Непрерывное улучшение

За отчетный период в КазНМУ ежегодно пересматривается организационная структура  управления в соответствии с осуществляемым реформированием в области образования и здравоохранения РК, изменениями в практике мирового образовательного менеджмента. В разные годы создавались и добавлялись новые структурные единицы (Центры, Институты, школы и т.д.), функциональные задачи которых направлены на обеспечение качества образовательных программ. Так в 2011 году для улушения и формирования лечебных навыков обучающихся создан Центр практических навыков. Там же на базе Центра практических навыков создан Центр независимой оценки знаний и навыков с применением методики ОСКЭ (структурированный на стандартных больных независимыми экзаменаторами клинический экзамен). Созданный в 2010 г. «Центр мониторинга качества образования и научного сопровождения реформы медицинского образования», дополнен в 2013 г.  группой по аккредитации и рейтингу.

С 2011 г. созданы группа независимых экспертов по оценке качества проведения учебных занятий, группа тестологов, С 2013 г. они объединены в Центр педагогических измерений им. В.С.Аванесова. (Более полная информация в Введении).

Для реализации компетентностно-ориентированной модели медицинского образования созданы новые структуры для обеспечения качества учебного процесса – комитеты образовательных программ, учебные департаменты по направлениям подготовки.

В рамках государственной аттестации организаций медицинского образования РК в 2013 г. в Казахском национальном медицинском университете имени С.Д.Асфендиярова проводилась самооценка на предмет соответствия предоставляемых образовательных услуг требованиям государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казахстан и Квалификационным требованиям, предъявляемым к деятельности организации образования при лицензировании образовательной деятельности. В 2013 году в рамках национальной институциональной аккредитации с участием   ВЭК в Независимом Агентстве Аккредитации и Рейтинга РК (НААР РК) на соответствие стандарту «Институциональная аккредитация. Основные положения. ГОСО РК 5.01.017-2008» представлен отчет по институциональной самооценке.

В июне 2013г. подготовлен  отчет по 9 критериям и проведена самооценка в области качества в рамках конкурса на соискание премии Президента РК «Алтын сапа-2013».

Результаты по самооценкам используются для анализа с целью устранения недостатков, а также при разработке стратегии, политики в области качества и пересмотра организационной структуры и функций.В КазНМУ постоянно идет выделение ресурсов на основе проводимых анализов на непрерывное улучшение. Подробно вопросы выделения ресурсов описаны в Стандарте 6 «Образовательные ресурсы».

Согласно требованиям установленной внутренней документированной процедуры по качеству «Мониторинг удовлетворенности потребителей» в университете (отдел СМК) ежегодно проводятся социологические исследования (анкетирование) по удовлетворенности условиями работы ППС кафедр и сотрудников СП и обучающихся. По результатам анкетирования после обсуждения на заседаниях Совета по качеству определяются области для дальнейшего совершенствования, планируются мероприятия по повышению удовлетворенности.

Ежегодно проводится сбор данных по установленным исходя из  общеуниверситетской стратегии ключевым показателям функционирования основных процессов деятельности  университета, в том числе по образовательной деятельности, по учебному процессу.

По результатам анализа со стороны руководства принимаются решения об улучшении и совершенствовании образовательного менеджмента, обоснование необходимости внесения изменений в систему управления качеством ОУ, в том числе актуализации учебной документации. Все  принятые решения документально оформляются, на основании их разрабатываются планы мероприятий и делегируются соответствующему персоналу для исполнения.

На основании проведенного анализа текущей деятельности и прошлого опыта пересматривается Политика на соответствии ее пригодности внешним и внутренним аспектам, влияющим на развитие образовательной деятельности университета. Актуализированные Политика и стратегические цели отражают перспективы на будущее.

Миссия и цели университета адаптированы к уровню научного, социально-экономического и культурного развития общества. С этой целью постоянно отслеживается их соответствие через проводимые исследования, мониторинг внешней и внутренней среды, влияющих на развитие университета и его структуру и принципы, правила системы управления.

