Департамент создан  приказом ректора КазНМУ  (№ 120 от 23.02.2012 г.) и функционирует с целью координации и междисциплинарной интеграции преподавания и научных исследований по проблеме  жизнедеятельности здорового и больного организма, формирования у  студентов фундаментальных основ профессиональной компетенции врача в рамках базовых медико-биологических дисциплин. Изучение базовых медицинских дисциплин необходимо для освоения и применения студентами знаний, концепций и методов, являющихся основополагающими для последующего приобретения и применения на практике полученных навыков.

Основные направления деятельности:

  1. образовательные: реализация кредитной системы образования (КСО) и ее теоретико-методологическое и организационное обеспечение на кафедрах базовых дисциплин; координация деятельности кафедр в рамках реализации образовательных программ.
  2. профессиональные: развитие профессиональных, научно-педагогических и личных компетенций ППС.
  1. научные: проблемы качества жизни и долголетия,   глобальное здравоохранение.

Задачи:

  1. дальнейшее систематическое совершенствование образовательных программ, направленных на овладение студентами основных компетенций, в том числе по междисциплинарному принципу;
  2. участие в разработке модели образовательных программ дисциплин для каждого курса и специальности, их систематическая оценка, обеспечивающая выявление и рассмотрение возникающих проблем, с последующей разработкой предупреждающих и корректирующих мероприятий;
  3. координация научно-исследовательской деятельности кафедр по собственным и комплексным (междисциплинарным) научным программам;
  4. реализация программы обучение через научные исследования на основе собственного опыта кафедры и современных мировых научных технологий;
  5. систематическое совершенствование уровня педагогического и профессионального мастерства ППС кафедр; анализ эффективности деятельности ППС с целью определения их рейтинга.
  1. формирование учебно-методического сопровождения дисциплин;
  2. участие в обеспечении академической мобильности ППС;
  3. мониторинг внедрения инноваций в учебный процесс на кафедрах;

 

Кадровый состав Департамента.

2011-2013 гг.

-директор департамента – Юсупов Р.Р.

-методист – Торегельдиева А.Б.

C 01.10. 2013 и по настоящее время

-директор департамента – Мустафина К.К.

-методист – Торегельдиева А.Б.

8 кафедр и 3 модуля:

  • Кафедра биологической химии. Зав. кафедрой профессор Шарипов К.О.
  • Кафедра молекулярной биологии и генетики. Зав. кафедрой профессор Куандыков Е.У.
  • Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии. Зав. кафедрой профессор Рамазанова Б.А.
  • Кафедра нормальной физиологии. Зав. кафедрой доцент Рыспекова Ш.О.
  • Модуль нормальной физиологии. Зав. модулем доцент Рослякова Е.М.
  • Кафедра общей иммунологии.  Зав. кафедрой профессор Шортанбаев А.А.
  • Кафедра патофизиологии. Зав. кафедрой доцент Балабекова М.К.
  • Модуль патофизиологии. Зав. модулем Толепбергенова М.Ж.
  • Кафедра физического воспитания и здоровья. Зав. кафедрой доцент Фадеева О.Ю.
  • Кафедра химии.   Зав. кафедрой профессор Алиев Н.У.
  • Модуль валеологии. Зав. модулем доцент Айхожаева М.Т.

 

На кафедрах учебного департамента обучение ведется по 7 специальностям на уровне бакалавриата: «Общая медицина», «Стоматология», «Общественное здравоохранение», «Фармация», «Технология фармпроизводства», «Медико-профилактическое дело», «Сестринское дело». Подготовку бакалавров медицины осуществляет опытный профессорско-преподавательский состав.

В  СОСТАВЕ ППС ДЕПАРТАМЕНТА ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ КАК:

  • Сатпаева Ханиса Канышевна – профессор, представитель Золотого Фонда Университета. Основоположник валеологии в РК и курса валеологии в КазНМУ. Автор учебника по физиологии для медицинских и педагогических ВУЗов на государственном языке «Адам физиологиясы». За создание учебника награждена медалью имени А.Байтурсынова. Обладатель ордена «Трудового Красного Знамени», медалей: «За доблестный   труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», им. И.П.Павлова и «К 10-летию независимости РК», «Знак почета», «Заслуженный деятель науки Казахстана»; значков «Отличник высшей школы СССР», «Отличник здравоохранения СССР»; звания «Почетный профессор КазНМУ». 1 сентября 2012 года в КазНМУ состоялось торжественное открытие центра «Наук о жизни» имени Х. К. Сатпаевой.
    • Котова Альбина Леоновна. –профессор. Имеет 400 публикаций, 4 монографии, 10 учебно-методических пособия, 11 рацпредложений., 4 изобретения. Основоположник «Школы микробиологов» в Казахстане, за что была награждена значком «Авицена».  Руководитель 48 кандидатских и 10 докторских диссертаций. Обладатель медали «Шапагат», звания «Отличник здравоохранения СССР и КазССР».
    • Плешкова Светлана Михайловна– профессор, академик  Академии профилактической медицины РК, заслуженный деятель  науки РК, стипендиат государственной премии РК для ученых и специалистов.
    • Рамазанова Бахыт Аманулловна – профессор. Имеет 140 научных публикаций, 2 монографии, 1 учебник, 4 патента. Обладатель звания «Лучший преподаватель 2012 года» (МОН РК). Имеет медаль «Гиппократа».
    • Шортанбаев Алихан Абжанович —  профессор, академик РАЕН, член-корреспондент Академии образования РК, Президент Казахстанской ассоциации иммунологов, аллергологов и иммунореабилитологов,   член Правления научного общества «Интерастма-СНГ», член Российской Академии естественных наук.
    • Нурмухамбетов Адильман Нурмухамбетович — доктор медицинских наук, профессор, член Европейского общества лимфологов, член координационного совета по морфологическим дисциплинам РФ. Осно­воположник экологической патофизиологии в Казахстане.
    • Куандыков Есенгельды Усербаевич – профессор, организатор первой в медицинских вузах РК кафедры медицинской биологии и генетики в ЮКГМА. Автор более 75 научных трудов, 7 учебников и русско-казахского словаря основных генетических и биологических терминов. Первый визитинг-профессор, выехавший для обмена опытом, в США, Нью-Йоркский университет.
    • Шарипов Камалиддин Орынбаевич — профессор. Имеет 110 научных публикаций,  4 предпатента РК, 1 инновационный патент РК. В настоящее время работает над открытием сателитного центра Института Микроэлементов ЮНЕСКО в Казахстане на базе КазНМУ.
    • Алиев Нысанали Ужетбаевич — профессор, действительный член Нью-Йоркской АН США. Автор более 460 научных публикаций и учебно-методических работ, в том числе 4 учебных пособий и более 20 методических указаний на французском языке, более 150 авторских свидетельств СССР, предпатентов, патентов и инновационных патентов РК.

Общая численность ППС согласно штатному расписанию составляет  138 человек, из них с учеными степенями и званиями 77 (56,0%).  Число ППС, ведущих занятия на государственном языке —  87,6%.  Общая численность ППС, ведущих обучение на английском языке  составляет 15 человек.

 

 

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

  1. Учебники, пособия, словари:
  • «Молекулярная биология и медицинская  генетика» (на казахском и русском языках).

Автор: проф. Куандыков Е.У.

  • «Клиникалык  микробиология»

Автор: Рамазанова Б.А., Кудайбергенулы К.

  • «Иммунология» (на казахском языке).

Автор: Шайкенов Т.Е.

  • «Общая иммунология»  (на казахском и русском языках)

Автор: Шортанбаев А.А., Кожанова С.В.

  • «Клиническая иммунология и аллергология»  (на русском языке).

Автор: Белозеров Е.С., Шортанбаев А.А.

  • Словарь-справочник по иммунологии

Автор: Шортанбаев А.А., Кожанова С.В.

 

  1. Профессор кафедры молекулярной биологии и генетики Куандыков Е.У.  посетил Нью-Йорский университет (США) в качестве визитинг-профессора.
  2. «Лучший преподаватель года» МОН РК – Рамазанова Б.А.

4. По результатам KPI 2012-2013 уч.года:

-Топовые профессора: Куандыков Е.У., Шортанбаев А.А.

-Топовый доцент –Альмухамбетова С.К.

5. Кафедра нормальной физиологии признана лучшей в номинации «Лучший научный студенческий кружок» (2012-2013 уч. год)

6. 32 тьютора надбавка по результатам ранжирования:

—          19 чел –100%

—          13 чел – 50%

7. По результатам KPI 1-го периода 2013 – 2014 учебного года департамент занял 3 место.

 

Учебно-методическая деятельность:

  1. Создание образовательных программ на основе компетентностно-ориентированного подхода в обучении.
    1. 2.   Реализация комплексных программ в обучении.
    2. Формирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося путем создания элективных дисциплин и проведения ярмарки элективов.
    3. Формирование заявки на приобретение и издание учебной и учебно-методической литературы.

5. Реализация программы 3-хязычия КазНМУ.

