Итоги работы образовательной конференции 25-26 мая 2012 г. в КазНМУ состоялась ежегодная научно-практическая конференция с международным участием «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА»




28.05.2012

25 мая 2012 г., пленарное заседание конференции  открыл ректор КазНМУ, профессор  Айкан Аканович  Аканов,  поздравив участников с важным событием в жизни Университета.   Конференция посвящена итогом реализации  Модели медицинского образования КазНМУ, новым подходам к организации учебного процесса в 2011-2012 уч.году,   перспективам  по повышению качества образования в Университете, а так же опыту внедрения  кредитно-модульной системы обучения в ведущих вузах Казахстана.  А.А.Аканович выразил надежду, что конференция пройдет в конструктивном диалоге и  позволит обосновать   необходимость   внедрения  новых технологий  организации учебного процесса и   методов обучения в медицинских вузах республики.

С приветственным выступлением выступил  председатель наблюдательного    совета КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова, академик Торегельды Шарманов,   подчеркнув необходимость организации подобных мероприятий, являющихся показателем успешности  преобразований  происходящих в вузе, а так же  нацеленных на конструктивный диалог с  другими вузами, профессиональными ассоциациями,  студенческими объединениями.  Данная конференция должна представлять большой интерес для  преподавателей Университета, так как  информация, предоставляемая докладчиками  позволяет расширить понимание  процессов, происходящих в высшем образовоании   республики и медицинском, в частности.

Тема пленарного дня конференции «Болонский процесс  в  медицинском образовании» объединила   представителей  Топ-менеджмента ведущих университетов Казахстана, которые поделились своим опытом по реализации основных принципов Болонского процесса, методологии  внедрения кредитной технологии обучения, а так же  своих проблемах  на пути преобразований.

В ключевом докладе Опыт и перспективы реализации Болонского процесса в КазНМУ имени   С.Д.Асфендиярова ректор   КазНМУ   имени  С.Д.Асфендиярова  А.А.Аканов   подчеркнул, что  перспективными направлениями деятельности  Университета является вхождение в единое европейское образовательное пространство и  международное признание образовательных программ  по ведущим специальностям медицины и фармации.    За 2 года Университет проделал   большую работу по  совершенствованию организации учебного процесса. Сохраняя лучшие традиции отечественного образования,  в КазНМУ были предприняты реальные действия по адаптации своей системы подготовки кадров к европейской.  Разработана и внедрена компетентностно-ориентированная Модель медицинского образования  бакалавра, разработаны образовательные траектории всех   специальностей. В 2011-2012 уч.году  КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова   провел ряд  мероприятий и активных шагов по реализации принципов Болонского процесса.    В докладе А.А.Аканов определил задачи. стоящие перед коллективом КазНМУ в  новом  учебном  году.

С докладом  Развитие высшего образования Казахстана в контексте Болонского процесса,  выступил ректор Павлодарского Государственного университета имени  С.Торайгырова Омирбаев Серик Мауленович.  Предваряя основное выступление,  Серик Мауленович  подчеркнул определяющую  роль КазНМУ в преобразованиях, происходящих в системе медицинского образования.   В своем выступлении он рассказал о тенденциях развития высшего профессионального образования в мире и Республике, параметрах  Болонского процесса и  Болонских тенденциях. Информативным были данные по предпосылкам перехода  на кредитную систему обучения  в Казахстане, включающим необходимость повышения качества обучения и образования, ужесточение требований рынка труда, присоединение к Болонскому процессу.   Докладчик подчеркнул, что в Казахстане  существуют законодательная и нормативно-правовая основа кредитной системы обучения — Закон Республики Казахстан «Об образовании» (2007 г.).      В 2002-2006 г.г.  осуществлен поэтапный переход вузов в режиме эксперимента на кредитную систему обучения.  В 2006-2010 г.г.  — полный переход всех вузов на кредитную технологию обучения.   Это период ознаменован разработкой  ГОСО и  Правил.  В 2010 г.  произошла модернизация кредитной технологии обучения. Была  разработана  казахстанская модель перезачета кредитов по типу ECTS.

О концепции  повышения качества образования  в КазНМУ имени              С.Д.Асфендиярова выступил проректор по учебно-воспитательной работе  Тулебаев Казбек Агабылович.  Концепция повышения качества  образования    определяет общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи политики КазНМУ в области повышения качества  образования в соответствие со стратегическим планом развития Университета и  с учетом принципов Болонского процесса.  Докладчик представил  План мероприятий по  реализации Концепции, основные направления и механизмы.

