CASE-STUDY В МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГИСТОЛОГИЯ–2 (В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ).

25 Sep 2014

УДК 616-018:37.041.1(083.9)

 

Р.И.Юй,  Ш.Ш. Мулькибаева, Н.М. Тусупова, Г.К. Есимова,

 Р.С. Омарова

Казахский национальный медицинский университет имени

С.Д.  Асфендиярова,  Центр интегрированного обучения,

Модуль Гистологии. 

Алматы.

 

 

В статье рассматривается Casestudу, метод обучения на основе конкретных клинических случаев, обеспечивающий взаимосвязь между базовыми дисциплинами, как гистология, и клиническими дисциплинами.

Ключевые слова:Casestudу; гистология; интегрированное обучение

 

Образование это не только возможность

получения высокооплачиваемой работы, 

способ выбраться из нищеты,

но это, в первую очередь путешествие –

путешествие внутрь себя, 

возможность познать себя,

понять и узнать свои возможности.

Профессор амер. университета

 

Гистология фундаментальная часть многих биомедицинских дисциплин,  связующее  звено  между макроскопическими и микроскопическими измерениями,   мост между анатомией и более тонкими эфемерными мирами биохимии, физиологии и фармакологии. Гистология  была и остается  пропуском  в  сложный мир патологии.

«Зачем  мне, в будущем практикующему врачу,  знать строение клеток,  ну и зачем мне нужны знания про отличия в особенностях строения эпителия в слизистыхразных органов?». Когда-то, такой вопрос задал студент на первом году обучения гистологии,  одному из авторов данной статьи.  Многие студенты, приступая к изучению гистологии, задаются подобными вопросами. В течение долгого времени в преподавании гистологии применялись устоявшиеся классические методы обучения, которые предполагают изучение гистологических препаратов с применением световой микроскопии. При данной методике студенту необходимо было самостоятельно просмотреть, а за тем зарисовать препараты по теме занятия, сделать к рисункам подписи. При этом студент затрачивал много времени на изучение структурных компонентов с помощью микроскопа, пытаясь их найти и идентифицировать в гистологических препаратах, где искомая структура окружена множеством других,  незнакомых и от этого еще более непонятных для него. Естественно, что студент ощущал оторванность от предстоящей ему в будущем клинической практики.

Что изменилось сегодня в преподавании гистологии для студентов-медиков? Развитие и использование современных информационных технологий в обучении  значительно повлияло на качество занятий по гистологии, сделало их более наглядными, повысило эффективность восприятия учебного материала студентами. Появилась возможность использования микроскопа со встроенной цифровой камерой с демонстрацией деталей изучаемого микропрепарата. Данные цифровые методики позволили визуализацию гистологических препаратов на экране с помощью мультимедийной техники  на лекциях и практических занятиях. Предварительно предоставляются комментарии к микрофотографиям, с помощью которых, во-первых, студент начинает понимать необходимость данного предмета для его дальнейшего обучения, а, во-вторых, позволяет поднять навык работы с микропрепаратами на новый уровень, способствующий совершенствованию навыка идентификации органов, их тканевых составляющих,  клеток и неклеточных структур [1,2,3]. Но все это лишь техническое оснащение и наполнение занятий.

Постоянно и динамично меняющийся мир потребовал изменений и в подходах к обучению. Сегодня от обучающихся требуются не только запомнить факты, но уметь применить полученные знания для решения задач, ориентирования в быстро меняющихся потоках информации, осваивания новых технологий, самообучаться, выявлять недостающие знания. В связи с этим, в настоящее время, практически во всех экономически развитых странах мира проводятся реформы образования, в том числе и в системе медицинского образования.  В настоящее время, учитывая мировые тенденции и новые требования к подготовке высококвалифицированных профессиональных медицинских кадров, медицинские учебные заведения стран Европы и Америки переходят от традиционного раздельного изучения каждой дисциплины к интегрированному образованию, с тесным междисциплинарным взаимодействием и согласованием учебных программ [4].

Не стала исключением и наша страна. В 2006 году Правительством Республики Казахстан одобрена «Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования», разработанная в рамках «Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы».  В  Концепции представлены новые стандарты подготовки медицинских кадров, которые требуют совершенно новых подходов к организации обучения, обеспечивающих более продуктивное ус­воение знаний и способствующих формированию профессиональных умений и навыков.

Согласно ГОСО РК 2006 г., обучение студентов 3 курса по специальности «Общая медицина» осуществляется по интегрированной модульной системе обучения. Интегрированное обучение предполагает взаимосвязи между базовыми и клиническими дисциплинами. Основная идея интеграции фундаментальных и клинических дисциплин заключается в формирования у студентов клинической мотивации на уже начальных этапах обучения.

Для реализации данной идеи, в рамках модульной системы обучения по дисциплине Гистология — 2, было решено введение в учебный процесс одного из активных методов обучения на основе конкретных клинических случаев, который называется «Case-studу».

Проведение занятий по методу «case-study» требует от преподавателей в первую очередь, значительной подготовительной работы.  Стараясь следовать принципу преемственности дисциплин (пререквизитов и постреквизитов), ППС, преподающие дисциплину Гистология – 2, искали оптимальный метод обучения, который обеспечивал бы построение образовательного процесса вокруг конкретной проблемы. Это приводит к формированию у студента позитивной мотивации для приобретения глубоких знаний по базовым дисциплинам, необходимых при решении клинических проблем. Это также позволяет развивать целостное представление об образовательном процессе и о роли фундаментальных дисциплин для будущей профессиональной деятельности.

Это были поиски на вызов и вопрос студента в начале данной статьи: «Зачем  мне, в будущем практикующему врачу,  знать  строение клеток,  ну и зачем мне нужны знания про отличия в особенностях строения эпителия в слизистых разных органов?», а также попытки  выбрать наиболее эффективный метод в преподавании гистологии по модульной системе обучения привели нас к решению использовать метод «Case-studу».

При методе «Case-studу» разрабатываются конкретные клинические случаи, с целью их разбора в процессе обучения. Метод «case-study» наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес. Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Впервые метод был применен в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году. Метод «case-study» нашел широкое распространение и в медицинском образовании.

С конца прошлого века ряд медицинских школ США решили перенять опыт школ бизнеса и права и стали внедрять в учебную программу метод «case-study» или обучение на основе клинического случая, с целью связать  теоретические концепции с клиническим контекстом. Студентам представлялись проблемы реальных пациентов уже в процессе изучения базовых теоретических дисциплин [5].

На сегодняшний день  доступной литературы посвященной методу«case-study»достаточно много,  поэтому не будем утомлять читателя описанием его характеристик.

Case-studу как метод обучения стал применяется во время СРСП в модульной системе обучения по дисциплине Гистология-2 на кафедре гистологии КазНМУ с 2012 года. Его применяли в обучении студентов 3 курса по специальности «Общая медицина». Соответственно темам модулей были разработаны клинические случаи, с учетом преемственности пререквизитов и постреквизитов.

Авторы данной статьи признают несомненные преимущества инновационных технологий перед «скучным» изложением материала, используемых в традиционном преподавании. Однако мы глубоко убеждены в том, что заменять и заполнять весь процесс обучения только активными  методами обучения будет неправильным. Применение любого из множества существующих на сегодняшний день инновационных методов обучения, на наш взгляд, должно быть методически обосновано и обеспечено. Необходима трезвая оценка и понимание, где использование конкретного инновационного метода даст больший эффект по сравнению с традиционным методом, так как в последнее время среди преподавателей заметна тенденция чрезмерного увлечения разными активными методами обучения, применяемых ими без определенного методологического принципа, эпизодически, иногда и без четкой цели, «инновация ради инновации».

Все это касается и применения метода «case-study». По мнению преподавателя Американского института бизнеса и экономики (AIBEс) в  Москве П. Эксмана нельзя тратить все учебное время только на разбор случаев, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению проблем, в итоге студент кажется не способным на более высокий уровень обобщения [6]. Ценность такого метода без серьезной систематической теоретической подготовки становится сомнительной. Нам хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость вдумчивого подхода к выбору и применению методов обучения, использовать их в единстве, не игнорируя традиционные классические формы обучения, закладывающие у студентов фундаментальные знания.

Поэтому разбор кейсов проводится нами на занятиях по СРСП, после предварительного тщательного теоретического разбора темы на практических занятиях. Задания разрабатываются  и структурируются таким образом, чтобы обеспечить клинический контекст. С другой стороны, это необходимо для того, чтобы подтолкнуть студента к осознанию необходимости  фундаментальных знаний для решения конкретной клинической проблемы реального пациента.

Мы отдаем себе отчет в том, что представили более узкий подход к проблеме глобальной интеграции учебных программ, но мы также делаем попытку развить у студентов навыки клинической аргументации в рамках дисциплины гистологии.

 

Список литературы

1       Gopal Gupta,SudhaChhabra, Kamal Singh. Innovative method of teaching histology.//Int J Recent Adv Pharm Res. – 2012.- 2(1).- P.33-36.

2       FrankJ. Weaker, Damon C. Herbert. Transition of a dental histology course from light to virtual microscopy.//J.Dental Education. – 2009.-Vol 73.no10.-P.1213-1221.

3       Scott C. Sherman, Chong K. Jue. Pedagogical method for teaching histology in anatomy and physiology courses// HAPS Educator.-2009.-Fall.-P. 50-55.

4       Rakesh K. Kumar,  Brian Freeman,  Gary M. Velan, Patrick J. de Permentier. Integrating histology and histopatology teaching in practical classes using virtual slides//Anat.Rec (Part B: New Anat.).- 2006.- 289B.-P. 128-133.

5       Isaac Van Sligtenhorst, Roger J. Bick. Inclusion of an integrated team based learning session in first year histology is well received…//The Open Medical Educ J.- 2011.-4. P.18-23.

6       МихайловаЕ.А. Кейсикейсметод: общиепонятия.// Маркетинг.-1999.-№1, С109-117.

 


Р.И.Юй,  Ш.Ш. Мулькибаева,  Н.М. Тусупова, Г.К. Есимова, Р.С. Омарова

Қазақұлттық медицина университеті,  Біріктіріп оқыту орталығы, Гистология модулі.  Алматы

 

Біріктіріп оқыту аясында Гистология-2пәнінде  Case-studутәсілінің орны

 

Түйін:Мақалада Case-studу тәсілі, оның гистология тәрізді негізгі пәндер және клиникалық  пәндер арасындағы орны қарастырылады.

Түйінді сөздер: Case-studу тәсілі; гистология; біріктіріп оқыту үрдісі;

 

 

 

 

R. Yui,Sh.Sh.  Mulkibayeva,  N.M. Tussupova, G.K. Essymova, R.S. Omarova

Kazakh National Medical Univercity,  Center ofintegrative teaching,

Department ofHistology.

Almaty

 

Case-stimulated learning withinHistology class activities (integrated teaching in medical school)

 

Resume: Case-stimulated learning is a method of providing a direct clinical link for basic science disciplines as histology.

Keywords: Case-studу; histology; integrative teaching.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