Выступление министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на 2-ой международной конференции «20 лет независимости: качество и перспективы развития человеческого капитала в РК» г.Астана, 6 сентября, 2011 г.




20.09.2011

Құрметті конференцияға қатысушылар мен қонақтар! Құрметті әріптестер! Ханымдар мен мырзалар!

Бүгінгі конференцияға қатысып отырғаныма өте қуаныштымын.

«Адами капитал» деген ұғым егемендік алғаннан кейін ерекше маңызға ие болды.

Тоталитарлық социализм дәуірінде адами капитал туралы мәселеге дәл бүгінгідей көңіл бөлінді деп айта алмаймыз.

Адами капиталдың ел экономикасындағы рөлін бағалап, оның дамуына тікелей ықпал етіп, көп күш жұмсаған Тұңғыш Президентіміз Нұрсұлтан  Әбішұлы Назарбаев.

Тәуелсіздіктің алғашқы күндерінен бастап, адами капиталды дамыту, оның ішінде халықты сапалы біліммен қамтамасыз ету — Елбасы саясатының басым бағытына айналды.

Мемлекет басшысы «ақылды экономика» құру үшін ең алдымен адами капиталды дамыту қажет екенін бірнеше рет атап өтті.

Елбасымыз осы мақсатта түбегейлі шешімдер қабылдап, әлемдегі озық бастамаларды игеруге барынша қолдау көрсетіп келеді.

Бүгінгі Конференцияның Тәуелсіздіктің 20 жылдығы қарсаңында өтуінің маңызы ерекше және методологиялық мағынасы да зор.

Уважаемые коллеги!

Вы знаете, что большинство стран мира сегодня вступило в период постиндустриального общества.

Согласно теории такого общества, разработанной К.Кларком и Ж.Фурастье, все общественное производство подразделяется на три сектора: первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (образование, наука, сфера услуг).

 

И в сегодняшних условиях преобладающее значение имеет именно третичный сектор — повышение роли знаний и образования, наращивание человеческого капитала

Это объективная закономерность третьего тысячелетия.

Для своего выступления я выбрал тему, связанную с институционализацией человеческого капитала

И это не случайно — ведь человеческий капитал как совокупность знаний, умений и навыков, используемых в экономическом развитии, в том или ином виде есть всегда.

Но для того, чтобы его целенаправленно наращивать, в первую очередь надо институционализировать этот процесс.

Напомню, что сегодня под термином «институционализация» понимают превращение какого-либо ранее неорганизованного явления в организованный и упорядоченный процесс.

Это предполагает формирование новых общественных институтов и организационных структур, их иерархии, создание и регламентацию правил их деятельности, отношений между собой и с обществом в целом.

Это энциклопедическое определение.

И оно очень хорошо соотносится с ключевыми процессами, которые все годы независимости идут в сфере человеческого капитала Казахстана.

Прежде всего, в образовании как основном источнике воспроизводства знаний.

Давайте с этой точки зрения посмотрим, что у нас уже достигнуто и какие задачи предстоит решать в будущем

Прежде всего, отмечу, что с обретением суверенитета в Казахстане сделаны весьма важные шаги в институционализации образовательной сферы.

Это принятие принципиально нового законодательства, привлечение в образовательный процесс частного капитала, приведение структуры обучения в соответствие с современной мировой практикой и т.д.

Стремительные перемены, происходящие в экономической, политической и социальной сфере жизни страны обусловили кардинальные изменения подходов к образованию и развитию человеческого капитала.

По инициативе Главы государства запущены такие уникальные проекты, как программа обучения казахстанской молодежи в лучших зарубежных вузах «Болашак», создание центров «Дарын» для поддержки одаренных детей, запуск программы «Балапан», задающей новые подходы в области дошкольного воспитания и обучения.

Казахстан первым среди стран СНГ полностью перешел на современную трехуровневую подготовку высоковалифицированных специалистов по системе «бакалавр — магистр — доктор РhD».