         Информативны и интересны были выступления    члена национальной команды экспертов по реформированию высшего  образования в Казахстане, эксперта НАЦ МОН РК Искакова Бисембая Мамаевич. Его доклад был посвящен Адаптации основных компонентов Болонского процесса в вузах Казахстана.   С сравнительным анализом систем медицинского образования США, Европы и Казахстана выступила     Алмагамбетова Наиля,  преподаватель   Северного  Иллинойского    университета.

Опытом внедрения  кредитной системы обучения в  международной Высшей               школе  медицины Кыргызской Республики поделилась  директор Школы              Международного университета  Кыргызстана   Джумалиева А.А.

С  ярким и содержательным докладом, в котором определены основные проблемы лидерства в системе здравоохранения выступил визитинг-профессор из Канады, Director Health System Policy and Workforce Planning Orvill Adams.  Он поделился своими впечатлениями о пребывании в КазНМУ, рассказал о проблемах  формирования лидерства за рубежом и какие задачи должны стоять в  этом направлении перед Университетом.

О проблемах и перспективах внедрения кредитно-модульной технологии               обучения     на основе компетентностного подхода  в Казахском Государственном женском педагогическом университете  (КазЖенПУ)   рассказал           Тойбаев Адлет Женисович, начальник учебно-методического управления  КазЖенПУ.  В университете в течение ряда лет внедрен компетентностно-ориентированный подход к обучению. При  этом определены  4 категории компетенций (общие, специальные,  профессиональные и дополняющие).

            Как  происходит  развитие компетенций сотрудников и студентов  Государственного медицинского  университета  г.Семей, выступила    Байльдинова Клара Женисовна, начальник Центра непрерывного профессионального развития.  В университете много сделано благодаря грамотному и конструктивному менеджменту и солидарной ответственности преподавателей и студентов.

     Опыт внедрения кредитной системы в Казахском Национальном аграрном                  университете  представила Ошакбаева  Жулдыз Орынхановна,  доцент  кафедры почвоведения, агрохимии и экологии Казахского Национального аграрного  университета.   В своем комментарии  ректор КазНМУ А.А.Аканов сказал, что КазНАУ и КазНУ являются вузами,  научные исследования которых  поддерживает государства. КазНАУ в этом году получил  примерно 1 млрд тенге на развитие инновационного и научного направлений.

Во второй части пленарного заседания выступили руководители структурных подразделений КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова, продемонстрировавшие итоги внедрения  новой модели медицинского образования в бакалавриате,  представили результаты мониторинга образовательного процесса, а так же поделились проблемами, возникшими на пути внедрения  кредитно-модульной системы обучения.

Директор  департамента учебно-методической работы Абирова Мира Айтбаевна   рассказала  об организации образовательного процесса в КазНМУ по кредитной технологии     обучения в новом учебном году, разъяснила  структуру кредитных  часов по разным специальностям,  а так же   представила   АСУ   КазНМУ. Были показаны примеры формирования индивидуального учебного плана студентов и преподавателей по новой системе работы.

Директор  Центра Мониторинга анализа качества образования и научного сопровождения реформы медицинского образования (МАКОиНСРМО)                  Сарсенбаева  Сауле Сергазиевна   представила результаты зондового исследования уровня информированности, понимания и готовности перехода на кредитно-модульную систему обучения преподавателей КазНМУ.  Мониторинг обозначил проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и студенты при кредитной технологии обучения, а так же   «страхи, риски», которые испытывают преподаватели при переходе на  новую систему организации образовательного процесса.

Обстоятельный и детальный отчет о результатах работы группы  независимых экспертов по оценке качества  учебных занятий КазНМУ  представила  Рамазанова Бахыт Амануловна, заведующая кафедрой микробиологии, председатель группы независимых экспертов. В течение  8-ми месяцев группа экспертов проанализировала организацию  учебных занятий на 16-ти кафедрах университета,  определила  позитивные моменты, выявила проблемные зоны   и  определила рекомендации по совершенствованию организации  практических занятий на кафедрах КазНМУ.   Ректор А.А.Аканов  в своем комментарии отметил  важность и необходимость работы группы экспертов.

Модель медицинского образования успешно внедрена в бакалавриате. В новом учебном году пред Университетом встала  задача по реализации компетентностно-ориентированной модели медицинского образования  на уровне последипломной подготовки, особенно в условиях  разработки и внедрения  новых  Государственных образовательных стандартов.    С ключевым докладом  Проблемы до и последипломной подготовки врачей общей практики  выступила  Балмуханова Айгуль Владимировна,  директор Высшей медицинской школы КазНМУ  имени   С.Д.Асфендиярова.

Перспективы академической мобильности и как она влияет на качество образования,  выступила     Кемелова Г.М., преподаватель Южно-Казахстанской Государственной  фармацевтической   академии.

В завершении работы  1-го дня конференции выступил Тулеген Чубаков, ректор Кыргызского Государственного медицинского института  переподготовки   и повышения квалификации (КГМИПиПК) МЗ Кыргызской Республики.  В своей презентации он рассказал об  эффективном  методе  получения  образования и последующей подготовки —  Электронном (дистанционном) обучении, которое успешно   реализуется   в Кыргызстане, благодаря  проекту E-Academy (Германия). Докладчик заверил участников конференции, что КГМИПиПК готов поделиться своим опытом и программами обучения с КазНМУ.

В заключение первого дня конференции выступил ректор КазНМУ А.А.Аканов,  дав обзор по всем докладам, отметив, что конференция объединила  более 300 участников, представителей  10-ти вузов, колледжей,  медицинских школ Казахстана, Кыргызстан, России, 8 визитинг-профессоров КазНМУ из России, Кыргызстана, США, Израиля.

Айкан Аканович подчеркнул, что традиция проведения  майской конференции связана с  внедрением  в университете Модели медицинского образования, основанной на компетентностно-ориентированном обучении и  соблюдающей  принципы Болонского процесса.     Первая конференция была проведена в мае 2011 г. и знаменовала собой изменение философии медицинского образования.     В течение года новая модель медицинского образования КазНМУ успешно реализовалась  на уровне бакалавриата, в настоящее время  разработана стратегия  компетентностно-ориентированного обучения в интернатуре и магистратуре.    КазНМУ одним из первых среди медицинских вузов осуществил переход на кредитную технологию обучения на факультетах фармации, организации здравоохранения,  медико-профилактического  и сестринского дела.

Несмотря на  эволюционые преобразования, в КазНМУ остается нерешенным ряд вопросов, связанных с  гармоничным внедрением принципов Болонского процесса, а именно  переход на кредитную систему обучения на факультетах общей медицины и стоматологииреализация  трансфера технологий обучения ведущих вузов, активное использование  в образовательном  процессе дистанционного обучения,  реализация 3-х язычного обучения, что в конечном итоге позволит осуществить международную аккредитацию образовательных программ по медицине и фармации,  и  вывести Университет на ведущие позиции  международного рейтинга.

В обсуждении приняли участие профессор Мейманалиев Т.С. и визитинг- профессор Орвил Адамс.   Выступившие прокоментировали ключевые выступления  пленарного заседания и  высказались о том, что все преобразования, которые происходят в КазНМУ научно и методически обоснованы, подкреплены хорошой ресурсной и   материальной базой,   сильным кадровым  потенциалом.  Вхождение в международное образовательное пространство для  КазНМУ необходимо и университет прилагает к этому усилия.

 

 

26   мая 2012 г.   Второй день конференции  включал  пленарную  часть и  секционную.

На пленарной сессии с обзорным докладом Медицинское образование в мире  выступил визитинг-профессор КазНМУ, советник ЕвроВОЗ Мейманалиев  Т.С. В презентации представлены рекомендации  Глобальной независимой комиссии The Lancet (2010 г.)  —   Обучение медицинских работников в 21-м веке.   Докладчик  рассказал о 3-х этапах, которое  пережило медицинское образование в 20-м веке.  Для достижения целей 3-го этапа The Lancet Комиссия рекомендует мобилизовать всех профессионалов здравоохранения во всех странах к получению такого образования, которое даст компетенцию для работы в пациент- и популяционно-ориентированных системах здравоохранения.  Так же   профессор Мейманалиев  Т.С. поделился своими впечатлениями о  посещении Каунасской медицинской школы.  Докладчику был задан  ряд вопросов  об  организации системы  подготовки специалистов за рубежом.

С ярким докладом Инновационное кадровое обеспечение  сектора общественного здравоохранения выступил Камалиев М.А., директор учебного департамента общественного здравоохранения КазНМУ. Профессор Камалиев М.А. говорил о ключевых задачах и базовых навыках специалистов организации здравоохранения.    Его доклад   вызвал   ряд вопросов и комментариев проф. Сапаргалиевой А.К., Кенесариева У.И., Тукешевой, Касымовой Г.К.,  представителей частого сектора здравоохранения,  в процессе ответов на которые возникла  дискуссия о  подготовке  специалистов сектора организации здравоохранения в Казахстане.

Со словами благодарности коллективу КазНМУ, впечатлениями от пребывания по программе визитинга, проблемами, стоящими перед будущими врачами в области коммуникативной компетенции, выступила профессор Московского стоматологического института   Сирота Наталья Александровна (Россия).

Далее работа конференция продолжилась в 5-ти секциях, на которых было заслушано  59 устных  и  представлено 9 стендовых докладов по следующим направлениям:

 Секция 1  «Модель медицинского образования КазНМУ: итоги и перспективы реализации принципов  Болонского процесса.  

Секция 2 «Перспективы реализации модели медицинского образования КазНМУ на постдипломном уровне». 

Секция 3 «Инновационные технологии  подготовки специалистов в области медицины и фармации».

Секция 4 «Дистанционные технологии в образовательном процессе».

 Секция 5 «Образовательные технологии во фтизиопульмонологии»

       После окончания работы секций в Зале Славы состоялось обсуждение и подведение итогов   конференции «Опыт реализации модели медицинского образования Казахского национального медицинского университета  имени С.Д.Асфендиярова».

 С результатами и предложениями по итогам  работы секций выступили  модераторы:

  • Джумашева Р.Т., декан факультета общей медицины
  • Батырханов Ш.К., директор  учебного департамента педиатрии
  • Устенова Г.О., директор  учебного департамента  фармации
  • Нугманова Ж., профессор кафедры инфекционных и  тропических болезней
  • Рахишева А.С., зав. кафедрой фтизиопульмонологии

С результатами работы постерной сессии выступила директор Центра МАКО и НСРМО Сарсенбаева С.С.     Из поданных в программу конференции 15-ти постеров,   было представлено 9. Отмечены наиболее интересные, содержательные  стендовые доклады  сотрудников КазНМУ:

Коммуникативные компетенции у студентов факультета «общая медицина» в разрезе терапевтического  направления. Автор Давлетбакова А.Ш., кафедра коммуникативных навыков, с основами психологии и медицинской этики

            Методы формирования  и оценки  коммуникативной компетенции  в                 КазНМУ. Авторский коллектив Асимов М.А., Мадалиева С.Х., Кошаганова К.С.,  кафедра коммуникативных навыков, с основами психологии и медицинской этики

Интерактивные методы обучения  на модуле  пропедевтики терапевтической              стоматологии.  Автор  Баяхметова А.А., руководитель модуля пропедевтики              терапевтической

            Интерактивные методы обучения на модуле пропедевтики стоматологии               детского возраста.   Автор Рысбаева Ж.И., руководитель модуля пропедевтики             стоматологии детского озраста     

           Пpименение метода кейс-стади при изучении раздела «Заболевания слизистой оболочки рта и красной каймы губ». Автор Искакова М.К. модуль терапевтической стоматологии

            Новые информационные технологии в студенческих научных исследованиях

Автор   Бошкаева А.К. модуль фаpмацевт-аналитик  

             Опыт применения компетентностного подхода для оценки знаний студентов по  специальности «Общая медицина»

Авторы Тукешева Б.Ш. и  Краснова С.А., кафедра внутренних болезней  

             Так же представлен постер  гостем  конференции: О некоторых причинах сходства ассоциативных реакций на отдельные русские и казахские  стимулы. Автор Ганбаpова И.P. Южно-Казахстанская Государственная фармацевтическая академия

На обсуждение участникам конференции представлен проект резолюции,  озвученный сопредседателем конференции, профессором Тулебаевым К.А.. Проект  резолюции был принят за основу.   Для внесения замечаний, дополнений, предложений по резолюции  оргкомитет  определил срок – до  1 июня 2012 г. ([email protected]).

С заключительным словом выступил ректор КазНМУ А.А.Аканов.

«В нашем университете появилась еще одна хорошая традиция. Наряду с Днями университета, Августовскими чтениями, второй год подряд мы,  подводя итоги  релизации и равития  новой Модели медицинского образования КазНМУ,  собираем на  майской конференции  представителей лучших вузов Казахстана,  студентов, преподавателей Университета, для того чтобы обсудить наши успехи, послушать опыт работы других вузов, а так же чтобы обозначить проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования образовательного процесса  в КазНМУ.  Это профессиональная встреча, объединившая  единомышленников из разных стран, университетов и медицинских учреждений Республики.   Открывая конференцию  мы поставили перед собой 3 ключевые  задачи для обсуждения:   итоги  реализации  компетентностно-ориентированной Модели медицинского образования в бакалавриате и развитие  на уровне  последипломной подготовки;  переход на кредитно-модульное обучение в КазНМУ;  инновационные методы обучения.  На сегодняшний день можно считать, что свои задачи конференция  выполнила.    Для того, чтобы данная конференция имела практический выход,   необходимо  сформировать рабочую группу под руководством проректора по учебно-воспитательной работе Тулебаева К.А. для  разработки плана  по реализации  рекомендаций, высказанных докладчиками, предложений  по сессионным заседаниям.  Выражаю благодарность всем докладчикам, участникам конференции, коллективу Унивреситета, членам организационного комитета».

