Алмаз Шарман: Назарбаев Университет создает уникальную модель интеграции медицинского образования, науки и практики




12.12.2011

Главой государства поставлены задачи по созданию в Астане университета международного уровня на принципах академической свободы и институциональной самостоятельности. Таковым призван стать Назарбаев Университет, важными приоритетами которого являются сотрудничество его школ с ведущими мировыми вузами и исследовательскими центрами, а также тесная интеграция образования, науки и практики. О том, как названные принципы реализуются в деятельности медицинских подразделений уникального вуза, рассказывает заместитель председателя Исполнительного совета Назарбаев Университета профессор медицины Алмаз Шарман.

– Начну с того, что Назарбаев Университет представляет собой качественно новую для Казахстана модель вузовского образования, основанную на принципах автономности, академической свободы, открытости и инновационности. Ее практическое воплощение призвано способствовать реализации масштабной задачи по созданию в Казахстане экономики, базирующейся на знаниях. Это не просто радикальная модернизация сектора подготовки профессиональных и научных кадров или развитие компетенций, необходимых для инноваций. В данном контексте Глава государства поставил дальновидную и масштабную задачу, не имеющую аналогов на постсоветском пространстве. Двадцатилетие своей Независимости Казахстан встречает, глубоко переосмысливая идеологические приоритеты и свою историческую миссию по развитию передового гуманистического общества. Казахстан должен стать страной, привлекательной для будущих поколений граждан, передовой по качеству жизни. Эти перспективы полностью соответствуют прио­ритетам медицины, которая по своей природе является гуманистической отраслью естествознания.

Современная медицина основана не только на знаниях, но и на инициативе медиков, их умении принимать независимые решения, правильно и своевременно использовать знания и навыки в целях борьбы с заболеваниями, их предупреждения. Знания и инициа­тива требуют лидерских качеств, которые невозможно воспитать без академической свободы и синтеза профессио­нализма, просветительства и стремления к научному поиску. В Назарбаев Университете мы намерены создавать передовую академическую систему здравоохранения, основанную на интеграции медицинского образования, науки и практики, направленную на воспитание будущих лидеров здравоохранения, профессионалов и просветителей общества.

– Воплощение уникальной системы, суть которой вы только что обозначили, уже начато. Чем обусловлено решение о ее создании и какова при этом роль отдельных медицинских подразделений Назарбаев Университета?

– Идея интегрированной академической системы здравоохранения основана на лучшей мировой практике, по которой десятки лет успешно развиваются ведущие академические центры мира, такие как университеты Джонса Хопкинса и Питтсбурга в Америке, Медицинский университет Вены, Корейский университет, и многие другие. Эта система здравоохранения предусматривает синергизм, взаимозависимость и стратегическое сотрудничество между клиническими и академическими организациями с целью их взаимного усиления и успешного развития. Мировой опыт показывает, что мультипликативный эффект такого взаимодействия намного превышает результаты инвестиций, если бы они осуществлялись раздельно в отношении отдельной клиники, университета или научной организации.

В Назарбаев Университете создание Школы медицины станет заключительным этапом в формировании системы, объединяющей клиническую, научную и образовательную деятельность вуза. Первые два этапа завершились вхождением в состав университета клиник Национального медицинского холдинга и созданием Центра наук о жизни. Вместе со Школой медицины они и сформируют Интегрированную академическую систему здравоохранения университета.

Интеграционный подход был рекомендован международными консультантами Назарбаев Университета – менеджерами и профессорами Университета Дьюка. Кстати, посещая Астану, они выразили восхищение дальновидностью задач, поставленных Президентом Нурсултаном Назарбаевым, по созданию университета мирового уровня, а также его идеей «Госпиталя будущего», который создается на базе Национального медицинского холдинга. Экспертами Дьюка отмечена правильность приоритетов развития НМХ и необходимость скорейшей его интеграции в систему образования и науки Назарбаев Университета.

С вводом в эксплуатацию в октябре нынешнего года Национального центра кардиохирургии завершился процесс формирования Национального медицинского холдинга. НМХ сейчас включает шесть современных клиник, в которых созданы условия для обеспечения полного цикла высокотехнологичных услуг в области нейрохирургии, кардиохирургии, радиационной диагностики, педиатрии, малоинвазивной хирургии, реабилитации и других направлений. Важной задачей, стоящей перед руководством НМХ и Назарбаев Университета, является развитие пациенто-ориентированности, компетенции менеджеров и клинического персонала, транспарентности, финансовой устойчивости, конкурентоспособности и международного признания.

