В сентябре 2013 года в Казахском Национальном медицинском университете им. С.Д.Асфендиярова создан первый в Казахстане Центр интегрированного обучения, представляющий собой синтез всех основных клинических дисциплин. Проходить обучение в нем будут студенты 3-го курса КазНМУ, а это более 1300 человек. Как известно, стратегия современного медицинского образования в Казахстане сегодня направлена на совершенствование существующих обучающих технологий, повышение мотивации к самообучению, развитие клинического мышления, стратегии интегрированного обучения, а также организацию мониторинга качества образовательного процесса. Согласного этой стратегии обучения в ГОСО 2006 года, на 3 курсе обучения в медицинских вузах предусмотрено модульное обучение по органам и системам.
По словам Айкана Аканова: «особенность 3-го года обучения состоит в синтезе полученных на начальных курсах знаний. Поэтому было принято решение о создании Центра, где все основные дисциплины будут сосредоточены в одном месте. Тем самым Университет вплотную подошел к мультидисциплинарному подходу к обучению».
Учитывая, что базовые дисциплины создают основу для последующего освоения клинических дисциплин, в Центре предусмотрена интеграция базовых дисциплин – нормальной анатомии, нормальной физиологии, гистологии, патологической анатомии, патологической физиологии, фармакологии, визуальной диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке цели, определения содержания обучения, его форм и методов.
Руководить Центром будет заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней Есенжанова Гульшат Мусреповна. По словам Гульшат Мусреповны, «создание центра интегрированного обучения по органам и системам предполагает объединение в целое ранее «разрозненных” частей. Интеграция в обучении означает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. В результате интегрированного обучения у обучающихся возникает целостное восприятие, формируется взаимосвязь знаний по отдельным дисциплинам. Интегрированное обучение подразумевает значительный информационный блок, что требует введения новых технологий обучения и значительной самостоятельной работы студентов».
Центр занимает двухэтажное здание на территории бывшей детской железнодорожной больницы города Алматы, в настоящее время осуществляется капитальный ремонт здания, в более чем 20-ти учебных комнатах которого будут заниматься 100 групп по 10-11 человек.
Как отметил ректор КазНМУ Айкан Аканов, «создание Центра интегрированного обучения позволит повысить качество подготовки специалистов, реализовать мультидисциплинарный подход в образовании, а также стандартизировать подходы к обучению. Актуальность Центра определяется требованиями обеспечения непрерывности образования, необходимостью постоянного обновления знаний, в особенности, в сфере высшего медицинского образования. Мы руководствовались следующими основными принципами: это объединение фрагментов знаний в единое целое, управление и мультидисплинарный подход. Усилиями ведущих кафедр и модулей старейшего университета страны будет создана система мультидисциплинарного, качественного и эффективного преподавания базовых медицинских дисциплин, обеспечивающая релевантность подготовки специалистов».
Пресс-служба КазНМУ