Конкретность, реалистичность и измеримость установленных целей, а также разработанных на их основе планов  кафедр позволяют КазНМУ из года в год повышать и улучшать уровень подготовки специалистов за счет улучшения качества учебного процесса,  развития научно-кадрового потенциала, укрепления и расширения материально-технической базы, внедрения инновационных технологий обучения, качества образовательных программ.

Для осуществления задачи формирования компетенций обучающегося и их модификации в соответствии с потребностями среды, в которой будет работать выпускник,  образовательная программа построена таким образом, чтобы у обучающихся формировалось понимание  современных  социально-экономических, демографических, культурных особенностей медицинских проблем, а уровень  приобретенных клинических знаний и навыков соответствовали  потребностям системы здравоохранения и общества. Для выявления этих потребностей университетом постоянно проводиться мероприятия по изучению этих потребностей – ярмарки вакансий с работодателями, анкетирование представителей практического здравоохранения, конференции с приглашением представителей системы здравоохранения и т.д.

Согласно патентованной Модели медицинского образования КазНМУ и на основе требований ГОСО в образовательную программу включены биомедицинские науки, базовые научные знания интегрируются с клиникой благодаря интегрированному модульному обучению. Благодаря разработке в качестве дисциплин по выбору интегрированных дисциплин – каталогу элективных дисциплин также осуществляется эта интеграция.

На базе Центра практических навыков разрабатываются методики по освоению клинических навыков обучающимися (стандартизованные методики с использованием симуляционных пациентов). Также на базе клинических кафедр  обучающиеся имеют возможности по развитию практических навыков по опросу, осмотру пациентов, ведению документации и т.д., диагностики.  В процессе обучения, студенты   осваивают принципы научной методологии и доказательной медицины.

За счет инновационных методов обучения, интеграции науки, практики и образования, увеличению клинических баз, возможности вносить дополнения в образовательную программу, мониторинга реализации и качества образовательной программы (опрос, анкетирование обучающихся) модель образовательной программы и методические подходы адаптируются и соответствуют современным требованиям.

Кафедра при разработке рабочих учебных программ дисциплины может изменять до 20% содержания типовой программы, до 40% тематического плана предмета. Кафедрам предоставляется также свобода в изменении и дополнении программы, которая также позволяет вузу внести соответствующие коррективы в образовательную программу.  Изменения и дополнения осуществляются в соответствии с потребностями практического здравоохранения, потребностями населения, изменениями демографической ситуации, структуры заболеваемости населения. Это выявляется и определяется через анализ запросов МЗ и СР РК,  через обсуждения на заседаниях кафедры, модуля, КОП и Методическом совете с учетом развития  биомедицинских, поведенческих, социальных и клинических наук.

Одним из путей корректировки элементов образовательной программы является наличие часов по компонентам по выбору, где кафедры могут реализовать свои элективы с учетом изменяющихся демографических (рождаемость, смертность) и культурных условий, а также потребностей общества в охране здоровья.

Разработка принципов оценки, методов проведения и количества экзаменов ориентирована на определение соответствия образовательных услуг установленным требованиям. Образовательные услуги высшего образования предоставляются университетом в соответствии с:

— требованиями государственных общеобразовательных стандартов высшего образования и др. нормативных и нормативно-правовых документов,

—  дополнительными требованиями потребителей.

Совместимость проведения оценки с образовательными целями и методами осуществляется путем дифференцированных подходов: знания студентов оцениваются с помощью тестовых заданий различных уровней сложности, устного опроса, собеседования, умения и навыки демонстрируются студентом на фантомах и инструментах в ЦПН, у постели больного.

Количество экзаменов регламентировано действующим ГОСО РК по специальностям, методы и формы экзамена определяются решением Советов факультетов и  Методическим, Ученым советом университета.

Политика набора студентов и методы отбора студентов описано подробно в Стандарте 4 «Студенты». Количество принимаемых студентов по государственному гранту регламентируется Государственным заказом МЗ РК на подготовку медицинских кадров и материально-техническими и учебно-методическими возможностями КазНМУ. В КазНМУ с 2010  года приказом  МЗ РК установлен предельный объем образовательных грантов  в 1000 мест.  При проведении конкурса на получение образовательных грантов в соответствии с баллами сертификата единого национального или комплексного тестирования  преимущественное право имеют обладатели знака «Алтын белгi», призеры международных и республиканских олимпиад и научных соревнований.

