Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова занял 1-е место в Национальном рейтинге образовательных программ казахстанских вузов 2012 по здравоохранению и медицине по 4-м специальностям из 5!




04.07.2012

Рейтинг образовательных программ казахстанских вузов

Современная ситуация на казахстанском рынке образовательных услуг характеризуется ростом конкуренции. При этом ключевым фактором конкурентоcпособности организаций образования выступает качество предоставляемых образовательных услуг, устанавливаемое при помощи различных механизмов оценки качества. Соответственно, одним из действенных инструментов гарантии качества стало участие вузов в национальном и международном рейтинге, поскольку рейтинговая оценка роли университетов как агентов рынков квалифицированного труда очень важна как обществу, так и потребителям.

Казахстанская практика рейтингового мониторинга связана как с проведением институционального (генерального) рейтинга университетов, так и рейтинга реализуемых вузами отдельных образовательных программ. Сегодня академическое ранжирование вузов по специальностям бакалавриата приобретает огромное значение для оценивания качества образовательной деятельности университета.

Это позволит информировать общественность о наиболее успешных образовательных программах казахстанских вузов, нацеленных на качественную подготовку специалистов. Именно рейтинг образовательных программ поможет ответить на запрос абитуриентов о выборе места для обучения.

Становление Казахстана в качестве активного участника международного рынка образовательных услуг, защита интересов казахстанских потребителей приводят к необходимости совершенствования

системы гарантии качества. Так, реализация Послания Президента РК Н. А. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы предусматривает гармонизацию механизмов национальной системы оценки качества в контексте международного опыта. При этом принципы прозрачности процедур оценки, доступности информации, объективности механизмов оценки выступают основой для пересмотра критериев для системы обеспечения качества образования.

Более того, в ГПРО на 2011–2020 годы была поставлена задача о вхождении к 2020 году не менее двух вузов в рейтинги лучших университетов мира. Это означает, что качество образования в казахстанской высшей школе должно соответствовать общемировому уровню. Вместе с тем, опыт НАЦ показывает, что требования,

предъявляемые к казахстанским вузам зарубежными рейтинговыми агентствами, очень высоки, и в качестве первого этапа они должны укрепить свои позиции в национальном рейтинге. Повышение рейтинга вуза и на международном, и на национальном уровне сделает университет привлекательным для абитуриентов и работодателей.

Каждый казахстанский вуз стремится быть конкурентоспособным. Даже самые престижные университеты мира не позволяют себе почивать на лаврах и останавливаться на достигнутом. Наоборот, чем успешнее вуз, тем больше он прилагает усилий для того, чтобы подтвердить свое высокое звание. Рейтинг вуза не измеряется количеством написанных документов или договоров, он зависит в определенной степени от результатов передовых научных разработок. Кроме этого, принимается во внимание количество обучающихся

в университете иностранных студентов и докторантов. И при этом постоянно идет борьба за лучших преподавателей, профессоров, поскольку от этого зависит качество образования.

Сегодня сложилась практика формирования рейтинга университетов с информационным сопровождением результатов ранжирования в СМИ. Так, экспертами по оценке высшего образования (их принято

называть «renker») международной организации IREG – «Международная обсерватория по академическим рейтингам и превосходству»

в 2006 году были выработаны Берлинские принципы академического ранжирования университетов, в соответствии с которыми рейтинг служит инструментом оценки качества не только отдельно взятого

вуза, но и всей национальной системы образования.

Национальный рейтинг НАЦ МОН РК ориентирован на ранжирование вузов, наиболее успешно реализующих образовательные программы бакалавриата. Поэтому методика скорректирована так, чтобы полностью соответствовать Берлинским принципам ранжирования вузов – международному стандарту разработки и распространения рейтингов. В методике Рейтинга-2012 были использованы те же критерии и показатели академического ранжирования вузов, по которым проводился Рейтинг-2011. Ранжирование вузов проводи-

лось по пяти критериям, каждому из которых придали различный относительный вес:

Критерии

Относительный вес

2011 год 2012 год

1) высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей; 20% 20%

2) достаточность ресурсов; 20% 15%

3) международное сотрудничество; 20% 20%

4) конкурентоспособность выпускников; 20% 20%

5) проведение передовых научных исследований. 20% 25%

Общий рейтинговый балл: 100% 100%

Поскольку национальный рейтинг университетов способствует развитию и модернизации казахстанских вузов, их переводу на инновационный путь, то эксперты НАЦ в методологии оценивания вузов особо выделили такие показатели, как наличие публикаций с результатами научных исследований в высоко цитируемых журналах,

академическую мобильность и международное сотрудничество. Отметим, если в Рейтинге-2011 все пять критериев имели относительный вес в 20%, то в Рейтинге-2012 на проведение передовых научных исследований выделяется вес в 25%.

Использованная в 2012 году НАЦ методика ранжирования ставила задачу составления рейтинга вузов по отдельным специальностям бакалавриата, поэтому классические (многопрофильные), технические, экономические и другие вузы были поставлены в одинаковые условия. При этом объективные данные вузов подтверждались информацией из других источников. К примеру, научные статьи преподавателей вуза, опубликованные в журналах с импакт-фактором не ниже 0.25, могли быть уточнены по научным базам или электронным копиям. В предложенной методике предпочтение отдавалось оценке результатов перед оценкой исходных ресурсов. Максимальный рейтинговый балл, который мог набрать вуз по пяти критериям для определенной специальности бакалавриата, был равен 1 000. Очевидно, что существующая практика академического ранжирования НАЦ ориентирована, прежде всего, на объективную оценку качества образовательных программ, что служит стимулом для дальнейшего развития университета, реформирования образовательной деятельности вуза на основе реальной самооценки и анализа. Для проведения Рейтинга-2012 была проделана большая подготовительная работа по размещению информации на веб-сайте

(www.nac.edu.kz), организации интернет-форума, созданию Экспертного совета по академическому ранжированию. На специально организованном семинаре экспертов по ранжированию образовательных программ бакалавриата с участием представителей вузов были детально обсуждены и согласованы критерии и показатели ранжирования, формы заполнения статистических данных и методика подсчета рейтинговых баллов. В Национальном рейтинге 2012 года приняли участие 75 вузов по 107 специальностям. В рейтинг не вошли специальности бакалавриата, по которым были представлены неполные сведения, либо они даны только одной-двумя организациями образования. Результаты академического ранжирования по образовательным программам бакалавриата 2012 года показали, что казахстанские вузы проявили достаточно высокую заинтересованность во внешней оценке их деятельности. Все это свидетельствует о том, что в результате принимаемых МОН РК системных мер сформирована национальная система обеспечения качества образования, нацеленная на выполнение стратегических задач.

Дорогие абитуриенты! Надеемся, что рейтинг образовательных программ казахстанских вузов может помочь вам в выборе будущей специальности!

Выражаем признательность всем участникам Рейтинга-2012 за сотрудничество.

Р. Сейдахметова,

директор Национального аккредитационного

центра МОН РК

 

Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)

 

5В110100 Сестринское дело

1 Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова

2 Медицинский университет Астана

3 Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова

 

5В110200 Общественное здравоохранение

1 Медицинский университет Астана

2 Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова

3 Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова

 

5В110300 Фармация

1 Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова

2 Медицинский университет Астана

3 Государственный медицинский университет города Семея

 

5B130100 Общая медицина

1 Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова

2 Карагандинский государственный медицинский университет

3 Медицинский университет Астана

 

5B130200 Стоматология

1 Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова

2 Медицинский университет Астана

3 Государственный медицинский университет города Семея

.__