина» — «врач общей практики», «терапия», «хирургия», «акушерство и гинекология», «педиатрия», Специальность «Общественное здравоохранение» — «гигиена и эпидемиология»;
  • Специальность «Стоматология» — «врач-стоматолог общей практики»;
  • Специальность «Фармация» — «фармацевт-провизор»;
  • Специальность «Менеджмент» — «менеджер в здравоохранении и фармации»
  • Специальность «Сестринское дело» — «медицинская сестра — менеджер».

Следующим шагом реализации модели высшего медицинского образования было определение  последовательности формирования компетенций выпускника по дисциплинам, уровням обучения для каждой специальности подготовки в КазНМУ.

Систематизация компетенций по дисциплинам и уровням подготовки позволило разработать образовательные программы специальности, что нашло свое отражение в  25 образовательных траекториях по различным направлениям подготовки в рамках 7 специальностей:

По специальности «Фармация»

  1. Фармацевт-технолог
  2. Фармацевт-аналитик
  3. Фармацевт-менеджер
  4. Фармацевт-фармакогност
  5. Химик-токсиколог

По специальности «Сестринское дело»:

  1. Медицинская сестра – менеджер в области медико-социального обеспечения (хосписы, больницы сестринского ухода)
  2. Медицинская сестра – менеджер для общей медицинской практики (ВОП, врачебные амбулатории)
  3. Медицинская сестра –педагог

По специальности «Общая медицина:

  1. «Терапия»
  2. «Врач общей практики»
  3. «Хирургия»
  4. «Акушерство и гинекология»
  5. «Гигиена»
  6. «Педиатрия»

По специальности «Стоматология»

  1. Терапевт-стоматолог
  2. Хирург-стоматолог
  3. Ортопед-стоматолог
  4. Детский врач-стоматолог

По специальности «Общественное здравоохранение»

  1. Гигиена и эпидемиология
  2. Общественное здравоохранение

По специальности «Менеджмент в здравоохранении и фармации»

  1. Менеджмент в здравоохранении
  2. Менеджмент в фармации
  3. Менеджмент с научно-педагогическим направлением

По специальности «Медико-профилактическое дело»

  1. Гигиена
  2. Эпидемиология

Образовательные программы составлены на основе ГОСО 2006 г. с учетом социальных ожиданий общества  к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современных рыночных взаимоотношениях в обществе.  В дальнейшем перечень разработанных  образовательных программ  будет расширяться в зависимости от потребностей потребителей и работодателей.

Как уже было сказано выше, практические навыки отрабатываются в Центре практических навыков. Центр практических навыков состоит из нескольких блоков:

  1. Блок по отработке клинических навыков (по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, общей врачебной практики, стоматологии)
  2. Блок по приобретению фармацевтических навыков
  3. Блок коммуникативных навыков

Для правильного построения индивидуальной траектории обучения студентам необходима помощь. С этой целью в КазНМУ в 2009 г. была организована и успешно функционирует служба эдвайзеров, разработано положение об эдвайзерах. Эдвайзерами являются  опытные преподаватели выпускающих кафедр, которые по графику в офисе эдвайзеров проводят консультации студентов по выбору элективных дисциплин и оказывают помощь в построении  образовательной траектории обучения. Офис регистратора формирует группы по элективным дисциплинам и заносит данные в АСУ-ВУЗ, где автоматически создается расписание.

Формирование будущего специалиста – это трудоемкий процесс подготовки кадров, который  базируется на различных методах и формах обучения, от степени эффективности которых и зависит уровень квалификации будущего выпускника.

Для улучшения качества образовательных услуг к учебному процессу привлекаются работодатели, ведущие специалисты из стран СНГ и дальнего зарубежья. В этом году для приглашения визитин-профессоров Министерство образования и науки РК выделило нашему университету 114 млн. тг. В настоящее время ведутся переговоры с университетами России, Кыргызстана, Китая, Южной Кореи, Японии, Польши, Израиля, Турции, Австрии о приглашении наиболее опытных специалистов для чтения лекций и проведения практических занятий со студентами.