Тем самым заложена институциональная основа для интеграции в мировую образовательную систему, полноценного включения в Болонский процесс.

К нему Казахстан уже официально присоединился, и дальнейшее развитие высшего образования у нас идет в русле ведущих мировых тенденций.

Системной точкой институционального роста и развития нашей высшей школы на новых основах стал Назарбаев Университет, изначально созданный как триединый сплав науки, образования и инноваций.

В его создании и функционировании задействованы лучшие университеты мира, привлечены видные зарубежные специалисты, самые современные методы обучения, проведения исследований и их практической реализации.

Аналогичную роль в среднем образовании играют Назарбаев Интеллектуальные школы.

Такие точки роста дадут возможность поднять и общий уровень средней и высшей школы страны, последовательно транслируя туда методические, научные и организационные наработки лидеров.

Эти и многие другие примеры показывают, что такая трансформация у нас идет очень высокими темпами, опережающими все другие постсоветские страны.

Однако развитие сферы образования отнюдь не избавлено от определенных противоречий и пока еще не решенных вопросов.

В частности, это вопросы недостаточного качества образования, старения педагогических кадров, низкой конкурентоспособности специалистов, особенно среднего звена, и т.д.

А значит, форсированное формирование и целенаправленная эволюция институциональных механизмов воспроизводства знания и человеческого капитала продолжает оставаться крайне актуальной задачей для Казахстана.

И особую актуальность она приобретает в свете таких всеобъемлющих инициатив Главы государства, как Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития и Программа формирования в Казахстане интеллектуальной нации.

Как вы знаете, Президентом страны утверждена новая Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

И основным приоритетом этой программы является переход на новое качество образования на всех уровнях подготовки.

Эта программа, а также выдвинутые в ее развитие инициативы предусматривают самые серьезные институциональные преобразования.

Именно они задают базовые направления нашей будущей работы, ставят конкретные задачи на перспективу.

Самые серьезные преобразования намечены в тех ключевых точках, которые обеспечивают максимальный синергетический эффект.

Во-первых, это принципиальное повышение квалификации педагогических кадров.

Для этого формируется, по сути, новый институциональный механизм.

Создаются новые структуры — Центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах, а также Национальный центр повышения квалификации педагогов.

Система будет работать по совершенно новым правилам — привлекается новейший зарубежный опыт и методики, создается в дополнение к имеющейся новая шкала квалификационных уровней учителей.

Последовательно повышается и будет дальше повышаться уровень оплаты труда и статус педагогов.

Поставлена цель сделать данную профессию привлекательной и создать действенные стимулы профессионального роста.

При поддержке Главы государства мы в корне пересматриваем концепцию и стандарты обучения по педагогическим специальностям в вузах.

С тем, чтобы квалификация их выпускников была реально сопоставима с европейским уровнем.

Во-вторых, вводится новый институциональный элемент – государственно-частное партнерство в сфере дошкольного воспитания.

Его основа – государственное подушевое финансирование вне зависимости от формы собственности дошкольных организаций.

Это создает дополнительные стимулы для привлечения частного капитала и существенного расширения сети дошкольных учреждений.

Такой механизм уже дал первые положительные результаты.

 

В-третьих, самым принципиальным изменением в среднем образовании является переход на 12-летнее обучение.

Он обеспечит большее институциональное соответствие наших образовательных структур передовой международной практике.

Вводится новый институт профильной школы, меняются базовые принципы обучения – оно переходит от «знаниевого» к «компетентностному» подходу с совершенно новым содержанием.

 

В-четвертых, впервые в Республике Казахстан по поручению Президента страны вводится централизованная вертикаль государственного контроля качества образования.

Для этого Министерством уже создаются департаменты во всех регионах страны.

Введение такой системы обеспечит эффективный контроль качества образовательных услуг, соответствующий практике передовых стран.

В-пятых, в системе технического и профессионального образования создается принципиально новая модель управления.