Клиники НМХ – «Госпиталь будущего» – призваны стать клинической базой для обучения студентов в создаваемой Школе медицины, а ее научной базой станет Центр наук о жизни. Подготовка специалистов будет направлена на глубокое понимание фундаментальных и прикладных вопросов современной медицины. Через три-четыре года, к моменту создания Школы медицины, будет накоплен достаточный потенциал для передачи знаний будущим студентам-медикам. Они станут клиницистами, учеными и педагогами. Именно в этом смысл интеграции и создания академической системы здравоохранения.

– Вы в основном говорите о перспективах. А есть ли результаты?

– Национальный медицинский холдинг за короткий срок (три с половиной года) сумел внедрить ряд важнейших управленческих и технологических инноваций. Впервые на постсоветском пространстве реализована крупномасштабная система корпоративного больничного управления, внедряются международные стандарты, направленные на постоянное улучшение качества медицинской помощи. Все это происходит на фоне прео­доления серьезных трудностей, связанных с особенностями и консервативностью менталитета.

18 ноября 2011 года Центр материнства и детства НМХ получил фокусную аккредитацию Международной объединенной комиссии по аккредитации медицинских организаций (JCI). Аккредитация JCI – это «золотой стандарт», признание того, что данная клиника соответствует современным международным требованиям к инфраструктуре, безопасности, операционным процедурам, клиническим процессам. Например, абсолютное большинство американских клиник аккредитовано по данной системе.

Следует отметить, что среди клиник такой мощности 500-коечный Центр материнства и детства является первым на постсоветском пространстве и во всей Восточной Европе, получающим такую престижную аккредитацию. В этом большая заслуга прежде всего коллектива центра и его руководства. Напомню, что с 2009 года данный центр управляется австрийской компанией Vamed, которая также управляет клиниками Шарите и Гамбургского университета в Германии, клиникой Медицинского университета Вены, а также больницами в Малайзии, Абу Даби и других странах.

Помимо международной аккредитации важным условием того, чтобы клиники холдинга получали право считаться университетскими клиниками, должна стать инновационная деятельность и высокотехнологичность медицинских услуг. Совместно с Центром наук о жизни Назарбаев Университета в клиниках НМХ внедряются регенеративная медицина, фетальная хирургия, онкогематология, биоинженерия.

Наши усилия уже дают конкретные плоды. Впервые в Центральной Азии 8 ноября нынешнего года в Астане было имплантировано автономное вспомогательное устройство левого желудочка сердца, которое, по сути, является искусственным сердцем. Это произошло в недавно открытом Национальном центре кардиохирургии. Отметим, что такая технология пока не внедрена в соседней России. В недалеком будущем специалисты холдинга начнут применять искусственное легкое. На очереди – трансплантация органов и тканей.

– Каким образом ваши планы соотносятся с государственной программой «Саламатты Қазақстан»?

– Развитие академической системы здравоохранения Назарбаев Университета предусмотрено госпрограммой. Создается модель, основанная на инновациях и международных подходах, которая должна внедряться на всех уровнях здравоохранения – от академического и высокоспециализированного до первичного звена оказания медицинской помощи.

Должен сказать, что данный процесс синхронизирован с развитием Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ), построение которой мы рассматриваем в качестве начального этапа реформирования здравоохранения страны. Если считать, что благодаря предпринимаемым усилиям к 2020 году большинство медицинских организаций Казахстана станут конкуренто­способными, то именно к этому времени Назарбаев Университет выпустит первую когорту специалистов-медиков. Они должны стать востребованными обновленной системой охраны здоровья.

– Процесс довольно длительный – как это объясняется, ведь страна развивается быстрыми темпами?

– Сектор здравоохранения является, пожалуй, наиболее сложной отраслью социально-экономического развития. Приведу пример. Для более чем 14 тысяч известных болезней существует около 6 тысяч различных видов лекарств и 4 тысяч методов хирургических и других вмешательств. Задача врача и медицинской организации – правильно и своевременно применить весь этот арсенал средств в каждом отдельном случае. А это требует глубоких и всесторонних знаний, опыта, эффективного менеджмента. В мире нет другой индустрии, где бы использовалось более 14 тысяч различных производственных линий.

