Демократию нельзя объявить, ее можно лишь выстрадать




16.05.2011

Демократию нельзя объявить, ее можно лишь выстрадать

Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

Журнал “Женев дипломатик мэгэзин” (Швейцария)

Лучшее государственное устройство

для любого народа —

это то, которое сохранило его как целое.

М. Монтень

Прошло одиннадцать лет после распада Советского Союза и выхода нашего народа из эпохи глобального социально-исторического эксперимента, именуемого строительством коммунизма.

Для казахов этот эксперимент едва не закончился национальной катастрофой. Без преувеличения, в XX веке наш народ испытал невиданные лишения — эмиграцию, голод, репрессии, войны. К 1960 году казахи стали меньшинством на собственной земле, составляя всего треть населения республики. Потеряв в начале века привычный уклад жизни, к концу его казахский народ едва не лишился главного достояния — своего языка и культуры.

Именно поэтому мы рассматриваем независимость как первооснову сохранения и возрождения нации, как величайшую ценность. Она дала исторический шанс возродить государственность, доказать способность к самостоятельному развитию. И к преодолению тех проблем, которые накопились в предыдущий период.

Независимость позволила нам решить самые животрепещущие вопросы: закрыть Семипалатинский полигон ядерных испытаний, провести глубокие экономические реформы, ликвидировать резкий структурный дисбаланс в экономике, заставить работать на народное благо природные ресурсы страны. Независимость помогла остановить распад традиционных культурных ценностей, возродить казахский язык.

С самого начала было ясно, что государство не может развиваться без долгосрочной концепции общественного развития, основанной на научном прогнозе исторических тенденций. В оценке происходящего мы не могли удовлетвориться простой формулой о замене социализма капитализмом. Нам необходимо было осмыслить суть и направление переходных процессов, определить векторы конкретных практических шагов и действий на пути строительства нового общества.

И трагедия, и прекрасный шанс заключались в том, что мы были детьми одной системы, а стали — другой. Поэтому мы не были застрахованы от ошибок, но наша сила состояла в том, что мы знали, откуда мы пришли. Знали, от чего надо отказаться и чего хотим. Но не располагали полной ясностью, как этого добиться.

В принципиальном плане было понятно, что будущее следует строить на трех китах — правовое государство, рыночная экономика, демократия. Народ Казахстана сделал этот исторический выбор и закрепил его в Конституции. Наша цель — утверждение Казахстана в качестве демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Давайте посмотрим, чего мы добились за 11 лет независимого развития.

 

Реформатору… требуется обладать

политическим искусством на порядок выше,

чем революционеру.

С. Хантингтон

Прежде чем пожать первые плоды независимости, Казахстану пришлось пройти тернистый путь государственного самоутверждения.

Весь смысл предыдущих лет заключался в том, чтобы выжить как самостоятельное государство в штормовых условиях переходного периода. Многие предрекали, что мы потерпим неудачу и не сможем осилить гигантских задач строительства нового государства, экономического и социального переустройства.

Но сегодня уже ясно, что первые испытания мы выдержали с честью. Казахстан состоялся как суверенное, независимое государство. Нам удалось достойно войти в мировое сообщество, создать вокруг себя благоприятный международный климат, наладить сотрудничество в политической, экономической и культурной областях с ведущими странами мира.

Нам удалось избежать прямой конфронтации внутри общества, которая является столь характерной для посткоммунистической истории многих стран. Мы стали проводить широкомасштабные социально-политические и экономические реформы и добились заметных результатов.

Мы сумели стабилизировать национальную экономику. В первую очередь встала задача вызволить Казахстан из обветшалых одежд сырьевого “подбрюшья” бывшего СССР, восстановить крупнейшие предприятия промышленности, которые в условиях распада прежних хозяйственных связей оказались в тяжелейшем кризисе, обуздать галопирующую инфляцию, создать собственную валюту и финансовую систему. Эти задачи были наиболее приоритетными на первом этапе развития — до 1993 года.