Она включает такие новые институты, как Национальный совет по подготовке кадров, отраслевые и региональные советы с широким привлечением работодателей и инвесторов.

На этой основе при содействии Всемирного Банка запущен механизм разработки профстандартов.

Таких стандартов у нас до сих пор не было.

Создается холдинг «Кәсіпқор», где опять-таки с участием бизнеса будет внедряться корпоративная модель управления организациями образования.

В-шестых, в системе высшего образования будет внедряться новая классификация вузов.

Вводится новый институциональный элемент — исследовательские университеты, которые соответствуют общемировой тенденции объединения образовательного и научного процессов.

По каждой ступени классификации мы разработали новые требования, что позволит оптимизировать сеть казахстанских вузов и поднять качество подготовки кадров.

 

Принципиальное внимание мы обращаем на развитие академической мобильности, как в международном масштабе, так и в республиканском — это один из базовых принципов Болонского процесса.

В данном направлении впервые в Казахстане введен механизм государственной поддержки.

Теперь за счет государства студенты Национальных университетов могут в течение семестра пройти обучение в лучших европейских вузах, студенты региональных вузов — в наших Национальных университетах.

 

Уважаемые коллеги!

Президент страны Н.А.Назарбаев сформулировал три главных аспекта формирования интеллектуальной нации — это образование, наука и инновации.

Поэтому не могу не сказать несколько слов о науке и инновационном процессе

Они вместе с образованием, являются важнейшими составляющими человеческого капитала, и здесь также идет институциональная модернизация.

В новом Законе РК «О науке» вводятся такие принципиально новые институты, как Национальные научные советы с участием виднейших казахстанских и зарубежных ученых, Национальный центр государственной научно-технической экспертизы, системы грантового и базового финансирования.

Все это направлено на существенное повышение уровня исследований, усиление творческой активности ученых и их вклада в развитие общества.

В сфере инноваций остановлюсь только на двух новых механизмах, направленных на реализацию поручения Главы государства «обратить внимание на подготовку инноваторов, людей с креативным мышлением».

Поэтому мы вводим новое институциональное понятие «инновационно ориентированных вузов», которые на конкурсной основе смогут получать целевую государственную поддержку.

Второе существенное изменение — законодательное разрешение государственным вузам создавать при себе инновационные предприятия.

Таким образом, будут одновременно решаться две задачи — реальный вклад вузов в инновационное развитие и подготовка молодых инноваторов.

 

Уважаемые коллеги!

Приведенным далеко не ограничивается перечень институциональных преобразований в образовательной и научной сферах.

Мог бы рассказать и о таких новых институтах, как попечительские советы, профессиональные объединения учителей-предметников, новая система подготовки научных кадров, и многое другое.

 

Все это — веяния самого последнего времени.

Но даже из приведенных примеров видно, что в сфере человеческого капитала у нас идет весьма серьезная институциональная трансформация.

Не сомневаюсь, что многие аспекты институциональных реформ будут более подробно освещены на секционных заседаниях.

Думаю, что секции вряд ли обойдут своим вниманием процессы институционализации.

К примеру, секция «Индивидуальный человеческий капитал» — в сфере образования и науки, секция «Корпоративный человеческий капитал» — в сфере переподготовки кадров, и т.д.

Так что разговор об институционализации человеческого капитала на этом не заканчивается.

 

 

Уважаемые коллеги!

В 1990 году по Индексу человеческого развития (ИЧР) Казахстан входил в группу стран со средним уровнем развития.

Спустя 20 лет мы вошли в число государств с высоким уровнем человеческого развития.

Это достижение – результат выверенной стратегии Главы государства Н.А.Назарбаева.

И в этом огромный вклад продуманных и всеобъемлющих институциональных реформ.

Уважаемые участники конференции!

Уверен, что наша совместная работа на данном Форуме принесет хорошие результаты.

Желаю вам огромных успехов и новых достижений!

Спасибо за внимание!

Взято с сайта http://www.edu.gov.kz