Евразийский экономический союз: теория или реальность




16.05.2012

«Известия», 19.03.2009г.

Нурсултан НАЗАРБАЕВ: «В долгосрочной перспективе альтернативы ему не существует»

Глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся на фоне нестабильной международно-политической обстановки, свидетельствует о комплексном сбое всей системы мирового управления.

Ежедневные информационные сводки о крушении фондовых индексов, росте безработицы, банкротстве компаний и банков не всегда отражают истинную суть происходящих изменений. Но, если подняться над потоком повседневности, становится очевидным, что в мировой политике и экономике происходят тектонические сдвиги, требующие изменения концептуальных подходов к регулированию глобальной экономической системы.

О действующей валютно-финансовой системе

 

Действующая валютно-финансовая система уже не отвечает современным требованиям и не соответствует ни одному из критериев устойчивости.

 

Действующая парадигматика мировой валютно-финансовой системы сильно отстает от современных геофинансовых и информационных технологий, и не обеспечивает полноценное обслуживание современного миропорядка.

 

В основе текущего глобального кризиса также лежит несовершенство существующей системы мировой валюты. Процедура деятельности эмитента мировой валюты недемократична. Механизм баланса спроса и предложения мировой валюты носит неконкурентный и несвободный характер, а сам валютный рынок не может считаться цивилизованным рынком. Система эмиссии мировой валюты неконтролируема мировым сообществом.

 

В настоящее время в мире идет поиск оптимальной модели реформирования глобальной экономики. Казахстан со своей стороны предложил собственное видение решения этих проблем. Оно изложено в моей статье «Ключи от кризиса», опубликованной недавно в «Российской газете».

 

О единой мировой валюте

 

Коротко напомню о наших предложениях. Необходимо приступить к созданию единой мировой валюты под эгидой ООН. Надо переходить к абсолютно новой – глобальной – валютной системе, основанной на легитимной, с точки зрения всех стран, единой всемирной денежной единице расчета. В ее создании, эмиссии и регулировании должны участвовать все страны. Естественно, переход к новой системе должен осуществляться постепенно.

 

Следующей важной тенденцией современного мира является трансформация однополярной системы мироустройства в многополярную. Сегодня на мировой арене закономерно формируются новые, оказывающие влияние на мировое развитие, центры.

 

Начинается новый исторический период, в котором будут сосуществовать и конкурировать различные модели экономического и политического развития.

 

Наравне с развитием многополярности будут усиливаться процессы регионализации.Складываться региональные рынки, в рамках которых будет производиться и потребляться большинство товаров и услуг. Формироваться континентальные интеграционные группировки.

 

Защита национальных экономик внутри одного географического пространства становится тенденцией глобального развития. Примеры тому мы наблюдаем в Латинской Америке, регионе Персидского залива, Восточной Азии. Раньше этот процесс начался в Еврозоне.

 

Нужна новая стратегия

 

Происходящие изменения побуждают Казахстан и наших ближайших соседей по СНГ еще раз сверять правильность избранных стратегий развития, определить свое место в сложном переплетении глобальных и региональных интересов на Евразийском пространстве.

 

Странам Содружества надо найти адекватные ответы на новые вызовы истории.

 

15 лет назад – в марте 1994 года – в стенах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова я выступил с инициативой создания Евразийского союза.

 

Предложенная мной концепция базировалась на добровольной, равноправной интеграции, совместном политико-экономическом развитии постсоветских государств, общем продвижении стран СНГ на сильные позиции в глобальном мире.

 

Эта идея тогда была многими неоднозначно воспринята. Может быть, это было закономерно. В первые годы независимости во всех странах СНГ царила эйфория от обретенного долгожданного суверенитета.

 

Однако со временем эта идея не потеряла своей актуальности. Более того, с годами она приобрела широкую поддержку, как среди политиков, так и в общественных кругах стран СНГ.

 

Реальным воплощением евразийской инициативы стала деятельность целого ряда межгосударственных структур, таких как ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и других.

 

Сегодня, когда все страны Содружества ищут пути противодействия мировому кризису, когда невозможно в одиночку преодолеть экономические проблемы, судьба в очередной раз подтверждает актуальность концепции евразийской интеграции.

 

Сейчас я еще тверже убежден в том, что в долгосрочной перспективе евразийской интеграции альтернативы не существует.

 

«Благополучие похоже на нежную, но безрассудную мать, которая балует своих детей», – предупреждал Сенека. В условиях прежней благоприятной внешней конъюнктуры зачастую закрывались глаза на факторы, тормозящие интеграционные процессы на пространстве Содружества. Сегодня мы не имеем на это права.

 

Только сообща мы сможем обеспечить устойчивое экономическое развитие наших государств.