6. Мониторинг проведения 2-хэтапного итогового контроля знаний студентов.

7. Внедрение инноваций в учебный процесс.

8. Методическое обеспечение УПП.

Кафедры департамента  в достаточном объеме имеют учебно-методическую литературу на казахском и русском языках, включающую электронные пособия, учебники и обучающие программы.

Проводится реализация комплексных программ в обучении. Преподавание на 3 курсе ведется по модульному принципу, т.е. обучение идет по органам и системам. Таким образом, кафедры преподают общие направления дисциплины, а частные вопросы вынесены на модульное обучение, что позволяет сформировать у обучающегося комплексное представление о функционировании органов и систем в норме и патологии.

Сотрудниками кафедр за истекший период написано и опубликовано 8 учебников и учебно-методических пособий на казахском и русском языках. Из них 6 учебников утверждены МОН РК.

В каталог элективных дисциплин входит 5 наименований элективных курсов для студентов, обучающихся по специальности «Общая медицина»  и 1 курс для специальности «Сестринское дело».

На кафедрах департамента в рамках Модели медицинского образования КазНМУ поэтапно реализуется программа 3-хязычного обучения.

  1. на 1 и 2 курсах специальности «Общая медицина» 2 группы студентов обучаются на английском языке. УМКД  составлены на казахском, русском и английском языках. По остальным специальностям УМКД составлены на казахском и русском языках.
  2. В рамках реализации принципа «от простого к сложному» языковая компетенция формируется путем составления в УМКД глоссария на казахском, русском и английском языках на каждое занятие.
  3. На начальном этапе программы, который предусматривает билингвальное обучение, внедряется проведение перекрестных занятий в группах на языке отличном от языка обучения студента. Помимо этого несколько слайдов лекционного материала предоставляются студентам на казахском, русском и английском языках.
  4. 1 элективный курс проводится на английском языке.

Итоговый контроль знаний студентов проводится в 2 этапа: тестирование (оценка знаний и правовой компетенции) и оценка практических навыков и коммуникативной компетенции путем приема практических навыков, решения ситуационных задач с использованием чек-листов. При составлении тестовых заданий учитывается профилизация специальности обучающихся (в среднем около 15% тестовых заданий являются профильными).

На кафедрах департамента повсеместно  внедряются инновационные технологии. Всего кафедрами получено 52 акта внедрения в учебный процесс инновационных методов обучения.

Особое внимание уделяется обучению через исследование (около 5% практических занятий проводится на базе НИИ им. Б. Атчабарова).

Для проведения УПП помимо использования имеющегося оборудования на кафедре и НОЛ Университета, заключаются договора с организациями города (лаборатория «IN VIVO»).

Информационно-техническое обеспечение:

На кафедрах организованы компьютерные классы, подключенные к сети интеренета. Оснащение кабинетов состоит из компьютеров для студентов, проекторов, экранов и интерактивных досок для демонстрации учебных материалов. ППС кафедр обеспечен нетбуками или ноутбуками.

С переходом на кредитную систему обучения уделяется большое внимание самостоятельной работе студентов (СРС) и СРСП. Разработаны критерии оценки СРС. Вопросы СРС включены в задания рубежных и итогового контроля знаний.

На кафедрах департамента проводится НИРС:

  1. работа в студенческих кружках;
    1. участие в исследованиях, проводимых кафедрой;
    2. исследовательская работа, проводимая по индивидуальному плану;
    3. участие в научно-теоретических конференциях, выступления с докладами и сообщениями по материалам собственных исследований, издание результатов исследований.

На кафедрах в рамках наставничества проводятся методические семинары для молодых преподавателей.

Научная работа:

На кафедрах департамента:

-всего выполняется НТП – 9. Из них:

-по заказу МОН РК – 1

МЗ РК – 4

-по гранту КазНМУ — 4

Все программы отражают научное направление деятельности департамента.

За истекший период сотрудниками кафедр опубликовано 130 статей в изданиях, рекомендованных МОН РК и рецензируемых изданиях. В их числе 2 статьи опубликованы в журналах с импакт-фактором 7,049 и 4,85.

  Материальное обеспечение:

Все кафедры имеют достаточный аудиторный фонд, который оснащен необходимым учебно-методическим материалом, наглядными пособиями. Состояние учебных комнат и других помещений на кафедрах удовлетворительное. Имеются лаборантские комнаты и учебные лаборатории.

Перспективы своего развития департамент видит в следующих направлениях:

  1. Проведение обучения через исследование.
  2. Проведение комплексных междисциплинарных НИРС.
  3. Создание научных межкафедральных школ по актуальным медицинским проблемам.