КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА




23.01.2015

КАФЕДРА  РУССКОГО  ЯЗЫКА

(2013-2014 учебный год)

 История кафедры русского языка тесно связана со становлением КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.

В разные годы кафедрой руководили ст. преп. Бреусова К.Е. (1950-1975), доц. Судакова А.И. (1975-1986), проф. Тлегенова С.Е. (1986-2007), и кафедра носила названия: «Кафедра русского и казахского языков, «Кафедра русского языка как иностранного», «Кафедра русского языка с курсом общетеоретических дисциплин», «Кафедра языковой подготовки».

В числе первых сотрудников кафедры, принявших участие в её развитии,  Смирнова А.Г., Мусатова В.В., Шакенова О.Б., Подкотилова Л.С., Садиева В.Г.  Неоценимый вклад в подготовку будущих врачей внесли преподаватели латинского языка Тё Р.Б., Георгиади В.Г., Васильченко В.Н., Галиева В.А., Абульхаирова Н.У., Жантасова С.У., которые создали учебно-методическую базу по латинскому языку для студентов медвузов: 4 типовые и рабочие программы (1999; 2002), 7 пособий и сборник тестовых заданий.

С 1983 года преподаватели кафедры обучают русскому языку студентов-иностранцев. За этот период изданы многочисленные учебные пособия, методические рекомендации, сборники текстов и упражнений, подготовленные сотрудниками кафедры (Тлегенова С.Е., Подкотилова Л.С., Сексеналинова Х.Х., Лазариди Е.И., Каимова Д.Б., Искакова Н.А., Лутковская Т.В., Бердалиева Т.К., и др.) и предназначенные для иностранных учащихся. Студенты-иностранцы всегда занимали призовые места на ежегодных олимпиадах по русскому языку (Москва, Алматы). В настоящее время на подготовительном отделении обучаются студенты из Афганистана.

Кафедрой проводится огромная воспитательная работа: организуются встречи, экскурсии, конкурс русской песни, чтецов и др.

Члены кафедры постоянно участвуют в международных, республиканских и межвузовских конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Ереване, Львове, Белгороде, Ташкенте, Андижане, Бишкеке и др.

Работа педагогов кафедры заслуженно оценивается администрацией университета: ст.преп. Лазариди Е.И. награждена значком «Отличник здравоохранения Республики Казахстан», многие преподаватели неоднократно награждались Почётными грамотами.

С ноября 2009 года кафедру русского языка возглавляет доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования (г. Москва, Россия)  У.А.Жанпейс она является автором действующих программ и учебников по русскому языку для 5,7,10-х классов школ с казахским языком обучения.

Научным направлением кафедры в настоящее время является исследование проблем профессионально-ориентированного преподавания русского языка в условиях кредитной системы обучения. Основная задача ППС – формирование у студентов-медиков коммуникативной компетенции, способности решать средствами русского языка коммуникативные задачи в основных сферах и видах речевой деятельности, использовать научную литературу по специальности для получения информации, способствующей становлению профессиональной компетенции.

 1

Заведующий кафедрой русского языка – д.п.н. профессор Жанпейс У.А.

 Жанпейс Ултай Ахметжановна

Родилась 19 января 1955 года в городе Кызылорда. Казашка.

Окончила филологический факультет КазПИ им. Абая с отличием в 1976 году, работала учительницей русского языка и литературы, МНС, СНС НИИПН им. Ы.Алтынсарина.

В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию по методике преподавания русского языка. С 1987 года – ст. преподаватель, доцент, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы КазНПУ им. Абая.

В 1999 году защитила докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в системе начального, среднего и высшего образования). С 1997-2005 гг. зав. кафедрой теории и практики преподавания русского языка и литературы, с 2005-2009 гг. профессор КазНПУ им. Абая.

В ноябре 2009 года была избрана по конкурсу зав. кафедрой русского языка КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.

Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования  Жанпейс У.А. имеет более 200 научных работ: монографий, учебников, типовых программ, методических пособий, разработок, учебных словарей. Ею подготовлено 28 кандидатов и 3 доктора педагогических наук не только для вузов республики, но и дальнего зарубежья: Южной Кореи, Германии. За большой вклад в развитие казахстанской лингводидактики Жанпейс У.А. удостоена звания «Ведущий учёный Республики Казахстан» (2005).

В системе высшего образования успешно используются «Казахско-русский тематический словарь» (2011), «Русско-корейский тематический словарь» (2011), учебные пособия «Методика преподавания русского языка в модулях» (2005), «Методика изучения лексики и фразеологии русского языка» (2006), «Методика изучения морфемики и словообразования русского языка» (2007), учебник «Русский язык-1», «Русский язык-2» для медвузов.

Автор учебников нового поколения для общеобразовательных школ с казахским, уйгурским языками обучения: «Русская речь для 5 класса» (2000, 2005), «Русская речь для 7 класса» (2012), «Русский язык для 10 класса общественно-гуманитарного направления» (2006-2010), «Русский язык для 10 класса естественно-математического направления» (2010).

Профессор Жанпейс  У.А. – является руководителем проекта 12-летки по русскому языку, член редакционной коллегии научно-методического журнала «Русская словесность в школе».

Награждена медалью «Почётный работник образования Республики Казахстан» (2005).    Для кафедры русского языка КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, ею подготовлены 2 кандидата наук: к.п.н.  Озекбаева Н.А., к.п.н. Даркембаева Р.Д.

 2

Завуч кафедры: Оспанова Жанат Айхимовна

 

       

Родилась 5 июля 1970 года в селе Чилик Алматинской области. Казашка.

Окончила филологический факультет КазГосЖенПИ  в 1994 году, работала учительницей русского языка и литературы.

В 2007 году принята на работу в КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова  в качестве преподавателя русского языка и литературы.

С 2011-2012 учебного года выполняет работу  завуча кафедры  русского языка.

 

Состав ППС кафедры

 

1. Жанпейс Ултай Ахметжановна доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования (Россия, Москва) зав. кафедрой
2. Оспанова Жанат Айхимовна старший преподаватель, завуч
3. Чумбалова Гульмайра Мухамедовна кандидат филологических наук, доцент
4. Даркембаева Роза Джамхановна кандидат педагогических наук, доцент
5. Озекбаева Назым Асылгазиевна кандидат педагогических наук, и.о доцента
6. Балтабаева Эльмира Ондасыновна старший преподаватель
7. Бекпентаева Ляйле Сандыбаевна старший преподаватель
8. Ботатаева Улжан Ақылтаевна старший преподаватель
9. Ефименко Альмира Галимовна старший преподаватель
10. Кокенова Закира Конысбековна старший преподаватель
11. Байбурина Қуралай Ахановна старший преподаватель
12. Бердалиева Тамара Қундызбаевна старший преподаватель
13. Искакова Нурия Акпаевна старший преподаватель
14. Каимова Дидар Баяновна старший преподаватель
15. Тойганбекова Молдир Ерлановна преподаватель
16. Турысбекова Гульмира Жумакановна преподаватель
17. Аркабаева Гульсим Сейткаримовна преподаватель
18. Нусупова Гульнур Манаповна преподаватель
19. Яхина Хаят Харисовна преподаватель
20. Котлярова Ирина Васильевна преподаватель-стажер

 

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА  КАФЕДРЫ

Инновационной  учебно-методической деятельностью кафедры является создание методологически обоснованной образовательной стратегии и тактики формирования  профессионально-ориентированной компетенции студентов в процессе обучения русскому языку в  условиях модернизированной системы медицинского образования, ориентированной на одновременное формирование  и развитие языковой (когнитивной), речевой (операциональной), коммуникативной (аксиологической) и правовой  компетенций, а также компетенции саморазвития обучаемых в сфере учебно-профессиональной деятельности. В целях оптимизации учебного процесса и  реализации компетентностного подхода в профессионально-ориентированном обучении русскому языку  преподавателями  широко используются интерактивные методы, стимулирующие активную речевую деятельность студентов в процессе коммуникации, отражающие познавательные интересы и потребности обучаемых с учетом их будущей специальности. Инновационные методы и приемы обучения позволяют реализовать цели и задачи дисциплины в соответствии с современными требованиями компетентностного подхода  обучения в медицинском вузе. На практических занятиях внедряются  технология развития критического мышления студентов на базе текстов по специальности, кластерный метод; совершенствуется  система приемов интерактивного обучения и форм (занятие-практикум, занятие-тренинг, коммуникативный тренинг)  для реализации компетентностного подхода в обучении языку специальности.

Формы методов заимствованы, но  разработаны  проф. Жанпейс У.А. в рамках дисциплины «Русский язык»  с учетом  медицинского профиля    и  развития 5-ти ключевых компетенций студентов бакалавриата.

Технология развития критического мышления обоснована в статье «О методической стратегии преподавания русского языка в медицинском вузе». (Материалы МНПК «Көптілдік білім беру: инновациялық технологиялар және жетілдіру жолдары»).  Имеется акт внедрения. Технология  используется  в учебном процессе   на практических занятиях по русскому языку в  целях формирования профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, что значительно повышает уровень когнитивно-языковой и операционально-речевой компетенций студентов в учебно-профессиональной сфере общения.

Кластерный метод также разработан с учетом специфики  изучения русского языка в неязыковом вузе. Методологическое обоснование применения кластерного метода освещено в статье «О  кластерном методе изучения медицинской терминологии на занятиях по русскому языку» (Материалы МНПК «Модель медицинского образования КазНМУ: предварительные итоги, проблемы и перспективы»).  Кластер позволяет  одновременно овладеть важнейшими логическими, синтагматическими, парадигматическими и деривационными связями медицинских терминов, что стимулирует  речемыслительную деятельность, поскольку  их содержание построено с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся, и позволяет осуществлять процесс формирования коммуникативной компетенции студентов  на мотивационной основе.

На практических занятиях широко применяется профессионально-ориентированный коммуникативный тренинг, методологически обоснованный д.п.н. проф. Жанпейс У.А. в статье «Об организации различных видов профессионально-ореинтированного коммуникативного тренинга на практических занятиях по русскому языку» (Материалы РНПК «Медицина білімі – мемлекеттік тіл аясында»).

Применение инновационных методов значительно повышает эффективность обучения русскому языку, способствует становлению и развитию основных видов компетенций.

Кафедра русского языка  обеспечена всеми учебно-методическими  материалами в соответствии с ГОСО: рабочими программами, силлабусами для всех факультетов 1 курса по следующим специальностям:   общая медицина, стоматология, общественное  здравоохранение, медико-профилактическое дело, фармация, технология фармацевтического производства, сестринское дело, менеджмент.

Практические занятия и СРСП  проводятся по модульной системе:

1 модуль — «Вводный курс русского языка»,

2-ой модуль — «Функциональные стили речи»,

3-ий модуль — «Научный текст. Компрессия научного текста»,

4-ый модуль — «Культура речевого поведения в профессиональной сфере».

Оценки учебных достижений студента  (100-балльная шкала) по 5-ти ключевым компетенциям   фиксируются  в учебном журнале.  Учебный журнал  структурирован на разделы «знания», «практические навыки», «коммуникативные навыки», «правовая компетенция», «самостоятельная работа студента».

Правовая компетенция оценивается на первых занятиях 4-х лексических тем: «Язык и его основные функции», «Республика Казахстан», «Медицинское образование в Казахстане», «Закон и право в медицине». Компетенция саморазвития оценивается за семестр по  видам СРС.

            В тематическом плане самостоятельной работы студентов даны темы,  раскрыто содержание заданий, формы проведения СРС и количество часов на каждую тему. Критерии оценки СРС представлены в силлабусе.

            На кафедре имеется фонд электронных вариантов презентации отдельных видов СРС по предусмотренной в РУП тематике. Студентам предоставляется возможность выбора той или иной формы выполнения СРС и работы на уровне, который приемлем для них с учетом сформированности языковой, речевой и коммуникативной компетенции. Это такие формы работы, как: доклад, конспект, реферат, эссе, презентация, лингвистический анализ научного текста (текста по избранной специальности), лингвистический анализ терминологии языка медицины, составление терминологического словаря, аннотация, рецензия, отзыв, резюме-выводы и др.

            Таким образом, осуществляется  реализация  уровневого  подхода при определении различных форм СРС. Так, на репродуктивном уровне предлагаются такие формы, которые ориентированы на  переработку, сжатие, передачу научной  информации, составление плана, тезисов, конспектов и др.

             На творческом  уровне выполняются задания по СРС следующего характера: написание эссе на такие темы, как «Здравницы Казахстана», «Моя будущая специальность», «Деонтология», «Врачебная этика»; презентации на темы «Открытие ученого-медика», «Символы и эмблемы медицины» и др.