К УНИВЕРСИТЕТУ МИРОВОГО КЛАССА — НИИФПМ имени Б. Атчабарова закладывает основы современного исследовательского университета




20.09.2012

В Научно-исследовательском институте фундаментальной и прикладной медицины имени Б. Атчабарова (НИИФПМ) состоялся День открытых дверей. Его цель – познакомить сотрудников, преподавателей КазНМУ имени С. Асфендиярова с возможностями института, его деятельностью, реализуемыми проектами и программами.

Представляя деятельность НИИФПМ, его директор Альфия Мустафина напомнила, что сегодня наука больше, чем когда-либо раньше, нужна для нашего благосостояния, нашей безопасности,  здоровья, сохранения окружающей среды и качества жизни. Развитие высшей школы и повышение качества подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов связано с теоретической и научной подготовкой. Особое значение в медвузах приобретают научные исследования, независимо от профиля будущей специальности,  которыми должны овладевать студенты в их врачебной практике

— К основным приоритетам развития науки в Казахстане относятся наука о жизни, глубокая переработка сырья и продукции интеллектуальный потенциал энергетика информационные и телекоммуникационные технологии, — отметила А. Р. Мустафина. -Основные направления медицинской науки – это персонализированная медицина, медицина, сохраняющая качество жизни, предиктивная (предсказательная) медицина.

Своевременно созданный в 2009 году  Институт фундаментальной и прикладной медицины им Б.Атчабарова продолжает развивать  и закладывать основы современного исследовательского университета, включаясь  в реализацию государственной политики развития медицинской науки путем создания и развития регионального технопарка  для формирования современных кадров.

Технопарк КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова позволил объединить интеллектуальные ресурсы медицины, здравоохранения и образования. Важной задачей Института им. Атчабарова является создание условий для  повышения уровня научной и образовательной подготовки специалистов по новым медицинским и биоинформационным технологиям.

Целью института является разработка модели научных исследований на базе НИИ ФПМ им. Б.Атчабарова, направленной на подготовку высокопрофессиональных медицинских кадров путем интеграции науки в образовательный процесс. К его задачам относятся обучение студентов, магистрантов,  докторантов и преподавателей принципам и методам современной научной работы, включая подготовку и проведение исследований, публикации научных работ. Намечено также формировать у студентов, магистрантов, докторантов и преподавателей навыки применения рациональных методов по биоэтическим знаниям доклинических и клинических исследований с учётом бурного развития высокотехнологичной медицины; развить творческое мышление, научную самостоятельность, внутреннюю организованность, сознательное отношение к науке, углубить и закрепить полученные в процессе обучения знания. Институт будет способствовать формированию у молодых ученых интереса и потребности к творчеству, обучать  навыкам поиска информации и составления основной научной документации,  методикам и способам самостоятельного решения научных задач в научных коллективах. Из числа наиболее способных студентов  будет готовиться резерв научных и научно-педагогических кадров.

В институте планируются обучающие семинары, научные конференции, симпозиумы,  встречи, консультации, тренинги, стажировки по вопросам этической экспертизы научных исследований, будет налажена информация о возможных грантах в ближнем и дальнем зарубежье по НИР.

Растет число научных проектов. Если в 2010 году их было четыре, то в этом – 31. Финансирование выросло с 2009  года с 12 млн. тенге до почти  429 млн. тенге.

В рамках работы НИРС на базе НИИ ФПМ им. Б.Атчабарова в клинико-экспериментальной лаборатории была создана школа «Молодого экспериментатора» (5-6 курс). Студентами была выполнена научная работа «Толстокишечная обтурационная непроходимость и ее коррекция в эксперименте» ( Мереке А., Кулимбет М., Мауленов Н., Киябаев А.).  Работа учувствовала в конкурсе «Молодежь в науке – 2011» Фонда Первого Президента РК — Лидера нации. Данный проект вошел в число лучших проектов из 400 поданных на конкурс (Это была единственная студенческая работа среди конкурсных работ докторантов и магистрантов). Студенты завоевали грант в 300 тыс. тенге. По данной работе было опубликовано 2 статьи в ближнем зарубежье и в РК. Победа позволила участвовать в конкурсе на присуждение стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» и победители едут в UniversityofSouthernCalifornia, USA.

Наряду с организацией и формированием научных грантовых, инновационных и программно-целевых проектов, финансируемых  МЗ,  МОН и Министерством индустрии и торговли РК и зарубежных фондов, а также  организацией республиканских и международных научных форумов, мастер-классов с приглашением зарубежных ученых и специалистов,  мы  продолжим формировать   инновационный лабораторный  комплекс, который обеспечит профессиональную подготовку по прорывным направлениям развития науки и образования.

