ОПЫТ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ

25 Sep 2014

УДК 612:001.5:378.184

 

К.Х.Хасенова,  Е.М. Рослякова, Н.С. Байжанова,А.С. Игибаева,

А.С.Алипбекова

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова,модуль нормальной физиологии

 

 

В статье описываются задачи проведения.самостоятельной работы студентов, одной из форм которой  является проведение нучной студенческой работы. В процессе участия в работе научного студенческого кружка и проведения самостоятельных экспериментальных исследований  студенты приобретают опыт проведения и анализа полученных экспериментальных данных, проведения презентаций и выступлений на конкурсах и конференцияхстуденческих научных работ различного уровня, приобретают навыки написания  научных статей и тезисов.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, научный студенческий кружок, здоровый образ жизни, психофизиологические основы здоровья, факторы риска здоровья.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студента (СРС) – это самостоятельное вполнение студентом определенных заданий без участия преподавателя вовнеурочное время. Основные задачи СРС:  1.Формирование системы умений и навыков самомтоятельной работы в учебной, научной, профессиональной деятельности. 2. Углубление и расширение теоретических знаний, развитие  познавательных способностей, творческие инициативы, самостоятельность, ответственности и организованности студентов. Формирование  самостоятельности мышления, самосовершенствования и самореализции [1]. Современные принципы и концепции обучения в  медицинском образовании направлены на понимание  “нового “ смысла знаний, основу которых составляют инновационные технологии. Смысл  знаний изменился от понимания  знания, как способности запоминать и  повторять информацию, до способности находить   и  использовать  информацию. Ключевой момент  внедрения  новых  способов в понимании традиционных предметовпредставляет возможность улучшить более глубокое понимание важных разделов предмета, возможность сконцентрироваться на понимании предмета, а не на его заучивании, т. е активизирование обучения через применение интерактивных методик [2].

В Казахском Национальном Медицинском Университете им. С.Д. Асфендиярова (КазНМУ) проводится активное совершенствование образовательного процесса, которое достигается через применение и развитие новых инновационных технологий в преподавании традиционных предметов. Одним  из методов развития и реализации творческих способностей студентов  является получение  опыта и перспективы развития    студенческого потенциала через исследование, одним из видов которых может быть участие  их в научно-исследовательской работе студентов (НИРС) [3].

Участие и активная работа в научном студенческом кружке (НСК)  позволяет  студентам более углубленно  изучать и понимать важнейшие проблемы предмета – физиологии человека, концентрироваться на понимании механизмов регуляции и функционирования систем организма. Понимание более глубоких теоретических аспектов различных проблем физиологии человека достигается  путем активного самостоятельного поиска  научной литературы по выбранной теме. Анализ и обобщение изученного теоретического материала студенты  докладывают  на заседаниях НСК на кафедре в виде презентаций, докладов, реферативных сообщений. В ходе проведения заседания студенты-члены НСК  активно   участвуют в обмене информации, дискутируют, делают прогнозы в развитии спорных проблем, а также выслушивают предложения и  советы руководителей заседания НСК — членов профессорско-преподавательского состава кафедры, модуля.

Тематика НИРС на кафедре нормальной физиологии и валеологии КазНМУ  связана с  вопросами научно-исследовательской работы кафедры и модуля нормальной физиологии и модуля валеологии, включая в себя темы от вопросов  формированияоснов  здорового образа жизни, проблем экологии и влияния факторов риска здоровья на организм.  Большой интерес у студентов вызывают  вопросы психофизиологических и психосоматических основ здоровья, вопросыфизиологии адаптации, механизмов и видов эмоций и стрессов, памяти и интеллекта, продолжительности жизни, перспективы применения достижений нанотехнологии в медицине и физиологии             человека [4]. Проведение самостоятельной  экспериментальной научной  работы студентами проходит в виде проведения исследований изучаемой системы организма с использованием необходимых приборов; составлением вопросов анкет по планируемым исследованиям; при необходимости, обучению более углубленных и сложных методик, применяемых для исследования отдельных показателей систем организма. Так, например,  при исследовании  влияния процессов адаптации к учебному процессу в КазНМУ на психофизиологическое состояние студентов  младших курсов студенты самостоятельно проводили  регистрацию и анализ ЭКГ в Центре  практических навыков университета при содействии руководителя центра доцента             Исиной З.Б. Некоторые эксперименты студенты проводили в Институте Физиологии  человека и животных Академии наук. Р.К. с использованием экспериментальных животных (крыс)  и  современной научно-технической аппаратуры.  После  завершения сбора экспериментальных данных студенты  начинают проводить  анализ полученных данныхих статистическую обработку,анализ источников научной литературы.  Научный руководитель контролирует правильность проведения исследования на всех этапах ее проведения, дает советы и рекомендации  по написанию и оформлению  доклада, выступления на конференции,правил написания  тезисов и статей  для публикации.