КазНМУ имеет свои дополнительные институциональные требования к отбору студентов, заключающиеся в проведении психологического тестирования абитуриентов.

  Количество принимаемых на платной основе студентов планируется с учетом  материально-технического оснащения университета.

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова является одним из 20-ти вузов страны, в которых по рекомендации МОН РК будут открыты отделения по подготовке полиязычных кадров, а также планомерно проводится подготовка англоязычных преподавателей. Для привлечения  и отбора отечественных и зарубежных кадров  и ППС, а также для оценки эффективности использования кадров в университете  был создан  отдел  рекрутинга.

В целях улучшения адаптации политики набора и формирования кадров к  изменяющимся потребностям вуза   планируется: доведение  доли  иностранных ученых в общей  численности  штатных ППС  до  10  %, создание среды, благоприятной для развития международного сотрудничества через обучение ППС и сотрудников английскому языку (центр мировых  языков) и основам международной деятельности, дальнейшая подготовка  стажеров-преподавателей на базе Школы педагогического мастерства им.Х.С.Насыбуллиной.

В стандарте 6 «Образовательные ресурсы» приведен анализ по материально – технической базе КазНМУ, ресурсам и оснащению  клинических баз.

КазНМУ подключен к крупнейшим электронным ресурсам – «Кокрановская библиотека», «Медицина и здравоохранение в России», Polpred.com, Thomson Reuters, Springer Link, ELSEVIER SciVerse ScienceDirect, SciVerse Scopus, Reaxys, Emabse, EngineeringVillage. С целью оптимизации образовательного процесса в университете внедрена автоматизированная информационная система – АИС КазНМУ. Обеспечен и расширен доступ обучающихся к электронным ресурсам через  Wi-Fi и свободного  доступа  в Интернет на территории университета. Процесс обновления  образовательных ресурсов в КазНМУ обеспечивается в соответствии с изменяющимися потребностями вуза  с учетом набора студентов, числа и профиля академических сотрудников, образовательной программы и современных  требований к  обучению в  высших организациях медицинского образования.

КазНМУ совершенствует механизмы по периодическому пересмотру, изучению и оценке реализуемых образовательных программ и обеспечивает качество процесса управления программами. Образовательные программы регулярно изучаются и оцениваются посредством  обратной связи от студентов, ППС и заинтересованных сторон, включая работодателей, а также проведения анализа учебных достижений студентов. КазНМУ постоянно совершенствует процедуры оценки программ на уровне кафедры, факультета, вуза с включением всех аспектов (контекст, ресурсы, показатели успеваемости, удовлетворенность потребителей, трудоустройство и т.д.) и более широкого круга заинтересованных лиц. Так, на уровне кафедр проводится аналитическая работа с целью оценки программы в виде годового отчета кафедр.   В целях улучшения и совершенствования мониторинга  и оценки образовательной программы планируется: совершенствование  показателей оценки образовательных  программ, автоматизация процесса определения удовлетворенности (on-line анкеты) обучающихся качеством образовательных программ, прохождение специализированной (программной) аккредитации образовательных программ.

Система управления вуза вовлекает участие всех заинтересованных сторон, включая сектор здравоохранения, и отражает ответственность академического руководства. В целях совершенствования организационной структуры и принципов управления планируется: внедрение системы управления рисками в образовательной деятельности, оптимизация модели системы менеджмента качества и переход впоследствии на новую версию МС ИСО 9001 (2015 года),развитие и поддержание автоматизированной информационно-управляющей системы и переход на электронный документооборот, интенсификация имиджевой политики и проведение системной подготовительной  работы по вхождению в мировой рейтинг университетов QS, Webometrics, подготовка и переподготовка руководителей структурных подразделений  по вопросам менеджмента в образовании и науке в инновационно-ориентированном университете.

титульный статья-Августовской конференции 2015