ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О СВОЕЙ САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

16 Oct 2014

УДК 613.1/.614.39-084:616.9-036.2:378.1

 

С.Н. Третьякова, Г.М. Айтжанова, М.И. Кенесарина

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Казахстан, Алматы

 

 

В статье рассматриваются вопросы воспитания потребностей в сохранении здоровья и предупреждении рисков здоровью среди населения на основе медико-профилактической деятельности студентов 5 и 6 курсов. По результатам социологического опроса изучено мнение студентов университета о методах эффективного гигиенического обучения и воспитания в целях достижения безопасности жизни всего населения и формирования культуры здоровья у всех субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: мнение, творчество, мотивация, самовоспитание, профессиональный рост студентов, профилактика туберкулеза, Спида и других заболеваний, санитарно-эпидемиологическая ситуация.

 

Успех профилактической работы среди населения по предупреждению социально значимых заболеваний, основанный на устранении факторов риска и воспитании здорового образа жизни, достигается только в результате совместных целенаправленных усилий населения и медицинских работников. Эффективное решение этой задачи требует хорошей информированности в вопросах профилактики туберкулеза, СПИда и других заболеваний среди населения, должной профессиональной квалификации врачей первичного звена, проводящих эту работу и хорошо организованной деятельности лечебно-профилактических организаций, предоставляющих требуемые медицинские услуги.

В силу этого научно-образовательная миссия университета осуществляется через распространение идей, знаний, разработок здоровье сберегающих технологий, просвещение населения. В связи с этим студентами 5-6-х курсов читаются лекции в школах, колледжах и других учебных заведениях, темами которых являются наиболее актуальные для нашего города проблемы здравоохранения, вопросы профилактики туберкулеза, СПИДа и гепатита и других заболеваний. Этой тематике отводится важное место в ходе ежегодного обучения учащейся молодежи в целях интенсивной массовой информации по различным аспектам проблемы инфекционных заболеваний. С целью изучения мотивационной и информационной базы в этом направлении в университете нами осуществлен в 2010-2011 гг. анализ анкетных данных, содержащих вопросы, выбор ответов на которые состоял из нескольких предлагаемых вариантов.

Методы и материалы исследования: анализ и обобщение литературных данных, педагогическое наблюдение, социологический опрос студентов.

Сбор информации осуществлялся с помощью анкеты, содержащей 67 вопросов, на которые предлагались несколько вариантов ответов по выбору. Анкетный опрос проведен среди 106 студентов 5-го и 6-го курсов (4,6% от общего контингента обучающихся на старших курсах). Респонденты, принявшие участие в опросе, распределились по возрасту следующим образом: до 19 лет — 44,2%, от 20 до 24 лет 54,1%, от 25 до 29 лет — 1,5%, в возрасте 30 лет и более — 0,2%.

Влияние санитарно-профилактической деятельности студентов (по их самооценкам) на снижение заболеваемости среди населения оказалось наиболее значимым по отношению к заболеваемости туберкулезом (81,2%), далее указывались СПИД (62,3%) и гепатит (48,1%) как представлено в таблице 1.

 

Таблица 1 — Может ли, по Вашему мнению, повлиять деятельность студентов медицинских вузов на снижение заболеваемости населения?

Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)
1.1 Снижение заболеваемости туберкулезом
да 82,1
нет 17,9
1.2 СПИдом
да 62,3
нет 37,7
1.3 Гепатитом
да 48,1
нет 51,9
1.4 Другое
Итого 100

 

На сегодняшний день становятся актуальными не просто формализованные процедуры передачи знаний, а личностный и профессиональный рост студентов. Система педагогических умений и навыков у студентов закладывается и развивается в университете, а затем совершенствуется и оттачивается во время реальной профессиональной деятельности. Одним из способов формирования коммуникативных умений и навыков является лекционная система, осуществление которой создает возможность выполнения определенных действий не только в привычных (учебных), но и в измененных условиях.

Если на важность проводимых студентами лекций указали 58,6% респондентов, то на значимость бесед и «круглых столов» для предупреждения и стабилизации рассматриваемых заболеваний указали 41,4% (таблица 2).

 

Таблица 2 — Каким образом можно предупредить и стабилизировать Вашими усилиями заболеваемость в отношении этих инфекций?

Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)
1 проведение лекций 58,6
2 проведение бесед 39,1
3 другое («круглый стол», любая санпросвет работа) 2,3
4 Итого 100

 

Достаточно большое внимание уделяется старшекурсниками (69,8%) обучению детей и подростков правилам гигиены, эпидемиологии заболеваний. Так как юношеский возраст – важный, критический, когда человек решает, чего он хочет от жизни, что для него является главным. Этот период рассматривается как самый интенсивный в формировании ценностных ориентаций, например, на здоровый образ жизни. При этом к проведению лекций в школах и колледжах привлекались 56,6%, в высших учебных заведениях 6,2% респондентов университета. Небольшая доля (8%) пятикурсников лекции не проводили еще, но умеют построить деловую беседу с молодежью, провести переговоры, владеют мастерством публичного выступления (таблицы 3 и 4).

 

Таблица 3 — Участвуете ли Вы в организации и обучении детей и подростков санитарно-гигиеническим правилам?

Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)
1 да 69,8
2 нет 30,2
3 Итого 100

 

Таблица 4 — Привлекались ли Вы к проведению лекций в каких-нибудь организациях?

Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)
1 да, школа 56,6
2 да, колледж 29,2
3 да, вуз 6,2
4 нет 8,0
5 Итого 100

 

Большинство студентов (83,1%) не испытывают особых трудностей в проведении лекций, 41,5% и 37,7% респондентов считают презентации лекций очень интересными и интересными соответственно, но только 3,8% респондентов считает лекции не нужными и 12,3% затруднились ответить (рисунок 1, таблицы 5).

 

РРисунок 1 — Распределение ответов студентов по степени значимости для них проведения лекций

 

 

Таблица 5 — Насколько легко или трудно дается Вам лекция?

Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)
1 очень трудно 4,7
2 трудно 11,3
3 не трудно, но и нелегко 45,3
4 легко 32,1
5 очень легко 5,7
6 лекции не проводили 0,9

               

Интерес к пропаганде медицинской информации во многом определяется мотивационными установками респондентов: на 1-м месте стоит преодоление психологических барьеров (31,7%), 2-е место занимает развитие профессионального престижа (27,3%), третье место — выявление имеющихся способностей (18,7%), 4-е — осознание ценностей коллективизма (15,1%). По мнению других респондентов (3,6%) чтение лекций вызывают отрицательные эмоции (таблица 6).

 

Таблица 6 — Что дает Вам выступление перед аудиторией?

Ответы на вопросы анкеты Доля ответов (%)
1 преодоление психологических барьеров 31,7
2 выявление имеющихся способностей 18,7
3 осознание ценностей коллективизма 15,1
4 развитие профессионального престижа 27,3
5 только отрицательные эмоции 3,6
6 другое (указать) 3,6
7 Итого 100

 

Таким образом, студенты 5 и 6 курсов, используя опыт и рекомендации педагогов университета по проведению лекций, выражают положительное отношение и желание вести работу по профилактике туберкулеза, СПИДа, гепатита и других инфекционных заболеваний. Студенты не только хотят читать лекции, но и выбирают рациональные пути донесения информации до молодежи, например, презентации, лекции должны быть более доступными в школе (ученики не медики).

Студенты считают, что основные приоритеты университета в улучшении санитарно-эпидемиологической ситуации — это качественное образование, проведение санпросвет работы (лекции, беседы), подготовка специалистов высшего уровня и соответствующие знания. По результатам социологического опроса студентов 5-6-х курсов нами был определен общий уровень информированности их в вопросах самосовершенствования. Респонденты положительно относятся к чтению лекций в школах, вузах, оценивая позитивный вклад их в формирование гармонически развитой личности будущих медиков.

Данный аспект работы свидетельствует о необходимости проведения постоянного социологического исследования (мониторинга нужд потребителей, духовной трансформации студентов) культурного движения, трудовой, лекторской и волонтерской деятельности студенчества КазНМУ.

Традиционный базовый принцип интеграции важнейших элементов образования, воспитания, науки и практики в университете имеет солидное обоснование и оправданные этой интеграцией результаты. Один из них касается воспитания лекционной культуры студентов «понимание интеллектуальной деятельности как профессии и развитие способностей к лекторскому мастерству.

 

 

 

С.Н. Третьякова, Г.М. Айтжанова, М.И. Кенесарина

С.Ж. Асфендияров атындағы Қазақ Ұлттық медицина Университеті, Алматы, Қазақстан.

 

Студенттердің халық арасындағы өздерінің санитарлы-профилактикалық

қызметтері жайлы ұсынуы

 

Түйін: Мақалада  5-6 курс  студенттерінің  медицина – профилактикалық қызметтері негізінде  денсаулық  сақтау мен халық  арасында  денсаулыққа төнген  қауіп-қатерді  алдын-алудағы  мұқтаждықтарды тәрбиелеу мәселелері қарастырылып отыр. Әлеуметтік сауалнама  нәтижесі бойынша барлық тұрғындардың өмірлерін қауіпсіздендіруге қол жеткізу және білім процесіндегі барлық субъектілердің  денсаулық мәдениетін  қалыптастыру  мақсатында тиімді  гигиеналық  оқыту мен тәрбиелеу  тәсілдері жайында университет студенттерінің ой-пікірлері  зерттілді.

Түйінді сөздер: Ой-пікір, шығармашылық, уәждеме, өзін-өзі тәрбиелеу, студенттердің  кәсіби өсуі, туберкулезді, ЖИТС-ті  және  басқа ауруларды алдын-алу, санитарлық  эпидемиологиялық  жағдай.

 

 

 

 

 

S.N. Tretyakova, G.M. Aytzhanova. M.I. Kenesarina

Kazakh National Medical University after SD Asfendiyarov, Kazakhstan, Almaty

 

Representations of students about their sanitation activities among the population

 

Resume: This article discusses the training needs in the preservation of health and the prevention of health risks in the population-based health prevention activities students 5 and 6 courses. According to the results of a sociological survey studied the opinion of university students about effective hygiene training and education in order to achieve the security of life for all and build a culture of health in all subjects of the educational process.

Keywords: opinion, creativity, motivation, self-education, professional development of students, the prevention of tuberculosis, AIDS and other diseases, the sanitary and epidemiological situation.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