Вместе с тем критически важным было провести либерализацию в экономике, внедрить рыночное законодательство, открыть экономику для взаимодействия с внешним миром, начать процесс привлечения иностранных инвестиций. Такова была суть экономических реформ на втором этапе — в 1993—1997 годах. Казахстан осуществил их в наиболее законченном виде. Быстрыми темпами была проведена приватизация, создана принципиально новая, ориентированная на действенные мировые стандарты банковская система, сформирован отечественный бизнес.

После этого мы начали переход от политики макроэкономической стабилизации к стратегии экономического роста. К концу 90-х годов экономическая система приобрела достаточную устойчивость для того, чтобы мы стали больше внимания уделять экономическим процессам на уровне отраслей и конкретных предприятий, приступили к либерализации налоговой системы, осуществили реформы в области коммунальной собственности и в пенсионной сфере, начали политику импортозамещения и развития транспортной инфраструктуры.

Знаковым событием стало то, что Казахстан выдержал последствия кризиса в Юго-Восточной Азии и в России. Достаточно отметить, что в кризисном 1998 году мы по-прежнему наблюдали рост прямых иностранных инвестиций, что свидетельствовало о доверии инвесторов к нашей экономической политике.

В целом за годы независимости в экономику Казахстана привлечено свыше 21 миллиарда долларов зарубежных инвестиций. Это составляет почти полторы тысячи долларов на каждого жителя страны. По экспертным оценкам, казахстанской экономикой получено более 80 процентов всех прямых инвестиций, поступивших в Центральную Азию. Всемирный банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

При этом важно добавить, что в последние два года внутренние инвестиции превышают внешние вложения. Это верный индикатор не просто оздоровления экономики, а ее устойчивого роста. Последние четыре года рост ВВП составляет в среднем 10 процентов в год. Значительно улучшился платежный баланс страны, увеличились золотовалютные резервы. Сегодня они превышают наши международные долги, Казахстан превратился в страну нетто-кредитора.

К основным характеристикам нашей экономики относится наличие быстро развивающегося частного сектора. К сегодняшнему дню частным сектором выпускается более 75 процентов продукции. Зарегистрировано более 100 тысяч частных предприятий, из них около 1 700 представляют крупное производство. Кроме того, в стране действует 348 тысяч субъектов малого предпринимательства. В сфере малого бизнеса мы ставим задачу довести количество работающих до 40 процентов от общей численности занятых.

На протяжении всех последних лет Казахстан лидирует среди стран СНГ по уровню среднемесячной заработной платы.

На нынешнем этапе в Казахстане начата реализация политики промышленной модернизации, направленной на преодоление сырьевого характера экономики и поддержку отечественных производителей.

Широкий размах получает государственная забота о развитии отечественной науки, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. Было открыто или восстановлено более тысячи объектов культуры. Успешно выполнена одна из самых эффективных социальных программ — компьютеризация школ. Программа “Здоровье народа” полностью сняла проблему с обеспечением лечебных учреждений вакцинами. Нам удалось переломить и опасную тенденцию, наметившуюся в 1990-е годы, и добиться снижения заболеваемости туберкулезом. Сегодня в Казахстане новых школ и больниц строится больше, чем в самые успешные советские годы.

Все это говорит о том, что мы уже начали пожинать первые плоды претворения Программы развития Казахстана до 2030 года. Эту программу, получившую название “Стратегия-2030”, мы разработали в конце 1997 года, когда почувствовали устойчивость и необратимость процесса обновления. В этом важнейшем документе мы дали трезвую оценку состояния нашего государства и постарались определить долгосрочные приоритеты развития. “Стратегия-2030” вооружила наше общество реалистическим видением наших перспектив и целеполагающими методами развития.

Считаю важным назвать эти приоритеты:

— обеспечение национальной безопасности Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности;

— укрепление внутриполитической стабильности и консолидации общества;

— достижение экономического роста, базирующегося на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений;

— эффективное использование энергетических ресурсов, увеличение добычи и экспорта нефти и газа в целях устойчивого экономического развития и повышения уровня жизни граждан;

— развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи;

— повышение уровня образования граждан, охраны их здоровья;

— создание профессионального государства, эффективного и современного корпуса государственных служащих.

По прошествии пяти лет с момента принятия этой стратегической программы мы уже можем говорить о завершении основных политических и социально-экономических реформ, создании стабильной и устойчивой государственной системы, основ законодательства и условий поступательного роста.

Мы создали страну практически с нуля. И мой народ на ходу учился тому, что такое свобода, в том числе экономическая.

 

Я верю в демократию,

потому что она освобождает энергию

каждого человеческого существа.

В. Вильсон

На протяжении 70 лет советской истории и последнего десятилетия традиционное мировосприятие, мировоззрение казахов испытало сильнейшее внешнее давление, впитало много нового. Но оно сохраняет свои исконные черты, ярко проявляющиеся в этнической психологии и национальном характере.

Демократические принципы, выработанные западным миром, ни в коей мере не вступают в противоречия с традиционными ценностями казахского народа. Но, с другой стороны, они и не совпадают друг с другом — по форме, генезису. Это означает, что необходимо время, чтобы универсальные принципы демократии по-настоящему проросли на нашей почве, обретя при этом национально-историческую специфику. Демократия — это не только система, но и культура.

Последний аспект очень важен. Мы сможем говорить о победе демократии лишь в том случае, если ее общечеловеческая природа будет синтезирована с этноисторической культурой нашего народа, проявится в специфически национальных формах.

Сколь ни благородно нетерпение поборников “чистой демократии”, сколь ни благи их намерения, нужно понимать, что путь простого клонирования политических моделей имеет существенные изъяны. На процессы, происходящие в бывших советских республиках, необходимо смотреть шире, разносторонне. И если бы мы в Казахстане потеряли нити управления страной, то общество из тоталитаризма перешло бы к анархии.

Для социальной модернизации постсоветских обществ политико-правовые инструменты имеют определяющее значение, но их эффективное применение столь же сильно зависит от бытующих социально-психологических феноменов. К примеру, трудности реформ в России, неприятие демократических преобразований многими людьми напрямую связаны не только с экономическим кризисом, но и с психологическими последствиями распада Советского Союза и крушения социалистических иллюзий коллективизма.

Что касается Казахстана, то мы не ставим задачу превратиться в демократическое государство именно западного типа. Нам интересен опыт разных систем. Стандарты демократии всеобщи, но в разных странах они приобретают собственный колорит. Кстати говоря, в силу предшествующей исторической специфики мы должны внимательно отнестись к социал-демократическим идеям, опыту многих европейских правительств.

Но, конечно, это не значит, что к сегодняшнему Казахстану следует подходить с европейскими мерками, забывая, что в Европе государственность существует тысячу лет, тогда как мы сделали первые шаги лишь десяток лет назад.

Мы последовательно внедряем в государственную и общественную жизнь демократические принципы, формируя правовое государство и соответствующую политическую систему, но никто не докажет мне, что слепое копирование чужого опыта и следование теоретическим догмам важнее объективного соответствия зрелости общества, его экономического состояния тем или иным демократическим нормам. Какие бы хорошие законы мы ни написали, жизнь все равно играет определяющую роль. Демократию нельзя объявить, ее можно лишь выстрадать. Демократия — это конечная цель пути, а не его начало.

Наверное, мы еще не создали самое демократичное общество. Но мы вправе гордиться тем, что сделали. Наше продвижение к подлинно демократической системе имеет необратимый характер. Фундаментальные основы демократии у нас созданы в лице демократической выборной системы, двухпалатного Парламента, часть которого избирается по партийным спискам, независимой судебной системы, свободно функционирующих средств массовой информации, динамично развивающихся политических партий, в том числе открыто оппозиционных, и так далее.

Активно осмысливая процессы демократизации общества, мы сегодня сформировали видение дальнейших реформ в этой сфере и инициировали широкий общественный диалог по наиболее актуальным вопросам: это усиление роли политических партий, совершенствование выборного законодательства, развитие местного самоуправления, повышение роли неправительственных организаций и в целом институтов гражданского общества, укрепление свободы прессы, введение частной собственности на землю.