Таковой является современная медицина. Реформы в этой отрасли требуют тщательного анализа и долгосрочной стратегии с учетом имеющихся и планируемых ресурсов, инфраструктурных особенностей, доступа к современным технологиям, состояния здоровья граждан и менталитета медиков и населения. Последнее, пожалуй, труднее всего изменить.

Академическая система здравоохранения Назарбаев Университета призвана разрабатывать новые идеи и подходы с учетом мирового опыта в целях их практического внедрения на всех уровнях оказания медицинской помощи. Следует отметить, что аналогичную функцию выполняют и зарубежные академические центры: в Германии – клиники Шаритэ, в США – клиники Мэйо, Университеты Джонса Хопкинса, Дьюка, Питтсбурга и Гарвардская медицинская школа. Они являются моделями передового здравоохранения не только для своих стран, но в ряде направлений и для мирового здравоохранения. Следует отметить, что эти всемирно известные центры создавались не годами и даже не десятилетиями, а скорее столетиями. Перед академической системой здравоохранения Назарбаев Университета стоят подобные задачи, но они должны быть решены в течение ближайших лет.

– Планка поставлена высокая!

– Но просто жизненно необходимо ее преодолеть. Для того чтобы всегда быть на переднем крае современной медицины, нужно уметь правильно пользоваться научными знаниями, а лучше всего – непосредственно участвовать в научных исследованиях и уметь передавать эти знания. Иными словами, в идеале современный специалист-медик должен обладать тремя ключевыми качествами – быть клиницистом, ученым и педагогом. Объясню это на конкретных примерах.

Природа медицинской деятельности такова, что в больнице ежедневно сталкиваются с решением вопросов жизни и смерти. Ранее было опубликовано исследование, в котором установлено, что в палатах интенсивной терапии современных клиник пациент ежедневно подвергается в среднем 175 медицинским манипуляциям – от обычных уколов до установки подключичных катетеров и отсасывания жидкостей из легких, и каждая из них сопровождается определенным риском. Ситуация усугубляется тем, что манипуляции часто проводят больным, многие из которых находятся в критическом состоянии. Все это требует интенсивного ухода и высочайшей точности и аккуратности в проведении медицинских манипуляций. Любые неточности и промедления могут оказаться смертоносными.

От современных медиков зачастую требуется принятие сложных управленческих решений на всех уровнях оказания медицин­ской помощи с учетом эпидемиологической, демографической ситуации и потребностей различных социальных слоев населения. Все это требует интеграции в пространстве и времени, что невозможно без координированной командной работы.

Безусловно, технологии являются исключительно важными в современной медицине. Однако в конечном итоге медицина – это прежде всего люди, это взаимоотношения между теми, кто нуждается в помощи, и теми, кому доверено ее оказывать. Доверие достигается благодаря компетенции, проявлениям сострадания, высоким этическим и нравственным стандартам и социальной ответственности. Все это является квинтэссенцией профессионализма современного медработника. Развитие таких качеств требует длительного обучения и значительных вложений времени, энергии и ресурсов как со стороны будущего медработника, так и со стороны общества.

К сожалению, многие сегодняшние подходы в медицинском образовании существенно отстают от требований времени. Это в основном связано с фрагментарностью и недостаточной адаптацией учебных программ к технологическим инновациям и другим современным приоритетам.

Все это требует серьезного пересмотра системы медицинского образования и инновационной деятельности. Нам следует по-новому взглянуть на следующее: кого, чему и как обучать, а также где обучать.

– Вы сказали, что последним этапом в формировании Интегрированной академической системы Назарбаев Университета станет создание Школы медицины. Поделитесь планами по поводу этой работы.

– Школа медицины – это, по сути, медицинский факультет Назарбаев Университета. Просто в мире университетские факультеты принято называть школами. Миссией Школы медицины станет подготовка нового поколения врачей-ученых-педагогов. Это будет небольшая когорта специалистов (не более 100 выпускников в год), но они будут занимать лидерские позиции в области медицинской науки, образования и здравоохранения страны.