— Нам важно закрепить и расширить спектр геномных, нанотехнологий в медицине и биологии, — отметила А. Мустафина. — Мы рассматриваем институт как научное ядро, способствующее обогащению знаниями, освоению навыков научно-исследовательской деятельности, что обеспечивает закрепление научных и научно-педагогических кадров в сфере науки и образования.  Считаем, что здесь будут формироваться эффективные и жизнеспособные научные коллективы, в которых молодые ученые, резиденты, магистранты, интерны будут работать с наиболее результативными учеными старшего поколения.

Важнейшей задачей исследовательского центра будущего является создание условия для развития межпрофессиональных связей и мобильности обучающихся. Будут отрабатываться механизмы закрепления в науке молодых исследователей путем проведения научно-исследовательских работ такого уровня, который позволит им впоследствии быть конкурентоспособными на рынке труда.

— Сегодня для молодежи с искрой творчества настало время для творческой научной деятельности и  инициатив,  амбициозных планов и задач, которые будут способствовать разработке новых технических решений или открытий, — сказала в заключение директор. —  Мы открыты для всех, кто имеет идеи и творческий запал, приходите и обсуждайте, ваши предложения будут приняты,  творите, проявляйте инициативу. Вносите свой вклад в развитие нашего будущего исследовательского университета.

О трансферте научно-инновационных технологий университета в регионы рассказала начальник отдела НИТ Жанна Куланчиева.

Отдел состоит из сектора инноваций и патентно-информационного обеспечения НИР,  сектора фандрайзинга , временных научных коллективов, экспертных комиссий,  виртуальных институтов и  центров в регионах. Основные целями деятельности отдела  являются развитие инновационной деятельности в университете, обеспечение университета дополнительным внебюджетным финансированием посредством коммерциализации инновационных разработок, услуг, результатов научных исследований и научно-технических разработок. Будет обеспечиваться  внедрение инновационной продукции университета в практику региональных медицинских учреждений, создание положительного имиджа университета в качестве инноватора.

К основным задачам относятся разработка и внедрение инновационной стратегии университета, учет инновационных разработок университета и их мониторинг,  объектов интеллектуальной собственности и иных результатов инновационной деятельности, полученных за счет бюджетных средств и иных источников университета, управление интеллектуальной собственностью и иными результатами инновационной деятельности, участие в защите объектов интеллектуальной собственности, вовлечение результатов инновационной деятельности в хозяйственный оборот, выявление, внедрение и сбыт коммерчески перспективных научных разработок и инновационной продукции университета.

В число задач обучения входит поддержка  престижа  университета, обучение через исследование, коммерциализация    медицинских услуг, обучающая среда и условия, использование электронной почты, размещение материалов в электронном формате на сайте университета, записывание научно-инновационных  материалов на CD или DVD диски, использование специальных систем, поддерживающие курсы дистанционного обучения, авторизация продукции.

Ж. Куланчиева рассказала о преимуществах  e-Learning
для обучающихся, для обучающего учреждения и работодателей.

О развитии экспертного потенциала для этического регулирования научных исследований в КазНМУ рассказала визитинг-профессор кандидат медицинских наук Тамара Кудайбергенова. Она начала свое выступление с цитаты Джамиль Салми, координатора отдела третичного образования Всемирного Банка, один из авторов новой стратегии третичного образования, разработанной Всемирным Банком: «Университеты, занимающие первые места в рейтинговых списках, — это вузы, которые вносят значительный вклад в распространение знаний через научные исследования, преподавание по новейшим учебным планам и педагогическим методам в условиях, благоприятствующих данным процессам. Научные исследования при этом становятся неотъемлемы компонентом учебного процесса, а выпускники добиваются успехов как в течение обучения, так и (что более важно) после окончания вуза»

Термин «Университет мирового класса» – синоним высокого потенциала высшего образования для успешной конкуренции на мировом рынке образовательных услуг через приобретение и создание опережающих знаний. Вуз не может заявить о своей принадлежности к группе университетов мирового класса путем самодекларации. Статус элитного вуза требует подтверждения со стороны внешнего мира на основе международного признания.

— Одним из критериев международного признания являются мировые рейтинги, — продолжила лектор. — Одним из показателей оцениваемых мировыми рейтингами считается  академическая репутация вузов. Она  оценивается по количеству научных исследований и публикаций в известных рецензируемых изданиях, а их качество, прежде всего, определяется  их этичностью.            Каковы же характеристики университетов мирового класса  по Д. Салми? Это концентрация талантов (студенты, преподаватели, исследователи, международное сотрудничество), изобилие ресурсов (государственное финансирование, привлечение частного капитала, плата за обучение, гранты на проведение научных исследований), эффективное управление  (законодательство благоприятствует институциональной самостоятельности, автономия, академическая свобода, наличие сильной команды менеджеров, стратегическое мышление, культура превосходства).