 

Справедливость —

единственная истинная связь

между людьми и нациями.

С.Цвейг

Созидая себя как подлинно миролюбивое государство, Казахстан добровольно отказался от смертоносного ракетно-ядерного арсенала. Эта позиция Казахстана была поддержана как странами ядерного клуба, предоставившими нашей стране гарантии безопасности и территориальной целостности, так и центральноазиатскими государствами, лидеры которых объявили Центральную Азию зоной, свободной от ядерного оружия.

Приверженность Казахстана своему выбору в пользу демократии и гуманизма не могла не вызвать высоких оценок среди мирового сообщества и авторитетных международных организаций. Главным результатом этого курса стало признание Казахстана как надежного партнера в сотрудничестве в области региональной и глобальной безопасности.

Фактором международной политики и важным вкладом Казахстана в укрепление региональной безопасности и интеграции стала инициатива о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Первый саммит СВМДА прошел в Алматы в июне прошлого года и стал событием мирового значения, поскольку на международной арене возник новый механизм региональной безопасности. Возрос авторитет Казахстана и как члена Шанхайской организации сотрудничества, которая вносит большой вклад в формирование атмосферы доверия на огромной части Азиатского континента.

Широкий резонанс обрели и многие инициативы Казахстана в рамках СНГ, среди которых проект создания Евразийского союза, программа “Десять простых шагов навстречу простым людям”. Важным шагом стало создание новой организации — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). XXI век — век интеграции, и сейчас даже крупнейшие государства осознают, что в условиях глобализации жить изолированно от других попросту невозможно.

Казахстан приветствует межгосударственные объединения в качестве равноправных сообществ, отношения внутри которых строятся на взаимном уважении и учете интересов. Следуя во внешней политике принципу многовекторности, наша страна установила позитивные и динамично развивающиеся отношения со всеми соседними государствами, создав своего рода “пояс безопасности” по периметру наших границ. Учитывая наше геополитическое положение между Россией, Китаем и регионом, примыкающим к неспокойному Среднему Востоку, это следует признать важным достижением.

Казахстан — многонациональная и поликонфессиональная страна, в которой царят мир и согласие. Это большое достижение нашей внутренней политики и основное условие для процветания страны. Поэтому мы поддерживаем антитеррористическую коалицию, делаем все возможное, чтобы установился мир в Афганистане, мирно разрешился конфликт между Индией и Пакистаном. Мы не приемлем экстремизм и радикализм любого толка.

Известно, что Казахстан обладает огромными запасами нефти и газа. Уверен, мы сумеем найти разумный баланс интересов в той глобальной игре, которая разворачивается вокруг природных ресурсов Каспийского бассейна. Регион обещает стать в нынешнем столетии одним из основных поставщиков углеводородного сырья. Принципиально важно, чтобы все государства региона и главные внешние участники этой игры выработали общие подходы.

Трудно сказать, какая идея может стать объединительной, комфортной для всех. Возможно, это будет идея возрожденного Шелкового пути, может быть, какая-то другая. В любом случае она должна быть сформулирована на эвристических принципах нового века, в которых будут преодолены или хотя бы поколеблены национальный эгоизм и политические предрассудки ушедшего столетия.

Именно в терминах XXI века мы бы хотели видеть геополитическую роль своей страны. Казахстан не хочет фигурировать в качестве “санитарного кордона”, “подбрюшья” и других подобных сравнений. Мне кажется, нам больше подходит роль такой страны, в которой мирно встретились Восток и Запад, христианство и ислам, древние традиции и прогресс новейших технологий.

Наша новая столица Астана находится в географическом центре Евразийского материка, откуда начинаются дороги во все четыре стороны света. Точно так же весь Казахстан открыт для того лучшего, что накоплено человеческой цивилизацией.

Если мы встретимся через двадцать лет, то, уверен, все смогут увидеть, что наш народ построил демократическое общество, богатое и справедливое.

Январь 2003 года