Школу медицины планируется открыть в 2014 году. Во всяком случае к этой дате должна быть готова инфраструктурная база в виде отдельного корпуса с учебными аудиториями, анатомическим залом и центром симуляционного обучения. Должен быть подготовлен и сформирован профессорско-преподавательский состав и начат набор студентов. Данный процесс сейчас осуществляется в Назарбаев Университете в академическом партнерстве с Университетом Дьюка.

– Будучи организатором здравоохранения с международным опытом, вы можете кон­кретно обрисовать ситуацию с медицинским образованием в мире и что Казахстан может почерпнуть из практики других стран?

– Всего в мире функционирует 2 420 медицинских вузов (университетов, школ и факультетов), 467 школ и факультетов общественного здравоохранения и значительное количество медицинских колледжей и медсестринских школ, в которых ежегодно получает образование более миллиона врачей, медсестер и других работников здравоохранения. Вместе с тем практически во всех странах отмечается нехватка врачей и среднего медицинского персонала.

В таких странах, как Китай, Индия, Бразилия и США, функционирует более 150 медицинских вузов, в то время как 36 стран мира не предоставляют никакого медицинского образования. Отметим, что в Казахстане 6 медвузов, которые ежегодно выпускают около 3 000 врачей.

В общей сложности в мире на медицин­ское образование тратится около 100 миллиардов долларов США, что составляет лишь 2% общих мировых затрат на здравоохранение, которое относится к весьма трудо- и ресурсо-затратной отрасли. В среднем затраты на обучение врача составляют 113 000, а на подготовку средних медработников – 46 000 долларов США. Естественно, эти цифры разнятся в зависимости от уровня доходов и системы здравоохранения тех или иных стран. Например, в университетах США стоимость четырехлетнего обучения врача составляет от 120 до 300 тысяч долларов. В Казахстане стоимость семилетнего обучения одного врача в медицинских вузах составляет около 25 тысяч долларов США. Очевидно, что такого бюджета явно недостаточно для качест­венного образования.

Наиболее распространенная в большин­стве стран модель медицинского образования получила начало с отчета Флекснера, который был опубликован в США еще в 1910 году, то есть 100 лет назад. Модель Флекснера заключалась в максимальном приближении медицинской науки к образованию. На этом основывается традиционная двухэтапность медицинского образования, которая предусматривает начальные два-три года, посвященные базовым научным дисциплинам, и последующие два-три года обучения – клиническим программам. Данная модель сыграла большую положительную роль, однако она ориентировалась в основном на дидактическое преподавание и требование запоминать материалы и сегодня нуждается в серьезной реформе.

В последнее время распространение получает модель, ориентированная на развитие компетенции, а не просто знаний. Инновации в медицинском образовании, направленные на индивидуальное обучение и развитие компетенции и навыков научного поиска, наиболее ярко проявились в рамках сотрудничества Университета Дьюка с Национальным университетом Сингапура. Именно поэтому в Назарбаев Университете было принято решение заимствовать данный опыт и пригласить Университет Дьюка в качестве стратегического партнера по созданию медицинской школы.

– Помимо интеграции образования, науки и клинической практики, в чем особенности предлагаемой вами концепции медицинского образования в Назарбаев Университете?

– Еще в XVIII веке Вольтер писал: «Доктора – это те, кто назначают лекарства, о которых они знают мало, против болезней, о которых они знают еще меньше, для лечения людей, о которых они не знают ничего». Интересно, что эти слова сохраняют актуальность по сей день.

Одна из особенностей медицинского образования в Назарбаев Университете будет касаться критериев подбора студентов. Прежде чем поступить в медицинскую школу, кандидат должен обладать определенным уровнем подготовленности как социально ответственный гражданин с необходимыми знаниями и навыками, быть достаточно подготовленным в общих вопросах гуманитарного развития, этики, социальных прав. Считается, что на базе этих качеств можно привить не только профессиональную компетенцию, но и высокие этические и нравственные стандарты, что является общепризнанной основой врачевания. Все это требует серьезной подготовки еще до поступления в медицинскую школу.

Учитывая это, мы посчитали целесообразным внедрить в Назарбаев Университете двухэтапную подготовку врачей, которые вначале должны пройти четырехлетний курс обучения по системе бакалавриата, по завершении которого поступать на четырехлетнюю программу обучения в медицинской школе.