Результаты  проведенных научной студенческой работы докладываются студентами на первом туре конкурса НИРС, который проходит на кафедральной конференции в конце года. Работы студентов оцениваются комиссией, в  состав которой входят  представители ППС кафедры и модуля, а также студенты-члены НСК; выбираются председатель и члены  студенческой счетной комиссии. Проведение конференции проходит обычно под самостоятельным  руководством студентов, которые являются старостами НСК и секретарями НСК, ответственными за ведение протоколов. Каждому члену комиссии раздаются программы и протоколы с критериями оценок студенческих работ. После подсчета  баллов,  счетная комиссия регистрирует результаты оценок конкурса. Председатель комиссии объявляет результаты  и подводит итоги проведенного конкурса научных работ и докладов студентов. Доклады студентов, занявших призовые места,рекомендуются для участия в последующих турах конкурсов НИРС, которые проводятся на факультетском и университетском уровнях: на заседаниях научно-плановых проблемных  комиссий (НППК) университета.  Состав НППК утверждается приказом ректора  КазНМУ на Ученом Совете  университета в соответствии  с Положением о Научно – плановых проблемных комиссиях.

Анализ показателей НИРС на кафедре нормальной физиологии [4] за последние 4 года (с 2010- по 2014 г.г.) показал увеличение количества студентов, принимающих активное участие вработе НСК,  с  63 студентов в 2010-2011уч.г. до 89,  93 и 105 студентов в последующие три года. Количество докладов, большинство из которых  были написаны по результатам экспериментальных исследований,  выросло  и составило соответственно по годам: 9, 14, 27 и  37.  Все представленные работы защищались студентами на первом туре конкурса НИРС,  который ежегодно проходит на кафедре  с  участием ППС кафедры, членов СНО университета, приглашенных гостей: представителей ППС других кафедр и деканатов.

В декабре  2012 года  на студенческой научной конференции кафедры почетным гостем первого тура конкурса НИРС был  профессор кафедры нормальной физиологии   Российского  Инновационного  Национального Исследовательского  института  имени   Пирогова  профессор Н.Н. Алипов, приглашенный КазНМУ по программе  визитинг-профессора. Прослушав все 27 докладов  студентов, профессорН.Н.Алипов выразил глубокое удовлетворение за  проделанные научные студенческие исследования и пожелал дальнейших творческих успехов и роста научных достижений.

Увеличение количества членов НСК, принимающих активное участников  в выполнении студенческих научных работ,можно увидеть по результатам  участия  студентов  в последующих турах конкурсов НИРС. В 2010-2011 г. количество докладов студентов, которые были рекомендованы  для участия во втором и  третьем турах конкурсов научных студенческих  работ,  составилосоответственно 3 и 1,  в последующие годы эти цифры выросли до 7 и 4, до 12 и 9 и до 20 выступлений  в 2013-2014г.

Количество опубликованных студенческих научных работ  также ежегодно увеличивается и составляет  в среднем 10-20 работ ежегодно, в том числе публикации научных студенческих работ и  выступлений студентов на студенческих научных конференциях других городов Р.К. и стран ближнего зарубежья. К примеру,  работа студентов  3 курса факультета Общая  Медицина  (ОМ) Хан Галины, Масас Ирины и Аскарбековой Асель группа 10-ОМ-45-01–была  доложена  в городе Актобе  на  студенческой научной конференции ЗКО Медицинского университетав 2012году. Научные исследования Серик Касыма  Тореханулы  студента  11-ОМ22-01 группы докладывались в Оренбурге 18 апреля 2013года на  «Второй Всероссийской конференции  с международным участием студентов и молодых ученых в рамках  «Дней Молодежной Медицинской Науки»,  посвященной 125-летию  со дня рождения чл.-корр. АМН СССРпрофессора М.Ф. Лазаренко».