Для реализации принципа академической мобильности студентов и преподавателей КазНМУ заключил договора о сотрудничестве с 33 университетами Японии (Нагасакский университет, RitsumeikanUniversityandRitsumeikanAsiaPacificUniversity, NationalHospitalOrganizationNagasakiMedicalCenter), Сингапура  (ParkwayCollegeofNursingandAlliedHealth), Италии (I’UniversitaDegliStadidiPerudgia), США (TheUniversityofSouthCarolinaSchoolofMedicina), Австрии (IMCFachhochschuleKremsUniversityofAppliedSciences), Южной Кореи (Национальный унивеситет Чомбук), Китая (Шанхайский университет традиционной китайской медицины), России (Первый московский государственный медицинский университет им.И.М. Сеченова, Московский государственный медико-стоматологический университет, Пермская государственная медицинская акаддемия им. Академика Е.А.Вагнера, Кировская государственная медицинская академия, Красноярская государственная медицинская академия), Украины (Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, Национальная фармацевтическая академия), Кыргизии (Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева), Казахстана (Карагандинский государственный медицинский университет).

В настоящее время сопоставляются типовые учебные программы КазНМУ и Национальной фармацевтической академии г.Харькова по специальности «Фармация».  Сравнительный анализ  данных программ показал, что процент совпадений составляет от 62,5% на 1 курсе до 26% на 5 курсе, т.е. между вузами можно осуществлять обмен студентами по определенным кредитам.

В течение последних двух лет в Национальной фармацевтической академии г.Харькова проходят производственную практику студенты фармацевтического факультета по дисциплине технология лекарственных форм. С 2009 г. осуществляется обмен студентами с Нагасакским университетом. В настоящее время готовится группа студентов для обучения в Университете Перуджи и медицинской академии г.Бишкека.

Наш университет также активно сотрудничает с медицинскими вузами Казахстана. В этом году группа 2 курса факультета общей медицины обучалась в Семипалатинском государственном медицинском университете, а студенты СМГУ проходили обучение в нашем университете. В следующем учебном году планируется взаимный обмен студентами с КарГМУ по специальности «Медико-профилактическое дело».

Осуществляется выездная практика (стажировка) интернов и резидентов в 8 областях РК: Алматинской, Кызылординской, Жамбылской, Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Акмолинской, Северо-Казахстанской.

Кроме того, в конце апреля 2011 г. Министерством образования и науки РК нашему университету перечислены средства из республиканского бюджета  на продвижение академической мобильности  магистрантов в 2011 году на сумму около 10 млн. тг. для обучения магистрантов в течение одного академического периода в зарубежном вузе-партнере с обязательным перезачетом освоенных кредитов.

Традиционные формы и методы преподавания носят директивный характер. При этом проследить  активность студента, его заинтересованность в процессе обучения достаточно затруднительно.

На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке. Иначе, в нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в Казахстане и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и, современную, носящую инновационный характер, интерактивную модель обучения.

Необходимость совершенствования системы обучения обусловило необходимость обучения профессорско-преподавательского состава университета инновационным методам преподавания. С этой целью в КазНМУ постоянно проводятся обучающие семинары для сотрудников с приглашением ведущих специалистов по педагогике и психологии, в Центре практических навыков по симуляционным сценариям. Ежегодно,перед начало учебного года педагогический состав университета обучается на установочных семинарах по вопросам организации учебного процесса в предстоящем учебном году.

Поэтому следующим этапом в реализации модели высшего медицинского образования КазНМУ стало внедрение инновационных методов и форм обучения.

Апробированы и успешно применяются в учебном процессе такие методы преподавания, как проблемно-ориентированное, командно-ориентированное обучение, ролевые игры, презентации, дискуссии, кейс-стади , работа в группах, метод мозгового штурма, викторины, деловые игры, клинико-патологоанатомические конференции, клинические конференции по разбору больных.

Применение интерактивных методов обучения способствуют развитию творческого мышления у студентов, повышению коммуникативных навыков обучающихся, улучшают аналитические способности и навыки презентаций, публичных выступлений у студентов.