Около 60 студентов подготовительной программы Назарбаев Университета изъявили желание в последующем стать медиками. Им в общей сложности предстоит обучаться около восьми лет: четыре года – по программе бакалавриата и столько же – в медицинской школе.

Программа бакалавриата направлена на то, чтобы ориентировать студентов к навыкам постоянного и непрерывного обучения и научных изысканий, к интеграции знаний и опыта и критическому мышлению. Все это для того, чтобы привить будущему врачу качество социально ответственного профессионализма.

Важным условием успеха подготовки современных кадров здравоохранения является отказ от традиционного «трайбализма», когда узкие специалисты не желают взаимодейст­вовать с другими узкими специалистами. Их эффективное взаимодействие и мультидисциплинарный подход являются требованием современного здравоохранения. С точки зрения медицинского образования это предусматривает совместное обучение студентов двух или более специальностей на общей образовательной платформе. Это позволяет узким специалистам шире смотреть на проблемы здравоохранения в интересах пациентов.

– Вы сказали, что важным преимуществом современных профессионалов-медиков является их способность проводить научные исследования, а это требует специального обучения…

– С недавним принятием нового закона о науке подготовка научных кадров по программе PhD в Казахстане получила законодательное подкрепление. Внедрение данной системы должно осуществляться с учетом мирового опыта и реальных потребностей в научных кадрах.

В мире число научных работников, получивших степень PhD, возросло на 40% с 1998 по 2008 год. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD), общее число ученых со степенью PhD составляет 34 тысячи. Причем этот рост продолжается, поскольку многие страны осознают важность научной квалификации для роста инновационных экономик.

Однако в последнее время отмечается переизбыток специалистов со степенью PhD. Дело в том, что экономики и даже академическая сфера Соединенных Штатов, Японии и ряда других стран не способны предоставить достаточно рабочих мест большому числу высококвалифицированных работников. Бурный рост экономик Китая и Индии определяет высокую потребность в научных кадрах, однако качество подготовки ученых в этих странах оставляет желать лучшего.

В связи с этим в Казахстане программа подготовки научных кадров должна быть четко соотнесена с реальными потребностями и обеспечена возможностями будущего трудоустройства и отвечать высоким международным стандартам. В медицинских подразделениях Назарбаев Университета подготовка научных и врачебных кадров сопряжена с потребностями клиник Нацио­нального медицинского холдинга и Центра наук о жизни. Данное обстоятельство является одним из ключевых в реализации принципа Интегрированной академической системы здравоохранения.

В некоторых известных вузах, например в том же Университете Дьюка, проблему подготовки научных кадров для здравоохранения решают следующим образом. В рамках программы четырехлетнего образования предусматривается, что третий год целиком посвящается научным исследованиям. Причем студенты непосредственно участвуют в клинических испытаниях лекарств или в проведении фундаментальных исследований по геномике. Это позволяет им приобретать базовые научные навыки, которые в последующем помогают им в процессе непрерывного образования.

В Каролинском университете Швеции студентам-медикам, прошедшим такой курс обучения, дают сертификаты научных работников. Некоторые из них в последующем выбирают научную карьеру и после завершения последнего, четвертого, года обучения имеют возможность продолжить научное образование по программе PhD и получить двойной диплом MD/PhD. Аналогичные подходы мы планируем внедрять в Назарбаев Университете.

Наконец, планируется, что Школа медицины и Центр наук о жизни будут находиться в одном здании. В этом есть особый смысл, который заключается в наиболее раннем привлечении студентов-медиков к научной работе. Такой подход создает для них реальные возможности не только быть информированными о передовых достижениях медицинской науки, но и непосредственно общаться с ведущими учеными, участвовать в международных конференциях и семинарах.

– Какие научные направления в области биомедицины будут развиваться в Назарбаев Университете?

– Центр наук о жизни призван заниматься актуальными научными исследованиями в области персональной медицины и геномики, регенеративной медицины и биоинженерии, трансляционной медицины и вопросами долголетия, а также проблемами глобального здоровья. Заметим, что мы изначально отказались от узконаправленного подхода, ориентированного на отдельные органы и болезни. Например, у нас не планируется создание подразделений гастроэнтерологии или болезней сердца. Современные мировые тенденции в биомедицине предусматривают междисциплинарные взаимодейст­вия и скорейшее практическое внедрение (трансляцию) результатов фундаментальных исследований.

