ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Б.Т.ЖУМАГУЛОВА В КАЗНМУ ИМ. С.Д.АСФЕНДИЯРОВА НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ», АЛМАТЫ, 22 АПРЕЛЯ 2011 ГОДА




22.04.2011

Уважаемые участники конференции, коллеги!

Искренне рад встрече с вами, особенно в такой одновременно деловой и торжественный день.

Деловой он потому, что это первый мой визит в Казахский национальный медицинский университет и участие в нашей конференции.

А торжественный потому, что посвящен прекрасному юбилею нашего выдающегося ученого академика Рахишева Алшинбая Рахишевича — это большое и радостное событие для всех нас.

Но прежде несколько слов, над чем сейчас работает Министерство образования и науки, какие перспективы нас ждут в этой сфере.

Вы знаете, что Указом Главы государства Н.А.Назарбаева утверждена Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Эта программа существенно отличается от предыдущих, уникальна по своему содержанию и поставленным целям.

Правительством принят План мероприятий по ее реализации на первый этап — 2011 -2015 годы.

Дополнительно к имеющемуся бюджету образования предусмотрено весьма значительное финансирование — почти половина триллиона тенге на 5 лет, то есть на 2011-2015 годы.

Госпрограмма охватывает самый широкий круг вопросов, по которым планируется выход на принципиально новые качественные рубежи.

Это 100%-ный охват дошкольным воспитанием и широкое освоение электронного обучения e-leaming.

Переход на 12-летнее обучение в средней школе и повышение статуса педагога, которое затрагивает не только учительский корпус, но и все уровни образования вплоть до высшего.

Это и внедрение новой модели в техническом и профессиональном образовании, ориентированной на самое серьезное взаимодействие с рынком труда.

И многие другие вопросы.

Очень серьезное внимание уделено в Госпрограмме совершенствованию системы высшего образования.

Здесь основной упор делается на повышение качества подготовки специалистов.

Вы, наверно, обратили внимание, что в Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» Глава государства критиковал избыточность нашей вузовской сети по сравнению со среднемировыми показателями.

Причем эта избыточность во многом определяет более низкое качество подготовки специалистов.

Думаю, для вас не секрет, что определенная часть нынешних вузов, гордо именующих себя университетами или академиями, на самом деле не соответствует такой высокой планке.

Теперь здесь вводится новый механизм и новая классификация вузов, это:

■=> Национальные      исследовательские

университеты;

■=> Национальные вузы;

■=> Исследовательские университеты;

■=> Университеты;

■=> Академии;

■=> Институты.

На основе анализа международного опыта для каждого уровня новой классификации мы формируем достаточно жесткие критерии, аналогичные мировой практике.

И вузы, не соответствующие этим критериям, будут понижаться в категории и, в конечном счете, объективно уходить из рынка образовательных услуг данного уровня.

То есть это не волевое сокращение вузов, а качественная оптимизация их сети.

Таким образом, думаю, удастся существенно упорядочить нашу вузовскую систему и повысить качество подготовки.

Очень важным моментом является введение категории Исследовательские университеты — они станут не только распространителями, но и наработчиками новых знаний, будут развиваться по специальным целевым программам, утвержденным Правительством.

В соответствии с поручением Главы государства будет усилена инновационная деятельность вузов.

Выработаны критерии отбора вузов, которые будут ориентированы на данное направление.

Знаю, что ваш Казахский национальный медицинский университет является признанным инновационным лидером в своей сфере.

И развитие по этому пути мы будем всячески поддерживать.

Хочу обратить ваше внимание еще на один важный аспект.

Со следующего года мы отменяем промежуточный государственный контроль — ПГК, который ничего не дает для качества образования, а является чисто формальной процедурой.

А дальше будем предоставлять вузам вузам академическую свободу и автономию, понимаемую как самостоятельность в осуществлении образовательной, научной,    финансовой, международной и иной деятельности.

По этой модели уже развивается Назарбаев Университет, в дальнейшем она будет последовательно распространяться и на другие вузы Казахстана.

Государственные вузы в итоге станут автономными некоммерческими организациями — такой подход широко используется в мировой практике.

Это позволит каждому вузу иметь «собственное лицо», быть узнаваемым на мировой арене.

В этом году мы сделали, думаю, очень важный шаг — обеспечили финансами реализацию в Казахстане основного мирового тренда высшего образования — академической мобильности — на это на первом этапе направляется 200 млн. тенге.

Теперь за счет государства студенты Национальных университетов смогут в течение семестра пройти обучение в лучших европейских вузах, студенты других региональных вузов Казахстана — в наших Национальных университетах.

Существенно расширяется и привлечение квалифицированных зарубежных преподавателей.

Если раньше, в 2005 году, мы могли привлекать ежегодно только              40 зарубежных профессоров, то уже в этом году их будет 300.

А самое     главное,     увеличивается продолжительность их работы — до 10 месяцев каждый.

Предусмотренные на это средства выросли с 265 млн. до 2,5 млрд. тенге в нынешнем году, то есть в 10 раз.

Не забыты и бытовые условия студентов.

Сегодня по поручению Правительства нами разработана Программа по обеспечению студентов вузов местами в общежитиях «Студенческое жилье».

А это очень важный вопрос, особенно для Алматы.

Реализация программы позволит к 2015 году повысить обеспеченность студентов общежитиями до 80%.

Уважаемые коллеги!

В сфере науки мы выходим на принципиально новую траекторию развития — она задана в новом Законе Республики Казахстан «О науке».

Думаю, вы знакомы с положениями нового закона — они весьма принципиальны и задают новую модель управления научной сферой.