Одной из серьезных проблем высшего профессионального образования является оценка качества профессиональной подготовки выпускников медицинских вузов.

В условиях компетентностно-ориетнтированного подхода в обучении требуется новая система оценки знаний, которая позволит объективно оценивать компетентность каждого студента и выработать четкие критерии качества его профессиональной подготовки.

В КазНМУ наряду с традиционными методами оценки знаний студентов (наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменный экзамен, собеседование по ситуационной задаче) внедрены современные методы оценки обучающихся – тестирование,  балльна-рейтинговая буквенная  система оценки знаний по дисциплине, рейтинговая система оценки профессиональной успеваемости и проверка остаточных знаний студентов, Объективный Структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), Объективный Структурированный практический экзамен (ОСПЭ), моделирование ситуаций.

Однако следует помнить, что все эти методы оценки имеют ограничения, т.к. каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. В связи с чем, сотрудниками КазНМУ разработаны основные подходы к оценке компетенций студентов. Система оценки компетенций студентов университета ориентирована на процесс обучения, который представляет собой непрерывный цикл и состоит из следующих этапов:

I этап – обучение через преподавателя в группе;

II этап – обучение на муляжах;

III этап – курация больных и метод стандартизированных больных;

IV этап – моделирвание ситуаций;

V этап – ОСКЭ или ОСПЭ

На каждом этапе обучения нами рекомендуется ориентация на следующие концептуальные принципы оценки компетенции студентов:

  1. Принцип ориентации оценки на целостную компетентностную модель обучения. Необходимо оценивать не некоторый набор предметных знаний, умений и навыков, а уровень освоения профессиональных компетенций.
  2. Принцип преемственности и междисциплинарности в формировании о оценке компетенций студентов. Означает комплексное систематическое формирование компетенций студентов при помощи дисциплин, дополняющих и развивающих цели друг друга на разных курсах обучения.
  3. Принцип «от простого к сложному» — от формирования и оценки знаний к формированию компетенции самообразования. Это означает, что методы оценки компетенций должны усложняться от первого до выпускного курса обучения в зависимости от учебных целей каждого курса.
  4. Принцип выбора метода оценки компетенции в зависимости от специфики дисциплины, т.е. выбор конкретного метода оценки зависит от специфики учебной дисциплины – ее целей, задач, направленности содержания и т.д.
  5. Принцип систематичности. Необходимо проводить регулярный, а не эпизодический контроль за профессиональной подготовкой студентов.

Такая принципиальная модель оценки компетенции выпускника КазНМУ сможет вооружить будущих специалистов медицинского профиля компетенциями, необходимыми для успеха в мировой экономике завтрашнего дня.

Одним из этапов реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования в КазНМУ было внедрение кредитной технологии обучения. Согласно ГОСО 2006 г. в нашем университете обучение по кредитной системе предусмотрено по специальностям «Сестринское дело», «Менеджмент» и «Фармация». Однако до настоящего времени были внедрены только элементы кредитной технологии. В связи с чем, КазНМУ в этом учебном году начал проводить мероприятия по внедрению кредитной системы обучении на основе рамочных параметров МОН РК, правил кредитной системы обучения и ГОСО бакалавриата.

Создана база нормативно-организационной и нормативно-методической документации:

• приказ ректора № 47 от 01.02.2011г. об организации учебного процесса по специальностям «Сестринское дело», «Фармация», «Менеджмент», «Общественное здравоохранение в полном соответствии с Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения.

• академические правила организации учебного процесса при кредитной системе обучения;

• процедура и формы регистрации;

• программа регистрации обучающихся и хранения академических записей;

• положения об учебных департаментах и Комитетах образовательных программ, регламентирующих учебно-методическую деятельность по факультетам

• Кодекс чести студентов КазНМУ;

• инструкция по расчету педагогической нагрузки

Вместе с тем, изменилась организация учебного процесса. Преподавание в университете по кредитной системе обучения построено на основе принципов демократизации образования: свобода выбора преподавателей и элективных дисциплин, формирование индивидуальной образовательной траектории студента; широкое использования интерактивных методов обучения, развитие у студентов критического мышления, уважения к мнению студента, академическая мобильность.