 

Последствия нынешнего мирового кризиса ломают многие иллюзии. В нынешней ситуации помощи со стороны ожидать не следует. Вчерашние доноры сегодня вынуждены решать собственные, более масштабные, проблемы. Если мы не позаботимся о себе сами, о нас не позаботится никто.

 

Три измерения евразийской интеграции

 

Выдвигая инициативу создания Евразийского союза, я отдавал себе отчет в том, что эта задача не одного десятилетия. Но за 15 лет удалось сделать многое. Самое главное теория евразийства стала воплощаться в практические дела.

 

Сегодня можно говорить о трех измерениях интеграции евразийского пространства – экономическом, военно-политическом и культурно-гуманитарном.

 

После «азиатского» кризиса конца 90-х годов прошлого века многие постсоветские страны осознали необходимость более тесного сближения экономик. Как результат, образовалось Евразийское Экономическое Сообщество. На сегодняшний день эта межгосударственная интеграционная структура среди региональных евразийских объединений – наиболее перспективна.

 

В рамках ЕврАзЭС сделаны существенные шаги по созданию режима свободной торговли товарами. Это позволило увеличить объем взаимного товарооборота стран-участниц Сообщества в 3,5 раза, а общий объем взаимных инвестицийпочти в 5 раз.

 

В рамках ЕврАзЭС стали создаваться реальные механизмы финансовой интеграции. Например, Евразийский банк развития сегодня финансирует ряд проектов в Казахстане, России, Белоруссии и Таджикистане.

 

На февральском саммите ЕврАзЭС в Москве приняты такие прорывные проекты как создание совместного Антикризисного фонда в размере 10 миллиардов долларов и международного Центра высоких технологий. Эти структуры призваны смягчить удары мирового кризиса по экономике стран сообщества.

 

Под эгидой ЕврАзЭС стали обсуждаться и приниматься конкретные экономические проекты. Например, создание общей энергетической системы, единого цикла в области производства мирной атомной энергии, сооружение евразийских транспортных магистралей и другие.

 

Выходит на финишную прямую формирование тремя странами – Казахстаном, Белоруссией и Россией – Таможенного союза.

 

Возможен ли валютный союз?

 

Следующим шагом может стать валютный союз стран ЕврАзЭС исозданиеевразийской наднациональной расчетной единицы.

 

15 лет назад всего этого не было. Конечно, еще многое предстоит сделать. Но я убежден, что созданные структуры, осуществление совместных проектов и намеченные перспективы совместного сотрудничества приближают нас к созданию Евразийского экономического союза.

 

Второе измерение евразийской интеграции – военно-политическое –связано с работой по обеспечению региональной безопасности.

 

В конце прошлого века участники Договора о коллективной безопасности от 1992 года адаптировали этот документ к новым угрозам глобальной и региональной стабильности. Так была создана Организация Договора о коллективной безопасности.

 

Ныне она вступает в новый этап своего развития. Месяц назад на саммите в Москве принято решение о создании мобильной региональной группировки войск быстрого развертывания. Это конкретный шаг в укрепление военной безопасности обширного региона северной Евразии.

 

Объединенная система ПВО, крепнущее военно-техническое сотрудничество, совместные учения воинских подразделений стран в рамках ОДКБ – все это составные части формируемого единого оборонного пространства.

 

Ответом на угрозу международного терроризма стало и создание Антитеррористического центра СНГ. Правоохранительные органы наших стран усиливают совместную борьбу с трансграничной преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией. Это тоже важные составляющие евразийской интеграции, которые появились за последние 15 лет.

 

«Азиатский вектор» общеевразийской безопасности сегодня включает такие структуры, как Шанхайская организация сотрудничества и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Их развитие без поддержки и активного участия многих постсоветских стран было бы невозможно.

 

«Европейское направление» общеевразийской безопасности мы связываем с деятельностью ОБСЕ, председателем которой наша страна готовится стать в 2010 году.

 

Казахстан – коллективный выдвиженец стран СНГ на этот пост, поэтому для нас это не только почетная миссия, но и большая ответственность. Как страна-председатель ОБСЕ мы будем стремиться к тому, чтобы самый большой материк планеты – Евразия – стал общим пространством мира и взаимопонимания народов.

 

Существует и третье измерение, значимость которого сегодня выдвигается на первый план.

 

Флагманы интеграции – инновации и молодежь

 

Усилий одних только президентов и правительств в деле интеграции явно недостаточно.

 

За последние годы евразийская идея воспринята многими интеллектуалами постсоветских стран. Создан Евразийский клуб ученых. На формирование общего информационного пространства работают Евразийский Медиа-форум и Евразийская академия телевидения и радио, образовательного – Евразийская ассоциация университетов.