Наиболее ответственным в новой модели является формирование неадминистративной вертикали принятия решений.

В ней теперь ключевую роль будут играть не чиновники, а сами ученые.

Для этого расширены функции Высшей научно- технической комиссии, создаются Национальные научные советы, которые будут формироваться из числа казахстанских и зарубежных ученых.

Именно они будут принимать окончательное решение об исполнении проектов и программ.

На принципиально новой основе создается Национальный центр государственной научно- технической экспертизы.

Вводятся базовое и грантовое финансирование исследований, новые механизмы поддержки науки и инновационной деятельности.

В частности, теперь государственным вузам разрешено создание         специализированных инновационных предприятий.

И наука выведена из сферы действия Закона «О государственных закупках».

Введена и новая модель подготовки научных кадров, базирующаяся на ученой степени доктора философии PhD и ученых званиях ассоциированного профессора и профессора.

Если раньше звания доцента и профессора были чуть ли не «автоматическим приложением» к диплому кандидата или доктора наук, то теперь ученые звания ассоциированного профессора и профессора повышают свой статус и становятся самостоятельными ступенями научного роста.

Все эти реформы в сфере образования и науки в своей совокупности создают совершенно новые условия для реализации Программы формирования интеллектуальной нации в Казахстане, которую два года назад выдвинул наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Это станет настоящим прорывом в качестве человеческого капитала нашей страны.

И, безусловно, главную роль в формировании интеллекта новых поколений казахстанцев играют Национальные университеты, такие, как Казахский национальный медицинский университет имени С.Асфендиярова, и работающие в них выдающиеся ученые и педагоги.

У медицинских вузов в этом отношении, можно сказать, особое положение.

Их развитие теперь будет поддерживаться не только Госпрограммой развития образования, но и Госпрограммой «Саламатты Казакстан» на 2011 — 2015 годы.

В совокупности эти две программы задают, можно сказать, сверхзадачу ускоренной модернизации медицинского образования и науки.

Будут внедряться новые принципы управления и финансирования системы подготовки кадров.

Существенно модернизируется материально- техническая база, оснащение учебно-клинических центров и лабораторий современным оборудованием в соответствии с международными стандартами.

С учетом лучшего зарубежного опыта будут совершенствоваться образовательные программы.

В сфере науки будет стимулироваться развитие мультицентровых исследований, в том числе с ведущими мировыми научными центрами.

На международный уровень будет выведена подготовка научных кадров, в том числе в рамках магистратуры и докторантуры PhD.

Большое внимание будет уделено стажировкам молодых и перспективных ученых за рубежом и с приглашением всемирно признанных ученых.

Все это направлено на формирование конкурентоспособного кадрового потенциала здравоохранения.

А этот потенциал создается именно в медицинских вузах, и прежде всего в Казахском национальном медицинском университете имени С. Асфендиярова — их бесспорном лидере и законодателе моды.

Так что перспективы у вашего университета очень хорошие, и мы будем всемерно поддерживать его развитие.

Но не буду утомлять вас программными задачами, вы наверняка их знаете.

Вернемся ко второй составляющей формирования интеллектуального потенциала — это, как я уже сказал, роль выдающихся ученых и педагогов.

К числу таких ученых, являющихся настоящими «генераторами» нового интеллекта, можно смело отнести сегодняшнего юбиляра — академика Национальной академии наук Казахстана Алшынбая Рахишевича Рахишева.

И он не просто видный ученый-медик с более чем шестидесятилетним творческим и педагогическим стажем.

Алшынбай Рахишевич воспитал целую плеяду талантливых ученых, внес весомый вклад в развитие науки, подготовку кадров и формирование казахстанской системы медицинских вузов.

Академик Рахишев широко известен на мировой арене, выступал на крупнейших научных форумах, в 1980 году в Париже был избран Почетным президентом Всемирной ассоциации по применению лазеров в медицине.

Но особой признательности заслуживает еще одна сфера научного служения Алшынбая Рахишевича.

Это многолетняя реализация благородной идеи — обогащения и развития в своей отрасли казахского языка, формирования казахской медицинской терминологии.

Здесь он был настоящим основоположником, увлекшись этой идеей еще со студенческой скамьи и создав первый латино-русско-казахский словарь анатомических терминов.

Об этом еще в 1966 году в восторженных выражениях писали на первых страницах газеты «Правда» и «Казахстанская правда» как о первом подобном опыте в Казахстане и Средней Азии.

И такая работа была продолжена — издан четырехтомный «Атлас анатомии человека» на трех языках, учебник на государственном языке, реализована программа «Научные основы разработки и внедрения казахской медицинской терминологии в учебном процессе».

За плечами Алшынбая Рахишевича работа председателем терминологической комиссии при Министерстве здравоохранения, работа в Главной редакции Казахской национальной энциклопедии, и многие другие достижения.

Все это — большой вклад в развитие человеческого капитала Казахстана, формирование интеллекта нации.

И проведение сегодняшней научно-практической конференции, участникам которой желаю самой успешной работы — лишь малая толика признания заслуг академика Рахишева.

Главное — это почет и уважение нескольких поколений ученых и студентов к этому большому патриоту, ученому и педагогу.

Уважаемые коллеги!

За достигнутые успехи в развитии науки, настойчивость и целеустремленность в достижении высоких целей академик Национальной академии наук Алшынбай Рахишевич Рахишев Министерством образования и науки РК награжден почетной медалью «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан».

Разрешите торжественно вручить ему эту награду, поздравить с замечательной датой и пожелать доброго здоровья, счастья и долгих лет жизни!