В  2013-2014 г. несколько изменились традиционные правила конкурса НИРС, второй и третий туры проведения конкурсов  НИРС  объединили,  и результаты научных  работ студентов анализировались  НППК уже  на университетском уровне.

Второй тур конкурса  НИРС по  УД   «Lifesciences»  в 2013-2014 учебном году  проводился 19.12.2013 на НППК «Общественное здоровье и здравоохранение» и на заседании комиссии секции “Морфологические дисциплины  и Науки о жизни – Lifesciences»”. На заседании этих НППК проводился второй тур конкурса НИРС кафедры и модуля нормальной физиологии и валеологии. Как и в предыдущие годы,  студенты завоевали  призовые места (2), пять студенческих работ были удостоены  номинаций. Электронные варианты тезисов  и статей докладов вместе с выписками протоколов заседаний 2-ого тура конкурсов НИРС подаются в СНО для публикации в ежегодный  «Cборник научнo-исследовательских работ студентов  и молодых ученых КазНМУ».

По новым правилам  Положения СНО-2013  студенческие научные доклады, получившие первое место на  втором туре конкурса НИРС, представляются на республиканскую конференцию. По итогам конкурса это право завоевал студент  3 курса факультета ОМ  Орынбасар Н., ОМ 11-003-02,  проводивший исследования на базе модуля нормальной физиологии. На республиканский уровень конкурса  НИРС была подана  его  научная работа «Парасаттық көрсеткіш арқылы студенттердің саналық денгейіне әсер ететін кейбір факторларды бағалау»: научный руководитель: доцент Хасенова К.Х., ст.преподаватель Алипбекова А.С.  Студенческая научная работа была представлена в этом учебном году на международном уровне.  Работа студентов 3 курса ОМ- 11-022-01 Серик Касыма и Токтарбай Сержана была подана на 3-ю международную  студенческую конференцию в Малазию. Работа студентов была принята, этих студентов  ректор КазНМУ профессор А.А  Аканов  командировал для участия в конференции, которая прошла 10-11 марта2014г.  в Пенанге  в  Малазии. Студенты получили дипломы об  активномучастии. Серик Касым сделал устный доклад и получил сертификат.-«Certificate  Oral Presentation For successfully his paper in  ICMB 2014  International Association of Computer Science and Information Technology (IACST” завыступлениепостуденческойнаучнойработе: «Pulsometer  Projection with the Set  Paramemeters  for Identification of  Localization of the Person in Extreme». Конференция проходила  в Penang, Malaysia, 10-11марта, 2014.25-26 апреля 2014г. ВКазНМУ состоялась Международная научно-практическая конференция студентов молодых ученых  «Интеграция студенческой науки в международное пространство», посвященная  125-летию  С.Д. Асфендиярова. Для участия в ее работе студентами НСК модуля нормальной физиологии были поданы 4  студенческие научные работы. Студенты выступили на секционном заседании «Lifescience». Выступления студентов 3 курса ОМ были успешными. Доклад студентов  Орынбасар  Н.Т.и  Каржау А.Ш. «Студенттердің саналық деңгейіне әсер ететін негізгі факторларды парасаттық көрсеткіш арқылы бағалау»: научный руководитель: доцент Хасенова К.Х,ст. преподаватель Алипбекова А.С.  получил призовое 3- место.  Доклад студентки Бекмолдакызы М. «Мембрана төзімділігін отандық және жаңа тағамдыққоспа», «Желе по-казахстански» десертінің көмегімен жоғарылату»научный рукводитель: ст. Преподаватель Шайхынбекова Р.М., преподаватель  Байболатова Л.М. завовал 2-ое призовое место.  №3 доклад: Пирманов А.М. «Белсенді демалудың оқу үлгеріміне және денсаулыққа әсері»: научныйруководитель: доцент Хасенова К.Х.,ст. преподаватель Алипбекова А.С.;№ 4доклад: Жумасиловой М. иОнғарбайқызы Ұ. 11-09-01 ОМ. «Адаптациялық потенциал және бейімделу кезіндегі жүрек қызметінің электрофизиологиялық көрсеткіштерінің арасындағы байланыс». Научный руководительі: проф. Соколов А.Д., доцент Хасенова К.Х.Все работы студентов будут  опубликованы в сборнике конференции.

Таким образом, проведенный анализ  организации  НИРС на кафедре и модуле нормальной физиологии  и модуле валеологии, дает  основание полагать, что проведение научно-исследовательской работы студентов  вносит существенный вклад в организацию самостоятельной работы обучающихся студентов в формировании компетенции саморазвития студентов. Участие  студентов в НСК  и проведение ими самостоятельной нучно-исследовательской работы, развивая уровень теоретических и практических навыков  студентов, вносит значительный вклад в развитие понимания предмета физиологии и  проблеммедицины через исследования.

                                                    

 

Список литературы

1       Положение по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в Казахском национальном медицинском университете имени  С.Д. Асфендиярова.Разработано:  Джумашевой Р.Т., Ударцевой Т.П., Бекмагамбетовой Ж.Д., Куттыкожановой Г.Г., Дощановой А.М., Датхаевым У. М., Кульмагамбетовым И.А.

2       Как люди обучаются: От теории к практическому применению для преподавания.Разработан: Стюарт Менин,Rh.D., Диана Рихтер, МА  Университет Нью-Мексика .  ШколаМедицины. 2003 Teacher@ EducationalDevelopment  UniversityofNewMexicoSchoolofMedicina, Albuquergue, NewMexico.Перевод выполнен сотрудниками Карагандинской государственной медицинской  академии на основании  переданных прав от Университета  Нью-Мексика. –Караганда:Школа Медицины,2006.

3       Д.М. Баймуханова,  Ж.А.Иманбекова, Т.Т.Мельдеханов. Состоянние  научно-исследовательской работы студентов на кафедре патофизиологии  КазНМУ.  — Вестник КазНМУ. —  № 5 (1). – 2013. -С. 449-450.

4       Отчеты  о Научно-исследовательской работе  студентов кафедры нормальной физиологии и модуля нормальной физиологии и валеологии за  2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014.г.г.

 

 

 

К.Х Хасенова,  Е.М.Рослякова,  Н.С.Байжанова,  А.С. Алипбекова,

А.С. Игибаева

С Ж Асфендияров атындағы Қазақ  Ұлттық медицина университеті; қалыпты физиология модулі

 

ЗЕРТТЕУ  АРҚЫЛЫ СТУДЕНТЕРДІҢ ПОТЕНЦИАЛ МҮМКІНШІЛІГІН ДАМЫТУЫНДАҒЫ

ТӘЖІРИБЕЛЕРІ МЕН  МӘСЕЛЕЛЕРІ

 

Түйін: Мақалада студенттердіңөзіндік жұмыстарыныңөткізілу мақсаты жайында жазылған, соның бір түрі ретінде ғылыми студенттік жұмыстармен айналысуы болып табылады. Ғылыми жұмыстарға қатысу үшін қатысу барысында және тәжірибелік зерттеулерді студенттердіңөздері жүргізуі ретінде студенттер зерттеулердіңөткізілу тәжірибесін жинап, қортындылайды. Алынған мәліметтері бойынша презентациялар дайындап және түрлі дәрежелі студенттік ғылыми конкурс, конференцияларға қатысу арқылы мақала, тезис жазу дағдыларын қалыптастырады.

Түйінді сөздер: студенттердіңғылыми-зерттеу жұмысы, студенттік ғылыми үйірме, салауатты өмір салты, денсаулықтың психофизиологиялық негізі, денсаулыққа әсер ететін қатерлі факторлар.

 

 

 

K.h. Khassenova,  E.M.Rosliakova,  N.S.Baizanova, A.S. Alipbekova,

A.S. Igibaeva

AsfendiyarovKazakh National Medical University, normal physiology department

 

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF STUDENT’S POTENTIAL THROUGH RESEARCH

 

 

Resume:This article describes the problem of student’s independent work,a form of which may be conducting scientific student’swork. During participation in the scientific student’s circle by independent experimental studies, students gain experience in conducting and analysis of their experimental investigations, presentations of their research, get the experience of playing in the competitions of student research papers at various levels of conferences. Students will also acquire skills in writing scientific articles and abstracts, based on their results.

Keywords:  scientific student’s work, scientific student’s circle, healthy lifestyle, physiological basis of health, healthy  risk factors.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