 

Сегодня наша задача – наращивать богатое интеллектуальное наследство и использовать накопленные знания для инновационного развития всего региона. Приступить к ее осуществлению следует безотлагательно. Поэтому чрезвычайно важное значение, особенно на нынешнем этапе, приобретает третье – культурно-гуманитарное измерение евразийской интеграции, которое, на мой взгляд, должно развиватьсяпо следующим направлениям.

 

Во-первых, скорейший переход к инновационному развитию. Мы должны оказать поддержку научному сообществу в реализации этой задачи. Именно поэтому 2010 год объявлен в СНГ Годом науки и инноваций.

Необходимо развивать взаимодействие деятелей науки в рамках Евразийского клуба ученых. Центр высоких технологий и Евразийский Банк новых технологий должны быть открыты к сотрудничеству со всеми заинтересованными исследовательскими центрами на пространстве СНГ.

 

В ближайшее время следует определить конкретные, наиболее перспективные направления исследований и совместных проектов, в том числе космос, нано- и информационные технологии, энергетика и энергосбережение.

 

Нам нужно продумать механизм стимулирования продвижения инноваций на рынки наших стран и в другие регионы мира. Мы готовы финансировать участие казахстанских ученых в исследовательских проектах, осуществляемых в России, Украине, других странах СНГ.

 

Во-вторых, надо совместными усилиями вывести на новый качественный уровень сферу образования – на деле создать единое евразийское образовательное пространство.

 

Так, Казахстан уделяет приоритетное внимание подготовке специалистов высшей квалификации. Только в рамках программы «Болашак» мы ежегодно отправляем до трех тысяч студентов в ведущие учебные заведения мира. В настоящее время в России проходят обучение 422 стипендиата программы, на Украине – 28. Всего же в России учатся более 12 тысяч казахстанцев.

 

Казахстанские вузы, в свою очередь, открыты для студентов из стран СНГ. Для граждан Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана мы ежегодно выделяем квоты на обучение.

 

В Европейском союзе огромной популярностью пользуется программа «Эразмус Мундус». Она направлена на развитие сотрудничества в сфере высшего образования и свободы передвижения студентов и аспирантов. Мы можем создать аналог подобной программы для Евразийского пространства. Она могла бы носить имя Льва Николаевича Гумилева.

 

Наверное, можно было бы реализовать идею создания в ведущих вузах стран СНГ «евразийских кафедр», которые могли бы объединять ученых и студентов, специализирующихся по данному направлению. Необходимую методическую помощь коллегам может оказать Евразийский Национальный университет.

 

Как утверждал классик, «хотя мир в целом движется вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала». Поэтому, в-третьих, особое внимание стоит уделить работе смолодежью.

 

Без усилий на этом направлении новое поколение наших граждан может утратить связующую нить, которая сближает наши народы. Мы не должны этого допустить. Тем более, 2009 год объявлен Годом молодежи СНГ. Необходимо на системной основе поддерживать различные формы молодежных обменов между нашими стран, взаимодействие между молодежными организациями и молодежными лидерами. Почему бы не начать преподавать в наших университетах языки народов СНГ? Ведь это богатейший пласт культуры всего евразийского пространства, который, надеюсь, сохранят поколения идущие за нами!

 

В-четвертых, нельзя забывать о формировании на основе общих ценностей культурного и языкового многообразия единойевразийской идентичности. Это значит – продвигать различные культурные проекты евразийского измерения: фестивали, мастер-классы, выставки, конференции.

 

Особое значение имеет общая забота об укреплении высших духовных и нравственных ценностей в наших обществах. Для этого следует создавать диалоговые площадки для встреч представителей соответствующих объединений.

 

В-пятых, необходимо максимальное обеспечение свободы передвижения граждан наших стран. В свое время Казахстан выдвинул инициативу «Десять простых шагов навстречу простым людям». Я думаю, в ближайшее время мы должны предпринять все необходимые меры для того, чтобы снять препоны для свободного взаимодействия народов наших государств. Это вроде бы элементарные, но на деле важные для каждого отдельного гражданина наших стран факторы, как свободное пересечение границ, доступ к источникам информации, образовательным и медицинским услугам всех стран.

 

Самая совершенная политическая и экономическая инфраструктура интеграции обречена на недееспособность, если она не подкреплена энергией активных личностей. Именно она связывает государства тысячами прочных нитей. Сохранить и развивать эту энергию – наша главная задача.

 

Я глубоко убежден, что основанное на равенстве, добровольности и прагматичном интересе Евразийское сообщество может стать глобальным фактором мировой экономики и политики XXI века.