В КазНМУ состоялась научно-практическая конференция «Модель медицинского образования Казахского Национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова: предварительные итоги, проблемы и перспективы»




20.05.2011

Высокие темпы научно-технического прогресса, интенсивный рост объема новой информации в медицине, изменение требований к профессиональному уровню врачей, введение новых специальностей, системы сертификации и аттестации медицинских кадров, выдвигают на первый план вопросы совершенствования медицинского образования и создание совершенно новой модели медицинского образования. Система медицинского образования Казахстана поставила перед собой амбициозные цели – повышение качества подготовки медицинских кадров, выпуск врачей нового поколения – конкурентоспособных специалистов международного класса. Процесс подготовки кадров нового тысячелетия требует коренных изменений существующей системы образования. В XXI веке нужны профессионалы международного класса для решения новых проблем и удовлетворения запросов общества. Повышение требований к студентам-медикам, уровню профессионализма ППС вуза – необходимые условия успешного и перспективного развития университета.

20 мая Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова презентует новую уникальную модель медицинского образования! Теперь медики КазНМУ, а это более 10 000 студентов, будут обучаться по совершенно новой системе, основанной на компетентностно-ориентированном подходе. Аналогов данной модели образования в Республике Казахстан и странах ближнего зарубежья на сегодняшний день нет.


В мероприятии приняли участие ректора ведущих вузов республики, все медицинские вузы страны, представители Министерства образования и науки РК, Министерства здравоохранения РК, ППС КазНМУ.

Реалии нашей жизни ставят перед всеми нами всё более многогранные и сложные задачи. В последние годы проблеме качества уделяется большое внимание во всем мировом образовательном пространстве. Система медицинского образования Казахстана поставила перед собой амбициозные цели – повышение качества подготовки медицинских кадров, выпуск врачей нового поколения – конкурентоспособных специалистов международного класса. Процесс подготовки кадров нового тысячелетия требует коренных изменений существующей системы образования. В XXI веке нужны профессионалы международного класса для решения новых проблем и удовлетворения запросов общества. Страна нуждается в новых кадрах, способных конкурировать в глобализованной, основанной     на знаниях, экономике.

В  свете  признания  Казахстаном  принципов  «Болонского процесса»  в мае  2010  года Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова подписал «Великую Хартию Университетов», разработал и внедрил уникальную модель медицинского образования — «Модель медицинского образования выпускника КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова», основанную на компетентностно-ориентированном обучении и удовлетворяющую требованиям современного общества.

Согласно этой модели, для успешного конкурирования не только на рынке медицинских услуг РК, но и других стран ближнего и дальнего зарубежья и соответствие требованиям, выставленным медицинским работникам современного общества, выпускник нашего университета за время обучения должен приобрести пять основных компетенций: «Знание», «Умение», «Коммуникативные навыки», «Адвокат здоровья» и «самообразование». Овладев этими компетенциями, будущий специалист сможет в будущем решать поставленные перед ним задачи.

Компетенции позволяют студенту и выпускнику более ясно понимать ценности и установки по отношению к конкретной цели; научат решать сложные задачи и использовать новые идеи и инновации. Компетенции позволяют контролировать свою деятельность, обучаться самостоятельно; искать и использовать обратную связь; быть уверенным в себе; приобретать навыки самоконтроля; размышлять о будущем; обращать внимание на проблемы, связанные с достижением поставленных целей. Компетенции выработают навыки по решению.

Как отметил ректор КазНМУ Айкан Аканов, «повышение требований к студентам-медикам, уровню профессионализма ППС вуза – это необходимые условия успешного и перспективного развития университета. Основное направление развитие образования в КазНМУ – формирование новой модели специалиста на основе качественно нового системного подхода в обучении.

Да, сегодня у нас есть большие проблемы в науке, образовательном процессе. Мы должны глобально пересмотреть, что сделали и куда движемся. Основное внимание мы должны уделить науке и инновациям. КазНМУ стремится к полноценной интеграции науки и обучения, творческим инновациям во всех сферах образовательной, исследовательской и управленческой деятельности. В основе высокого качества образования – передовые научные достижения. К сожалению, основная масса  профессорско-преподавательского состава далека от большой науки. Поэтому в этом году мы вынуждены пойти на кардинальные меры – переаттестацию всех заведующих кафедрами, а впоследствии и профессоров. Да, в результате многие наши сотрудники останутся не у дел, но другого выхода у нас нет. Нам нужны компетентные педагоги. Профессия преподавателя неотделима от профессии ученого. Исследования составляют неотъемлемый компонент образования..».

Ключевые приоритеты КазНМУ в образовательной сфере в среднесрочной перспективе включают: дальнейшую интеграцию в мировое образовательное пространство, внедрение компетентностного подхода на всех образовательных уровнях, ориентацию на потребности реального рынка труда, развитие новых образовательных программ всех уровней как ответ на актуальные общественные потребности, развитие активных и интерактивных форм обучения, обеспечение эффективного управления качеством образования и совершенствование механизмов управления учебным процессом, создание полноценных профессиональных модулей. Достижение поставленных приоритетов потребует решения целого комплекса задач, пути решения которых будут рассмотрены в ходе научно-практической конференции.

Пресс-служба КазНМУ