Т. Кудайбергенова напомнила о значении программы «визитинг профессор». Более 150 профессоров со всего мира посетили университет с лекциями о современных достижениях в области медицинского образования и науки. Программа обладает огромным потенциалом для развития международного сотрудничества в области медицинской науки.

— Одним из главных требований международного научного сообщества к созданию университетов мирового класса является проведение этичных научных исследований, отметила Т. Кудайбергенова. —  НИИ ФПИ им Б. Атчабарова, работая на опережение для сохранения достигнутых успехов и дальнейшего развития в направлении университета мирового класса выдвинули инициативу по созданию условий для проведения этичных научных исследований на мировом уровне.

НИИ ФПИ  инициировал проект:        «Развитие экспертного потенциала для этического регулирования научных исследований в КазНМУ им С.Д. Асфендиярова». Его цель — совершенствование системы этической экспертизы  научных исследований в университете в соответствии с местными условиями и международными стандартами, разработка и проведение обучающей программы для членов ЛЭК, повышение осведомленности ППС и студентов в области этики и этической экспертизы научных исследований.

С возможностями научно-образовательной лаборатории слушателей познакомила  заведующая НОЛ кандидат биологических наук Н. Кудрина.

Научно-образовательная лаборатория  создана  в соответствии с организационной структурой Университета, утвержденной решением Ученого совета в 2008 году.  Ее целью является участие в подготовке высококвалифицированных специалистов, владеющих современными методами клинической лабораторной диагностики.

Среди задач НОЛ создание на ее базе современной материально-технической базы образовательного и научно-исследовательского процессов в соответствии с казахстанскими и международными стандартами; реализация  профессиональных учебных программ высшего и послевузовского образования, образовательных учебных программ дополнительного образования, отвечающих современным требованиям и тенденциям рынка образовательных услуг; развитие  у обучающихся компетенций практической и научной деятельности, необходимых для специалистов нового поколения, создание необходимых условий  для развития научного потенциала университета, а также научно-исследовательской деятельности с использованием материально-технической базы и кадрового потенциала. В НОЛ будет осуществляться разработка, научное обоснование и внедрение инновационных технологий клинической лабораторной диагностики, внедрение новых методов и исследований, имеющих высокую аналитическую точность и диагностическую надежность; разработка и совершенствование  системы качества лаборатории.

В структуре  НОЛ: лаборатория гематологических и общеклинических исследований, лаборатория биохимических исследований, лаборатория санитарно-гигиенических исследований, лаборатория молекулярно-генетических исследований и лаборатория иммунологических исследований.

За 2011-2012 учебный год в НОЛ проведены демонстрации практических лабораторных  навыков для 70  групп лечебного и педиатрического факультетов, в том числе студентов следующих кафедр:  лабораторной диагностики и молекулярной медицины; биохимии; патофизиологии; лабораторной диагностики с курсом ВИЧ-инфекции Института постдипломного образования.

В  2011  году на базе Научно-образовательной лаборатории выполнялись следующие научно-технические программы:  «Разработка модели (программы) антистарения в обеспечении активного долголетия лиц пожилого возраста Казахстана» МЗ РК,  «Программа геномных ресурсов» МЗ РК,  «Разработка научно-обоснованной программы ранней диагностики и профилактики артериальной гипертензии у студентов различных этнических групп»,

«Разработка молекулярно-генетического алгоритма диагностики бесплодия»,  «Клинико-лабораторное обоснование лекарственных форм растительного происхождения при лечении патологии пародонта и слизистой оболочки полости рта», НИРС  кафедры биохимии «Влияние энергетических напитков на некоторые биохимические и гормональные показатели крови».

В  этом году на базе Научно-образовательной лаборатории выполняются  следующие научно-технические проекты:  «Разработка модели (программы) антистарения в обеспечении активного долголетия лиц пожилого возраста Казахстана» МЗ РК,  «Особенности распространения трансмиссивных природно-очаговых заболеваний в казахстане» МЗ РК,  «Q-гетерохроматин лимфоцитов крови новорожденных раннего постнатального периода» и другие.

С  2011 года ведется систематическая подготовка научных сотрудников НОЛ, в том числе  переподготовка  по специальности «Клиническая лабораторная диагностика».

Участники Дня открытых дверей могли ознакомиться с возможностями лабораторных исследований в самих лабораториях, оснащенных самым современным оборудованием от известных мировых производителей, а их сотрудники ответили на многочисленные вопросы.

 Пресс-служба