За период 2011-2012 гг проведено 2 анкетирования, охватившие 1100 преподавателей университета по программе визитинга в КазНМУ. Первое анкетирование выяснило отношение сотрудников университета к данной программе.
Цель второго анкетирования определить результативность обучающих программ визитинг-преподавателей: удовлетворенность визитом преподавателей и обучающихся; эффективность визита для университета.
В результате первого анкетирования, которое проведено в январе 2011 г. по результатам визитингов в период август 2011 г. — январь 2012 г. установлено следующее:
- На вопрос: «Нужны ли обучающие визиты специалистов в наш университет?»:
— 92 % опрошенных ППС дали положительный ответ;
— 2 % в ответе указали, что не знают;
— 6 % не предоставили однозначного ответ
- На вопрос: «Интересны ли вам были занятия (лекции) визитинг-профессора?»:
− 58,8 % опрошенных ППС дали положительный ответ;
− 19,6 % в ответе указали, что нет;
− 21,6 % не предоставили однозначного ответа
Комментарии ППС при ответе на данный вопрос:
− Факультет «Менеджмент в здравоохранении и фармации»:
ü «Многие лектора интересны»
ü «Не всегда было интересно».
ü «Привезен старый (известный) учебный материал»
− «Фармацевтический» факультет:
ü «Все оценки были исключительно субъективные»;
ü «Зависит от визитинг – преподавателя»;
ü «Не все лекции были интересны».
- 3. На вопрос: «Приобрели ли Вы новые знания (новые методики преподавания) после участия в семинарах визитинг- профессоров?»:
− 53 % опрошенных ППС дали положительный ответ;
− 20 % в ответе указали, что нет;
− 27 % не предоставили однозначного ответа
- 4. На вопрос: «Отличаются ли визитинг-преподаватели по стилю, методике преподавания обучающих семинаров от наших преподавателей?»:
− 29,4 % опрошенных ППС дали положительный ответ;
− 43,1 % в ответе указали, что нет;
− 27,5 % не предоставили однозначного ответа.
В результате 2-го анкетирования, которое проведено в апреле 2012 г. выявлено следующее:
- По данным анкет, большинство (94,1%) визит-преподавателей имели высокую оценку своих обучающих мероприятий.
- Правильность и адекватность выбора приглашаемого лектор, так же большинством кафедр (88,3%) оценены высоко.
- По данным анкетирования 73,5% анкетированных кафедр, участвовавших в мероприятиях визитинг-преподавателей, оценили потребность в данном визите для сотрудников своего подразделения как необходимую и своевременную.
- Большинство преподавателей (64,8%), участвовавших в опросе высказалось, что обучающие мероприятия визитинг-профессоров были необходимы для студентов, интернов, магистрантов. Около трети респондентов (29,4%) дали среднюю оценку потребности выше названных мероприятий для обучающихся.
- Большинство респондентов (91,2%) были полностью удовлетворены уровнем профессионализма лектора.
- Уровень ораторского мастерства приглашенного лектора в 79,4% наблюдений соответствовал самому высокому уровню. Однако у 8,8% и 11,8% опрошенных, имелись неудовлетворенность и замечания.
- Большинство респондентов (67.7%) считают, что виизитнг-преподаватели были креативны в выборе методик обучения.
- Информативность визита, так же большинством анкетированных кафедр (82,4%) оценена максимально высоко.
- Небольшой процент опрошенных (17,7%) написали, что имеется совместный проект.
- Большинство анкетированных кафедр (88,2%) высказались за высокую удовлетворенность визитов в отношении обучения студентов, обучение новым методам преподавания (76,5%), а так же дали сведения о том, что визитинг-преподаватели способствовали внедрению в учебный процесс новых методов обучения (82,3%).
- Все опрошенные кафедры клинического профиля в 100% случаев высказались за высокую степень удовлетворенности визитами для кафедр, т.к. программы приглашенных лекторов включали клинические разборы, обходы, консультации, оперативную помощь
- Часть анкетированных (5,9%) неудовлетворительно оценили уровень организации визитов со стороны КазНМУ, около трети (29,4%) имели некоторые замечания к организации, но большинство (61,8%) опрошенных кафедр были полностью удовлетворены.
- В среднем визиты лекторов длились от 2-х до 3-х недель и этот срок, по мнению большинства анкетированных кафедр (64,7%) был оптимальным как для кафедры, так и для визитера.
- У большинства приглашающих кафедр (82,3%) проблем с организацией конкретного визита не отмечалось. У 17,7% респондентов были проблемы, включавшие транспорт, питание, заполнение аудитории.
Заключение
Оценка удовлетворенности кафедр и структурных подразделений обучающими мероприятиями визитинг-преподавателей показала следующее:
- Большинство опрошенных преподавателей поддерживают данную программу.
- Программы визитинга для кафедр и обучающихся в большинстве носят информационный характер, без дальнейшего продолжения сотрудничества, а именно –
— разовые визиты – 72%
— повторные визиты – 9%
— предполагаемое сотрудничество, без фактического заключения договоров – 7%
— совместные проекты – 12%
- По результатам визитинга кафедрами осуществлено следующее:
— внедрение в учебный процесс новых методов обучения – 53%
— внедрение новым способов и методов лечения – 19%
— расширение возможностей для кафедр на клинических базах – 33%
— обеспечение кафедр новыми методическими материалами,
привезенными лекторами – 65%
— планирование совместных клинических мероприятий – 12%
— планирование академической мобильности – 6%
— ответные визиты наших преподавателей – 3%
— участие в конференциях, проводимых учреждением визитинга-профессора -13%
Замечания:
- отсутствие стратегии перспективного сотрудничества с приглашенным профессором и учреждением-партнером
- преимущественно разовые визиты
- низкий уровень ответных визитов
- преобладание лекционной формы подачи материала приглашенным лектором, а не интерактивных занятий
- незначительное количество совместных проектов
- отсутствие совместной научной работы и публикаций
- низкая заинтересованностью клинических баз в перспективном сотрудничестве с визитинг-профессором
Директор Центра МАКО и НСРМО, д.м.н. Сарсенбаева С.С.