Начина со второго семестра этого учебного года,  студенты, обучающиеся по кредитной технологии, имеют возможность выбирать преподавателя и время прохождения дисциплины самостоятельно, т.е.  сами выстраивают свой индивидуальный график обучения.

Одной из главных задач, стоящих передуниверситетам, как и перед всей системой образования Казахстана, является превращение научного потенциала вуза в один из основных образовательных ресурсов. Взаимодействие между научными исследованиями, проводимыми в КазНМУ и образовательной деятельностью осуществляется  через реализацию образовательных программ бакалавриата, магистратуры, PhD-докторантуры. Результаты научных исследований включаются в изучение на практических занятиях, в материалы лекций, в программу учебно-производственной практики студентов и магистрантов, в элективные дисциплины, в темы самостоятельной работы студентов, в программу преддипломной практики студентов и магистрантов, в подготовку дипломных работ, в темы научно-исследовательской работы обучающихся.

Например, на базе НОЛ выполняются 10 научно-исследовательских работ студентов и 3 научно-исследовательских проекта. В клинико-экспериментальной лаборатории студенты и врачи-интерны проводят эксперименты на лабораторных животных в рамках выполнения НИРС. Такая интеграция науки и образования способствовала тому, что в этом году в конкурсе на лучшую научную студенческую работу приняли участие  1500 студентов. 200 работ были представлены на Дне науки.

Для улучшения процесса внедрения научных исследований в учебный процесс КазНМУ выделил собственные средства для реализации внутривузовского гранта «Разработка и внедрение образовательных программ, основанных на формировании компетенций выпускниками медицинских вузов по специальностям».

В подготовке медицинских кадров предусмотрено обучение от уровня первичной медико-санитарной и квалифицированной помощи под руководством высококвалифицированных врачей высшей категории на базе 70 городских, областных и республиканских организаций здравоохранения до высокоспециализированной помощи в 8 научных центрах, где сконцентрированы представители профессиональной медицинской элиты.

Внедрение кредитной системы обучения в КазНМУ потребовало соответствующего изменения его организационной структуры. Появились новые структурные подразделения и должностные позиции: Офис регистратора, служба эдвайзеров, отдел системы менеджмента качества, отдел стратегического планирования, отдел развития человеческих ресурсов. Впервые среди медицинских вузов РК созданы новые структуры: Центр мониторинга, анализа качества образования и научного сопровождения реформ медицинского образования, Учебные департаменты, Комитеты образовательных программ, Центр практических навыков.

Реструктуризация  Университета позволила оптимизировать управление, финансирование, контролировать и четко координировать все виды деятельности, что, в конечном счете, повысило эффективность деятельности Университета.

Улучшение материально-технической базы позволило повысить качество обучения и подготовки специалистов, поднять на должный уровень научно-практический статус Университета.

Кроме того, была создана институциональная база для укрепления и развития научно-образовательной деятельности Университета, сконцентрированы усилия на приоритетных научных направлениях Университета с использованием передовых инновационных и информационных технологий в науке и образовании.

Внедрение модели медицинского образования КазНМУ, кредитной технологии обучения, системы менеджмента качества, новой организационной структуры и изменение управления позволили радикально изменить ситуацию в университете, улучшить морально-психологический климат, выделить приоритетные направления деятельности, заложить основу и потенциал качественного изменения образовательного, воспитательного, научно-клинического роста университета для подготовки высококомпетентного конкурентоспособного на современном рынке труда специалиста медицинского профиля, в конечном счете – обеспечить соответствие статусу национального университета.

В КазНМУ за истекший учебный год проделана большая работа по модернизации образовательного процесса, что нашло свое отражение в книге «Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова: предварительные итоги, проблемы, перспективы». Однако еще не все проблемы  решены. В будущем всему коллективу вуза предстоит приложить много усилий по реализации следующих задач:

  1. Разработка методов оценки компетенций
  2. Непрерывное совершенствование компетенций
  3. Дальнейшее внедрение принципов Болонского процесса в образовательный процесс КазНМУ