 

По окончании конференции всем участникам были вручены сертификаты.

 

 

Проект

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

научно-практической конференции  с международным участием

«Опыт реализации Модели медицинского образования КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова»                                             

 

          …..

По итогам работы  научно-практической конференции  с международным участием «Опыт реализации модели медицинского образования КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова», проходившей 25-26 мая 2012 г. в г.Алматы, приняты следующие рекомендации:

1)      Продолжить совершенствование и реализацию  компетентностно-ориентированной  Модели медицинского образования КазНМУ как соответствующую основным направлениям Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы и  отвечающую требованиям Болонской конвенции.

2)      Внедрение кредитно-модульной технологии обучения в Университете является необходимым условием  для выполнения обязательств по соответствию  основным параметрам Болонского процесса. 

3)      Ходатайствовать перед МОН РК и МЗ РК внедрение в КазНМУ в качестве пилотного проекта с 1 сентября 2012 года разработанных образовательных программ, построенных на основании модульной системы изучения дисциплин и основанных на использовании кредитной технологии обучения, для подготовки студентов  по следующим специальностям бакалавриата: «Общая медицина», «Общественное здравоохранение», «Стоматология», «Фармация», «Сестринское дело».

4)      Ходатайствовать перед МОН РК и МЗ РК об использовании образовательных программ, построенных на основе Модели медицинского образования КазНМУ, на постдипломном уровне с целью совершенствования качества подготовки медицинских специалистов, основанного на преемственности всех уровней медицинского образования.

5)      Необходимость дальнейшего совершенствования системы оценки учебных достижений обучающихся с учетом развития всех компетенций, в том числе развитие независимой оценки практических навыков выпускников.

6)      Для успешной реализации новой парадигмы образовательного процесса признать необходимым развитие и совершенствование инновационной структуры организации образовательного процесса (учебные департаменты, комитеты образовательных программ).

7)      Необходимость внедрения дистанционного обучения  в КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова как  одной из инновационных образовательных технологий с целью модернизации системы образования.

8)      Развитие академической  мобильности студентов и преподавателей как важного фактора для обеспечения качества высшего образования, повышения занятости студентов и расширения трансграничного сотрудничества в рамках Европейского пространства высшего образования и за его пределами.

9)      Дальнейшее развитие соответствующих инструментов финансирования для достижения цели- подготовки высококвалифицированного медицинского специалиста.

10)   Обеспечить более тесную связь между  научными исследованиями, практической медицинской деятельностью, а также преподаванием и обучением на всех уровнях. Учебные программы должны отражать изменения приоритетов в области исследований и практического здравоохранения, а также исследования должны лежать в основе преподавания и обучения.

11)   Развитие Программы 3-язычного обучения – как основа интернационализации высшего образования.

12)   Расширение информатизации как фактора организации и контроля образовательного процесса, развития научных исследований.

13)   Развитие компетенций профессорско-преподавательского состава как основы формирования творческих, инновационно- и  критически мыслящих и ответственных педагогов, что необходимо для устойчивого развития и совершенствования медицинского образования.

14)   Необходимость международной аккредитации образовательных программ как гарантии обеспечения качества образовательного процесса.

 

Участники конференции   единодушно подтверждают целесообразность и необходимость проведения подобных мероприятий  и в дальнейшем с целью обмена опытом и координации усилий  в сфере улучшения качества высшего образования и  медицинского в частности в Казахстане.

Профессорско — преподавательский коллектив КазНМУ  продолжит  проводить последовательную и целенаправленную деятельность  по совершенствованию медицинского образования  на основе положений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы и  Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы, а также  для закрепления и развития параметров Болонского процесса в Университете. Мы будем стремиться к большей согласованности образовательной политики, особенно в области завершения и перехода к трехуровневой системе, использования кредитов ECTS, выпуска Приложений к диплому, повышения гарантии качества и внедрения квалификационных рамок, включая определение и оценку результатов обучения.