УЧЁНЫЙ СОВЕТ




04.02.2011

25 января в КазНМУ состоялся Учёный совет с участием ректора университета Айкана Аканова, академиков Шарманова Т.Ш. и Ормантаева К.С. В ходе заседания были заслушаны итоговые информации. Первым на повестке дня стоял отчёт по защите кандидатских и докторских диссертаций аспирантами, докторантами и соискателями КазНМУ. Так, только за прошлый год в Университете было защищено 95 – докторских и 227 – кандидатских диссертаций.

Далее члены Учёного Совета были ознакомлены с информацией профсоюза сотрудников КазНМУ о работе, проделанной за 2010 год. Так, за прошедший год 99 сотрудникам была оказана материальная помощь, солидная спонсорская поддержка была оказана в организации Международных научно-практических конференций, праздничных мероприятий, реальная помощь оказывается 300 нашим ветеранам.

Советник ректора, проф. Мустафина Ж.Г. рассказала о работе Этического Совета Кодекса Чести. В задачи Совета входит рассмотрение нарушений Кодекса Чести преподавателями и студентами. В состав Совета входят представители ППС и студенческих общественных организаций. В основу разработки Кодекса Чести студентов и преподавателей легли реализация Этических принципов (ответственность, профессионализм, корпоративность и университетский патриотизм, гуманизм и развитие человеческих ресурсов, казахстанский патриотизм и нравственные ценности), утверждённые Учёным советом и Мажилисом Университета. Согласно Плану работы Совета, проведено 5 рабочих заседаний, на повестку дня было вынесено рассмотрение поступивших жалоб и заявлений по нарушению Кодекса Чести, а также вопросы по различным аспектам морально-этических и нравственных ценностей КазНМУ. Разработан комплексный План по реализации Кодекса Чести (КЧ), а также по борьбе с коррупционными правонарушениями в Университете (октябрь – 2010). Кроме того, регулярно проводится анализ факторов риска коррумпированности на кафедрах и анкетирование студентов на выявление проявлений коррупции в период экзаменационных сессий. Работа Этического Совета направлена на создание в университете атмосферы нетерпимости в отношении коррупции.

Следующим вопросом стали процессы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Так, в прошлом году целый АГИУВ подготовил 4500 человек, тогда как на базе КазНМУ прошли усовершенствование 3000 человек. То есть уже сейчас университет ведёт работу по повышению квалификации врачей в республиканском масштабе. На 2011 год запланировано повысить профессиональный уровень более 4000 врачей. В этой связи, возникает необходимость создания кафедр разного уровня, ощущается нехватка клинических баз.

Выступая на Учёном Совете, академики Шарманов Т.Ш.и Ормантаев К.С. обрисовали ситуацию, сложившуюся в казахстанской системе педиатрии. По их словам, «педиатрия в кризисе,
качество врачей сегодня очень слабое, нынешнее плачевное состояние медицины, несомненно, влияет на будущее нации». По мнению К.Ормантаева, «качество врачей страдает из-за низкого уровня преподавания, и если педагог слабый, от него нужно избавляться. За рубежом врачи являются одними из богатейших людей. У нас же складывается парадоксальная ситуация: врачи, учась 9-10 лет, едва сводят концы с концами, а финансисты, проучившись 4 года, процветают…».

На сегодняшний день складывается опасность полной деградации педиатрической службы. Её ждут непростые времена. Суммы, выделяемой на поддержание здравоохранения в стране, крайне недостаточно. Естественно, в связи с этим возникает острая нехватка кадров, почти половина выпускников медицинских вузов не идет работать по специальности. Как отметил академик Т.Шарманов, «сейчас мы поворачиваемся к цивилизованному миру. Нигде в мире нет педиатрического факультета. Ни в Америке, ни в Европе. А между тем, там самая низкая детская смертность. Необходимо сделать высокую оплату для педиатров, врачей. Надо помочь педиатрии встать на ноги. И ещё один момент. Этический. Хороший специалист должен быть хорошим человеком. Должны быть высокие требования к выпуску врачей. Они должны быть хорошими людьми и хорошими профессионалами».

Вердикт ученых очевиден: чтобы педиатрия не была разрушена, за неё нужно бороться.

Айкан Аканов вкратце ознакомил членов Учёного Совета с приоритетами Стратегии развития КазНМУ на 2011 год. «В этому году, согласно концепции Министерства образования будет выделено пять типов высших учебных заведений. Это: Национальный Научно-исследовательский Университет, Национальный Учебный Университет, Научно-исследовательский Университет, Институт, Академия. Естественно, мы претендуем на статус Национального научно-исследовательского Университета. Это очень высокая планка. Сегодня к нам идут лучшие кадры, светила отечественной медицинской науки и практики. У нас есть все ресурсы для достижения поставленных целей.

Сейчас все мы с вами находимся в этом зале, зале нашей Славы. Когда здесь рассказываешь историю Университета, невольно испытываешь чувство гордости и сопричастности к этой великой истории медицины. Истории, которой мы можем гордиться. И мы, безусловно, должны нести ответственность за страну», — отметил Айкан Аканов.

Далее члены Учёного Ученого Совета заслушали Отчёты по институциональной самооценке КазНМУ, поэтапной организации воспитательной работы, Департамента экономики и финансов.

С 25 января в состав Учёного Совета вошёл практикующий специалист. Члены Учёного Совета единогласно проголосовали за кандидатуру главного врача городской клинической больницы Тажиева Е.Б.

В текущем году Университет готовится к переходу на кредитную технологию обучения. Директор Центра МАКО и НСРМО Абирова М.А. обозначила основные моменты стратегии перехода КазНМУ на кредитную систему обучения. Кредитная система обучения – это способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Целью внедрения кредитной технологии в учебный процесс является: интеграция отечественной системы образования в международное образовательное пространство; обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса, максимальная индивидуализация обучения; повышение роли самостоятельной работы. Суть кредитной системы обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала. По словам ректора, «кредитная технология — это новая философия, согласно которой главные люди в институте – это Студент и Преподаватель. Студент, согласно этой философии, вправе выбирать себе преподавателя, а мы в свою очередь, благодаря этой системе сможем достойно их оплачивать. Это полная революция в сознании студентов и преподавателей». «Медицина – это сбор знаний по крупицам. Студенты должны понимать, что каждый урок – это маленькая крупица знаний. А знания – это их конкурентоспособность в будущем», — подчеркнул Айкан Аканов.