Министерство образования и науки поддержало ряд проектов Центра наук о жизни в области регенеративной медицины, геномики и эпидемиологии в рамках бюджетной программы «Фундаментальные и прикладные научные исследования». Центр также намерен расширять деятельность в области науки о качественном долголетии, которая предусматривает решение комплекса научных задач – от молекулярно-клеточного до эпидемиологического уровня.

Дальнейшее развитие этих направлений невозможно без международного сотрудничества. Центром наук о жизни налажено стратегическое партнерство с такими мировыми академическими центрами, как университеты Питтсбурга и Дьюка, а также сотрудничество с национальными институтами здоровья США, университетами Токио и Хиросимы в Японии, Сеула в Корее, рядом крупных фармацевтических и биоинженерных компаний.

Совсем недавно, 11–12 ноября, в Центре наук о жизни состоялась Первая Международная конференция по регенеративной медицине и здоровому долголетию, на которой обсуждался широкий круг вопросов – от геномики и клеточной биологии до эпидемиологии и разработки конкретных методов лечения болезней, ассоциированных с патологическим старением. В ней приняли участие крупнейшие международные эксперты из США, Великобритании, Японии и других стран, такие как Алан Рассел, Джеффри Гинзбург, Обри де Грей, Аллисон Мэрдок, Кит Кэмпбэлл, и многие другие именитые ученые. Прямое общение с такими специалистами дает мощнейший импульс для карьерного развития будущих медиков и ученых. Кстати, указанные зарубежные корифеи биомедицины вошли в состав Международного консультативного совета Центра наук о жизни. На первой встрече данного совещательного органа активно обсуждался вопрос о приоритетности фундаментальной и прикладной науки. Мы считаем, что биомедицинская наука в Назарбаев Университете должна быть фундаментальной по содержанию и прикладной по назначению.

– В стране существует большая потребность в менеджерах больничного управления. Планируете ли вы готовить таких специалистов?

– Должен отметить, что данный вопрос является особенно актуальным в контексте развития Единой национальной системы здравоохранения, ориентированной на автономию и конкурентоспособность медицинских организаций. Проблема подготовки управленцев больничного сектора частично решается благодаря полуторагодовой программе делового администрирования больниц, которая выполняется Национальным медицинским холдингом совместно с Колумбийским университетом и другими зарубежными академическими центрами в рамках государственного задания Министерства здравоохранения. К настоящему времени подготовлено около 40 таких специалистов, многие из которых работают управленцами в клиниках НМХ и Центра наук о жизни. В будущем планируется расширить данную программу и выполнять ее в рамках обучения в Школе бизнеса, а также на третьем курсе Медицинской школы Назарбаев Университета.

– В чем практическая значимость созда­ваемой в Назарбаев Университете академической системы здравоохранения для развития Казахстана?

– В последние годы ряд ведущих стран, таких как США, Великобритания, Сингапур, пошли по пути создания академических систем здравоохранения, которые позволили за короткий срок улучшить качество оказания медицинской помощи, а также способствовали экономическому развитию этих стран путем создания новых рабочих мест, концентрации интеллектуального потенциала и внедрения новых наукоемких технологий. Казахстан намерен в ближайшее время вступить в когорту таких стран с развитой экономикой, основанной на знаниях и инновациях.

В связи с этим хотелось бы процитировать слова крупнейшего американского ученого, профессора Университета Питтсбурга Алана Рассела: «С помощью рационального использования своих богатств и природных ресурсов Казахстану удалось успешно решить проблему всемерного улучшения жизни своих граждан. При этом следует отметить, что многие страны имели такие же возможности, но лишь очень немногие оказались способными принципиально изменить и улучшить жизнь своих граждан на протяжении одного поколения.

В настоящее время в Казахстане существует комплексная стратегия использования образования, науки и техники для обеспечения улучшения качества жизни своего народа. Исключительная прозорливость и приверженность Президента Нурсултана Назарбаева идее повышения качества жизни народа Казахстана обеспечивают доминирующий потенциал для реализации программы развития новой, современной науки Казахстана, ключевым звеном, лидером которой должен стать Назарбаев Университет».

Вадим МАКАРОВ