АНАЛИЗ результатов анкетирования кафедр по эффективности программы визитинга в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова за период 2011 и 2012 г.г.




10.10.2012

За период  2011-2012 гг проведено  2  анкетирования, охватившие 1100 преподавателей университета по  программе визитинга в КазНМУ. Первое анкетирование   выяснило отношение сотрудников университета к данной программе.

Цель второго  анкетирования  определить результативность  обучающих программ  визитинг-преподавателей: удовлетворенность визитом  преподавателей и обучающихся; эффективность визита для университета.

В результате первого анкетирования, которое  проведено в январе 2011 г. по результатам визитингов в период август 2011 г. — январь 2012 г. установлено следующее:

  1. На вопрос: «Нужны ли обучающие визиты специалистов в наш университет?»:

—          92 %  опрошенных ППС дали положительный ответ;

—          2 % в ответе указали, что не знают;

—        6 %  не предоставили однозначного ответ

 

  1. На вопрос: «Интересны ли вам были занятия (лекции) визитинг-профессора?»:

−        58,8 %  опрошенных ППС  дали положительный ответ;

−        19,6 % в ответе указали, что нет;

−        21,6 % не предоставили однозначного ответа

Комментарии ППС при ответе на данный вопрос:

−           Факультет «Менеджмент в здравоохранении и фармации»:

ü  «Многие лектора интересны»

ü  «Не всегда было интересно».

ü  «Привезен старый (известный) учебный материал»

−           «Фармацевтический» факультет:

ü  «Все оценки были исключительно субъективные»;

ü   «Зависит от визитинг – преподавателя»;

ü  «Не все лекции были интересны».

 

  1. 3.      На вопрос: «Приобрели ли Вы новые знания (новые методики преподавания) после  участия в семинарах визитинг- профессоров?»:

−           53 %  опрошенных ППС дали положительный ответ;

−           20 % в ответе указали, что нет;

−        27 % не предоставили однозначного ответа

 

  1. 4.      На вопрос: «Отличаются ли визитинг-преподаватели по стилю, методике преподавания обучающих семинаров от наших преподавателей?»:

−           29,4 %  опрошенных ППС дали положительный ответ;

−           43,1 % в ответе указали, что нет;

−           27,5 % не предоставили однозначного ответа.

 

В результате 2-го анкетирования, которое проведено в  апреле 2012 г. выявлено следующее:

  • По данным анкет, большинство (94,1%) визит-преподавателей имели высокую оценку  своих обучающих мероприятий.
  • Правильность и адекватность выбора  приглашаемого лектор, так же большинством кафедр (88,3%) оценены высоко.
  • По данным анкетирования  73,5% анкетированных кафедр, участвовавших в мероприятиях визитинг-преподавателей, оценили потребность в данном визите для сотрудников своего подразделения как необходимую и своевременную.
  • Большинство преподавателей (64,8%), участвовавших в опросе  высказалось, что обучающие мероприятия визитинг-профессоров были необходимы для студентов, интернов, магистрантов. Около трети респондентов (29,4%)  дали среднюю оценку потребности  выше названных мероприятий для обучающихся.
  • Большинство респондентов (91,2%) были полностью удовлетворены уровнем профессионализма лектора.
  • Уровень ораторского мастерства приглашенного лектора  в   79,4% наблюдений соответствовал самому высокому уровню.  Однако у 8,8% и 11,8%  опрошенных, имелись неудовлетворенность и замечания.
  • Большинство респондентов (67.7%) считают, что виизитнг-преподаватели были креативны  в выборе методик обучения.
  • Информативность визита, так же большинством анкетированных кафедр (82,4%) оценена максимально высоко.
  • Небольшой процент опрошенных (17,7%)   написали, что   имеется совместный проект.
  • Большинство анкетированных кафедр (88,2%) высказались за высокую удовлетворенность визитов в  отношении обучения студентов, обучение новым методам  преподавания (76,5%), а так же   дали сведения о том, что визитинг-преподаватели способствовали внедрению в учебный процесс новых методов обучения  (82,3%).
  • Все опрошенные кафедры клинического профиля в 100% случаев высказались  за высокую степень удовлетворенности визитами для кафедр, т.к. программы приглашенных лекторов включали клинические разборы, обходы, консультации, оперативную помощь
  • Часть анкетированных  (5,9%) неудовлетворительно оценили уровень организации визитов со стороны КазНМУ, около трети (29,4%) имели некоторые замечания к организации, но большинство (61,8%)  опрошенных кафедр были полностью удовлетворены.
  • В среднем визиты лекторов длились  от 2-х до 3-х недель и этот срок, по  мнению большинства  анкетированных  кафедр (64,7%) был оптимальным как для кафедры, так и для визитера.
  • У большинства приглашающих кафедр (82,3%) проблем с организацией конкретного визита не отмечалось. У 17,7% респондентов были проблемы, включавшие транспорт, питание,  заполнение аудитории.

 

Заключение

Оценка удовлетворенности кафедр и структурных подразделений обучающими мероприятиями визитинг-преподавателей  показала следующее:

  1. Большинство опрошенных преподавателей поддерживают данную программу.
  2. Программы визитинга  для кафедр и обучающихся в большинстве носят информационный характер, без дальнейшего продолжения  сотрудничества, а именно –

— разовые визиты – 72%

— повторные визиты – 9%

— предполагаемое сотрудничество, без фактического заключения договоров – 7%

— совместные проекты – 12%

  1. По результатам визитинга кафедрами осуществлено следующее:

—  внедрение в учебный процесс новых методов обучения – 53%

—  внедрение новым способов и методов лечения – 19%

—  расширение возможностей  для кафедр на клинических базах – 33%

—  обеспечение кафедр новыми методическими материалами,

привезенными лекторами – 65%

—  планирование совместных клинических мероприятий – 12%

—  планирование академической мобильности – 6%

—  ответные визиты наших преподавателей – 3%

— участие в конференциях, проводимых учреждением визитинга-профессора -13%

 

Замечания:

  • отсутствие стратегии перспективного сотрудничества с  приглашенным профессором и учреждением-партнером
  • преимущественно разовые визиты
  • низкий уровень ответных визитов
  • преобладание  лекционной формы подачи материала приглашенным лектором, а не интерактивных занятий
  • незначительное количество  совместных проектов
  • отсутствие совместной научной работы и публикаций
  • низкая заинтересованностью клинических баз в перспективном сотрудничестве с визитинг-профессором

 

Директор Центра МАКО и НСРМО, д.м.н.                                 Сарсенбаева С.С.