КазНМУ в СМИ, Новости.

Будущие врачи обучаются клиническим навыкам на электронных муляжах. С нового учебного года в Казахском национальном университете им. С. Асфендиярова действует Центр практических навыков – единственный подобный в странах Содружества. Студенты обучаются в нем не только методам диагностики и лечения по различным направлениям медицины, но и умению общаться с больными.

Говорят, если пациенту после визита к врачу не стало легче, это был не врач. Увы, равнодушие и безучастность среди современных медиков – не редкость, причин тому много, но возвращать преднарчетание и миссию профессии нужно и можно только со студенческой скамьи. В этом уверен ректор университета профессор Айкан Аканов.

– Мы создали центр для того, чтобы наши студенты стали хорошими практикующими врачами. Это новая страница в истории университета, – говорит Айкан Аканович.

Первое, что поражает, когда заходишь в довольно большое двухэтажное здание, – масштабы. Еще не так давно в этом административном корпусе был ректорат, а сейчас в реконструированном «четырехкрылом» помещении разместились девять структурных подразделений, каждое из которых имеет свою функцию и предназначение.

Здесь, в симуляционном центре, у пациентки по имени Ноэль начались патологические роды, а другой больной – Simmen – сильно кашляет и жалуется на боли в груди. Не поверила бы, если бы не увидела сама, что муляжи могут быть настолько совершенны и приближены к человеческому организму. На компьютере студент может задать любые клинические признаки, и тут же прослушать хрипы в силиконовой груди и пульс на силиконовом запястье, потому что в муляже есть имитаторы шума, пульса, других симптомов. Для отработки клинических навыков эти анатомические модели и манекены могут моделировать тело человека, вплоть до выделения слез и пота, проявления различных реакций на введение лекарств. Все это должно повысить качество подготовки врачей, их квалификацию и сделать медицинские манипуляции безопасными для пациентов.

Уже со второго курса начинается обучение практическим навыкам – сестринскому уходу за больными, инъекциям. В центре медицинских симуляций можно научиться многим хирургическим манипуляциям – от наложения швов до эндоскопических операций, к примеру, на желчном пузыре и других органах. Здесь есть система для искусственной вентиляции легких, различная другая аппаратура для интенсивной терапии и реанимации.

– Учиться по книгам – это одно. А с помощью муляжей студенты отрабатывают практические умения, прочно усваивают, как не растеряться в любой ситуации, какие действия и в какой последовательности нужно вести, – рассказывает директор Центра практических навыков Зауреш Исина. – Старшекурсники будут проводить здесь большую часть учебного времени, до шести часов занятий в день.

Рядом с симуляционным цент­ром – комнаты дебрифинга, где вместе с преподавателями студенты обсуждают полученные навыки. На втором этаже, в центре функциональной и инструментальной диагностики, студенты и интерны могут подробно и детально с помощью диагностического оборудования познавать методы и технологии постановки диагноза. Современный врач должен уметь работать на УЗИ-аппарате, делать ЭКГ, фиброгастроскопию, проводить другие исследования.

– Мы здесь знакомимся и с тем, что не всегда имеем возможность увидеть в клинике, где проходим практику, – считает резидент Гулжан Тримова, которую мы ненадолго отвлекли от занятий. – Даже редкие болезни здесь можно изучить более глубоко, ведь во время практики в больнице такие случаи могут и не встретиться. Словом, в центре быстрее и качест­веннее учишься.

Во время осенних Дней университета гости из Первого московского медицинского института, других вузов ближнего и дальнего зарубежья утверждали, что о таких масштабных и оборудованных по последнему слову техники центрах пока могут только мечтать. Здесь соединились и симуляционный центр, и центр коммуникативных навыков, и центр независимой оценки знаний и навыков, и центр медицины катастроф. Последний, к слову, мог бы использоваться для обучения не только врачей, но и парамедиков – полицейских, пожарных, спасателей. В нем и на анатомических фантомах, и на большом экране, и на компьютерах моделируются различные чрезвычайные ситуации и полученные в ходе их травмы, демонстрируется оказание медицинской помощи. В зале за непроницаемым стеклом сидят преподаватели и оценивают выполнение задач и клиническое мышление студентов.

Не менее интересен ОСКЭ-центр, где проводится независимая оценка знаний и навыков. Вот уж где абсолютно невозможна вузовская коррупция! Это полная копия американской системы, при которой студенты или выпускники сдают экзамены не тем преподавателям, которые читали им лекции и проводили практические занятия, а независимым экспертам – практикующим врачам и представителям медицинских ассоциаций.

В 12 отдельных кабинетах экзаменующихся будут ждать живые «пациенты» – врачи-пенсионеры или артисты (к примеру, приглашали на такой экзамен учащихся Академии искусств им. Жургенова). Экзаменаторы в отдельном помещении через видеосистему оценивают знания студентов, в том числе коммуникативные навыки. Затем оценку дают и те, кто выполнял роль пациентов. В центре планируют еще смоделировать семейную врачебную амбулаторию.

Ректор университета Айкан Аканов уверен, что последние ново­введения помогут готовить врачей для стремительно развивающейся медицины. Недавно тысяча студентов вуза получили в подарок нет­буки, в университете установлен Wi-Fi, большое количество интернет-кабинетов. В 2011 году более ста профессоров из сорока стран мира читали лекции о последних достижениях науки и практики. В 2012 году предстоит оборудование геномной лаборатории.

– И в этом ряду очень важное событие – открытие Центра практических навыков, в котором будет реализовываться один из главных принципов обучения врачей, – продолжает Айкан Аканович. – Таким образом, внедряется в жизнь концепция университета, основанная на пяти компетенциях. Это теоретические знания, практические навыки, коммуникативные способности, правовые знания и умение постоянно работать над собой, совершенствоваться в профессии. Все это теперь и будет отрабатываться в центре и там же – проверяться качество знаний.

В текущем году университет из своих средств потратил на ремонт и оборудование центра 300 млн. тенге, а всего за последние три года в него вложено около 1 млрд. тенге. Примерно 40% этих средств поступило из Министерства здравоохранения, на них, например, был закуплен самый «продвинутый» муляж Simmen.

Преподаватели, да и сам ректор признаются, что с удовольствием бы вернулись в свою юность, чтобы учиться в таком Центре практических навыков. А назвали его именем Касена Кожаханова, выдающегося детского хирурга, профессора кафедры университета, рано ушедшего из жизни. В фойе здания установлена символичная и волнующая скульптура «Руки врача». В качестве образца взят слепок рук знаменитого дет­ского хирурга академика Камала Ормантаева, спасшего здоровье 13 тыс. детей. Так университет продолжает формировать свою университетскую ауру, свой дух, в котором сливаются прошлое и современность, преемственность и устремленность в будущее.

Источник: http://www.kazpravda.kz/c/1326333276

Ольга МАЛАХОВА

фото Юрия БЕККЕРА

Алматы

One Response to “Теория без практики бесплодна”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *