Posted by & filed under Инновационные методы обучения.

УДК 616-053.2:61:88.4

 

Ф.А.Багиярова, А.О.Курбанова

Кафедра коммуникативных навыков основ психотерапии, общей и медицинской психологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

 

                                                 

Формирование коммуникативных навыков  в педиатрической практике и пути  их реализации в процессе обучение будущего врача –педиатра. Возможные пути совершенствования   коммуникативной компетентности  молодых врачей –педиатров на уровне резидентуры и магистратуры .  Особенности и стратегии коммуникации в педиатрии.

Ключевые слова: педиатрия, коммуникативные навыки, резидентура, магистратура.

 

Формирование коммуникативных навыков  в педиатрической практике и пути  их реализации в процессе обучение будущего врача –педиатра.Возможные пути совершенствования   коммуникативной компетентности молодых врачей –педиатров на уровне резидентуры и магистратуры.

Ключевые слова: педиатрия, коммуникативные навыки, резидентура, магистратура.

Данная статья об актуальности  проблемы формирования коммуникативных навыков  в педиатрической практике и пути  их совершенствования в процессе обучение будущего врача –педиатра в КазНМУ.

Врачи-педиатры являются самой значимой и наиболее ценной частью ресурсов медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям. При этом именно активная статусная позиция врача, его поведенческие установки и реальные действия являются, определяющими в вопросах качества оказываемых медицинских услуг и обеспечения функционирования системы здравоохранения в новых условиях развития отечественного здравоохранения. [1]

В прошлом, когда родители приводили своих детей  к доктору, было  достаточно осмотреть и выписать рецепт. И не было необходимости объяснять родителям,  зачем выписано то или иное обследование и лечение, эмпатии и коммуникативной компетентности  никто от врача не ожидал.

Времена изменились. Сегодня  пациенты являются  потребителями здравоохранения, а врачи предоставляют услуги. И традиционные отношения  врач-пациент меняются. Пациенты стали не просто объектом медицинского наблюдения, а являются непосредственным участником лечебного процесса. Врамкам педиатрической практики  сюда присоединятся еще родители маленького пациента. Пациенты требуют информации, времени и доброжелательного отношения. И отсутствие коммуникативных навыков у медицинских работников уже не приемлемо.[2].

В работах, посвященных анализу основных признаков, по которым пациенты оценивают уровень квалификации врача, отмечается, что на первое место выдвигается показатель «отношение к пациентам», на второе – «результаты лечения больных», затем опыт работы, отзывы пациентов, личные качества врача (порядочность, трудолюбие, вежливость и др.). Такой показатель, как образование врача (в т.ч., глубина специализации), оказался на седьмом месте среди перечисляемым признаков [3]

Для  успешной  профессиональной  деятельности  врачу необходимо не только  знание  о течении болезни, владение практическими навыками  и умениями в постановке диагноза и  лечения.  Также врач должен знать, –коммуникативные навыки. То есть это умение разговаривать с больным. Потому что это сегодня становится главным. [4]

Навык коммуникации или иными словами коммуникативная компетентность в формировании личности врача понимается как комплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, которая сопровождает работу  врача и способствует качественному  контакту  с пациентами и его близкими.

Как известно, профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. С одной стороны, врачебная деятельность характеризуется тем, что в ней существенное место занимает высокая частота межличностных контактов при общении с больными и их родственниками. Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. С другой стороны, работа врача связана с психоэмоциональными перегрузками, высокой степенью напряженности, с необходимостью принимать решения в условиях дефицита времени. Ее успешность определяется не столько  собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их  в своей деятельности за счёт развития профессиональных качеств личности. [5]

Особое внимание на сегодняшний день хочется уделить формированию коммуникативной компетентности у будущего врача педиатра. Есть исследования наших российских коллег, где выявлено, что особенности коммуникативной компетентности в профессионально-личностном становлении будущего врача опосредованы профилем врачебной специальности.  Между профилем медицинской специальности и развитостью коммуникативной компетентности в профессионально-личностном становлении будущего врача существуют взаимосвязи, при этом врачи специальности «педиатрия» имеют более высокий уровень коммуникативной компетентности, чем представители других специальностей («лечебное дело», «стоматология»).[6,7]

В рамках КазНМУ им. Асфендиярова, будущие педиатры  обучаются на факультете общей медицины  и у нас отсутствует  аналогичное исследование. Вероятно, наш студент медик  недостаточно, освоит  специфические навыки которые необходимы будущему врачу –педиатру, следовательно, возникает обеспокоенность за будущее казахстанской педиатрии, куда придут  менее квалифицированные специалисты,  имеющие недостаточный  уровень коммуникативной компетентности. Которая по данным вышеуказанных авторов формируется еще на фазе обучения студента –медика.

Одно из возможных путей «восстановить  справедливость», проводить  дополнительное  обучения коммуникативным навыком с учетом особенностей работы молодых врачей -педиатров  с маленькими пациентами, подростками и их родителями на уровне резидентуры и магистратуры.

Для педиатров, коммуникативные навыки имеют свои особенности и включают:

1) умение разговаривать с родителями пациентов , как с равными партнерами.

2) умение хорошо общаться с ребенком и его  родителями,  чтобы понять их заботы, проблемы и убеждения, а также сбор соответствующей информации.

3) способность объяснить малышу его  болезнь и необходимость  лечения. Объяснение должно быть ясным, полным и простым для ребенка и его родителей. Варианты лечения должны быть четко и полностью описаны, так чтобы  они могли принимать информированное решения по поводу лечения.

4) умение убедить родителей следовать плану лечения. Это особенно важно при проведении длительных, сложных, болезненных, дорогостоящих или культурально- неприемлемых  процедурах при  лечении ребенка.

5) способность наладить отношения с родителями и их детьми, основанные на взаимном уважении и доверии.

6) «Softskills», способность вступать в контакт легко , вызывать  доверие и комфорт от общения у детей и их родителей. «Softskills», важный атрибут успешного практикующего врача.[8]

Важность навыков общения еще раз подтверждается в работе медицинского работника, когда отвечая на все вопросы без колебаний, проявляя сочувствие и эмоциональную поддержку, повышается доверие и авторитет доктора. Особенно это касается хронических или неизлечимых болезней, которые связаны с тревожностью, стрессом и неопределенностью для всей семьи. С другой стороны,  не смотря  на правильную диагностику, лечение и выздоровления, сопутствовала   плохая коммуникация и в конечном итоге родители остались не удовлетворены качеством обслуживания медицинского персонала. Известно, что  недостаток общения и взаимопонимания может привести к прекращению терапии и терапевтических неудачам. Это также  может вызватьсостояние депрессии и отчаяния, как у детей, так и у родителей, что может повлечь за собой  возникновение конфликтов и жалоб на медицинского работника.

Большинство жалоб системы здравоохранения, как государственных, так и частных, возникают от плохой коммуникации[2]. Очень немногие люди могут судить о качестве медицинского обслуживания по результатам обследования, диагностики и лечения. С другой стороны, хорошая коммуникация, может сыграть важную роль в предотвращении жалоб и конфликтов[9].

Сострадание, объяснение и убеждение – ценятся  нашими пациентами и их семьями так же, как поставленный правильно диагноз, лечение и излечение.

Стратегии для улучшения коммуникации

Проверьте, что родители знают: С информированными и знающими  родителями, обсуждение может начаться на более высоком уровне. Однако, не всегда знания и понимания проблемы могут быть верны. Многие родители получают свои знания из журналов, книг и веб-сайтов. Большинство этих источников лишены  контроля достоверности публикуемой информации.

Оцените то, что родители хотят знать: Некоторые родители хотят знать каждый малозначительный  факт и подробностио  состоянии их ребенка. Другие просто хотят рецепт и уверенность, что все будет хорошо. Важно оценить желания родителей, и общаться соответственно.

Получите обратную связь: Родители могут не понимать, что говорят им. Они могут очень огорчены, и не слышать доктора и  может быть уместным, принять их  в следующий раз. Понимание может быть улучшено, если дать время на осознавание  информации.

Умение слушать:Разрешить родителям говорить, а не прерывать  ихпри описание проблемы ребенка, стараясь держать консультацию целенаправленно,что часто приводит к неполному описанию проблемы ребенка.

Говорить правду: Родители заслуживают того, чтобы знать правду, информация должна сочетать здравый смысл, и сопровождаться способностью врача к сопереживанию.

Сопереживание: Родители больных детей переживают тяжелый период. Они оценят то, что их врач понимает и проявляет сочувствие, а не жалость.[9]

И в заключении, следует отметить,  неоценим вклад, который вносит врач-педиатр в становление личности  маленького пациента и его здоровье. Доктор вместе с родителями сопровождает малыша с самого момента рождения, помогая проходить ему самые трудные моменты жизни и провожает его во взрослую жизнь, вкладывая в свою работу много душевных и эмоциональных сил.

 


 

Список литературы

1       БатырхановШ.К., ИманбаеваТ.М., КаримхановаА.Т., АбдуллаеваГ.М. — Роль врача-педиатра в первичном звене медицинской помощи. — Вестник КазНМУ.

2       Parang N Mehta, Communication Skills – Talking to Parents. Indian Pediatrics May 2014; Volume 51: Number 5.

3       Решетников А. В. Методика проведения медико-социологических исследований. — М.: 2003.

4       А.А.Аканов. Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендирова – коммуникативные  навыки выпускника/ Под редакцией  А.А. Аканова, О.М. Мирзабекова, К.А.Тулебаева, и М.А. Абировой, З.Б. Исиной,  М.А. Асимова. – Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендирова, 2011 – 126 с.

5       Васильева, Л.Н. Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении будущего врача: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Л.Н. Васильева; ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им, Н.А. Некрасова». – Кострома: 2010. – С. 3–5.

6       Васильева Л.Н. О коммуникативной компетентности будущих врачей [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. – 2013. – N 5 (22). – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

7       Ю.В. Михайлюк, Исследование коммуникативной компетентности будущего врача http://media.miu.by/files/store/items/npsmu-apn-xxi/i/mim_sciencexxi_2011_03001.pdf )

8       Bartel DA, Engler AJ, Natale JE, Misra V, Lewin AB, Joseph JG. Working with families of suddenly and critically ill children. Arch PedAdolesc Med 2000; 154: 1127-1133..

9       Yedidia MJ, Gillespie CC, Kachur E, Schwartz MD, Ockene J, Chepaitis AE, et al. Effect of communication training on medical student performance. JAMA 2003; 290: 1157-1165.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.А. Багиярова, А.О. Курбанова

С.Д.Асфендияров атындағықазақұлттық медицина университеті.Коммуникативтік дағдылар,

психотерапия негізі, жалпы және медициналық психология кафедрасы

 

Педиатрияя тәжірибесіндегі коммуникативті дағдыныңқалыптасу мәселелері

 

Түйін:Педиатрия тәжірибесіндегі коммуникативті дағдыныңқалыптасуы және оны болашақ педиатр-дәрігердің оқу процесінде жүзеге асыру жолдары. Жас дәрігер-педиатрдың коммуникативтік біліктілігінрезидентура және магистратура дәрежесіне жетілдірудің  ықтимал  жолдары. Педиятриядағы коммуникацияның стратегиялары мен ерекшеліктері.

 

 

 

 

 

 

F.А. Bagiyrova, A.O. Kurbanova

Communication skills, Psychotherapy & Clinical Psychology Dept.Kazakh National Medical Univ. after S.D.Asfendiyarov

 

Problems of forming communicative skills in pediatric practice

 

Resume: The formation of communicative skills in pediatrics practice and their ways of realization in the training process of a future  pediatrician. Possible ways to improve the communicative competence of young pediatricians at the residency and graduate.Special aspects and strategies in communication in pediatrics.

Keywords: Pediatrics, communication skills, residency, graduate.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *