26 Dec 2012
УДК 616.31-036.22-053.2 (476):614.258.3
С.К.Нурмаганбетова
Областная детская стоматологическая поликлиника, г.Тараз
Особенности психопрофилактики боли и страха при оказании стоматологической помощи детям
Стоматологическое вмешательство у детей предполагает пребывание их в определенном психоэмоциональном состоянии, которое создает трудности при налаживании контакта между пациентом и врачом-стоматологом. Для успешной организации лечебно-профилактических работ в детском стоматологическом учреждении необходимо учитывать тип психоэмоционального состояния ребенка.
Ключевые слова: ребенок, психоэмоциональное состояние, стоматологическое вмешательство.
Стоматологу-педиатру нередко приходится встречаться с негативным отношением детей к лечению зубов. Существует ряд факторов, которые могут тормозить формирование негативного отношения к лечению зубов или задерживать внешние проявления этого отношения, то есть помогают ребенку преодолеть свое негативное отношение, перенести неприятные и даже болевые ощущения.
К ним относятся: 1) Глубокое понимание и осознание необходимости своевременного лечения зубов; 2) Воспитание у ребенка умения переносить болевые ощущения, не концентрируя на них внимание окружающих; 3) Отвлечение внимания ребенка от тревожных мыслей и отрицательных раздражителей, предшествующих или сопутствующих лечению; 4) Прямое словесное внушение (психосупрессивная терапия); 5) Ослабление эмоционального напряжения (тревоги, страха) с помощью фармакологических средств; 6) Повышение порога болевой чувствительности за счет фармакологических средств, физических методов.
Физиологическое отвлечение в период ожидания очереди на прием к врачу может иметь самые разнообразные формы. Существенное отвлекающее воздействие на ребенка оказывает интерьер поликлиники. Элементами интерьера могут быть панорамы с изображениями героев любимых сказок, мультфильмов, аквариумы, стенды. Если возможно, используйте ознакомительные визиты ребенка. Пусть он адаптируется к атмосфере клиники. Подружитесь с ребенком. Знакомиться с ребенком лучше в холле, а не в кабинете. Во время знакомства с юным пациентом на вас не должно быть маски, колпака, перчаток. Хороший отвлекающий эффект достигается путем рассказывания либо организации прослушивания аудиозаписей сказок детям дошкольного и младшего школьного возраста. При общении нужно показывать уважение к ребенку, проявлять интерес к его индивидуальности. Общайтесь с ребенком на его уровне и давайте четкие инструкции. Нельзя настраивать ребенка на возможность боли при стоматологическом вмешательстве! Фраза «тебе не будет больно» является изначально неверной, так как понятие боли не должно фигурировать при общении с маленьким пациентом в принципе. Необходимо настроить на данную модель поведения и родителей. Важно учитывать стадию интеллектуального развития ребенка. Так в среднем до 7 лет дети верят в то, что видят и что им говорят. В более старшем возрасте лучше не пытаться обмануть ребенка, так как у детей начинает развиваться логическое мышление. Обо всех манипуляциях, которые вы планируете совершить, необходимо предупредить родителей. Поведение родителей может оказать как поддержку ребенку, так и вызвать дополнительное беспокойство. Поэтому вопрос об их присутствии в кабинете во время лечения должен решаться индивидуально. Однако вы не можете запретить родственникам доступ к ребенку. Познакомьте ребенка с инструментами и оборудованием. Можно использовать награждение «подарками», поэтому несложные функциональные игрушки всегда должны быть в наличии в кабинете.
Для коррекции психоэмоционального состояния ребенка, испытывающего тревогу или страх как в ожидании лечения, так и в процессе выполнения врачом процедур, используются психотропные препараты (седативные, транквилизаторы, нейролептики), снотворные средства. Целесообразно сочетать их с ненаркотическими анальгетиками.
Важной задачей для нас являлась, прежде всего, оценка психологического статуса ребенка и только потом выбор метода обезболивания, диктуемого характером патологического процесса.
Наш опыт показал, что участковый принцип обслуживания детского населения, наблюдение его у одного и того же специалиста приводят к быстрой адаптации ребенка к лечению, он привыкает к врачу, доверяет ему. Очень важно отношение врача и всего медицинского персонала к маленькому пациенту. Душевная теплота и любовь к каждому ребенку, как к своему собственному, способствуют полному исчезновению страха или к сведению его к минимуму и гарантируют качество лечения.
Физиологическое отвлечение (воздействие музыки, демонстрация слайдов и др.) является достаточно мощным способом уменьшения негативного отношения ребенка к лечению зубов.
Медикаментозная подготовка в детской стоматологии направлена на обеспечение спокойного хода лечения при длительных вмешательствах; для улучшения условий при лечении детей, не сотрудничающих с врачом.
В таких случаях назначают малые транквилизаторы. Для детей младшего возраста мы использовали сибазон, а более старшего ,- мебикар в возрастной дозировке за 30-40 мин. до лечения. При этом стремились к тому, чтобы ребенок принимал лекарство добровольно. Для этого лучше предлагать его растворенным во фруктовом соке.
Правильно выбранная индивидуальная психотерапия, премедикация на фоне качественной анестезии снижают значимость источника эмоционального напряжения у детей и способствуют благоприятному исходу терапевтического лечения.
Во время работы, чтобы достичь безболезненной оперативной обработки эмали и дентина у детей, до пользовались известными правилами их щадящей инструментальной обработки (прерывистая обработка, высокие обороты, использование острых боров, хорошо центрированных наконечников и др.)
При расширении кариозной полости и особенно ее формировании использовали обезболивание.
Список литературы
1 Ермуханова Г.Т., Задорожный С.Н., Баринбойн С.М. Раннее протезирование при частичных дефектах зубных рядов у детей с временным прикусом // Проблемы стоматологии. — 2006. — №3. – С.63-64
2 Есим А.Ж. Проблемы раннего удаления временных зубов у детей // Материалы Международного конгресса стоматологов. – 2004. – С.56-57
3 Ермуханова Г.Т., Валиева Э.Г. Проблемы ранней потери временных зубов у детей // «Стоматологический вестник». — № 3 (103). — 2009г.
С.К. Нұрмағамбетова
Стоматологиялық көмек көрсету кезіндегі ауру сезімін алдын алу ерешеліктері
Түйін: стоматологиялық көмек көрсету кезінде балалар ерекше психо-эмоциональді жағдайда болады, сол кезде науқас пен дәрігер-стоматолог аралығында қарым-қатынасты құру жолында қиындық туындайды. Сондықтан емдеу-алдын-алу жұмыстарын ойдағыдай жүргізу үшін баланың психо-эмоциональді жағдайының түрін ескеру қажет.
Түйінді сөздер: бала, психо-эмоциональді жағдай, стоматологиялық жағдай
S. K. Nurmagambetova
Features of psychoprevention of pain and fear in providing stomatological help to children
Resume: stomatological intervention at children assumes them stay in a certain psychoemotional condition which creates difficulties at establishing contact between the patient and the dentist. For the successful organization of treatment-and-prophylactic works in the children’s dental institution it is necessary to consider the type of a psychoemotional condition of the child.
Key words: child, psychoemotional condition, stomatologic intervention.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ БОЛИ И СТРАХА ПРИ ОКАЗАНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