Объективно, прозрачно, по мировым стандартам
Это конкретные шаги по вхождению в международное образовательное пространство и реализации принципов Болонского процесса. В комиссии по сдаче госэкзаменов на стоматологическом факультете была Ирина Петровна МАЗУР, профессор кафедры стоматологии, пародонтологии и остеологии Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика (Украина).
Две недели Ирина Петровна Мазур провела в Казахском медуниверситете, читала лекции, встречалась со студентами, врачами и принимала участие в сдаче экзаменов как международный эксперт. Деловые связи с украинскими коллегами у казахстанцев продолжаются третий год, были встречи на конференциях, международных форумах, обсуждались и варианты объединения ассоциаций стоматологов стран СНГ в одну организацию.
На вопрос о том, какова цель привлечения независимых экспертов, будет ли положительно влиять их участие в приеме экзаменов на предупреждение коррупции, Ирина Петровна ответила:
— Я бы повернула этот вопрос по-другому. На сегодня существует диплом вашего университета, но может ли врач из Казахстана претендовать на работу, например, в Германии? Есть Всемирная Федерация Медобразования, которая установила определенные стандарты качества дипломного и постдипломного образования. И поскольку обязательства выполнять эти стандарты взял и ваш университет, что очень мне импонирует, то и участие международных экспертов обязательно.
В развитых странах такая практика давно принята. Тот, кто дает знания, не должен их проверять и оценивать, оценка должна быть независимой. В этом году в государственной экзаменационной комиссии принимали участие, помимо преподавателей, и представители стоматологических компаний, которые оценивали выпускников как потенциальные работодатели. Их оценка также является независимой и объективной.
— В этом отличие от экзаменов у нас, в украинских вузах, — говорит Ирина Петровна. – У вас врачи и руководители частных клиник принимают в составе комиссий экзамены, одновременно идет отбор врачей на работу. И у вас, и у нас общие проблемы – врачей выпускается много, а кадров в практическом здравоохранении не хватает. Теперь преподаватели остаются в стороне и не могут влиять на результаты экзаменов. Я была на всех экзаменах, смотрела срез, могла подходить к любому студенту и беседовала с ними, выясняя уровень знаний. Также во время экзаменов анализируется, как студент общается с пациентом, как планирует обследование, ставит диагноз и назначает лечение. В целом, экзамены построены очень хорошо и могут дать представление о подготовке студентов.
Но Ирина Петровна считает, в то же время, что она, давая оценку качеству знаний обучающихся, должна и сама помочь им получить новые знания, должна что-то «посеять». Как визитинг-профессор она читала лекции, проводила занятия, привезла с собой из Киева коллегу с мастер-классом.
— Это не значит, что мы приехали учить казахстанских врачей и преподавателей, ваш уровень и без того очень высок, — говорит гостья из Киева. – Мы делимся своим опытом, своими подходами к проведению учебных занятий как со студентами, так и с врачами в рамках последипломного образования. И мы видели глубокий интерес казахстанских врачей к нашим занятиям. Чувствуется, что люди ценят любую информацию, готовы воспринимать ее и использовать. Мы ценим и уровень ваших ученых. Я, например, много слышала о вашем профессоре Лидии Яковлевне Зазулевской, еще в аспирантуре читала ее работы, знакомилась с ее научными исследованиями в области лазерных технологий в стоматологии. И теперь мне очень приятно видеть ее воочию.
Коллеги договорились о возможных совместных работах и публикациях в международных медицинских журналах, в том числе по технологиям, предложенным Лидией Зазулевской. Ирина Мазур уверена, что советская школа в этой области была очень сильной, и нужно вспомнить о ней, рассказать на международном уровне.
Ирина Мазур считает очень прогрессивным ректора КазНМУ имени С. Асфендиярова. В вузе нет тенденции замыкаться в собственном кругу, сюда приглашаются международные эксперты. Это помогает улучшать подготовку студентов, с участием ученых с мировыми именами они шлифуются здесь, как алмаз.
— Айкан Аканов был заинтересован, например, когда я рассказывала ему, каким образом мы пользуемся богатейшей интернет-библиотекой Всемирной Организации Здравоохранения. В ней закрыты для всеобщего доступа те материалы и статьи, которые имеют самый высокий рейтинг, но если университет подпишется на них, до с ними смогут знакомиться все преподаватели. Именно такой подход используем мы, и Айкан Аканович сразу ухватился за эту идею, поскольку затраты минимальные, а эффект очень большой. Замечателен взятый вузом курс на трехязычие. Если студенты и преподаватели будут читать медицинскую литературу на английском языке, они смогут сопоставлять многие вещи, анализировать, брать лучшее. Ведь сейчас медицинская информация ежегодно обновляется на сто процентов, и без английского языка невозможно быть в курсе всех новшеств.
У Ирины Мазур вызывает уважение и отношение Казахстана к образованию, большой вклад в будущее специалистов самого государства. Если у нас, в Украине, говорит она, в вуз поступает пятьсот человек, то только восемь из них могут учиться по государственному гранту. У вас же, в Казахстане, почти половина студентов имеют такую возможность.
Принимавшая участие в беседе Лидия Яковлевна Зазулевская считает очень важным и нужным участие международных экспертов в учебном процессе и сдаче экзаменов.
— Киев всегда считался пионером, фундаментом по пародонтологии. Мы очень рады, что идея о привлечении украинских специалистов реализуется. Ирину Мазур мы знали только по литературе, а сейчас она делится с нашими врачами и студентами своими методиками, своими подходами к первичному обследованию и диагностированию. Замечательно, что наш университет планирует продолжить такое сотрудничество с украинскими учеными. В лице профессора Мазур мы нашли единомышленника, большого ученого с очень интересными идеями и планами. Совпадают наши биотоки по лазерным технологиям, и мы собираемся продолжить эту научную дружбу.
Лидия Яковлевна уверена, что участие международных экспертов дает возможность ей и коллегам со стороны посмотреть на подготовку казахстанских студентов, увидеть ее другими глазами. А самих студентов это еще больше дисциплинирует, они понимают, что нужно еще лучше готовиться.
Работа Ирины Петровны Мазур – врача, педагога, ученого – немало дала университету. И такая практика продолжится в дальнейшем, ведь вуз хочет и должен соответствовать международным стандартам.